ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал



Кафедра менеджмента и маркетинга

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

« ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ »

 

для студентов, обучающихся по направлению

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

(программа подготовки бакалавров)

 

Перевозова, к.п.н., доцент

 

Челябинск, 2018

Введение .................................................................................................................. 5

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ ................................... 7

Тема 1.1. Государственная служба как профессия .............................................. 7

1.1.1. Проблема выбора профессии ................................................................ 7

1.1.2. Особенности профессии управленца ................................................... 9

1.1.3. Профессионально-деловые качества менеджера .............................. 13 1

.1.4. Основные функции государственного управления .......................... 20

Тема 1.2. Содержание государственного образовательного стандарта (третьего поколения) по направлению 081100. «ГМУ»22

1.2.1. Нормативно–правовое регулирование подготовки управленцев .... 22

1.2.2. Содержание гос. образовательного стандарта (3 поколения) по направлению 081100 «ГМУ»

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ............................................... 30

Тема 2.1. Система государственного управления Российской Федерации на

современном этапе ............................................................................................... 30

2.1.1. Понятие и признаки государственных органов ................................ 30

2.1.2. Система государственных органов..................................................... 31

Тема 2.2. Понятие, цели и задачи государственной службы ............................ 36

2.2.1. Понятия и система государственной службы в РФ ......................... 36

2.2.2. Правовой статус гражданского служащего ...................................... 40

Тема 2.3. Государственная служба и теория бюрократии ................................ 49

2.3.1 Понятие и признаки бюрократии......................................................... 49 2.3.2.Бюрократия как социальная угроза ..................................................... 51

2.3.3. Развитие бюрократии при эволюции общества ................................ 53

Тема 2.4. Эффективность государственного управления ................................. 59

2.4.1. Определение эффективности государственного управления .......... 59

2.4.2. Пути повышения эффективности государственной службы ........... 60

Тема 2.5. Обновление государственного управления ....................................... 63

2.5.1. Субъект и объект государственного управления .............................. 63

2.5.2. Цели государственного управления ................................................... 66

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ71

Тема 3.1. Муниципальное управление ............................................................... 71

3.1.1. Понятие местного самоуправления: его атрибуты и критерии.. 71

3.1.2 Основные сущностные признаки местного самоуправления ......... 88

Словарь основных терминов ............................................................................... 92 Рекомендуемая литература: ................................................................................. 97

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины является ознакомление студентов с будущей профессией, особенностями и характером профессиональной деятельности и ориентация на качественное освоение программы обучения. В процессе занятий студенты познакомятся с такими понятиями как «управление», «ГМУ», «менеджмент», «менеджер», «государственный и муниципальный служащий» и др., с содержанием и основными видами предстоящей деятельности.

 Данный курс является начальным и предшествует изучению ряда теоретических и прикладных курсов, таких как «Теория управления», «Теория организации», «Основы маркетинга», «Основы ГМУ», «ГиМС» и т.д.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ Тема 1.1. Государственная служба как профессия 1.1.1. Проблема выбора профессии

Профессия (от лат. «professiо» - объявляю своим делом» - официально указанное занятие) - это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в рамках подготовки непосредственно на рабочем месте.

Данные о составе и содержании специальностей и специализаций содержатся в едином перечне, который формируется и утверждается правительством, служит своеобразным заказом Министерству образования на подготовку специалистов, нужных направлений деятельности. 

Все новые специальности и специализации подлежат гос. регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения. Система образования РФ сегодня насчитывает более 600 специальностей, только по экономике и управлению – 20 специальностей и 200 специализаций.

Каждый человек сталкивается в своей жизни с проблемой выбора профессии. В. Г. Белинский: «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой». 

При этом каждый хочет достичь в жизни определенного успеха: покорить какие-то вершины, получить удовлетворения от проделанной работы. Выбор профессии — это очень важная задача, ведь ошибки могут привести к негативным последствиям. 

По статистике, люди сегодня уделяют работе на 20% времени больше, чем, 10-15 лет назад, т. е. проводят на работе большую часть своей жизни, и не всегда главным является заработок, немаловажное значение имеет и удовольствие.

1.1.2. Особенности профессии управленца

Большинство специалистов, занимающихся проблемой выбора профессии считают, что именно в индивидуальных способностях надо искать сегодня скрытый потенциал повышения эффективности труда. 

Мировой опыт показывает, что объяснение многих тупиковых ситуаций, имеющих отношение к возникновению военных и социальных конфликтов, а также кризисных явлений в экономике, заключается именно в плохом управлении, ошибочных или не принятых вовремя решениях

В этом сложность и привлекательность специальности управленца. Управление – это процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей с целью достижения необходимых результатов. 

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РФ.

Государственное управление – это процесс регулирования внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. ГУ – это система, в которой субъект (государство) и объект (общество) действуют во взаимосвязи.

В основе ГУ лежат интересы государства, направленные на защиту его целостности, поддержку уровня и качества жизни граждан. Через управление государство реализует защитную, социальную, правовую, экономическую, политическую, арбитражную функции.

В широком смысле ГУ означает непосредственное осуществление гос. власти: принятие политико-государственных решений и их реализация, контроль за соблюдением в обществе законности и правосудие.

Более узкое понимание ГУ определяет его как форму осуществления функций государства, как вид гос. деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть.

Классификация методов государственного управления.

В юридической литературе существуют различные классификации методов ГУ. Рассмотрим наиболее популярную классификацию методов.

По характеру воздействия методы ГУ подразделяются:

- на административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых косвенных и односторонних юридически властных предписаний органов ГУ. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности. Например, выполнение управляемой стороной Правил дорожного движения, или выполнение Правил пожарной безопасности.

административные методы в определенной своей части близки с административно – правовыми формами. «Это средства, приемы, рычаги, механизмы прямого административно-властного и одностороннего воздействия на соответствующие объекты управления. Эти методы - прямые приказы, распоряжения, указания, правила, разъяснения, рекомендации и т. п., имеющие обязательный характер, безальтернативные акции, во многом совпадающие или просто идентичные административно - -правовым формам деятельности».

В свою очередь, административные методы подразделяются

по форме выражения на административно-правовые и административно-организационные методы;

по юридическим свойствам– на нормативные и индивидуальные;

по способу воздействия– на обязывающие, управомочивающие и поощряющие;

Социально-психологические методы подразделяются на социологические (методы управления социально-массовыми процессами, коллективами и индивидуально-личностным поведением) и психологические (методы профессионального отбора работников по психологическим характеристикам, комплектования малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников, а также методы гуманизации труда и психологического побуждения).

В юридической литературе выделяют также классификацию методов ГУ по функциям субъектов управления. По этому признаку методы ГУ подразделяются:

- на общие методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (методы прямого и косвенного воздействия, общее руководство и непосредственное управление);

- специальные методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на стадиях процесса управления (выработка и принятие решений, программно-целевой метод).

Таблица 1

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Автократия — неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению.

Авторитаризм — политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.

Административные методы воздействия — воздействие на систему общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта с помощью регламентирующих, командных и нормативных актов — законов, приказов, инструкций, указаний, постановлений; директивных планов и т. п.

Административный регламент исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг — нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры) обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг; эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц; реализацию прав граждан и организаций. 

Аппарат — институт постоянного осуществления функций власти и управления: государственный аппарат, аппарат управления, аппарат государственного органа.

Власть — взаимосвязь между людьми, в том числе посредством публичных институтов, в процессе которой одни личности в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных, родственных и т.п. – добровольно осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь.

Государственная власть — право и возможность государства регулировать общественные отношения, определять правила (нормы) поведения и деятельности человека и создаваемых им структур.

Государство — публичная и легитимная (нормативно-выраженная) властная сила общества.

Государственное управление — практическое, организующее и регулирующие воздействие государства на общественную (публичную) и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на его властную силу.

Демократия — власть народа, организация и условия жизнедеятельности государства, при которых люди могут спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом и обустройство своей частной и общественной жизни.

Законодательство — система законов и определенных нормативных правовых актов.

Законодательная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются представительство интересов граждан и принятие законов, иных правовых и политических актов.

Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Исполнительная власть — подсистема государственной власти, основными функциями которой являются обеспечение и ведение непосредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей.

Критерии эффективности — признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.

Методы управленческой деятельности — способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

Органы местного самоуправления — выборные и иные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Правовое регулирование — деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата. 

Разделение властей — принцип организации власти в демократическом государстве, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная функция власти должны осуществляться разными государственными органами и разными людьми.

Регулирование — процесс установления и практического исполнения определенных правил (норм) поведения.

Решение управленческое — социальный акт, в котором в логической форме выражены воздействия управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые объекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей в управлении.

Система — множество связанных между собой компонентов той или иной природы упорядоченное по отношениям, обладающими вполне определенными свойствами; оно характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества.

Система государственного управления — совокупность взаимодействующих субъектов государственного управления (государственных органов) и управляемых объектов (общественных элементов и связей), подвергаемых     государственно управляющими воздействиями.

Стандарт качества жизни — норматив, призванный (в отличие от минимального социального стандарта) играть роль не элемента социальной защиты, а механизма целеполагания социальной политики, фиксировать не «минимальный», а «нормальный», «стандартный» уровень и качество условий жизнедеятельности людей.

Стратегия — способ мышления и управления, ориентированный на качественное изменение состояния жизни, управляемых процессов, сравнимое с лучшими мировыми показателями.

Структура государственного органа — совокупность подразделений, должностей государственного органа, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей.

Трудовые ресурсы — это понятие, характеризующее потенциальные возможности занятости в национальной экономике, т.е. население страны, региона, муниципального образования, рассматриваемое как производительная сила общества, которое может трудиться.

Территориальное устройство — совокупная организация систем и структур управления различными территориями, выступавшими одновременно в качестве объектов и субъектов управления. Территориальное устройство государства зависит от целого ряда факторов.

Управление — целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, ассоциации и т.д.) 

Управленческая деятельность — совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управляющее воздействие — целенаправленное, организующее и регулирующее влияние одних людей или государственных и общественных институтов на сознание поведение и деятельность других.

Функция государственного управления — конкретный вид управляющего воздействия государства в целом, отличающийся предметом, содержанием и способом сохранения либо преобразования управляемых явлений.

Функция управления — реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явления, отношение, состояние, на которое последние реагируют и которое воспринимают.

Экономическая эффективность государственного управления — отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости привлеченных для этого ресурсов.

Рекомендуемая литература:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал



Дата: 2018-11-18, просмотров: 251.