Основные функции государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание государственного управления раскрывают его основные функции – предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация), исследования. одной из особенностей современного менеджера является его исследовательская деятельность, она должна занимать не менее 30% его рабочего времени и усилий. Он должен анализировать свою деятельность. Если он успешен, он должен понимать, с чем связан успех и как можно его закрепить. Если же его решения приносят неудачи, то он должен видеть их истинные причины. Ему необходимо не только понимать их на уровне интуиции, но и обосновывать научно. 

Современная тенденция развития управления - доля исследовательской деятельности возрастает. Усложняются условия управления, социально-психологические характеристики человека, социально-экономические условия. И изменения невозможно реализовать в рамках простых решений, которые опираются па опыт и интуицию, здравый смысл или формальное усвоенные звания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, обоснованный выбор решений из множества вариантов. 

Сегодня не может быть удачного и надежного прогнозирования без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. Исследование — это не только функция современного менеджмента, это и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

 Поэтому формула современного управления — «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Т.о., человеку, выбравшему профессию в системе ГМУ, необходимо иметь множество качеств, формирование которых является содержанием специальности, так как люди управленцами не рождаются, они ими становятся в процессе длительного обучения и приобретения жизненного и практического опыта, хотя личные качества играют в этом значительную роль.

 

Тема 1.2. Содержание гос. образовательного стандарта (3 поколения) по направлению 081100. «ГМУ» 1.2.1. Нормативно–правовое регулирование подготовки управленцев

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Задача законодательства в области образования - обеспечение и защита права на образование, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.

Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ.

В Италии, в 1999 году министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования. Официально Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 г. и приступила к реформированию системы высшего образования. 

К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы были отнесены: 

1. Принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников вузов Европы 

2. Переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования.

3. Внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин 

4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения  

5. Сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий 

6. Повышение престижа европейского образования за счет развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований

Начиная с 2003 года, после присоединения России к Болонскому соглашению, в России повсеместно и интенсивно вводится Болонская система образования.

 Стремясь подогнать высшее образование в России под европейские стандарты, министерство образования вводит в вузы двухступенчатую систему преподавания: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура.

1.2.2. Содержание гос. образовательного стандарта (3 поколения) по направлению 081100 «ГМУ»

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами. ГОС -социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ.

Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Настоящий ФГОС утвержден Приказом от 17 января 2011г. N 41 Министерства образования и науки и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 081100 ГМУ 

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО   - высшее профессиональное образование;

ООП   - основная образовательная программа;

ОК      - общекультурные компетенции;

ПК      - профессиональные компетенции;

Наименование: ООП бакалавриата Код – 62. Квалификация – бакалавр. Срок освоения ООП – 4 года. Трудоемкость (в з.е.) – 240 В год – 60 з.е. 1 з.е. – 36 ак. часов 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Область проф. деятельности бакалавров включает профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

• федеральные государственные органы, органы власти субъектов РФ;

• органы местного самоуправления;

• гос. и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;

• институты гражданского общества;

• общественные организации;

• некоммерческие организации;

• международные организации и международные органы управления;

• научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.

Бакалавр по направлению подготовки 081100 ГМУ готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Виды профессиональной деятельности

1. Организационно-управленческая; 

2. Информационно-методическая;

3. Коммуникативная;

4. Проектная;

5. Вспомогательно-технологическая (исполнительская).

Бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:

1. Организационно-управленческая деятельность:

- организация исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участие в разработке и реализации управленческих решений; 

- участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;

- участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;

- участие в обеспечении рационального использования ресурсов органов государственной     власти РФ,     органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

- участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности.

2.Информационно-методическая деятельность:

- документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих гос. должности;

- участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;

- информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;

- подготовка информационно-методических материалов, участие в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;

- защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства

3.Коммуникативная деятельность:

- участие в организации взаимодействия; 

- участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях;

- участие в организации внутренних коммуникаций;

- содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;

- поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории;

- участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий.

4. Проектная деятельность:

- участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;

- участие в проектировании организационных систем;

- проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов;

5.Вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

- ведение делопроизводства и документооборота в органах государственной власти;

- осуществление действий, приемов и операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам;

- технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов;

- вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, гос. и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий. 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

Выпускник должен обладать следующими компетенциями (способность применять знания, умения и личностные качества):

1.Общекультурными компетенциями (ОК),

2.Профессиональными компетенциями (ПК).

Общекультурные компетенции (ОК):

- стремлением работать на благо общества (ОК-1);

- знанием требований профессиональной этики; 

- знанием базовых ценностей мировой культуры; 

- знанием законов развития природы, общества, мышления; 

- понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии ГМУ;

- способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, владение основными способами и средствами информационного взаимодействия;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению;

- владение одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии);

- владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Профессиональными компетенциями (ПК): 

1.Организационно-управленческая деятельность:

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

- умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы

2.Информационно-методическая деятельность:

- наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);

- умение разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владение средствами программного обеспечения анализа

- умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

- умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы РФ.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП) БАКАЛАВРИАТА

ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов: 

1.Гуманитарный, социальный и экономический циклы;

2.Математический и естественнонаучный цикл;

3.Профессиональный цикл; разделов:

1.Физическая культура;

2.Учебная и производственная практики;

3.Итоговая государственная аттестация.

Структура цикла:

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом.

 Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков. 

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Основными методологическими подходами к исследованию ГМУ являются следующие: 1. административно-правовой подход 2. экономический подход, 3. политологический подход 4. культурологический подход 5. процессный подход.

Теперь рассмотрим их подробнее.

административно-правовой подход, исходящий из представления муниципальных и гос. форм регулирования и развития как упорядоченных административным правом, а значит вполне описываемых через административные и нормативно-правовые способы и нормы регулирования;

экономический подход предполагает, что преобладающее большинство муниципальных и гос. управленческих процессов регулируется экономическими закономерностями и интересами и соответственно их знание и использование позволяет достигать поставленных целей в ГМУ;

политологический подход, как это следует из его названия, строит свою исследовательскую практику в изучении ГМУ как политической конкуренции социальных групп и движений в обеспечении доступа к рычагам экономической власти для реализации своих интересов;

культурологический подход предполагает знание традиционных и целенаправленно формируемых институтов, способных за счет использование потенциала национально-этнических, профессиональных и социально-групповых норм и культур как условия для исследования ГМУ.

 


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РФ.

Государственное управление – это процесс регулирования внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. ГУ – это система, в которой субъект (государство) и объект (общество) действуют во взаимосвязи.

В основе ГУ лежат интересы государства, направленные на защиту его целостности, поддержку уровня и качества жизни граждан. Через управление государство реализует защитную, социальную, правовую, экономическую, политическую, арбитражную функции.

В широком смысле ГУ означает непосредственное осуществление гос. власти: принятие политико-государственных решений и их реализация, контроль за соблюдением в обществе законности и правосудие.

Более узкое понимание ГУ определяет его как форму осуществления функций государства, как вид гос. деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть.

Классификация методов государственного управления.

В юридической литературе существуют различные классификации методов ГУ. Рассмотрим наиболее популярную классификацию методов.

По характеру воздействия методы ГУ подразделяются:

- на административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых косвенных и односторонних юридически властных предписаний органов ГУ. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности. Например, выполнение управляемой стороной Правил дорожного движения, или выполнение Правил пожарной безопасности.

административные методы в определенной своей части близки с административно – правовыми формами. «Это средства, приемы, рычаги, механизмы прямого административно-властного и одностороннего воздействия на соответствующие объекты управления. Эти методы - прямые приказы, распоряжения, указания, правила, разъяснения, рекомендации и т. п., имеющие обязательный характер, безальтернативные акции, во многом совпадающие или просто идентичные административно - -правовым формам деятельности».

В свою очередь, административные методы подразделяются

по форме выражения на административно-правовые и административно-организационные методы;

по юридическим свойствам– на нормативные и индивидуальные;

по способу воздействия– на обязывающие, управомочивающие и поощряющие;

Дата: 2018-11-18, просмотров: 199.