Содержание государственного управления раскрывают его основные функции – предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация), исследования. одной из особенностей современного менеджера является его исследовательская деятельность, она должна занимать не менее 30% его рабочего времени и усилий. Он должен анализировать свою деятельность. Если он успешен, он должен понимать, с чем связан успех и как можно его закрепить. Если же его решения приносят неудачи, то он должен видеть их истинные причины. Ему необходимо не только понимать их на уровне интуиции, но и обосновывать научно.
Современная тенденция развития управления - доля исследовательской деятельности возрастает. Усложняются условия управления, социально-психологические характеристики человека, социально-экономические условия. И изменения невозможно реализовать в рамках простых решений, которые опираются па опыт и интуицию, здравый смысл или формальное усвоенные звания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, обоснованный выбор решений из множества вариантов.
Сегодня не может быть удачного и надежного прогнозирования без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям. Исследование — это не только функция современного менеджмента, это и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
Поэтому формула современного управления — «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Т.о., человеку, выбравшему профессию в системе ГМУ, необходимо иметь множество качеств, формирование которых является содержанием специальности, так как люди управленцами не рождаются, они ими становятся в процессе длительного обучения и приобретения жизненного и практического опыта, хотя личные качества играют в этом значительную роль.
Тема 1.2. Содержание гос. образовательного стандарта (3 поколения) по направлению 081100. «ГМУ» 1.2.1. Нормативно–правовое регулирование подготовки управленцев
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.
Задача законодательства в области образования - обеспечение и защита права на образование, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.
Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ.
В Италии, в 1999 году министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования. Официально Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 г. и приступила к реформированию системы высшего образования.
К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы были отнесены:
1. Принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников вузов Европы
2. Переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования.
3. Внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин
4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения
5. Сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
6. Повышение престижа европейского образования за счет развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований
Начиная с 2003 года, после присоединения России к Болонскому соглашению, в России повсеместно и интенсивно вводится Болонская система образования.
Стремясь подогнать высшее образование в России под европейские стандарты, министерство образования вводит в вузы двухступенчатую систему преподавания: первая ступень – бакалавриат, вторая – магистратура.
1.2.2. Содержание гос. образовательного стандарта (3 поколения) по направлению 081100 «ГМУ»
Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами. ГОС -социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ.
Включает федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Настоящий ФГОС утвержден Приказом от 17 января 2011г. N 41 Министерства образования и науки и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 081100 ГМУ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
Наименование: ООП бакалавриата Код – 62. Квалификация – бакалавр. Срок освоения ООП – 4 года. Трудоемкость (в з.е.) – 240 В год – 60 з.е. 1 з.е. – 36 ак. часов
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
Область проф. деятельности бакалавров включает профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
• федеральные государственные органы, органы власти субъектов РФ;
• органы местного самоуправления;
• гос. и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;
• институты гражданского общества;
• общественные организации;
• некоммерческие организации;
• международные организации и международные органы управления;
• научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.
Бакалавр по направлению подготовки 081100 ГМУ готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Виды профессиональной деятельности
1. Организационно-управленческая;
2. Информационно-методическая;
3. Коммуникативная;
4. Проектная;
5. Вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:
1. Организационно-управленческая деятельность:
- организация исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- участие в разработке и реализации управленческих решений;
- участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;
- участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;
- участие в обеспечении рационального использования ресурсов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности.
2.Информационно-методическая деятельность:
- документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих гос. должности;
- участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;
- информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;
- подготовка информационно-методических материалов, участие в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;
- защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства
3.Коммуникативная деятельность:
- участие в организации взаимодействия;
- участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях;
- участие в организации внутренних коммуникаций;
- содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;
- поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории;
- участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий.
4. Проектная деятельность:
- участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;
- участие в проектировании организационных систем;
- проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов;
5.Вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:
- ведение делопроизводства и документооборота в органах государственной власти;
- осуществление действий, приемов и операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам;
- технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов;
- вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, гос. и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
Выпускник должен обладать следующими компетенциями (способность применять знания, умения и личностные качества):
1.Общекультурными компетенциями (ОК),
2.Профессиональными компетенциями (ПК).
Общекультурные компетенции (ОК):
- стремлением работать на благо общества (ОК-1);
- знанием требований профессиональной этики;
- знанием базовых ценностей мировой культуры;
- знанием законов развития природы, общества, мышления;
- понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии ГМУ;
- способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, владение основными способами и средствами информационного взаимодействия;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению;
- владение одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии);
- владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Профессиональными компетенциями (ПК):
1.Организационно-управленческая деятельность:
- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
- умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы
2.Информационно-методическая деятельность:
- наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);
- умение разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);
- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
- умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владение средствами программного обеспечения анализа
- умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
- умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы РФ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП) БАКАЛАВРИАТА
ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:
1.Гуманитарный, социальный и экономический циклы;
2.Математический и естественнонаучный цикл;
3.Профессиональный цикл; разделов:
1.Физическая культура;
2.Учебная и производственная практики;
3.Итоговая государственная аттестация.
Структура цикла:
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом.
Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Основными методологическими подходами к исследованию ГМУ являются следующие: 1. административно-правовой подход 2. экономический подход, 3. политологический подход 4. культурологический подход 5. процессный подход.
Теперь рассмотрим их подробнее.
административно-правовой подход, исходящий из представления муниципальных и гос. форм регулирования и развития как упорядоченных административным правом, а значит вполне описываемых через административные и нормативно-правовые способы и нормы регулирования;
экономический подход предполагает, что преобладающее большинство муниципальных и гос. управленческих процессов регулируется экономическими закономерностями и интересами и соответственно их знание и использование позволяет достигать поставленных целей в ГМУ;
политологический подход, как это следует из его названия, строит свою исследовательскую практику в изучении ГМУ как политической конкуренции социальных групп и движений в обеспечении доступа к рычагам экономической власти для реализации своих интересов;
культурологический подход предполагает знание традиционных и целенаправленно формируемых институтов, способных за счет использование потенциала национально-этнических, профессиональных и социально-групповых норм и культур как условия для исследования ГМУ.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РФ.
Государственное управление – это процесс регулирования внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. ГУ – это система, в которой субъект (государство) и объект (общество) действуют во взаимосвязи.
В основе ГУ лежат интересы государства, направленные на защиту его целостности, поддержку уровня и качества жизни граждан. Через управление государство реализует защитную, социальную, правовую, экономическую, политическую, арбитражную функции.
В широком смысле ГУ означает непосредственное осуществление гос. власти: принятие политико-государственных решений и их реализация, контроль за соблюдением в обществе законности и правосудие.
Более узкое понимание ГУ определяет его как форму осуществления функций государства, как вид гос. деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть.
Классификация методов государственного управления.
В юридической литературе существуют различные классификации методов ГУ. Рассмотрим наиболее популярную классификацию методов.
По характеру воздействия методы ГУ подразделяются:
- на административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых косвенных и односторонних юридически властных предписаний органов ГУ. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности. Например, выполнение управляемой стороной Правил дорожного движения, или выполнение Правил пожарной безопасности.
административные методы в определенной своей части близки с административно – правовыми формами. «Это средства, приемы, рычаги, механизмы прямого административно-властного и одностороннего воздействия на соответствующие объекты управления. Эти методы - прямые приказы, распоряжения, указания, правила, разъяснения, рекомендации и т. п., имеющие обязательный характер, безальтернативные акции, во многом совпадающие или просто идентичные административно - -правовым формам деятельности».
В свою очередь, административные методы подразделяются
по форме выражения на административно-правовые и административно-организационные методы;
по юридическим свойствам– на нормативные и индивидуальные;
по способу воздействия– на обязывающие, управомочивающие и поощряющие;
Дата: 2018-11-18, просмотров: 224.