------------------------------------------------
Военное строительство Петра I .
Преобразования центральной
и местной систем управления
Одним из важнейших аспектов петровской модернизации являлось укрепление государственного начала как главного залога успешного проведения всех его реформ.
На первом этапе государственной деятельности Петра I большинство реформ было вызвано подготовкой к войне со Швецией, которая требовала строительства современного флота, регулярной армии. Решение этих задач, в свою очередь, было тесно связано с созданием эффективной системы управления, развитой экономикой, с обновлением социальных отношений.
В системе социальных отношений армии Петр отводил ключевую роль. Новая армия Петра создавалась по австрийско-саксонскому образцу: русский царь полагал, что настоящими солдатами могут быть наемники, которым хорошо платят. Поэтому при строительстве армии он пытался перейти от набора даточных к вербовке добровольцев
Точкой отсчета в создании регулярной армии можно считать 1699 г. когда был объявлен призыв «даточных» людей и добровольцев. Это был, по существу, первый набор рекрутов-воинов, поставляемых податными сословиями. Первоначально землевладельцы обязаны были давать одного рекрута с 50 дворов, а служившие по московскому списку – дополнительно предоставить по 1 конному даточному (воину) от 100 дворов. К осени 1700 г. было сформировано 27 полков, две трети которых составляли добровольцы.
Однако поражение под Нарвой в 1700 г., по выражению историка Каменского, подстегнуло царя к проведению кардинальной военной реформы.
С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность (от 20 дворов крестьян выставлялся один рекрут на пожизненную службу, позже срок ограничивался 25-ю годами), просуществовавшая вплоть до 70-х годов XIX века.
Ответственность за выделение рекрутов теперь уже перекладывалась с землевладельца на городские и сельские общины. Но дворяне, тем не менее, должны были подготовить по 1 кавалеристу от 80 дворов. За счет дворянства также шло комплектование офицерского корпуса. Дворяне – офицеры должны были находиться пожизненно на военной или гражданской службе.
К началу XVIII в., примерно, уже 30.000 дворян находились на службе. Возрастной ценз: вначале – 16 лет, а затем – 13-14 лет. При этом офицером можно стать, лишь пройдя службу солдатом в гвардии. В целом, к 1711 г. из числа сельских жителей в армию было отправлено более 139 тыс. человек.
Содержание армии государство брало на себя. Суточная норма солдата : для сравнения:
1) хлеба – 2 фунта (820 гр.) прапорщик – 5 пайков
2) мяса – 1 фунт (410 гр.) капитан – 15 пайков
3) вина – 2 чарки (240 гр.) полковник – 50 пайков
4) пива – 3,3 л. Генерал – 200 пайков
Ежемесячно:
1) соли – 820 гр.
2) крупы – 1,5 гарнца (5,5 кг.)
Денежное вознаграждение солдат:
Пехотинец – 10 руб. 32 коп годовых
Капрал – 12 руб.
Поручик – 80 руб.
Майор – 140 руб.
Полковник – 300 руб.
Генерал – 3600 руб.
В эпоху Петра I жалование солдатам и офицерам повышали 5 раз.
Главным итогом реформы явилось создание регулярной армии с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием, что нашло отражение в Воинском Уставе 1716 г. Армия России к концу правления Петра Алексеевича составляла, примерно, 200 тысяч человек. К тому же 100 тысяч давало казачество.
Задачи модернизации России требовали также и создания флота, без которого нельзя было решить проблему выхода к морям, немыслима была победа в Северной войне и выход в Балтийское море. Азовский поход 1695 г. и его уроки заставили Петра I осознать объективную необходимость и важность постройки флота. Воронежская верфь явилась первым этапом организации флота в России. Следующий этап – Архангельск и Новодвинская крепость, которые уже привели к созданию мощного российского военного и торгового флота.
Все детали организации корабельной компании были продуманы и представлены в Боярскую думу в виде записки, автором которой был сам Петр I. Ему же принадлежала идея разложить эту повинность, на купеческие торги и крестьянские дворы», сведения о которых содержались в подворных выписках из переписных и таможенных книг.
В предложениях царя были заложены принципы и способы организации и строительства флота, которые впоследствии найдут вторжение в Морском регламенте.
В приговоре Боярской думы было записано «…Морским судам быть. А скольким, о том справиться по числу крестьянских дворов. Выписать и доложить».[22] На следующее заседание Думы были приглашены иностранцы в качестве консультантов по техническому устройству и оснащению судов и по организации обучения корабельному мастерству в западных странах. Материальная сторона строительства была представлена в приговоре Боярской думы следующим образом: бояре и служилые люди с десятью тысячами крестьянских дворов должны внести средства на строительство одного корабля, равно как и патриаршество с духовенством. «Все дела по кораблестроению были отданы в ведение Владимирского судного приказа. Главной задачей приказа была подготовка документов для компаний, в которых указывалась «роспись предметов», необходимых для строительства кораблей»[23]. Таким образом, это решение Петр I облек не в форму единоличного указа, а как коллективное решение – приговор Боярской думы.
Разумеется, строительство флота осуществлялось не только на общественные деньги, но и на часть средств из государственной казны. «Делопроизводство компаний было сосредоточено в канцелярии Владимирского приказа, и, естественно, возникает большое количество новых видов документов для управления компаниями: инструкции, доклады, справки, регламенты, наказы, договорные грамоты. Прежде всего, были составлены две инструкции – первая, содержащая «роспись состава (штатное расписание) и регламент распределения лесоматериалов»[24].
Примечательна здесь одна деталь: почти в каждой статье инструкции предписывалось бережное отношение к лесному хозяйству. Строительство флота выявило целый ряд трудностей и, в первую очередь, нехватку специалистов. Это утвердило уже возникшую ранее мысль Петра о поездке за границу. Путь, пройденный страной от реки Воронеж до Архангельска, завершился созданием русского флота, состоявшего из 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем в 28 тысяч человек.
Созданные Петром армия и флот стали главным локомотивом преобразовательного процесса. Организация воинской службы была адекватна задачам модернизации России.
Реформирование системы государственного управления к концу XVII в. было столь же актуально, как и все другие преобразования. Прежние структуры уже не отвечали требованиям нового времени. Петр отказался от старой московской схемы управления. Произошла модернизация государственной власти по западному образцу.
Процесс реформирования институтов власти и управления проходил постепенно, порой продолжали действовать прежние правительственные органы.
Сущность реформы административного управления в эпоху Петра I заключалась в утверждении самодержавной власти, в ликвидации её ограничителей, какими были в свое время Земские соборы, Боярская дума.
Централизация и бюрократизация аппарата власти, наметившиеся ещё в XVII веке, резко усилились при Петре. Можно считать, что его реформы продолжили то направление в развитии государственной системы, которые проявились ранее.
В 1709-1710 гг. Петр провел губернскую реформу, следствием которой явилось образование 8 губерний в России: Сибирская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Киевская, Ингерманландская (С-Петербургская), Смоленская, Московская. Несколько позднее – Нижегородская, Воронежская, Астраханская и Рижская. Смоленская губерния стала составной частью Рижской и Московской губерний. Заслуживает внимания система управления губерниями: во главе – губернатор с широкими военными и административными полномочиями и солидным штатом: вице-губернатор, судья (ландрихтер), ответственный за сбор продовольствия (оберпровиантмейстер), коменданты в городах, полицмейстеры и т.д. Губернатор являлся доверенным лицом царя и подчинялся только ему. С 1719 г. губернии делились на провинции и уезды, при которых также имелся широкий круг помощников и подчиненных (широкая бюрократизация….!).
Строительство армии и флота, изменения системы местного управления потребовали коренной перестройки старого приказного аппарата. В России XVII века в разные времена насчитывалось, примерно, до 100 приказов, многие из которых были близки друг другу по своим функциям. Уже в конце века шел процесс объединения таких приказов. Проведение губернской реформы поставило перед правительством Петра задачу создания новых центральных учреждений, которые смогли бы контролировать местную систему управления. То есть возникла объективная необходимость замены приказной системы новой, коллегиальной.
Первые коллегии возникли в 1711-1712 гг. Это были Рудокопная коллегия и коллегия «для торгового дела», которая с 1715 г. стала называться Коммерцколлегией. С момента появления первых коллегий правительство Петра I активно продолжает работу по введению новых коллегиальных учреждений. При этом изучаются как собственный российский опыт, российская действительность, так и заграничный опыт. И все же за основу был принят шведский образец создания системы управления. С 1719 года в России вводится общегосударственное коллегиальное устройство.
Были учреждены: Юстиц-коллегия во главе с президентом (судебный орган – Андрей Артамонович Матвеев), Камер-коллегия (сборы податей и пополнение бюджета – Дмитрий Михайлович Голицын), Ревизионколлегия (Яков Долгорукий), Коллегия иностранных дел – Гавриил Головкин, Военная коллегия – А.Меншиков, коллегия Адмиралтейства (Ф. Апраксин) и др.
В 1720 г. был издан «Генеральный регламент», определивший порядок деятельности коллегий, их штат и правила его комплектования, характер документооборота, а также порядок решения дел. Учреждение коллегий привело к замене громоздкой и запутанной системы приказного управления страной. Каждая коллегия отныне ведала строго определенной отраслью управления[25].
В штат коллегии входили: президент, вице-президент, 4 советника, 4 ассесора, секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиисты, регистраторы и другие чиновники. При коллегии состоял фискал, позднее – прокурор. Фискал осуществлял надзор, прокурор надзирал за законностью и подчинялся генерал-прокурору.
Результатом проведения этих административных реформ стало создание стройной системы из 10-12 центральных учреждений, т.е. коллегий с четким разграничением функций. В соответствии с «Генеральным регламентом» решения коллегии принимались большинством голосов, члены её могли иметь «свое мнение».
В 1708 г. была создана Конзилия министров, куда вошли все 8 членов Ближней канцелярии, возникшей при Боярской думе. Это было переходное звено к образованию Сената. По указу от 22 февраля 1711 г. был учрежден Сенат для руководства системой центральных учреждений. Он заменил Боярскую думу, которая к этому времени потеряла свое значение. Ближняя канцелярия (Н. Зотов фактически осуществляла управление административными органами страны. Численность Сената составила 9 сенаторов. Становление Сената, как и предыдущих государственных органов, учрежденных Петром I, сопровождалось процессом бюрократизации. Он обзавелся огромным количеством дополнительных учреждений и ведомств. Деятельность самого Сената контролировал генерал-прокурор и подчинялся только царю.
Параллельно с Правительствующим Сенатом в 1711 г. возник институт фискалов для борьбы с должностными преступлениями (казнокрадством, коррупцией, мошенниками). История петровской эпохи изобилует примерами борьбы правительства Петра I с перечисленными выше преступниками, каждый из которых в соответствии с указом царя «Весьма жестоко на теле наказан будет… всего имени лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен или смертной казнью казнен». В числе наказанных были князь М. Гагарин – сибирский губернатор, Корсаков – московский вице-губернатор, обер-фискал Сената, члены Сената и др.
При Петре I значительно усилилась и судебная система. С 1714 г. был введен институт розыска, который осуществляли штаб-офицеры гвардии, имевшие специальные розыскные канцелярии. Канцелярии готовили судебные решения, утверждавшиеся самим царем. Высшей апелляционной инстанцией был Правительствующий Сенат, но окончательное решение принадлежало Петру I.
Таким образом, анализ указанных выше реформ свидетельствует о том, что в ходе их проведения постепенно формировалась огромная бюрократическая машина, пришедшая на смену системе средневекового управления, в основе которой лежал обычай.
Бюрократия была необходимым элементом структуры и в европейских государствах. Но в условиях Российского самодержавия, когда воля монарха единственный источник права, когда чиновник не отвечает ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало своеобразной «бюрократической революцией». В ходе этой революции был запущен «вечный двигатель» российской бюрократии.
Все черты созданной петровским режимом бюрократии просуществовали практически до начала XXI в. Следствием такой «революции» стала также зависимость всех и каждого от госаппарата, что ещё более укрепляло деспотическую традицию в России.
Пример: Если при Петре I на 500 человек приходился 1 чиновник (управленец), то к началу XXI в. – на 10 человек приходится 1 чиновник.
Реформа церковного управления
Особого внимания требовал вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Проводимые Петром реформы, проходили на фоне острейшей борьбы и неприятия их. Сдержанно, а порою и враждебно к преобразованиям русского царя относилось духовенство. Патриарх Андриан открыто высказывался против европейских новшеств, отхода от русских традиций. Возможно, по этой причине Петр после смерти патриарха воспрепятствовал выборам нового патриарха, а назначил управлять церковью местоблюстителя С. Яворского (Рязанский епископ). Вслед за этим все церковные земли были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы Монастырскому приказу (Мусин-Пушкин).
Длительный спор Алексея Михайловича с Никоном – спор о месте и роли светской и церковной власти в России – был разрешен Петром I. Известно, что исходным моментом реформ Петра было чисто эмоциональное неприятие им традиционных московских порядков. Не были исключением и церковные дела. Критическое отношение к церкви у будущего императора проявилось уже в начале 90-х годов XVII века, когда он учредил «всешутейший и всепьянейший собор». С самого начала правления Петр Алексеевич стремился подчинить Церковь государственной власти. Поездка по Европе, беседы с представителями официальной Церкви в Англии убедили его в необходимости изменения традиционного положения церковной власти. Однако потребовались не менее двух десятилетий, прежде чем у Петра сложился идеальный образ государственной Церкви в России. Главными идеологами реформы и монархической власти стали Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1721 отменяется патриаршество официально и учреждается особая Духовная коллегия – Святейший Синод во главе с Ф. Прокоповичем. Им был подготовлен «Духовный регламент» в котором:
1) объяснялась отмена патриаршества единоличным правлением церкви, а также политическими неудобствами, происходившими от возвышения церковной власти, стоявшей даже выше царя;
2) обосновывались новые правила и формы управления церковью.
Синод стал государственным учреждением по делам православной церкви. В его состав вошли С. Яворский, два вице-президента и 8 членов – представителей духовенства. Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской. Сама же церковь превращалась в винтик огромной государственной бюрократической машины. Данная реформа привела к огосударствлению церкви, к фактическому изъятию у нее права высшей, нравственной оценки власти, воспитания народа.
В целом, административные реформы, проводимые Петром I в первой четверти XVIII в., привели к формированию стройной системы государственных учреждений, полностью подчинявшихся монарху. При этом его власть никем и ничем не ограничивалась: были ликвидированы все механизмы сдерживания абсолютной власти (Боярская дума, секуляризация церкви, ликвидация патриаршества, жесткое подчинение местной власти императору и т.д.).
Таким образом, изменение роли и статуса церкви, как и отмена Боярской думы, проведение губернской реформы явились ликвидацией последних механизмов сдерживания абсолютизма монархической власти в России. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Было создано «регулярное государство». А.Н. Медушевский (автор монографии «Утверждение абсолютизма в России») считает, что главной целью петровских преобразований было создание «рационально управляемого государства». Об этом свидетельствовали такие признаки рациональной организации власти как: «разработанная по единому плану четкая система правовых норм и административных правил (инструкций) деятельности институтов управления; формальная иерархия уровней управления, учреждений и работающих в них чиновников; высокая степень функциональной дифференциации административного аппарата»[26] и ряд других.
Модернизация страны, реформирование системы управления привели к изменениям в социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Русский царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, какой он видел в Западной Европе. Он расширил городское самоуправление, создал Главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Создав московскую Ратушу, а затем Главный магистрат в Петербурге, царь сделал их центром «всероссийского купечества», центром объединения «рассыпанной храмины» купеческого класса. В соответствии с регламентом Главного магистрата (1721 г.) жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» (подлых) граждан. К первой категории граждан относились крупные купцы и промышленники (первая гильдия), а также мелкие торговцы и ремесленники, владевшие средствами производства (вторая гильдия). Ко второй причислялось все остальное городское население. Петр всячески старался «втянуть» купцов в промышленность, предоставляя им ссуды и льготы для строительства мануфактур и передачи последних им на выгодных условиях.
Правительство Петра I значительно усилило позиции дворянства. Указ 1714 г. «О единонаследии» был направлен на укрепление дворянского землевладения и создание слоя безземельного дворянства для службы в армии, на флоте или в государственных учреждениях (см. документ № 3). Кроме того, Указ уравнивал формальные права дворян на поместья и вотчины. Проанализируйте Указ Петра. Какие изменения произошли в дворянском сословии? Почему стало возможным вхождение в состав благородного сословия выходцев из других сословий. Приведите факты, подтверждающие усиление и укрепление позиций дворянства в качестве собственников и душевладельцев. Почему Петр I освободил их от налогов и в чем он видел их предназначение?
Раскройте содержание понятий и названий:
абсолютизм, абсолютная монархия, вотчина, губерния, главный магистрат, единонаследие, император, коллегия, майорат, поместье, регулярное государство, Сенат, Синод, секуляризация, «Табель о рангах», фискалы, Генеральный регламент, Духовный регламент, орден Андрея Первозванного.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого.
2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра?
3. Покажите процесс формирования нового мышления. Соотнесите понятия: «общественное благо» – благо всего общества (Россия); «общественное благо» – благо отдельного человека (Европа). Как решает Петр Алексеевич идею «общего блага»?
4. Можно ли согласиться с мыслью Г.В. Плеханова о том, что деспотизм был единственной политической ценностью начала XVIII в.?
5. Заполните хронологическую таблицу:
Дата | Событие | Содержание |
1705 г. | ? | ? |
1708 г. | ? | ? |
1711 г. | ? | ? |
1714 г. | ? | ? |
1718 г. | ? | ? |
1720 г. | ? | ? |
1721 г. | ? | ? |
1722 г. | ? | ? |
Темы рефератов
1. Государство и церковь в эпоху Петра Великого.
2. Сословная политика Петра.
Источники
Ä О должности Сената // Хрестоматия по истории России. Т. 2, кн. 1. М., 1995.
Ä Табель о рангах 1722 г. 24 января. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных) // Там же.
Ä Указ о единонаследии 23 января 1714 г. // Хрестоматия по истории СССР до конца XVIII в. М., 1989.
Ä Учреждение губерний 1709 г. // Там же.
Литература
- Алексеев С. Петр Первый. М., 1995.
- Баггер Х. Реформы Петра Великого. М., 1985.
- Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII – XVIII вв. М., 1994.
- Водарский Я. Е. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории. 1994. № 3 или Родина 1994. № 11.
- Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив». М., 2006.
- Ивонин Ю.Е., Фоглер Г. Абсолютная власть и сословное общество. Империя и территория от 1648 до 1789 // Вопросы истории. 2001 № 3.
- Каменский А. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация. М., 1999.
- Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 2001.
- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой Руси / Хрестоматия по истории России в 4-х т. М., 1995. Т. II. Кн. 1. Разд. 2.
- Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. IV.
- Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991.
- Ланшиков А. Император-большевик // Родина. 1992. № 3.
- Масси Р.К. Петр Великий. В 3-х тт. Смоленск. 1996.
- Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994.
- Милюков П. Н. Государственное устройство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого / Хрестоматия по истории России. Т. II. М., 1995.
- Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991.
- Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1990.
- Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в веках // Отечественная история. 2005. № 4.
- Погодин М.П. Петр Великий / Хрестоматия по истории России. Т. II. М., 1995.
- Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1990.
Дополнительная литература
- Мережковский Д. Пётр и Алексей. М., 1990.
- Толстой А.Н. Пётр I. Любое издание.
Тексты
Документ № 1
УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.
Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:
I. Московская. Москва, а к ней города. <…> Итого с Москвой 39 городов. II. Ингерманландская. Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
III. Киевская. Киев, а к нему города. <…> Всего в Киевской губернии <…>56 городов. IV. Смоленская. Смоленск, а к нему города. <…> Всего в Смоленской губернии 17 городов.
V. Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <…> Итого 20 городов.
VI. Казанская. Казань, а к ней города. <…>Да <…> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.
VII. Азовская. Азов, а к нему города. <…> Итого 25 городов.
VIII. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке < пригородка, всего 30 городов.
Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2218.
Документ № 2
УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА, 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.
Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорей Волконский, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер - секретарь сего сената Анисим Щукин <…>.
Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945. Т. 1. С. 197.
Документ № 4
УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА
5 февраля 1722 г .
Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаяньем его оное намерение, но милостию божией ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходотайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословление тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владмировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церкви великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткость ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 г. милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.
Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3893.
------------------------------------------------
ТЕМА IV
Дата: 2018-11-18, просмотров: 375.