Внешнеполитической стратегии России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                            

В начале 1694 г. умерла Н. Нарышкина (мать Петра). Фактически Петр остается единственным правителем. До этого он мало занимался внутренними делами России, теперь вынужден заниматься сам. Осенью 1694 г. он возвращается из Архангельска в Москву, где устраивает грандиозные маневры, которые переросли в военные действия против Турции. Это было своеобразным оформлением внешнеполитического курса Петра Алексеевича. Он избирает южное направление. Цель стратегическая – выйти в Черное море. Для этого необходимо взятие турецкой крепости Азов. В 1695 г. русские войска от манёвров под Кожуховым перешли к настоящим военным действиям. Сам Петр писал, что «шутили под Кожуховым, теперь под Азов идем играть».

В июне 1695 г. осадил русский царь крепость Азов. Попытка взятия её штурмом не удалась. Причины: отсутствие специалистов по инженерным работам, единого командования, отсутствие флота, без которого осада Азова оказалась неполной. В итоге после двух штурмов в октябре 1695 г. осада была снята. Он хорошо понимал, что для осады с моря и с суши и взятия турецкой крепости нужен был флот.

Вернувшись в Москву, Петр I подготовил новый план по захвату турецкой крепости. Одновременно царь развернул работу по строительству флота в Преображенском и на реке Воронеж. Сюда были направлены 20 тысяч работников. Это была первая масштабная мобилизация населения. В течение нескольких месяцев построили 30 судов различного характера: 2 крупных корабля, 23 галеры, 4 брандера и несколько сот речных барок для перевозки войск.

В апреле 1696 г. они были спущены на воду, а в начале мая Петр отправился в новый поход на Азов. На этот раз он оказался удачным. Русский флот сумел преградить подходы к Азову турецкому флоту. Одновременно русские войска начали штурм крепости. 18 июля 1696 г. турки капитулировали. Итак, взятие Азова явилось важной победой. Она, с одной стороны, укрепила политический авторитет молодого царя, а, с другой, - это была первая военная победа России за долгое время.

Однако наличие в руках России Азова не решало проблемы выхода к Черному морю, но отныне восточный вопрос становится не только центральным, но и постоянным в течение всех последующих веков во внешней политике России.

После первого успеха деятельность царя принимает ещё более активный характер. Необходимо было укрепить и сохранить за Россией Азов. С этой целью в Азов было направлено свыше 3000 семей. Для строительства флота вводилась специальная корабельная повинность, создавались кампании по строительству флота – «кумпанства», каждое из которых отвечало за строительство и обслуживание определенного количества кораблей. Началась масштабная мобилизация населения на постройку флота.

 

                                                                         5. Великое посольство:  цели,

                                                            задачи и значение

 

В 1696 г. был подготовлен Указ Петра об отправлении на учебу за границу молодых людей. Данный указ лег в основу деятельности «Великого посольства», ставшего своеобразной отправной точкой для проведения внешних и внутренних реформ. В истории дипломатии сложно найти столь знаменательное предприятие, каким оказалось русское Великое посольство 1697-1698 гг. в Западную Европу. Несмотря на то, что в XVII веке ему предшествовали и другие «Великие посольства», столь претенциозное название, как считают историки, закрепилось за этой миссией в силу особой представительности, «великих» целей и весьма обширного маршрута (предполагалось посетить столицы семи государств).

20 октября 1696 г. царь устраивает в Преображенском селе «сидение с боярами о делах». Он должен был заручиться поддержкой родовитой знати для финансирования кораблестроения и одобрения посылки русских молодых людей за границу с целью обучения корабельному искусству.

С самого начала организация Великого посольства преследовала дипломатические и практические цели. Письма и бумаги Петра I, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, свидетельствуют о том, что целью посольства было «уверение» глав сопредельных государств в дружбе и уведомление их в ослаблении врагов креста Господня: «султана турецкого, хана крымского и всех басурманских орд», и надежды на заключение межгосударственных договоров для укрепления позиций в борьбе с общими врагами[15].

В конце 1696 г. была сформирована канцелярия посольства в составе 6 подьячих, 2 переводчиков, 2 толмачей для устных переводов. «Походная канцелярия посольства была хорошо оснащена необходимыми принадлежностями. Ф. Головин составил роспись нужных предметов, в которую входили: золото для заставок грамот, 6 фунтов красного сургуча, 2 фунта сухих чернил, стеклицы для письма, 5 стоп бумаги, пуд восковых свеч, ящик с печатями, 2 сундука для дел…».

Работа по подготовке посольства заключалась также в составлении грамот к главам государства, которые предполагалось посетить. Текст грамот заслушивался на заседаниях Боярской думы в присутствии царя. Пышность предстоящего посольства отразилась и на дарах, которые везли с собой. Предстоящая поездка должна была способствовать реализации целей, поставленных русским царем.

Во-первых, предстояло решить вопрос о строительстве военного флота. Нужны специалисты. Во-вторых, подобные задачи выдвигались и по созданию регулярной армии, а в-третьих, необходимо было повернуть развитие России от Востока к Западу. Последний вопрос определял все остальные и в то же время был самым сложно выполнимым, так как затрагивал менталитет нации, её самобытность, устои, традиционные связи. Сегодня сложно определить, когда у Петра созрела такая идея, но, очевидно, что первые мысли появились уже в конце XVII в. «Породить в традиционной культуре», к которой относилась Россия, «восприятие европейской рациональной модели» было крайне сложно. Для решения подобной задачи необходим был человек с европейским воспитанием и восприятием. Петр же воспитывался в традиционной, «азиатской деспотической культуре», а поэтому, желая её изменить, не понимал, как это сделать лучше. Он европеизировал Россию «по-азиатски». Силовой, деспотический, «вертикальный» способ решения проблем государственной власти, общества был более приемлем, нежели европейское реформирование, которое в России изначально было обречено на провал. Теперь становится понятной и главная цель поездки, в которой дипломатические задачи будут перекликаться с дидактическими целями. Такого феномена еще не знала русская дипломатия. Обычно в Европу ездили с целью, заключить договор, договориться о совместных действиях против противника, при этом послы должны были во всем демонстрировать превосходство русского строя. Однако учиться у европейцев, заимствовать их обычаи еще никто никогда не решался.

Европейский тип развития не мог быть также итогом выбора снизу, европейский тип мог быть привнесен только сверху, путем реформ. Петр I, страстный приверженец западного рационализма и деловитости, мечтал сделать Россию страной открытой, процветающей, придать ей динамизм.

Великое посольство выехало из Москвы 2 марта 1697 г. Посольство получило название «Великого» в связи с его многочисленностью. Его возглавляли три посла: Лефорт, Головин и Возницын. В числе волонтеров, отправляющихся для обучения кораблестроению и военно-морскому делу, был Петр Михайлов – царь. Численность посольства превышала 250 человек, а обоз насчитывал тысячу саней[16].

В Европе Петр и царь, и простой дворянин, и плотник. Его перевоплощения не случайны, царь изучает все тонкости европейского политического и социально-экономического механизма. Кроме того, Россия искала союзников в войне с Турцией. Но Европа преследовала свои цели. Ни Австрия, ни Франция не собирались воевать против Турции, как и многие другие государства Европы. Более того, многие из них заключали тайные договоры с турецким султаном. 

Перегруппировка сил в Европе вели к срыву главной цели Великого посольства – подтвердить дружбу между европейскими государствами в борьбе с Османской империей. Одной из причин, сорвавшей решение задачи о создании союза в борьбе против Турции было «испанское наследство».

Оставались еще цели – учиться у европейцев, заимствовать у них опыт политический, управленческий, военный. Поэтому царь Петр и учится мореходству, кораблестроению, навигации и многому другому. Он понимает, что в сложившихся обстоятельствах России придется надеяться только на себя и обратить внимание европейских держав она сможет только ценой собственных успехов и достижений. Все это подтвердиться позднее. А пока Петр «…навещает монетный двор в Лондоне, на котором работали самые совершенные станки того времени». По приезде в Россию царь намерен провести денежную реформу. Царь устанавливает личные контакты с выдающимися учеными современности, посещает учебные заведения и музеи, библиотеки и церкви, знакомится с политическими режимами и системами управления, изучает вопрос о взаимоотношениях государства и церкви и т. д.

Итоги Великого посольства были весьма значительными. Отныне Петр I имел команду достаточно подготовленных специалистов в различных областях (кораблестроение, навигация, математика, военном деле и т.д.). Несмотря на то, что союзники в борьбе против Турции не были найдены по причине искусной политики европейских государств и «испанского наследства», появилась возможность заключить Северный союз в борьбе против Швеции (Польша, Дания, Саксония и России). Все перечисленные государства имели и династические и территориальные претензии по отношению к северному «соседу». В соответствии с договоренностями военные действия против Швеции союзники должны были начать уже в 1699 г. А Россия – после заключения мирного договора с Турцией.

В целом «Великое посольство» имело немаловажное значение в дальнейшем становлении личности царя, в выработке им внутренней политики и российской дипломатии.

Раскройте содержание понятий и названий:

немецкая слобода, «потешные полки», «великое посольство», «хованщина», стрелецкие бунты, традиционализм, азовские походы, волонтеры.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем привлекали Петра Немецкая слобода (Кукуй) и ее обитатели? Приведите суждения и оценки С. Соловьева, Н. Молчанова, П. Милюкова, В. Мавродина, И. Солоневича и др.

2. Подберите материал, характеризующий наставников Петра I: П. Гордона, Ф. Лефорта.

3. В чем заключались официальные цели и нетрадиционные задачи «Великого посольства»?

4. Заполните хронологическую таблицу:

 

Дата Событие Содержание
1672 ? ?
1682 ? ?
1689 ? ?
1695-1696 ? ?
1696 ? ?
1697-1698 ? ?

Темы рефератов

1.  «Великое посольство» как важнейший источник преобразований России в конце XVII-первой четверти XVIII в.

2. Отечественная и зарубежная историография о личности Петра I и его преобразованиях.

Источники

Ä Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. I-IV. СПб., 1887–1912; Т. VII-XI, Л. 1947–1962.

Ä Хрестоматия по истории России: В 4 т. Т. II. Кн. 1. XVII-начало XVIII века. М., 1995. С. 76-121.

Литература

- Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. M., 1994.

- Башилов Б. История русского масонства. М., 1992. Разд.: Робеспьер на троне.

- Богданов А. Федор Алексеевич. Софья Алексеевна // Романовы. Исторические портреты. 1619-1762 / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1998.

- Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив». М., 2006.

- Водарский А.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

- Исторический лексикон. XVIII в. М., 1996.

- Ключевский В.О. Соч. в 9-ти тт. Т. 3. Лекции 57, 58. Т. 4. Лекции 60-68.

- Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991.

- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1992. Т. 2.

- Миронов Б.Н. Новое видение истории России XVIII-первой половины XIX века // Вопросы истории. 2001. № 11-12.

- Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991. Ч. 1.

- Павленко Н.И. Петр I и его время. М., 1989.

- Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.

- Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д., 1961.

- Соловьев С. М. Сочинения в 18 тт. М., 1989. Кн. 7. Т. 14. Гл. 3-4.

- Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1990.

- Солоневич И. Воспитатели Петра I – кабак и публичный дом // История. 2003. № 46. Приложение к газете «Первое сентября».

- Сущенко В.А. Особенности российской модернизации XVIII // История. Ростов-н/Д., 2000.

Тексты

Документ № 1

Инструкция Петра I волонтерам. 1697 г.

1) Знать чертежи или карты морские, компас, также и прочие признаки морские.

2) Владеть судном как в бою, так в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому надлежащие: парусы и веревки, а на катаргах1 и на иных судах весла и прочее.

3) Сколко возможно искать того, чтоб быть на море во время бою, а кому и не лучится, ино с прилежанием искати того, как в тое время поступить, однакоже обоим, видевшим и невидевшим бой, от началников морских взять на тое свидетельствованные листы2 за руками их и печатми, что они в том деле достойны службы своей.

4) Если же кто похочет впредь получить себе милость болшую по возвращении своем, то к сим вышеописанным повелениям и учением научились знати, как делати те суды, на которых они искушение свое приимут.

5) Когда возвращаться будут к Москве, должен всяк по два человека искусных мастеров морского дела привесть с собою до Москвы на своих проторях, а те протори, как они придут, будут им заплачены. Сверх того отсюды из салдат будут для того учения по одному человеку... а салдатом будет прокорм и проезд из казны.

1 Каторга – галера, гребное судно.

2 Свидетельствованные листы – удостоверения, дипломы. Сам Петр I в 1698 г. получил в Кенигсберге (ныне Калининград) диплом артиллериста.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. /Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. М., 1989. С. 238-239.

 

 

---------------------------------------------------------

ТЕМА II

Дата: 2018-11-18, просмотров: 274.