Развитие торговли при Петре I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                                   Политика протекционизма и

                                                                           меркантилизма. Финансовая

                               реформа

 

Ускоренные темпы развития российской промышленности требовали развития торговли. В теоретических трудах Ф. Салтыкова («Пропозиции»), И. Посошкова («Книга о скудости и богатстве») получила дальнейшее развитие русская экономическая мысль, теория меркантилизма, которая предусматривала экономическую политику государства, нацеленную на привлечение в страну возможно большего количества денег посредством вывоза товаров.  При столь небывалом размахе строительства различных мануфактур постоянно нужны были деньги. Более того, деньги нужно было удержать в стране. В этой связи Петр I создает условия для поощрения отечественного производителя. Промышленным, торговым кампаниям, работникам сельского хозяйства даются различные привилегии с таким расчетом, чтобы вывоз продукции, превышал ввоз. Он установил высокие пошлины на ввозимые товары (37%), в целях развития внутренней торговли принял специальный документ о «ярманках».

В 1698 г. началось строительство Волго-Донского канала, который должен был соединить крупнейшие водные артерии России, способствовать расширению внутренней торговли. Был построен Вышневолоцкий канал, который через реки соединил Каспий и Балтику.

В первой четверти XVIII в. расширялись отрасли не только в области промышленности, но и в области сельского хозяйства. В Россию ввозились новые сельскохозяйственные культуры, освоение которых привело к созданию виноградорства, табаководства, выведению новых пород скота, лекарственных трав, картофеля, помидор и. д.

В то же время поощрение казенной промышленности и торговли приводило к ограничению «неуказной» торговли помещиков и крестьян, что препятствовало свободному развитию рыночных отношений в петровскую эпоху. Управление промышленностью и торговлей осуществляли Берг-мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия.

Непрерывный рост государственных расходов на развитие промышленности, военные нужды определяли и финансовую политику. Финансовые функции осуществляли три учреждения: Камер-коллегия занималась сбором доходов, Штатс-контор-коллегия – распределением средств, Ревизион-коллегия - контролировала первые два учреждения, то есть сбор и распределение.

В соответствии с требованием времени и поисками денежных средств русский царь усилил государственную монополию на ряд товаров: табак, соль, мех, икру, смолу и т.д. По указу Петра I специальные лица – штат прибыльщиков – отыскивали новые самые различные источники доходов. Налогами облагались окна, трубы, двери, рамы, устанавливались пошлины отчальные и причальные, на места на базарах и т. д. Всего таких налогов насчитывалось до 40. Кроме того вводились прямые налоги на покупку лошадей, на провиант для флота и др. В целях пополнения казны была проведена денежная реформа.

Ещё с конца XVII в. началась перестройка денежной системы России. Была создана новая монетная система, в уменьшении веса монеты, в замене мелких серебряных монет медными, в ухудшении пробы серебра. В итоге финансовой реформы появились монеты различного достоинства: медный рубль, полтина, пол полтина, гривна, копейка, деньга, полушка и т.д. Сохранялись также золотые (одинарные, двойные червонцы, двухрублевики) и серебряные монеты (гривенник, пятачок, грош, алтын, копейка). Золотые червонцы и серебряные рубли стали твердой конвертируемой валютой.

Проведенная реформа имела как положительные, так и негативные последствия. Во-первых, она привела к значительным доходам государства, пополнила казну. Если в 1700 году российская казна насчитывала 2,5 млн. рублей, то в 1703 г. – 4, 4 млн. рублей. А, во-вторых, монетные операции вызвали падение курса рубля и к повышению цен на товары в 2 раза.

                                                

Социальная политика

В эпоху Петра I . Налоги и

Повинности населения.

Введение подушной подати

                                                             

И в области экономики, и в области социальной политики Петр I придерживался главного своего принципа – защита интересов дворянства как господствующего сословия с целью укрепления абсолютистского государства. В итоге петровской модернизации дворяне увеличили не только свое землевладение, но и расширились дворянские права на землю и крестьян. Указ царя 1714 г. о единонаследии является подтверждением тому. Закон о единонаследии, во-первых, ликвидировал различие между вотчиной и поместьем. Отныне – это «недвижимое имение» (поместье). Во-вторых, по примеру английского майората Петр устанавливал такой порядок, который не допускал дробления поместий. Оно переходило к одному наследнику. Делить можно было только движимое имущество. Кроме того, в ходе петровских преобразований происходит оформление дворянского сословия как служилого.

Податная реформа 1718-1724 гг. способствовала «ревизии» самого дворянства. Из его числа были исключены беспоместные и не имеющие крестьян дворяне. Огромное количество таких дворян (по существу мелкие служащие) исключались из дворянского сословия и переводились в новую категорию - крестьян-однодворцев. «Чистое» дворянское сословие получило название шляхтичей.  

Немаловажное значение для укрепления позиций дворянства как господствующего сословия имела «Табель о рангах» 1722 г. Она установила новый порядок получения чинов, дававшихся отныне только за службу.  Новый документ определял четыре вида службы (военная, морская, гражданская и придворная). В каждом из них все должности делились на 14 классов ( от 14-го до 1-го – высшего). Выходец из других сословий, получивший в 14-м классе личное дворянство и дослужившийся до 8-го класса, приобретал потомственное дворянство. Титул потомственного дворянина он мог передать только одному сыну.

Петр I, укрепляя позиции дворянства, вместе с тем требовал, чтобы во имя интересов Отечества они в обязательном порядке получали образование. Царь издал указ о том, что дворянские дети, не имевшие образования, не имели права жениться.

В целом, в области социальной политики петровское законодательство следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVII в. Крепостное право, зафиксированное Соборным Уложением 1649 г., получило своё дальнейшее развитие. Положение крестьянства в первой четверти XVII в. ещё более ухудшилось.

Европеизация России, реформы, тяготы войн, создание промышленности и т.д., безусловно, требовали огромных расходов, дополнительного финансирования, доходивших до 80-85 % начального дохода. Стало очевидным, что подворный принцип налогообложения не принес ожидаемого увеличения поступления податей. В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор, что привело к резкому сокращению числа дворов (на 20 %) и соответственно налогов. Поэтому вводился новый принцип обложения.

В 1718-1724 гг. по инициативе Петра Алексеевича была проведена перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности, собирались «сказки» о количестве душ в каждой деревне. Затем специальные чиновники-ревизоры осуществляли ревизию душ, составляли списки населения всей страны. Всего было учтено 5 637 449 душ мужского пола, которые становились главными налогоплательщиками.

 Введение подушной подати означало взымание налога с одной души мужского пола. До податной реформы налог брался со двора и был одинаковым (дворы же могли насчитывать и 10, и двадцать человек, и более). Теперь налог с помещичьих крестьян составил 74 коп., с государственных крестьян – 1 рубль 14 коп., с посадских людей – 1 рубль 20 коп. Подать распространялась на целый ряд категорий населения, до этого её не плативших (холопы, «гулящие люди», однодворцы, черносошное крестьянство Севера и Сибири и др.). Перечисленные социальные группы составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Дворянство и духовенство освобождались от налога. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян (см. документ № 3).

Введение подушного налога значительно увеличило налог государства. Если к 1700 г. прибыль от налогов насчитывала 2 млн. 500 тысяч, то в 1724 г. она составила 8 млн. 500 тыс., причем, большей частью этой суммы были средства от подушного налога.

Наряду с подушной податью крестьяне платили другие налоги и сборы, призванные пополнить казну, для создания и содержания громоздкого аппарата власти и управления, армии и флота, строительства городов и т.д., несли повинности. Петр не только изменил прямую подать, но и значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения доходов. Война требовала огромных дополнительных расходов. Если в 1701 г. и в 1706 г. они составили соответственно 2,3 млн. и 2,7 млн., то в 1710 – уже 3,2 млн., что значительно превышало доходы в бюджет государства. Это стало причиной различных финансовых мер правительства Петра (гербовая бумага, «порча монеты», «переоброчка», монополия на продажу соли, табака и т.д.). В итоге царствования Петра государственные доходы составили уже свыше 10 млн. рублей.

Не смотря на значительные успехи в деле укрепления бюджета страны, параллельно шел полярно противоположный процесс – всё более ухудшающееся положение крестьян. И подушная подать, и многочисленные косвенные налоги явились чрезвычайно тяжелой повинностью для крестьян. Крестьяне также несли рекрутскую повинность, строили города, флот, крепости. С 1724 г. они уже не могли уйти на заработки в город без паспорта («отпуска»), подписанного помещиком. Введение правительством Петра I паспортной системы привело к жесткому контролю миграции населения и ещё более усилило крепостнический режим.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 253.