------------------------------------------------
Восемнадцатое столетие открывает новый период в истории русской культуры. Уже в начале века наблюдается резкий разрыв с допетровской традицией. Отныне русская культура включена в общеевропейский культурный процесс. Она постепенно становится светской и строится уже на совершенно новых образцах – западноевропейских. Возросло значение человеческой личности и это находит отражение в литературе и искусстве. Науку, образование, литературу и искусство пронизывает гражданский патриотизм.
Культурный процесс становится более разнообразным и значительно полнее отражающим культуру различных слоев населения. Понимание всего этого позволит определить особенности развития российской культуры петровского времени (светскость, взаимодействие с западноевропейской культурой, демократичность, регламентированность, служение государственным интересам и т.д.). В то же время нельзя забывать о том, что самодержавие явилось главным фактором культурного переворота. Смысл и содержание петровских преобразований в области культуры – это военно-имперская самореализация, стремление ко всеобщему порядку, выделение европеизированной дворянской культуры. Все обязаны служить государству, все дворяне должны иметь знания.
Обратной стороной просветительской деятельности Петра стал глубокий раскол русского общества. Модернизация привела к появлению культуры «верхов» (западно-ориентированной) и традиционной культуры большинства. Европейское образование и западная культура стали уделом узкого слоя привилегированных сословий, в частности, дворянства. Крестьянство, разночинцы, часть купечества остались приверженцами старорусских культурных ценностей и нравственных норм. Верхние слои резко отличались от простого народа, который оставался хранителем истинно русских, национальных ценностей.
Особенности развития.
Влияние петровских реформ
на культурный процесс
Реформаторская деятельность Петра затронула не только систему государственного управления, экономику, но и глубоко изменила быт, традиции, атмосфер жизни петровского и послепетровского времени. Она наложила отпечаток на развитие культуры всего 18-го столетия, способствовала созданию пласта русской интеллигенции, развитию русской общественно-политической мысли.
В культуре XVIII века можно выделить два периода:
1) петровский, предпросветительский;
2) российский ренессанс, а по форме – барочный (середина – II половина XVIII века).
Культура Петровской эпохи имела свои особенности, которые тесно переплетались со спецификой России, ее конкретно-исторической обстановкой:
1. Все преобразования Петра в области культуры, быта, нравов носили ярко выраженный политический характер. Во главу этих реформ были поставлены, прежде всего, интересы государства. Отказ от вековых традиций русской культуры, насильственное введение европейских обычаев и нравов должны были подчеркивать рождение новой европейской державы в лице России.
2. На фоне петровских реформ усиливается процесс сближения культуры с общественной жизнью. В то же время, политика абсолютизма была направлена на сдерживание общественной мысли, литературы, искусства.
3. Культура России петровского периода развивалась в тесном взаимодействии с культурой других народов. Причем это взаимодействие в разные периоды было различным: а) во второй половине XVII века на русскую культуру влияла Польша, Украина, Белорусия; б) в эпоху Петра – Голландия и Германия; в) в конце XVIII века Германия и в какой-то степени Франция. Характер воздействия был сложным и противоречивым. Опыт Запада порою внедрялся насильственно и искусственно насаждался, что являлось причинами смуты, отказа от реформ. По словам Г.В. Плеханова, Россия после таких заимствований не стала Европой. Она оставалась гибридом, который имел «европейскую голову и азиатское туловище».
4. Развитие русской культуры шло параллельно с развитием культуры народов, населяющих Россию. Происходил своеобразный синтез и взаимообогащение культур, ведущие к формированию многонациональной культуры.
5. Культура эпохи Петра становится более открытой, переживает сложный процесс дифференциации, появляются ее новые сферы: наука, художественная литература, книжное и библиотечное дело, музеи, оформляется философская мысль, развивается образование и т.д.
6. Культура принимает все более светский характер (вспомните: реформа церкви, секуляризация духовной жизни).
Таким образом, великие преобразования в России, затронувшие экономическую, социальную и политическую сферы жизни логически привели к формированию российской национальной культуры.
Первые реформы Петра в области культуры коснулись быта, традиций, внешнего вида русских людей (по возвращении из Великого посольства). Однако, стрижка бород, введение европейского платья, нового этикета, проникновение элементов западной культуры были не просто заимствованием. Патриархальный образ жизни уступал место «светскости» и рационализму.
В 1718 году появляется указ Петра о проведении Ассамблей – вольных светских собраний для представителей образованного общества с обязательным участием женщин. При этом в указе давался детальный распорядок проведения ассамблей: организация танцев, игр, деловых встреч, поощрялось употребление иностранных слов. Это была своеобразная школа этикета и начало эмансипации женщины. Накануне выхода указа издается первое печатное пособие по этикету и правилам хорошего тона – «Юности честное зерцало», которое регламентировало поведение молодых людей на европейский манер.
Наука, школа, общественная мысль в первой четверти XVIII в.
И. Посошков, Ф. Прокопович и др.
Центральным направление в историко-культурном процессе периода правления Петра было развитие образования, науки. Приступая к реформам, Петр стремился «кратчайший и способнейший путь изобрести, чтоб завести науки и оных людей своих, елико мощно скорее, обучити». Реализуя эту задачу, он в течение первой четверти XVIII века создает школы, учебные заведения по подготовке специалистов различных областей: Пушкарскую школ в 1699-1701 гг., Навигацкую школу в 1707 г. В 1715 г. Была открыта Морская академия, 1719 г. – Инженерная, Артиллерийская школы, Школа переводчиков (Гимназия Глюка), Горнозаводское училище и др.
Впервые в истории России открылась и Медико-хирургическая школа. По заказу Петра в 1718 году известный хирург и анатом того времени Бидлоо начал изготавливать первые хирургические инструменты, создал первые книги по медицине – учебники «Зерцало анатомии» и «Анатомический театр».
Наряду с этим создаются начальные общеобразовательные и цифирные школы (50) для дворян. В соответствии с указом Петра необходимо было «всем дворянам и подьячим детям учиться в этих школах поголовно». Без получения свидетельства об окончании школ запрещалось вступать в брак. Образованию придавалось такое большое значение, что учеба рассматривалась как особый вид службы дворян.
Развитие образования требовало также постановки книжного дела. Книга являлась важнейшим источником знаний. Именно поэтому в первой четверти XVIII в. книг было издано намного больше, чем за предшествующие 150 лет. Массовыми тиражами издавался «Букварь Поликарпова-Орлова», «Арифметика Магницкого», «Механика», «Брюсов календарь» и др.
В 1710 году при непосредственном участии Петра I была введена гражданская азбука, упростившая кириллицу и разделившая сферу светской и церковной книжности.
С 1702 года стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости». Ее тираж составлял от 100 до 2500 экземпляров. Открывались также типографии, библиотеки, музеи (Кунсткамера), появилась книжная торговля.
Следует отметить, что в основе развития науки и техники в рассматриваемый период лежали, прежде всего, практические интересы государства, чем и объясняется особое внимание к таким направлениям науки как геодезия, география, картография. Впервые в истории России были составлены карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Совершены экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, в которых участвовали Атласов, Евреинов, Лужин, Мессершмидт, Беневин, Унковский. За три недели до своей смерти Петра подписал указ о новой, Камчатской экспедиции Беринга и Чирикова (1725-1730 гг.). Главная задача экспедиции, определить, «где Камчатка сошлась с Америкой».
В 1702 году была основана первая в России астрономическая обсерватория в Сухаревской башне, в 1703 был начат выпуск ежегодника «Календарь, или Месяцеслов», содержавшего сведения по астрономии, физике и метеорологии.
В первой четверти XVIII века получила своё развитие и техническая мысль. Русский изобретатель Никонов подготовил проект создания «потаённых судов». В 1724 году были проведены их испытания. Механик Нартов впервые в мире (1712 год) изобрел токарный и винторезный станки.
Созданная Петром Алексеевичем Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и т. д.
Огромным достижением первой четверти XVIII века явилось создание Российской Академии Наук (РАН), открытой в 1725 году. В стране был создан первый научный центр, сочетавший идеологические и научно-исследовательские функции.
Важнейшие изменения в социально-политической и экономической жизни нашли отражение в литературе и публицистике. Уже в начале XVIII века вокруг Петра I складывается группа талантливых мыслителей, поставивших своей целью теоретически обосновать и пропагандировать его реформы – «Ученая дружина» (Феофан Прокопович, В. Татищев, Щербатов). Она считала, что корнем всех общественных зол является невежество, и направляла свои усилия на просвещение и обоснование идеологии абсолютной монархии.
В частности, писатель, общественный и церковный деятель Феофан Прокопович (1681-1736) сформулировал абсолютистскую концепцию организации государственной власти – «Духовный регламент», «Правда воли монаршей».
Модернизация России потребовала развития экономической мысли. Интерес представляет книга Ивана Посошкова (1652-1726) «Книга о скудости и богатстве».
В эпоху Петра получила дальнейшее развитие историческая мысль России. Появились работы по истории Северной войны, в частности, в 1717 году вышел дипломатический трактат Петра Шафирова «Рассуждения о причинах войны со Швецией», «Гистория Свейской войны» Михаила Щербатова (при участии Петра I). По указанию Петра был начал сбор материала по истории России (в 1722 году приглашаются Миллер и Байер).
Крупнейшим историком первой половины XVIII века является Татищев Василий Никитич (1686-1750), участник Северной войны, учился за границей. В 1720 году организовал горное дело на Урале, был ярым сторонником реформ Петра.
Татищев составил первый русский энциклопедический словарь, является основоположником источниковедения, этнографии, географии. С 1717 года занимался историей России, двадцать два года работал над первым обобщающим трудом «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах, изложил события до 1462 года и оставил материалы до XVII века.
Наряду с этими произведениями появляются и другие жанры литературы, показывающие реальную жизнь. Это повести «История об Александре, российском дворянине», «История о Российском купце Иоанне», и др. Появляется любовная лирика, сатира. Петр поощрял деятельность первого русского сатирика Антиоха Дмитриевича Кантемира.
Заслуга Петра в том, что он способствовал становлению публичных театров в Москве, Петербурге, на подмостках которых ставились пьесы Жана-Батист Мольера «Доктор принужденный» (Лекарь поневоле), драма Ф. Прокоповича «Владимир» и др. При Петре закладываются основы государственного театра.
Время Петра – это период блестящего расцвета зодчества. Русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности светских зданий: административные, учебные, научные. Основным стилем в начале века становится Северное барокко (нарышкинский стиль). Он связан со швейцарским архитектором Доменико Трезини, который жил в Петербурге с 1703 по 1734 год. Он создал: Собор Петропавловской крепости (1712-1733), летний дворец Петра I, дворец Меншикова, здание коллегий (ныне университет), застройка Санкт-Петербурга.
В области живописи основаны жанры батальной и портретной живописи (Иван Никитин – портреты Петра, Головкина, Петр на смертном ложе; Андрей Матвеев – Супруги Голицыны, автопортрет с женой и т.д.).
Таким образом, даже беглый взгляд на культурные преобразования Петра свидетельствует о том, что его время не только заложило основы, но и явилось мощным толчком для последующего развития русской национальной культуры. В то же время, созданная культура состояла из двух частей, двух культур: «культура низов» и «культура верхов», - что неизбежно вело к расколу русского общества. Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Вместе с тем они еще более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и порой презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.
Раскройте содержание понятий и названий:
Ассамблеи, барокко, «Духовный регламент», кунсткамера, «культурная революция», «культура верхов» и «культура низов», нарышкинский стиль, светское образование.
Контрольные вопросы и задания
1. На основе изученного материала докажите, что преобразования XVIII в. подготовили последующий расцвет национальной культуры.
2. Проанализируйте «Юности честное зерцало» и «Книгу о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова.
3. Заполните хронологическую таблицу:
Дата | Событие | Содержание |
1700 г. | ? | ? |
1701 г. | ? | ? |
1702 г. | ? | ? |
1703 г. | ? | ? |
1707 г. | ? | ? |
1708 г. | ? | ? |
1714 г. | ? | ? |
1725 г. | ? | ? |
Темы рефератов
1. Влияние реформ Петра I на развитие русской общественной мысли.
2. Русская портретная живопись первой четверти восемнадцатого столетия.
3. Проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на историческую судьбу России.
Источники
Ä Инструкция Петра I волонтерам. 1697 // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.
Ä Первая русская газета «Ведомости» 1702-1727 гг. // Там же.
Ä Посошков Ф. Книга о скудости и богатстве // Нагаев А.С. Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Вып. II. М., 1985.
Ä Прокопович Ф. Духовный регламент // Изборник Древней Руси. М., 1989.
Ä Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // Хрестоматия по истории России. Т. II. Кн. 1. М., 1995.
Ä Юности честное зерцало // Хрестоматия по истории России. Т. 2. Кн. 1. М., 1995.
Литература
- Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.
- Зезина М., Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры. М., 1990.
- Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.
- Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1989.
- Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. Т. 1. СПб., 1862.
- Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. М., 1998.
- Россия в период реформ Петра. М., 1973.
- Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М., 1987.
Тексты
Документ № 1
O ВВЕДЕНИИ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ
20 декабря 1699 г .
Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есто генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век, и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитыхдуховного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить, и то б то поспело, ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7- мой день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрав пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках ставить по одной или 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня смолою или хворостом, зажигать, а перед Бурмистерскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их разсмотрению быть же.
Полное собрание законов Российской империи. Т. III. № 1736.
Документ № 2
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ
ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ
1. В первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать1. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать по именем отца или матери, разве что у кого особливые слуги, для того, что обычно челядинцы2 не двум господам, но токмо одному господину охотно служат.
2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже пркословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.
4. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.
5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
6. Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, – что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать.
7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинноучтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, но надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не отметать. Ежели чье мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться. Ежели которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели в чём оспорить можно, то учинить с учтивостью и дать свое рассуждение. А ежели кто пожелает что поверить3, то поверенное дело содержать тайно.
8. С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать.
9. Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят4 люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.
10. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.
11. Всегда время пробавляй5 в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.
Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
Имеет отрок наипаче всех человек прилежать как бы себя учинить благочестна6; ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки.
12. Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым7 придворным человеком быть.
13. Придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок. Возможет о своем деле сам предъявлять8, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив9 бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надёжная награда.
14. Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.
Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять10. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.
15. Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснётся, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону даётся.
16. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.
17. Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать11 и смирять, желая от всякого научиться.
18. Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство12 почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.
41. Также излишняя роскошь и прихотливые13 не похваляются.
44. Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.
45. В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.
47. Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.
55. Когде в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе14, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.
57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.
59. Ещё же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.
Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты15, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний16, когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобой лежит, а инде17 не хватай. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.
Буде что найдёшь, хотя б что ни было, отдай оное назад. Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.
Об одном деле дважды себе приказывать не давай. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.
Хрестоматия по истории России: В 4. т. Т. 2. В 2 кн. Кн. I. XVII-начало XVIII века / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захарова,
И.Е. Уколова. М., 1995. С. 214-218.
------------------------------------------------
ТЕМА VI
Дата: 2018-11-18, просмотров: 323.