Под конкурентоспособностью понимают комплекс потребительских, стоимостных и социальных характеристик товара (изделия), определяющих его успех на данном рынке, т. е. способность данного товара быть обмененным на деньги на конкретном рынке в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность — это степень соответствия совокупности свойств объекта ценностной системе рынка. Границы понятия конкурентоспособность непрерывно расширяются, переходя от конкурентоспособности изделия к конкурентоспособности предприятий и даже государств. Конкурентоспособность обеспечивается высоким технологическим уровнем и качеством, соответствием требованиям и стандартам стран-импортеров, фирм-покупателей, высоким уровнем технологического обслуживания, патентной чистотой и патентной защитой, приемлемой ценой, льготными условиями платежа и т. д.
Проанализируем ряд виброзащитных технологий для выявления наиболее конкурентоспособной на определенном международном рынке.
Защита современных транспортных систем, в частности автомобилей, от механических динамических воздействий обеспечивается виброизоляторами. Виброизоляторы являются комплектующими элементами, которые закупаются на рынке фирмами — производителями автомобилей. Разновидностей виброизоляторов достаточно много. Поэтому перед фирмами изготовителями, с одной стороны, и фирмами-покупателями — с другой, возникает проблема выбора наиболее рациональных элементов для производства и эксплуатации.
Задачу выбора рационального виброизолятора с учетом наиболее важных критериев качества рассмотрим на примере анализа четырех альтернатив: а1 — пневматического виброизолятора; a 2 — металлического торсионного элемента, работающего на скручивание; a 3 — винтовой пружины; a 4 — резинового элемента.
Для оценки альтернатив используем восемь критериев качества:
F 1 — собственная частота колебаний виброизолятора ( f , Гц);
F 2—долговечность элемента (Т, лет);
F 3 — габаритный размер ( h , метр);
F 4 — коэффициент передачи на резонансе ( Tz , безразмерные единицы);
F 5 — устойчивость к механическим повреждениям (шкала экспертных оценок);
F 6 — стоимость (тыс. руб.);
F 7 — шумоизоляция (дБ);
F 8 — патентная чистота (условные единицы измерения).
На основании функций принадлежности всех альтернатив по восьми критериям определены их конкретные значения, которые представляют собой следующие нечеткие множества:
По этим данным составлены матрицы нечетких отношений предпочтения R 1 , ..., R 8
Задача выбора решается в соответствии с описанной выше процедурой.
1. Строим нечеткое отношение Q 1 = R 1 Ç R 2 Ç …Ç R8:
Находим подмножество недоминируемых альтернатив на множестве {А, }:
по всем i и j (i ¹ j):
2. Строим отношение Q 2 .
Коэффициенты wk относительной важности критериев имеют следующие значения: w 1 = 0,23, w 2 = 0,09, w 3 = 0,04, w 4 = 0 23 w 5 = 0,04, w 6 = 0,09, w 7 = 0,23, w 8 = 0,04.
Определяем нечеткое отношение Q 2 .
Находим подмножество недоминируемых альтернатив множества [А, }:
по всем i и j (i ¹ j ):
3. Результирующее множество недоминируемых альтернатив есть пересечение множеств НД и НД :
4. Следовательно, рациональным следует считать выбор альтернативы a 1 имеющей максимальную степень недоминируемости.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.