Онтология – от греческих слов «сущее» и «учение, понятие, слово», - традиционно определяется как учение о бытии. Традиционная онтология в поисках ответа на вопрос о сущности бытия обращалась к метафизическим идеям сущности, субстанции; очевидность того факта, что однозначного ответа на эти вопросы не существует, а попытки считать некий ответ на вопрос о том, что такое сущность, единственно верным – не философия, а сходная с религиозной вера или идеология, современная онтология в большей степени склонна к категориальному анализу, т.е. стала не учением о сущностях, а учением о способах применения категорий. Сегодня онтология констатирует, что каждой области науки – и онтологии также, - присущи свои категории. Учебные пособия предлагают определение онтологии как «раздела философии, изучающего фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего». Категория – это наиболее общая форма понятия, выражающая первоначальные и основные черты форм бытия. С помощью категорий становится возможным осознание предельных оснований мира: фундаментальную дихотомию (разделение на две части) мира на материальное и идеальное и их единство в существовании самого человека. Особое место в числе основных онтологических категорий (существование, реальность, субстанция, материя, мышление, сознание, объективное и субъективное) занимает категория бытия.
Бытие определяется как совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, при том, что дать строгое и логически непротиворечивое определение существования, по-видимому, невозможно, так как для него нельзя найти более общее, родовое понятие. Можно дать ряд аналогов категории существования – наличие, данность, обнаруживаемость и т.д., поскольку эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. Бытие – это особое, специфическое существование, характеризуемое некоторым набором свойств. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, содержание категории фиксирует определенные признаки существования, детерминированные формой и способом обнаружения предмета в бесконечном разнообразии мироздания. Так, живой организм – это органическая форма бытия, подчиняющаяся биологическим законам; способ его обнаружения в мире состоит в том, что его взаимодействие со средой воспроизводит некоторую меру неравновесного состояния, тогда как неорганические формы бытия стремятся к равновесному состоянию.
Формы бытия и способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Выделяют материальное (Солнечная система) и идеальное (идея возникновения Солнечной системы) бытие; разделяют объективное (существующее вне и независимо от сознания человека) и субъективное (существующее внутри и благодаря сознанию) бытие. Материальное бытие обладает объективным существованием и имеет природный (органический (биологические виды) и неорганический (планеты)), социальный (общественное бытие, индивидуальное бытие человека) и искусственный (технические системы, инженерные сооружения) уровни. Идеальное бытие может быть как объективно-идеальным (единые законы мышления), так и субъективно-идеальным (мечта о счастье данного человека).
Виртуальная реальность как новая форма бытия обладает чертами объективно-идеального бытия (ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерам, в действии которых применяются всеобщие законы логики), субъективно-идеального бытия (параметры виртуальности изменяются в зависимости от желания субъекта), материального бытия (воздействие виртуальности на органы чувств может быть идентичным воздействию реальных материальных объектов), что позволяет некоторым исследователям (Хоружий С.С.) утверждать, что виртуальная реальность не имеет независимой собственной сущности.
В истории философии представлено множество подходов к пониманию категории бытия. Ее открытие принадлежит представителям элейской школы (Парменид, 6-5 вв. до н.э.), которые мыслили бытие как вечное, неизменное, равное самому себе существование. Демокрит полагал как бытие бесконечную совокупность атомов. Платон утверждал, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. Все многообразие последующих трактовок бытия можно свести к трем концептуальным типам.
Материалистическая трактовка бытия – бытие есть объективная реальность, способная воздействовать на органы чувств и существующая объективно. Бытием обладает все, что обнаруживает себя в активном взаимодействии – изменяется под воздействием другого и изменяет это другое. Иначе – бытие есть совокупность движущейся материи.
Объективно-идеалистическое понимание бытия: бытие есть объективно существующая идея; у Гегеля – бытие как предельно простое понятие, которое поэтому абсолютно бессодержательно и равно небытию, т.к. ни то, ни другое не обладают никакими свойствами и равным образом охватывают все существующее. Категория бытия – исходный пункт для развертывания системы понятий, отображающих сложную иерархию форм бытия.
Субъективно-идеалистическая концепция связывает бытие с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать означает быть воспринимаемым. Для объяснения того факта, что объекты продолжают существовать, даже не будучи воспринимаемыми человеком, сторонники этой позиции вынуждены ввести гипотезу божественного восприятия, сохраняющего мироздание (Дж. Беркли). Крайний субъективный идеализм обозначается как солипсизм (от лат. solus – один, и ipse – сам).
Стремление человека сделать непонятное или малопонятное более понятным приводит к предположению, что у любого бытия есть причина. Так появляется онтологическая категория субстанции – сущности, в противовес существованию. У Гегеля субстанция определяется как «бытие-в-себе-и-для-себя-необходимое», у Спинозы – как «реальность, являющаяся причиной самой себя». Иначе – самодостаточное, самодетерминированое, существующее безусловно, только благодаря самому себе, существование; иначе - объективная реальность, мыслимая в аспекте внутреннего единства, взятого как противоположность к многообразию форм ее проявления. Решение проблемы субстанции для современной философии в конечном счете есть вопрос веры, а не разума, однако необходимо иметь представление о том, каковы способы ее решения. Качественная интерпретация субстанции возможна в двух формах – понимание субстанции как неизменного начала (метафизика) и как изменчивой саморазвивающейся сущности (диалектика). Количественная интерпретация возможна в формах: монизма (объяснение многообразия мира исходя из одного начала – как у Гегеля или Маркса); дуализма (объяснения многообразия мира из двух начал, как у Декарта); плюрализма (признание множественности субстанций – как у Демокрита или Лейбница). Для материализма субстанция – это материя как объективная реальность, отражаемая человеком как многообразные взаимодействия внутри самого бытия. Само понятие материи прошло сложный путь развития – от материи как «вещества» и атома к представлению о бесконечной делимости материи и современной физической концепции материи как сингулярности поля, особой точки поля.
В материализме самым общим способом существования является движение. В философской традиции принято использовать термин «движение» как «изменение в широком смысле», т.е. всякое изменение, а не только изменение положения тела в пространстве. Закономерное изменение материи и сознания обозначается термином «развитие». Важность категории движения очевидна. Быть – значит изменяться; только благодаря изменению можно говорить о существовании тех или иных объектов. Основные свойства движения – его объективность (неотделимость от объективно существующего материального носителя), универсальность (вся существующая реальность изменяется), противоречивость (изменяющиеся объекты одновременно есть они сами и уже нечто иное, одновременно находятся в покое и в движении, обладают определенным соотношением устойчивости и изменчивости).
В философии многократно предпринимались попытки классифицировать формы и уровни движения материи. Удобная для методологии науки и основанная на многовековой традиции классификация форм движения материи Б.М. Кедрова (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное движение – 1940 г., в 1986 дополнена кибернетической формой движения) не совсем удовлетворительна с философской точки зрения, поскольку эта классификация основывается на представлении о Вселенной, близком к механицизму, в то время как мир – не гигантская машина или компьютер. Новые подходы к роли случайности в развитии и движении обозначены в синергетической методологии.
Общие формы существования материального мира – пространство и время. Пространство – мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Время – мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении. Пространство и время неразрывно связаны и обладают свойствами объективности, универсальности, противоречивости (они одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны). Классическая ньютоновская физика рассматривает пространство и время как независимые друг от друга, что актуально для макро-пространственных масштабов, соизмеримых с человеком. Теория относительности понимает время и пространство как стороны одного и того же явления и говорит о пространстве-времени. Мир – это пространственно-временной континуум (от лат. continuus - сплошной, непрерывный), т.е. множество событий, происходящих в трех пространственных и одном временном измерениях (так наз. риманов континуум).
Понятие континуума, используемое в теории относительности, применяется для мега- и микромасштабов, поскольку в зависимости от распределения вещества и энергии изменяются характеристики континуума. Астрономические наблюдения последних лет показали, что пространство анизотропно, что ограничивает применимость понятия континуума, однако это понятие пока все же остается наиболее общим. Разработанные в теоретической физике космологические модели эволюции доступной нам части Вселенной пришли к новым идеям относительно мерности пространства-времени. Вероятно, сразу после Большого взрыва континуум имеет одно временное и десять пространственных измерений, семь из которых затем «сворачиваются». Известные сегодня типы физических взаимодействий (электромагнитные, сильные, слабые и гравитационные) формируются после Большого взрыва, а до этого действует некоторая Суперсила, порождающая известные нам физические взаимодействия.
Поскольку качественные и количественные различия даже в одной и той же реальности могут существенно изменять свойства пространства-времени, особе значение приобретает проблема единства мира с точки зрения современной науки, которая рассматривается как единство «субстанции», единство действующих в этом пространстве-времени законов и генезиса всех форм реальности в доступном нам мире. По некоторым расчетам, признать это единство можно только для объема 1 куб. см. на 10 в 84 степени. Для релятивистской космологии бессмысленно говорить о существовании чего-либо за пределами этой области, однако есть предположения о существовании так называемого «ансамбля миров». В любом случае человечество стремится найти во Вселенной признаки существования других разумных существ. Возможность контакта аргументируется астрономическими данными, согласно которым около 40 % наблюдаемых звезд имеет планетные системы. Математические расчеты возможности контакта (например, уравнение Дрейка-Сагана) послужили теоретическим обоснованием американской программы поиска инопланетных цивилизаций, однако пока тема контакта – всего лишь излюбленный сюжет для писателей-фантастов.
Сложность современной ситуации в онтологии привела к попыткам построения альтернативных онтологий. Философ А.Н. Чанышев, опираясь на историко-философские данные, в «Трактате о небытии» критически показывает, что признание субстанцией небытия помогает решить некоторые неразрешимые для традиционной онтологии вопросы. Концепция множественности возможных миров, признающая множественность онтологий, указывает на необходимость понимания онтологии как способа описания и конституирования мира, сближая онтологию и гносеологию.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.