Морские информационные системы и оборудование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Экономика и управление на предприятии природопользования

 

 

Санкт–Петербург

2006

 

 

Одобрено научно-методическим советом РГГМУ

 

УДК 93/99

Методические указания по дисциплине «Философия». – СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. – с.

 

Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Философия». Даны рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся темы контрольных работ и рекомендации для студентов ФЗО.

 

 

Составитель:    А.Ю. Гусева, доц. РГГМУ.

Рецензент:

 

Ответственный редактор А.А. Алимов, доц., РГГМУ

 

 

Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2006

Ó Кафедра социально-гуманитарных наук РГГМУ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чаще всего термин «философия» переводится как «любовь к мудрости» (от греч. φιλεο – люблю, и σοφία – мудрость), хотя точнее было бы перевести его как «стремление к истине». «Все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной» - говорит о философии Аристотель. М.К. Мамардашвили называл философию оформлением и развитием с помощью всеобщих понятий состояний интуитивно ясного понимания проблемы на основе личного опыта.

Изучение философии в современной ситуации реформирования системы высшего образования сталкивается с несколькими сложностями. Во-первых, представление об учебной дисциплине «Философия» во многом определяется советской традицией изучения «марксизма-ленинизма», который служил в первую очередь идеологическому воспитанию студенчества, но совершенно не обязательно предлагал собственно философский способ осознания своего места в мире. Догматизм в преподавании марксистской традиции стал одной из причин негативного отношения к ней со стороны современного общества, хотя совершенно очевидно, что отказ от нее объективно невозможен. С другой стороны, активные эксперименты последнего времени в области преподавания философии в ВУЗах и появление нового поколения преподавателей, не прошедших «суровую школу» марксизма, часто приводят к тому, что о философии как о науке складывается неверное представление – она понимается как своего рода пустословие, никак не связанное с реальными проблемами человека, общества, познания. Между тем философия как наука о предельных основаниях бытия и познания способна подтолкнуть к самостоятельному осознанию и отчасти – решению этих проблем. В этом заключается мировоззренческое значение философии – подчеркнем: именно мировоззренческое, а не идеологическое, поскольку идеология предполагает существование некоего единого мировоззрения у всех, в отличие от подлинно самостоятельного мировоззрения.

Таким образом, философия является одной из важнейших дисциплин в сфере гуманитарного знания. Она включена в состав федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 10 марта 2000 года, утвержденного Министерством образования Российской Федерации (индекс ГСЭ.Ф.01).

Содержание предмета философии исторически изменялось. В натурфилософии Древнего мира существует единое естественно-философское знание, которое через этап натурфилософии Возрождения и формирование специальных отраслей науки Нового времени приходит к изучению наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Современная философия изучает мир как сложную саморазвивающуюся и самоорганизующуюся систему, в которой человек выступает в качестве активной творческой и самосозидающей силы. Отсюда – два важных вывода.

Первый: для философской науки особое внимание к человеку требует неизбежного внимания к его практической и научно-теоретической деятельности, поэтому современная философия невозможна без методологии этой деятельности. Второй: изучение философии необходимо для современного человека, поскольку его активная преобразовательная деятельность, если она осуществляется «без оглядки» на окружающий мир, ведет к экологической катастрофе. Без философского обобщающего знания выход из этой ситуации вряд ли осуществим, что было вполне очевидно для инициаторов экологических движений и создателей концепции устойчивого развития. Исходя из этого, кафедра социально-гуманитарных наук РГГМУ разработала новую программу учебной дисциплины «Философия», в которой учитываются условия для сближения этой мировоззренческой дисциплины с эколого-климатологи­ческим профилем университета.

Особое внимание в данной программе и методических рекомендациях к ней уделяется вопросам взаимосвязи этики, социально-философской антропологии и натурфилософии с экологическими идеями современности, что позволяет приблизиться к преодолению распространенного неверного мнения о независимости естественнонаучных и экологических знаний от знаний философских и этических.

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение курса философии предполагает решение следующих учебно-методических задач:

- создать условия для изучения основных проблем философии в историко-философском аспекте;

- показать возможность разностороннего изучения проблемы человека, смысла и целей его существования, его места в природе и обществе;

- рассмотреть процесс развития естественных наук, в первую очередь связанных с экологией, в связи с развитием философского знания;

- создать условия для формирования у студентов самостоятельной оценки различных философских концепций;

- способствовать созданию условий для применения философских знаний в процессе личностного самоопределения, мировоззренческого роста.

Решение этих задач требует активного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагает дискуссионные формы этого взаимодействия. Из приведенных в Предисловии слов М.К. Мамардашвили ясно, что философия как наука включает не только опыт персонального переживания конкретных жизненных ситуаций, но и выявление в нем общечеловеческих смыслов, интуитивно ясных и подтверждаемых через рациональное доказательство с помощью специального философского языка всеобщих понятий. Преподаватель дает в лекционном курсе один из возможных подходов к обозначенным в программе философским проблемам. Иначе говоря, преподаватель философии не «вещает» некие непреложные истины, а предлагает проблему для изучения и обсуждения. С другой стороны, на семинарах студенты не просто высказывают некий персональный опыт «своими словами», а самостоятельно исследуют исторический и теоретический аспекты избранной ими проблемы и излагают результаты этого исследования для обсуждения и выражения собственной точки зрения. Отсюда – необходимость изучения не только специальных учебников по философии для ВУЗов, но и оригинальных философских текстов, представленных, например, в хрестоматиях по философии. Возможно обращение к Интернет-библиотекам, в которых можно отыскать даже редко публиковавшиеся, забытые издателями или малодоступные оригинальные философские тексты. Разумеется, предпочтительнее знать цельный философский текст, однако для студентов нефилософских специальностей это не всегда возможно и обязательно – чтение собрания сочинений Г.-В.-Ф. Гегеля требует большого времени и интеллектуальных усилий. С другой стороны, фрагменты, представленные в хрестоматиях по философии, во многих случаях более показательны, нежели изложенные в учебниках основные положения какой-либо философской системы или проблемы.

Особое внимание к изучению экологической проблематики в рамках философии и историко-философского знания проявляется через личностное отношение к ней студента. Другими словами, преподаватель создает условия для философского обсуждения экологических проблем, задавая вопрос о том, присутствует ли экологический смысл в той или иной философской концепции, возможно ли решение проблемы в экологическом контексте, и как это затрагивает каждого из нас.

На итоговом экзамене по философии студент должен:

- показать знание специфики философии как науки, понимание сущности основных философских проблем, условий их появления и эволюции;

- продемонстрировать понимание необходимости философских понятий, знание философского языка, терминологии (в рамках программы);

- показать тенденцию развития собственного мировоззрения, способность к самостоятельной оценке и аргументации собственной позиции по поводу важнейших философских проблем, в первую очередь – глобальных экологических проблем человечества.

В Приложение к предлагаемым методическим рекомендациям включены также:

- требования к оформлению рефератов и контрольных работ по курсу;

- рекомендации для студентов ОЗО.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обозначим основные принципы построения учебной дисциплины «Философия». Существенно, что философия как наука, в силу своего общетеоретического и методологического положения по отношению к другим наукам, представляет собой не совсем то же самое, что понимается под философией-учебным предметом. «Сверхзадачей» является преодоление этого различия, что возможно только тогда, когда сам преподаватель – философ, а не только информатор или педагог, оказывающий «образовательные услуги». Таким образом, чрезвычайно важна личность преподавателя. С другой стороны, философия как мировоззрение невозможна без личности студента, его персонального опыта, - только рефлексия по поводу этого опыта позволяет реализовать мировоззренческую функцию философии и понять ее не только как вербальный иллюзионизм, или отвлеченную, не связанную с жизнью, мысль, но – в первую очередь, - как систему ценностей, через реализацию которых человек присутствует в мире и обществе.

Это означает, что современная экологическая ситуация неизбежно становится предметом рассмотрения в курсе философии. Кроме того, необходимостью становится изучение истории философии – как истории тех способов, которые существуют в решении философских проблем. В этом плане важнейшим методологическим ходом становится исследование основного вопроса философии в разных его формулировках – как в эссенциализме (и материалистическом, и идеалистическом), так и в феноменологической традиции.

Данные методические рекомендации соответствуют программе по философии, в содержание которой включены десять тем: от вводной «Философия как наука и мировоззрение» и изучения истории философии к изучению теоретических оснований онтологии, гносеологии и аксиологии в их современном состоянии и «практическим» вариациям современной философии в виде философской антропологии, социальной философии и политической философии. Таким образом, рекомендации рассчитаны на максимально возможное в соответствии с учебным планом количество часов по предмету «Философия». В случае, когда количество аудиторных занятий (лекций и семинаров) по философии меньшее, методические рекомендации также могут быть использованы. В этом варианте предлагается сократить раздел по истории философии, сохраняя общее содержание программы, ключевые проблемы для обсуждения и общую направленность связи с экологической парадигмой.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 248.