Торговая марка – имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.
Марочный знак может быть словесной, цифровой, буквенной, изобразительной или комбинированной формы. Например, марочный знак шоколада Вдохновение, Сказки Пушкина – имеет словесную форму, причем идентифицирующие функции выполняют и цветовая гамма, и графическое исполнение надписи. Примером изобразительного марочного знака может служить изображение Московского Кремля на Кремлевской водке.
Товарные знаки могут принадлежать одному или нескольким владельцам. За исключением знаков страны происхождения все они не предназначены для общего пользования.
Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные. Во внешнеторговой деятельности принято применять международные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Знаки страны происхождения могут включаться в состав других информационных знаков (например, знаков соответствия) или в товарно-сопроводительные документы (сертификаты, эксплуатационные и другие документы).
Наряду или взамен могут применяться национальные знаки страны происхождения товара. Например, в СССР был национальный знак «Made in USSR» (Сделано в СССР), а сейчас в России – «Made in Russia» (Сделано в России); в США – «Made in USA» (Сделано в США). Национальный знак может иметь символику с изображением национального флага.
Коллективным является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Индивидуальные товарные знаки – это знаки, принадлежащие одному владельцу, однако они не указываются в действующем законодательстве и нормы их применения не установлены.
М.А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006.
стр. 393 – 404, стр. 414 –426
Содержание
Вопрос 10.3.2.
Знаки наименования мест происхождения товара, соответствия
Или качества
2. Знаки наименования мест происхождения товара.
Наименование мест происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
К знакам наименования мест происхождения товара относятся: знаки наименования населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта. Например, масло Вологодское, сыры Ярославский, Костромской, Пошехонский производятся не только в областях, название которых совпадает с наименованием товара, а во многих регионах России, поэтому их наименование свидетельствует не о месте происхождения, а об ассортиментной принадлежности.
Регистрация наименования мест происхождения товара действует бессрочно и осуществляется Роспатентом в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров. На право пользования наименованием места происхождения товара выдается свидетельство, которое действует в течение десяти лет. Срок действия свидетельства продлевается на основании заявки, поданной в течение последнего года его действия, каждый раз на десять лет.
В отличие от товарных знаков все остальные группы информационных знаков предназначены для общего пользования внутри страны, региона или в мировом масштабе (транснациональном).
3. Знаки соответствия или качества. Эти знаки подразделяются на знаки соответствия, знаки обращения на рынке и знаки качества. Первые два знака регламентируются Федеральным законом «О техническом регулировании», а также международным стандартом – Руководством ИСО/МЭК 2.
Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объектов сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Таким образом, статус этого знака сведен до средства информации о подтверждении соответствия требованиям на добровольной основе (рис. 3).
Рисунок 3
Знак соответствия
Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Этим знаком (рис. 4) должна маркироваться продукция, прошедшая подтверждение соответствия при обязательной сертификации или декларирования.
Рисунок 4
Знаки обращения на рынке
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальный знак соответствия – знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по стандартизации и сертификации.
Знак соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированной продукции. Заявители (изготовители, продавцы) любой страны могут маркировать свою продукцию национальным знаком соответствия при наличии сертификата, выданного одним из национальных органов по сертификации, или при наличии соглашений о взаимном признании результатов сертификации (сертификатов), а также после получения лицензии на применение знака соответствия. Национальные знаки соответствия могут быть общими для всех видов продукции или групповыми, подтверждающими соответствие определенной группы или групп однородной продукции.
Во многих странах также применяются общие знаки соответствия (рис. 5). Например, в Германии национальным знаком соответствия стандартам является знак DIN; во Франции – NF; в Великобритании – Kite mark; Польше – В; Южной Корее – К.
Рисунок 5
Дата: 2018-11-18, просмотров: 588.