Товарная информация – сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида:
Ø Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.
К основополагающей информации, например, относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто (это чистый вес товара), наименование предприятия – изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Ø Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю.
Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Ø Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителя.
Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надёжности. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации:
Ø Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке.
К недостаткам словесной информации относится её громоздкость: для размещения её требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для её восприятия необходимо время, причём при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на её осмысливание.
Ø Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера, продукции, предприятия, масса нетто, длина, даты и сроки).
Цифровую информацию отличают лаконичность, чёткость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требующих расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
Ø Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток.
Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счёт удовлетворения эстетических потребностей покупателей.
К достоинствам изобразительной информации относятся: наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Возможности этой формы по предоставлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
Ø Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности.
Для этой формы характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определённой профессиональной подготовки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации.
Ø Штриховая информация. Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учёта информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Требования к товарной информации
К товарной информации предъявляют следующие основные требования (требования можно обозначить как «Три “ Д”»):
Первое «Д» – достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.
Второе «Д» – доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. Общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных:
Ø Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или на языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Федеральном законе «О защите прав потребителя» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Ø Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца её предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Ø Понятность – требование, предполагающие использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках. К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных потребительских товаров (хлеб, овощи, маргарин).
Третье «Д» – достаточность информации – может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Рисунок 2
Требования к товарной информации
Ø Неполная информация – это отсутствие определённых сведений о товаре. Неполнота информации обусловливает её недостоверность.
Ø Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не предоставляющих интерес для её пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 561.