Средства товарной информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средствами товарной информации служат:

Ø Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесённые на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях-производителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Ø Технический документ – документ, в котором содержится информация о товарах, подразделяется на две группы:

Товарно-сопроводительный документ – это документ, содержащий необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всём пути их товародвижения.

Эксплуатационный документдокумент, предназначенный для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложно технических товаров.

Ø Пропаганда – это распространение о товаре коммерчески важных сведений с целью создания благоприятного общественного мнения о самом товаре.

Ø Реклама – информация, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес у потребителей.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 380 – 384

Содержание

 

Тема 10.2.

Маркировка товаров: назначение, виды, составные

Элементы, носители

Маркировка – текст, условные обозначения или рису­нок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для иденти­фикации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки:

Ø Информационная функция маркировки является основной. Наиболь­ший удельный вес приходится на основополагающую и по­требительскую информацию, меньший – на коммерчес­кую.

При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фаль­сификации товаров.

Ø Необходимость такого дублирования обусловлена об­щностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основ­ной массы потребителей она является практически единствен­но доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычай­но важна, так как это обеспечивает прослеживаемость то­варных партий на всех этапах товародвижения.

Ø Эмоциональная и мотивационная функции маркиров­ки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, по­ясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и слу­жат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

К маркировке предъявляются общие для товарной ин­формации и специфичные требования (сх. 24). Маркировка должна соответствовать требованиям стан­дартов, других нормативных документов.

В зависимости от места нанесения различают марки­ровку:

Ø Производственная маркировка – текст, условные обо­значения или рисунок, нанесенные изготовителем (испол­нителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носите­ли информации.

Носителями производственной маркировки могут быть:

Этикетки наносятся типографским или иным спосо­бом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который прикле­ивается или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах).

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы.

Колъеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение – эстетическое оформление бутылок. При­меняются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоя­тельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготов­ления или информационные знаки.

Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназна­ченные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер сме­ны). Иногда вкладыши могут содержать краткую характе­ристику потребительских свойств товара, в первую оче­редь – функционального назначения. Тогда вкладыш при­обретает дополнительные функции – рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые при­клеиваются, прикладываются или подвешиваются к това­ру. Для них характерны небольшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информатив­ностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только назва­ние фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Например, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содер­жать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты – носители краткой дубли­рующей товарной информации, выполняемой на неболь­шой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью кон­трольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание арти­кула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда арти­кула тканей, эксплуатационных знаков. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Схема 24

Требования к маркировке товаров

 


Клейма и штампы – носители информации, предна­значенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью спе­циальных приспособлений установленной формы.

Ø Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, то­варные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указан­ные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производст­венной заключается в том, что ее идентифицирующая функ­ция в большей степени связана с указанием данных о про­давце, в меньшей – с информацией о товаре. Это обуслов­лено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или по­купки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функ­ции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефек­тов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Кассовые чеки и ценники как носители торговой мар­кировки обязательны при реализации всех товаров в орга­низациях розничной и мелкорозничной торговли, общест­венного питания. Разрешается реализация товаров без при­менения контрольно-кассовых машин и вручения покупа­телю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреж­дений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денеж­ные расчеты с населением без применения контрольно-кас­совых машин».

Товарные чеки применяются только при продаже не­продовольственных товаров, причем Правилами установ­лен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с то­варом в обязательном порядке выдаются кассовый и то­варный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

Структура маркировки может включать три элемента: текст, ри­сунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением (сх. 25) и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Текст как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи ин­формационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50 – 100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наи­большей степени он присущ производственной маркиров­ке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента марки­ровки рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и иденти­фицирующую. Бывают и исключения, например, ког­да на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию то­вара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной марки­ровки. Осо­бенностями ИЗ являются краткость изображения, неболь­шая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации.

Схема 25  


Дата: 2018-11-18, просмотров: 499.