Общая классификация продовольственных товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

№ п/п

Класс: продовольственные товары или пищевые продукты

подклассы группы однородных товаров

ТОВАРЫ

I.

Вспомогательные

1   Пищевые добавки 2   Пряности 3   Приправы 4   Натуральные улучшители консистенции II.

Растительного происхождения

1   Зерномучные 2   Плодоовощные 3   Вкусовые 4   Сахар и его заменители 5   Крахмал и крахмалопродукты 6   Кондитерские товары 7   Растительные масла и маргариновая продукция III.

Животного происхождения

1   Пищевые и животные жиры 2   Молочные 3   Мясные 4   Рыбные 5   Яйцо и яйцепродукты IV.

Комбинированные

1   Продукты детского питания 2   Пищевые концентраты

Таблица 6

Общая классификация непродовольственных товаров

№ п/п

Класс: непродовольственные (промышленные) товары

подклассы группы однородных товаров

ТОВАРЫ

I.

Текстильные и одежно-обувные

1   Текстиль 2   Одежда 3   Обувь II .

Галантерейные и ювелирные

1   Галантерейные 2   Ювелирные III .

Гигиенические

1   Парфюмерные 2   Косметические IV.

Культурно-бытовые

1   Часы 2   Канцелярские 3   Транспортные средства 4   Спортивные и охотничьи 5   Музыкальные 6   Фото- и кинотовары 7   Аудио- и видеокассеты 8   Книги, журналы 9   Товары для отдыха V.

Хозяйственные

1   Мебель 2   Посуда 3   Бытовая техника (сложнотехнические товары) 4   Бытовые технические товары 5   Стройматериалы 6   Сельскохозяйственные товары VI.

Нефтепродукты и смазочные материалы

1   Нефть 2   Нефтепродукты 3   Смазочные материалы VII.

Биотовары

1   Цветы 2   Зоотовары 3   Предметы ухода за ними и корма

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 77 – 83

Содержание

ГЛАВА 3.

 Ассортимент товаров

Тема 3.1.

Ассортимент товаров: основные понятия,

Классификация

Ассортимент товаров  – набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков. Термин «ассортимент» произошел от французского слова, что означает подбор различных видов и сортов товара. Поэтому, в соответствии с ГОСТ Р, является недопустимым понятие «товарный ассортимент».

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте и глубине охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают:

промышленный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-99).

Пример: промышленный ассортимент кондитерского концерна «Бабаевский», включает более 100 наименований карамельных, шоколадных, конфетных изделий.

торговый ассортимент – ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только этой фирмы.

В зависимости от широты охвата товаров различают виды ассортимента:

простой ассортимент товаров (товары простого ассортимента) – ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).

Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Пример: хлебобулочные и молочные магазины в сельских местностях.

сложный ассортимент товаров (товары сложного ассортимента) – ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).

Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Сложный ассортимент присущ оптовым базам, розничным торговым предприятиям (универсамам, универмагам).

развернутый ассортимент (внутригрупповой ассортимент) – ассортимент товаров, представленный их разновидностями (ГОСТ 51303-99). Он включает большое количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных товаров, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть небольшим.

Пример: в торговый ассортимент магазинов специализирующихся на продаже аудио- и видео- техники, входят три или четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, CD-проигрыватели и т.д.), но они представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

укрупненный ассортимент товаров (групповой ассортимент) – ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров (ГОСТ Р 51303-99).

Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. Пример: группа одежно-обувных товаров, молочных товаров; род продовольственных и непродовольственных товаров. По тому же признаку создаются секции в универмагах: галантерейные, товары для детей, товары для отдыха.

видовой ассортимент – набор товаров различных видов, разновидностей, наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Пример: ассортимент молока – пастеризованное, витаминизированное, топленое – часть ассортимента молочных товаров.

марочный ассортимент – набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Пример: марочный ассортимент духов «Красная Москва», «Шанель № 5», машин Мерседес, Форд, Нисан, Ауди.

сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Пример: в обувном магазине – это предметы ухода за обувью.

смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают:

рациональный ассортимент – набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

Формирование рационального ассортимента требует учета таких факторов как: реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса, способов доставки, сроков хранения.

Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей, продавцов, изготовителей неодинаковы. Для потребителя такими критериями являются степень удовлетворенности набором необходимых товаров, возможность приобрести необходимые товары в одном месте, достаточность широты. Для изготовителей и продавцов более важны такие критерии, как рентабельность, возможность бесперебойной и своевременной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды.

Схема 7

торговый
промышленный
Местонахождение товаров
Классификационные признаки ассортимента товаров
Широта охвата товаров
простой
сложный
групповой
развернутый
сопутствующий
смешанный
Глубина охвата товаров
укрупненный
видовой
марочный
Степень удовлетворения потребителей
оптимальный
рациональный
Характер потребностей
реальный
прогнозируемый
Классификация ассортимента товаров

 

оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение (реализацию).

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле:

Коп = ( Эп / З ) х 100% ,

где Эп – полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании

          его потребителем по назначению, руб.;

З – затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до

         потребителя, руб.

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

М.А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 85 – 93

Содержание

Тема 3.2.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 510.