Преимущества и недостатки методов кодирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
МЕТОД ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Порядковый Простота присвоения кода     Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах Отсутствие дополнительной информации об объектах    Невозможность выявления общности и разницы между объектами
Серийно-порядковый Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам
Последовательный При малой значности кода большая информационная емкость Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков
Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету Недостаточная связь между отдельными группировками

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 61 – 71

Содержание

Тема 2.4.

Штриховое кодирование товаров

Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных учета информации о товаре и идентификации, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. ШК является индивидуальным знаком и выполняет ряд функций:

→ автоматизированная идентификация товаров с помощью

машиносчитывающих устройств;

→ автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

→ оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой,

транспортировкой и складированием;

→ повышение скорости и культуры обслуживания покупателей.

В 1977 г. по инициативе 12 европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации – EAN. Был разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки. После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN. Система EAN является универсальной.

Принцип ШК – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.

Классификация ШК. Штриховые коды делятся на два вида: европейский – EAN и американский – UPC. Код EAN наиболее распространен и подразделяется на три типа: EAN – 8, EAN – 13, EAN – 14. Расшифровка кодов осуществляется сканирующим устройством. Наиболее часто применяют код EAN – 13.

Структура кода EAN – 13 следующая:

Структура кода Порядковые номера
Страна, где находится банк данных о ШК 1 – 2 ( 3 * )
Организация-изготовитель или продавец 3 – 7 ( 4 – 7 ) * *
Информация о товаре 8 – 12
Код упаковки товара
Контрольная цифра 13

Примечание: * Страны, которым предоставлена возможность детализовать код страны на третьем разряде, например страны СНГ – 460 – 469

* * В указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда.

Рисунок 1

Структура штрихового кода EAN – 13

Каждой стране Ассоциации ЕАN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные, но могут быть и трехзначные за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.

Таблица 3

Коды стран местонахождения банка данных о

Штриховых кодах

Страна Код Страна Код
США и Канада 00 – 09 Венгрия 599
Франция 30 – 37 Финляндия 64
Болгария 380 Китай 690
Германия 400 – 440 Норвегия 70
Россия 460 – 469 Израиль 729
Гонконг 489 Швеция 73
Япония 45 – 49 Мексика 750
Великобритания 50 Швейцария 76
Греция 520 Аргентина 779
Кипр 529 Бразилия 789
Бельгия и Люксембург 54 Италия 80 – 83
Португалия 560 Испания 84
Дания 57 Куба 850
Польша 590 Тунис 619
Чехословакия 859 Таиланд 885
Югославия 860 Малайзия 955
Турция 869 Словения 383
Нидерланды 87 Хорватия 385
Южная Корея 880 Латвия 4605
Сингапур 889 Тайвань 471
Австрия 90 – 91 Эстония 474
Австралия 93 ЮАР 600, 601

 

Закодированная в структуре ШК информация носит коммерческий характер. Распространение ШК привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами ШК стали объектом фальсификации. Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные товары от фальсифицированных, являются следующие:

→ размеры ШК (минимально допустимые – 21,0 х 30,0 мм, максимально допустимые – 52,5 х 74,6 мм);

→ цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым, темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, - белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;

→ место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу;

→ ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация);

→ нанесение на упаковку только одного кода: ЕАN или UPC; нанесение одновременно двух кодов – EAN и UPC – допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях. Тогда код ЕАN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки.

 

Используя ШК, можно с известной степенью достоверности, судить о подлинности товара или же установить наличие фальсификации продукции.

Это может быть сделано с помощью имеющегося в ШК контрольно знака (последняя цифра ШК).

Методика такого анализа проводится на основе ШК типа EAN – 13.

Пример: ШК выглядит таким образом: 3 8 0 0 5 0 1 0 0 2 8 2 3.

Для анализа проводим следующие вычисления:

1) Сложить цифры стоящие на четных местах: 8+0+0+0+2+2 = 12;

2) Полученную в пункте 1 сумму умножить на 3 (так как EAN – 13): 12 х 3 = 36;

3) Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры:

3+0+5+1+0+8 = 17;

4) Сложить суммы полученные в пункте 2 и пункте 3: 36+17=53;

5) Отбросить десятки, получим цифру 3;

6) Из 10 (так как EAN – 13) вычесть полученную в пункте 5 сумму: 10 – 3 = 7.

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной в ШК (3 – последняя цифра), что мы и наблюдаем, то это означает, что товар произведен незаконно.

А вот если бы полученная в пункте 6 цифра совпадала бы с контрольной, то произведенный и промаркированный товар являлся бы подлинным.

Код страны изготовителя товара 37, а это совпадает с кодом Франции, присвоенным Европейской ассоциацией пользователей системы автоматической идентификации товаров EAN этой стране.

М. А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006. стр. 404 – 413

Содержание

Тема 2.5.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 596.