Метод – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. В зависимости от характера деятельности методы делятся на методы последовательного действия (обследование, эксперимент, мониторинг) и методы-операции (анализ, синтез, сравнение).
Методы-действия – это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата.
Методы-операции – это конкретные приемы деятельности.
Например: маркирование, как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление или приклеивание носителя на товар. Характерным признаком методов-действия является наличие конкретной цели (например: цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц).
Теоретические методы – основаны на мыслительных действиях или операциях в целях познания и исследования действительности.
К ним относятся:
анализ – разделение исследуемого объекта (товара, технологического процесса) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.
сравнение – метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними.
синтез – объединение составных элементов объекта в единое целое (систему).
диагностика – метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения (этот метод положен в основу установления градации качества товаров).
прогнозирование – основан на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С его помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и его изменений при хранении в зависимости от определенных условий и сроков хранения, а также рационального ассортимента.
программирование – основан на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения. Этот метод применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного контроля, а также определении ассортиментной политики и политики в области качества.
планирование – основан на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранении, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.
Применяемые в товароведении методы подразделяются:
абстрагирование – основан на мысленном выделении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров или факторов влияющих на них.
конкретизация – основан на представлении объекта в конкретной, наглядной форме.
В товароведении процесс познания происходит путем абстрагирования отдельных элементов на уровне понятий, отдельных свойств товаров, их оценки, а затем на этой основе формируется целостное конкретное знание о товаре, его основополагающих характеристиках.
обобщение – основан на выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений. В результате обобщения выбираются наиболее типичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения.
идеализация – основан на мысленном конструировании понятий об объектах, не существующих или недостижимых в действительности, но к которым необходимо стремится в реальном мире. Метод применяется при оценке качества, когда в стандартах устанавливаются требования (нормы), которым должен отвечать конкретный товар по всем показателям.
моделирование – основан на построении моделей и переносе информации по аналогии от модели к прототипу.
систематизация – метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.
Метод систематизации положен в основу таких методов, как классификация и кодирование.
Эмпирические (экспериментальные) методы – основаны на познавательных действиях, опыте, наблюдениях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик используемых объектов.
Методы подразделяются на:
измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
органолептический – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.
регистрационный – метод, основанный на наблюдениях и учете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик.
Разновидностью регистрационного метода является мониторинг – метод, основанный на постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предложению. Часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
социологический – метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он находит широкое применение для выявления запросов потребителей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.
Практические методы – основаны на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при рациональном товародвижении. Некоторые практические методы одновременно являются и эмпирическими.
К ним относятся:
методы оценки качества – предназначены для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям. Оценку качества проводят с использованием органолептических, измерительных методов.
технологические методы – предназначены для обеспечения сохраняемости товаров, их рационального товародвижения.
методы упаковывания – способы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров с помощью упаковки. Эти методы определяются видом и размером упаковки, ее назначением.
Схема 1
Методы товароведения
методы маркирования – способы, предназначенные для информационного обеспечения товаров и их идентификации.
методы транспортирования – способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пути. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транспортных средств и способа размещения в них товаров.
методы хранения – способы, предназначенные для сохранения товаров на складах производственных предприятий оптовой и розничной торговли.
методы товарной обработки – способы подготовки товаров к продаже с целью улучшения качества и сохраняемости (сортировка, калибровка, фасование).
Идентификация продукции – установление соответствия конкретной продукции образцу или ее описанию (ГОСТ Р 51293-99).
Идентификация – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам (ФЗ «О техническом регулировании»). Идентификация указывает на необходимость выявления существенных признаков, а затем установления несовпадения (соответствия) или приближения (подобия) характеристик товаров этим признакам.
М.А. Николаева «Теоретические основы товароведения», 2006.
стр. 49 – 60, 189
Содержание
Тема 2.2.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 644.