Уклонение от уплаты таможенных платежей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, предусмотрена ст. 216 УК ДНР.

В соответствии с Законом ДНР «О таможенном регулировании» под таможенными платежами понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ДНР и в иных предусмотренных законом случаях, а именно: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, сбор за выдачу лицензии таможенным органом и возобновление действия лицензии, сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенный сбор за таможенное оформление, таможенный сбор за хранение товаров, таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах [16, ст.185].

Целью ст. 216 УК ДНР является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.

Объектом преступления признается установленный государством порядок взимания налогов как составной части его финансовой системы.

Предметом преступления являются таможенные платежи, которые полежат уплате в установленном порядке при перемещении товаров и иных транспортных средств через таможенную границу ДНР и в иных предусмотренных Таможенным кодексом ДНР случаях. Причем неуплаченные таможенные платежи признаются предметом преступления лишь в том случае, если имеют крупные размеры, т. е. когда их сумма превышает одну тысячу минимальных размеров труда.

Объективная сторона преступления характеризуется как совершением действий, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей, так и бездействием – неуплатой таможенных платежей в установленные сроки, и выражается, как правило:

- в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (как полной, так и частичной) таможенных платежей;

- в предоставлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;

- в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;

- в сокрытии плательщиком счетов в банках и других кредитных учреждениях, на которых имеются средства, необходимые для уплаты таможенных платежей;

- в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.

Для привлечения лица к ответственности за совершение данного преступления не имеет значения, от уплаты одного или нескольких видов таможенных платежей уклонилось данное лицо. Важно лишь, чтобы сумма неуплаченных таможенных платежей в обоих случаях отвечала критерию крупного размера. Причем, если эта сумма образовалась в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для привлечения лица к ответственности необходимо доказать, что неуплата этих видов таможенных платежей охватывалась единым умыслом виновного.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.

Лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные (без уплаты установленных таможенных платежей) товары и транспортные средства и которым было известно об этом в момент приобретения таких товаров или транспортных средств, подлежат ответственности за соучастие в совершении данного преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формы вины: лицо сознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей [20, с.56-58].

Уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свобода на тот же срок

Возможные виды и сроки наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей приведены в табл. 3.

Таблица 3.

Ст. 216 УК ДНР – Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Виды наказания: Совершённое в крупном размере (более 1,5 млн. руб.) Совершённое группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (более 6 млн. руб.) Совершённое должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль Совершённое организованной группой  
Штраф, руб. 100-500 тыс. руб. 300-500 тыс. руб.  -  
- или в размере ЗП или иного дохода осуждённого от 1 года до 3 лет от 2 до 3 лет    
Обязательные работы до 480 часов  -  -  
Принудительные работы до 2 лет до 5 лет  -  
+ лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью   до 3 лет    
Лишение свободы до 2 лет до 5 лет 5-10 лет 7-12 лет
+ лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью   до 3 лет    
+ штраф     от 1 млн. руб. до 1 млн. руб.
или + в размере ЗП либо иного дохода осуждённого      до 5 лет до 5 лет
и + с ограничением свободы     до 1,5 лет до 2 лет

 


Таблица 4

Ст. 224 УК ДНР – Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

 

Виды наказания: Совершённое в крупном размере (более 1,5 млн. руб.) Совершённое в особо крупном размере (более 6 млн. руб.) или группой лиц
Штраф, руб. от трёхкратной до десятикратной суммы от десятикратной до пятнадцатикратной суммы
- или в размере ЗП или иного дохода осуждённого до 2 лет До 3 лет
Ограничение свободы до 2 лет До 4 лет
Принудительные работы до 2 лет До 4 лет

 

Таблица 5.

Ст. 260 УК ДНР – Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

 

Виды наказания: Совершённое в крупном размере (более 1,5 млн. руб.) Совершённое должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль Совершённое организованной группой
Лишение свободы 3-7 лет 5-10 лет 7-12 лет
+ штраф до 1 млн. руб. до 1 млн. руб. до 1 млн. руб.
или + в размере ЗП или иного дохода осуждённого до 5 лет до 5 лет до 5 лет
- и с ограничением свободы до 1 года до 1,5 лет до 2 лет

 


Таблица 6

Ст. 268 УК ДНР – Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Виды наказания: Совершённое группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в значительном размере Совершённое в крупном размере (более 1,5 млн. руб.)   Совершённое организованной группой либо в особо крупном размере либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль 
Лишение свободы 5-10 лет 10-12 лет 15-20 лет
+ штраф до 1 млн. руб. до 1 млн. руб. до 1 млн. руб.
или + в размере ЗП или иного дохода осуждённого до 5 лет до 5 лет до 5 лет
и + с ограничение свободы до 1,5 лет до 2 лет до 2 лет
      пожизненное лишение свободы

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ
С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

 

Состояние таможенной преступности создает реальную угрозу экономической безопасности ДНР. Борьба с таможенными преступлениями не соответствует современному уровню их опасности, она малоэффективна. Особенно низкие результаты в борьбе с таможенными преступлениями - в торговом обороте, хотя именно эти преступления представляют повышенную опасность. Вне поля зрения правоохранительных органов остаются наиболее опасные преступления, совершенные организованными преступными группировками, когда к ответственности привлекаются рядовые исполнители, а организаторы преступлений остаются безнаказанными.

Слабость борьбы с таможенными преступлениями объясняется также объективной сложностью их расследования, противодействием расследованию со стороны заинтересованных лиц. Задача усиления борьбы с таможенными преступлениями может быть решена лишь совместными усилиями, взаимодействием всех контролирующих таможенную сферу и правоохранительных органов: ТС, МВД, МГБ, генеральной прокуратуры. Только многоуровневые, межведомственные проверки с подключением всех имеющихся информационно-справочных систем, включая зарубежные, позволяют получить положительный эффект в борьбе с таможенными преступлениями.

Эффективность мероприятий в сфере таможенных преступлений и, в частности, борьбы с контрабандой в постсоветских странах традиционно оценивается с помощью двух показателей: количества возбужденных уголовных дел и стоимость изъятых таможенными органами товаров [21]. Однако данные показатели не раскрывают в полной мере экономическую сущность показателя эффективности, который должен определяться как отношение экономического результата деятельности по борьбе с контрабандой к затратам на разработку и реализацию соответствующих мероприятий.

При расчете абсолютной экономической эффективности результат деятельности по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями (эффект - Э) складывается из:

1. Стоимости изъятой продукции, пригодной для использования населением или в отраслях экономики (по фактическим рыночным ценам) – ИПпр.

2. Стоимости изъятой продукции (ценностей), не пригодной (некачественной, вредной или запрещенной) для использования (по фактическим рыночным ценам) – ИПнп – как экономия денежных средств субъектов экономики и возможность их использования для приобретения другой качественной продукции.

3. Величины фактических доначисленных таможенных платежей – ТП.

4. Уплаченных штрафов и других финансовых санкций - Ш.

Дополнительным косвенным эффектом от борьбы с таможенными преступлениями может стать рост легальных объемов внешнеэкономической деятельности за счет увеличения числа субъектов такой деятельности и масштабов заключаемых ими внешнеэкономических контрактов (договоров, сделок).

Затраты (З) на мероприятия по борьбе с таможенными преступлениями представляют собой фактические затраты на содержание государственной таможенной службы и ее подразделений. Учитывая, что часть затрат может окупиться в течение срока, превышающего 1 год, такие затраты следует умножать на нормативный коэффициент эффективности.

Таким образом, экономическая эффективность мероприятий по борьбе с таможенными преступлениями может рассчитываться так:

 

Эф = = (1)

 

Использование предложенного подхода при оценке эффективности борьбы с контрабандой и другими таможенными преступлениями позволит более рационально использовать бюджетные средства как на финансирование деятельности таможенных органов в целом, так и на конкретные мероприятия: приобретение техники и оборудования для таможенных постов, увеличение числа штатных сотрудников, и т.д.

Эффективная борьба с таможенными преступлениями и правонарушениями, их профилактика, предполагает, прежде всего, анализ недостатков законодательства, регламентирующего таможенную сферу, его положений, нарушение которых используется в противоправных целях или само по себе содержит признаки преступления либо административного правонарушения. Следует своевременно отслеживать влияние изменений в таможенном законодательстве на состояние преступлений и правонарушений, а лучше - путем проведения криминологической экспертизы оценивать и прогнозировать возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности. Анализ таможенного законодательства должен проводиться и в целях максимального использования положений, обеспечивающих выявление, предупреждение таможенных преступлений и правонарушений.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 308.