Особенности отдельных видов таможенных преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В уголовном кодексе ДНР действуют несколько статей, указывающие на борьбу с преступлениями в таможенной сфере, которые содержатся в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»:

- незаконный экспорт из ДНР или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 210 УК ДНР) – прил. А;

- невозвращение на территорию ДНР культурных ценностей (ст. 211 УК ДНР) – прил. Б;

- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 216 УК ДНР) – прил. В;

- контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 224 УК ДНР) – прил. Г.

Кроме того, в разделе IX УК ДНР «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» содержится еще две статьи:

– контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 260 УК ДНР) – прил. Д;

– контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 268 УК ДНР) – прил. Е [13].

Перечисленные статьи можно подразделить на четыре группы: контрабанда; незаконный экспорт или передача материальных ценностей или информации, имеющих военное значение; невозвращение на территорию ДНР культурных ценностей; уклонение от уплаты таможенных платежей.

Контрабанда

 

Наиболее распространенным и общественно опасным преступлением в сфере таможенного дела является контрабанда. Контрабандой (от итальянского contro - против и bando - правительственное постановление) практически во всех странах принято считать незаконное перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением [14, с. 121].

В Уголовном кодексе РФ уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена ст. 188 УК РФ, однако в 2011 г. указанная статья была отменена [15]. Вместо нее были введены новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду отдельных групп объектов: наличных денежных средств; алкогольной продукции и табачных изделий; сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных и др. веществ, оружия и боеприпасов; наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, незаконный провоз через таможенную границу обычных товаров в УК РФ в настоящее время не квалифицируется как контрабанда.

Уголовный кодекс (УК) ДНР имеет много общего с УК РФ. В нем точно так же отсутствует общее понятие контрабанды и действуют статьи, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду валюты и наличных денежных инструментов (ст. 224), сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых веществ, оружия, культурных ценностей, особо ценных животных и др. (ст. 260), наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров (ст. 268). УК ДНР предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу ДНР.

Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу ДНР.

Государственная граница ДНР (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) ДНР, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета ДНР.

Согласно Закону о таможенном регулировании в ДНР № 116-IHC от 25.03.2016 г. (действующая редакция по состоянию на 25.04.2016 г.) [16], таможенной границей ДНР являются пределы ее таможенной территории (территория ДНР).

Предметом преступления является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с законом о таможенном регулировании в ДНР, включая транспортные средства, в соответствии с ГК Украины к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу ДНР (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, валюта Украины, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Объективная сторона преступления выражается в действии - перемещении предметов контрабанды через таможенную границу ДНР, осуществляемом следующими способами:

1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные таможенным законодательством ДНР действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из ДНР, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через границу ДНР в целях убытия его с таможенной территории ДНР, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории ДНР, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством ДНР мест).

Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний.

Обязательным признаком контрабанды является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 216 УК ДНР крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ДНР товаров или иных предметов в сумме, превышающей 1 млн. руб., а особо крупный размер – 3 млн. руб. [13].

Для квалификации деяния не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак - совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу ДНР (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию ДНР, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.