Постановка конкретных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы ЭА. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам ЭА.
Постановка конкретных целей и задач ЭА зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы ЭА является развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности:
- производственный экологический контроль;
- государственный экологический мониторинг;
- государственный и общественный экологический контроль;
- разработка территориальных экологических программ;
- экологическое образование, просвещение и воспитание и др.
Конкретизация целей и задач программы ЭА может вестись как на качественном, так и на количественном уровне.
Типичными примерами качественных задач ЭА могут служить:
- анализ фактической ситуации и разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению "видимого"
- анализ фактической ситуации и разработка рекомендаций и предложений по повышению степени контролируемости, организованности и регулируемости общего ВОС, отдельных его составляющих, источников и отходов;
- разработка рекомендаций и предложений по повышению существующей эффективности регулирования ВОС;
- разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению количества чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ, используемых на данном предприятии или территории и т.п.
В задачах такого типа отсутствуют определенные количественные и временные показатели. Разработка рекомендаций и предложений ведется на качественном уровне, уровне собственно аудиторских наблюдений и оценок с использованием специальных методов и средств.
Постановка и решение количественных задач в рамках программ ЭА безусловно влечет за собой необходимость получения дополнительных исходных данных, а также необходимость более глубокой проработки рекомендаций и предложений, включая соответствующие технико-экономические и эколого-экономические оценки. Хотя это и связано с большими затратами на проведение программы ЭА (например, вследствие привлечения дополнительных специалистов), подобная формулировка задач в большинстве случаев является более понятной и предпочтительной для заказчиков программы.
Типичными примерами количественных задач ЭА являются:
• анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) по определенным загрязняющим веществам на Х т/год (или У%) по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
• анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по уменьшению удельных выбросов (сбросов, отходов, образования загрязняющих веществ, использования ресурсов) конкретных веществ на определенную величину к определенному времени;
• анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по достижению конкретных величин нормативов (лимитов) выбросов, сбросов, размещения отходов, использования ресурсов к определенному времени в целом по предприятию или по отдельным производствам, загрязняющим веществам, источникам воздействия на окружающую среду и отходам.
И качественно и количественно выраженные задачи любой программы ЭА должны отвечать следующим требованиям:
- иметь достаточно определенную и конкретную формулировку;
-легко восприниматься членами группы ЭА и заказчиком программы;
-учитывать сложившиеся социально-экономические и экологические приоритеты как на локальном, так и на территориальном уровнях;
- обязательно учитывать фактическую экономическую ситуацию и особенности ее развития на различных уровнях.
Формирование группы ЭА.
Эффективность любой программы ЭА, начиная с предварительного определения основных целей и задач, в значительной степени будет зависеть от квалификации привлекаемых к работе специалистов.
Формирование группы ЭА лучше всего начинать с подбора руководителя -Руководитель группы должен иметь специальную подготовку в области промышленной экологии, экологического аудирования, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Необходимая квалификация достигается здесь в первую очередь за счет практического опыта и требует периодической аттестации. Именно специалисты по промышленной экологии в первую очередь способны к организации аудиторской деятельности.
Другим обязательным участником группы ЭА становится ответственный представитель заказчика - специалист в области государственного или производственного экологического контроля (например, руководитель или ведущий инженер экологической службы предприятия, территориальной администрации).
Дальнейшее формирование группы и ее численность будут зависеть от определения и конкретизации основных целей и задач программы. В целом группа ЭА должна быть небольшой, хорошо организованной и высокопрофессиональной, а также пользоваться авторитетом, безусловной поддержкой и пониманием со стороны заказчика программы. Основные и дополнительные направления профессиональной подготовки специалистов для работы в группах ЭА промышленного производства показаны в табл.3. В ряде случаев в группы ЭА могут привлекаться специалисты и по другим конкретным направлениям (например, здравоохранения, токсикологии, биологии, биогеохимии, социологии и т.д.).
Таблица. 1 Основные и дополнительные направления профессиональной подготовки специалистов для работы в группах ЭА.
Cпециальные знания | Основные функции |
Промышленная экология, в т.ч. мониторинг, контроль и управление источниками воздействия на окружающую среду и отходами; ОВОС; экологическая экспертиза, аудирование и контроль | Формирование группы ЭА и организация ее работы; определение целей и задач программы ЭА; оценка и организация основных исходных данных; определение объектов ЭА; планирование программы ЭА; работа на объекта ЭА; организация, анализ и оценка полученных данных; разработка рекомендаций и предложений; представление результатов; участие в дальнейшем использовании материалов |
Производственный экологический контроль, в т.ч. локальные системы мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов; основная технология, как источник выделения загрязняющих веществ и образования отходов; системы регулирования воздействия на окружающую среду; локальные системы экологического контроля и управления; экологическая отчетность предприятия. | Определение целей и задач программы ЭА; обеспечение получения основных и дополнительных исходных данных; работа на объектах ЭА; подготовка проекта заключения; анализ возможностей использования материалов программы ЭА; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА |
Государственный экологический контроль, в т.ч. государственная система экологического мониторинга, включая мониторинг источников воздействия на окружающую среду и отходов; территориальные системы экологического контроля и управления; территориальные экологические программы; экологическое планирование; нормативно-техническая документация в области экологического контроля. | Определение целей и задач программы ЭА; обеспечение получения основных и дополнительных исходных данных; работа на объектах ЭА; подготовка проекта заключения; анализ возможностей использования материалов программы ЭА; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА. |
Техника и технология защиты окружающей cреды,в т.ч. процессы и аппараты, технологические регламенты, проектирование, эксплуатация конкретных систем очистки сточных вод, отходящих газов, размещения , ликвидации, использования, переработки или захоронения отходов. | Работа на объектах ЭА; анализ и оценка основных данных программы ЭА; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА |
Технология основных производств, в т.ч. процессы и аппараты, технологические регламенты, эксплуатация основных производств. | Работа на объектах ЭА; анализ и оценка основных данных программы ЭА; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА. |
Природоохранительное законодательство, экономика природопользования, в т.ч. федеральное и территориальное природоохранительное законодательство; территориальные экологические нормы и требования; определение лимитов и платежей за использование ресурсов, выбросы, сбросы, размещение отходов; эколого-правовая и эколого-экономическая ответственность. | Анализ и оценка основных данных программы ЭА с точки зрения соответствия действующему законодательству; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов программы ЭА. |
Cпециальные знания | Основные функции |
Мониторинг состояния окружающей cреды, в т.ч. методы наблюдения за состоянием окружающей среды; оценка и прогноз состояния окружающей cреды; оценка экологических рисков; государственная система мониторинга состояния окружающей среды; нормативная документация в области мониторинга состояния окружающей cреды. | Работа на объектах ЭА; анализ и оценка основных данных программы ЭА; разработка рекомендаций и предложений; участие в дальнейшем использовании материалов ЭА. |
Планирование программы экологического аудирования.
Этап планирования программы экологического аудирования можно представить в виде следующих стадий:
• предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных по основной экологической документации предприятия;
• анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок;
• формирование собственно программы ЭА.
Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке.
Предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных.
Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования, а также соответствующая их оценка, представляют собой одну из наиболее важных стадий программы ЭА в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии окружающей среды, использовании ресурсов, технологии производства. Однако, в большинстве случаев использование этих данных крайне затруднительно в силу их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, несопоставимости, отсутствия обобщения и систематизации, крайне неудобной формы представления в виде пространных таблиц и описаний. Часто, в силу указанных причин, официальная позиция предприятия или территории по конкретным вопросам (например, характеристики отходов и источников воздействия на окружающую среду) бывает крайне неопределенной.
Учитывая отмеченные особенности, предварительный сбор и обобщение основных исходных данных для последующей оценки фактического воздействия на окружающую среду, разработки эффективных рекомендаций и предложений по изменению воздействия должны быть в значительной степени формализованы (вплоть до согласования исходных данных заказчиком программы аудирования). Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия или территории по рассматриваемым вопросам. Иными словами, формирование той информационной базы, на основе которой и осуществляются в дальнейшем оценки и рекомендации.
Как один из методов сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы ЭА может использоваться т.н. метод "анкетирования".
В качестве основных исходных данных программы ЭА рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей документации. Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы ЭА.
Для формирования основных исходных данных программ ЭА могут использоваться следующие документы:
• экологические паспорта предприятий;
• тома ПДВ и ПДС;
• паспорта водного хозяйства;
• экологическая статистическая отчетность за несколько лет;
• справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов за несколько лет;
• акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности за несколько лет;
• данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;
• лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;
• территориальные экологические программы и планы;
• проекты районной планировки;
• производственные планы мероприятий по охране окружающей среды за несколько лет и справки о их фактическом выполнении;
• справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции за несколько лет;
• существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных технологий и оборудования;
• проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;
• существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы (см. прил.2).
Основной этап программы экологического аудирования.
Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:
• определение маршрутов и проведение “обзорных” туров по объектам аудирования;
• ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;
• уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.
Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы ЭА, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.
Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объектах должна быть тщательно спланирована и хорошо организована. При этом следует иметь в виду, как правило, чрезвычайную сложность объектов аудирования:
- большие размеры промышленных площадок,
- разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий,
- множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса,
- большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения,
- преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду,
- разнообразие технологических и технических средств регулирования ВОС,
- плохую организацию производства и экологической службы, - низкую квалификацию персонала и т.д.
Заключительный этап программы экологического аудирования включает следующие стадии:
• анализ и оценка полученных данных;
• привлечение дополнительных специалистов в группу ЭА в случае необходимости;
• разработка конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы ЭА;
• организация данных программы;
• представление данных программы ЭА и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком программы и другими заинтересованными лицами;
• подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования;
• участие в составлении и проверке осуществления плана действий по материалам программы ЭА.
Организация, анализ и оценка данных программы ЭА.
Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы ЭА промышленного производства включают:
• составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов приоритетных загрязняющих веществ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, например, составление и анализ обобщенного водного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с территории промышленной площадки;
• описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников ВОС (включая неорганизованные, залповые, аварийные и "ночные" источники) и отходов обязательно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких характеристик!) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов;
• анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью;
• описание, анализ и оценку эффективности существующей системы производственного экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;
• формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы приоритетов в области изменения воздействия на окружающую среду, использования ресурсов, состояния ОС (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетные источники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности);
• определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся необратимыми изменениями ОС в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, существенными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями природоохранительного законодательства, связанными с определенными факторами и источниками воздействия на окружающую среду;
• представление данных программы ЭА на экологических ситуационных планах и картах-схемах.
Использование материалов программы экологического аудирования.
Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации программы экологического аудирования является последним и может быть представлен в виде следующих стадий:
• авторский надзор и консультирование использования материалов программы;
• участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования;
• участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы ЭА;
• организация и проведение повторных программ ЭА по фактическим результатам деятельности;
• развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.
Дальнейшее использование материалов программы ЭА в целях развития и повышения эффективности экологической деятельности может осуществляться заказчиком как самостоятельно, так и с привлечением специалистов из группы ЭА.
Самостоятельное использование заказчиком материалов ЭА может проводиться путем:
•формирования конкретных программ и направлений деятельности;
•непосредственного включения предложений в планы текущих природоохранных мероприятий; это в первую очередь относится к предложениям, не требующим существенных дополнительных затрат;
•формирования на основе полученных материалов заданий и исходных данных на разработку ТЭО и проектов;
•формирования на основе полученных материалов технических заданий на выполнение дополнительных разработок (исследовательских, опытных, конструкторских и т.д.);
•использования полученных материалов при разработке разделов ОВОС, проведения общественной и государственной экологической экспертизы отдельных проектов;
•использования полученных материалов при разработке различной экологической, нормативно-технической и отчетной документации.
Последующее использование материалов программы ЭА с привлечением специалистов - членов группы аудирования возможно по следующим направлениям:
•авторский надзор и консультирование в процессе реализации конкретных рекомендаций и предложений, разработанных в рамках программы ЭА;
•непосредственное участие специалистов в разработке, обосновании и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов ЭА;
•участие в проведении экологических экспертиз (ведомственных, общественных, государственных) плановых, предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов ЭА;
•участие в организации и проведении повторных программ ЭА по фактическим результатам деятельности;
•участие в разработке и реализации программ общего, специального и дополнительного профессионального экологического образования.
Разработка и реализация повторных программ ЭА является желательным, а для сложных объектов необходимым условием достижения реальных очевидных результатов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основные возможности повторного аудирования заключаются в дальнейшем развитии и повышении эффективности экологической деятельности предприятия или территории в зависимости от фактически достигнутых результатов, сравниваемых с поставленными целями и задачами, а также в перераспределении и концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности и отдельных решениях. Следует отметить и то обстоятельство, что методы оценок в ЭА во многом носят экспертный характер. Повышение их объективности, как и развитие деятельности в области аудирования в целом, зависит от практического использования материалов программ и проведения повторных аудитов по достигнутым результатам деятельности.
Необходимость повторного ЭА, помимо общей сложности объектов и задач аудирования, определяется крайне нестабильными на сегодня для Российской Федерации условиями развития природоохранной деятельности, зависящими в том числе от:
- изменений номенклатуры и объемов выпуска продукции;
- изменений потребления природных ресурсов, сырья и материалов;
- изменений основных технологий;
- изменений социально-экономической и политической ситуации, как на федеральном, так и территориальном уровнях;
- изменений общественного мнения;
- изменений экономического механизма природопользования, в том числе на территориальном уровне;
-изменений законодательства, нормативно-технической документации, в том числе на территориальном уровне;
-развития и повышения эффективности государственного территориального мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов;
- изменений систем государственного экологического контроля и управления;
- развития общественного экологического контроля;
- изменений нормативов воздействия на окружающую среду и состояния окружающей среды, в том числе на территориальном уровне;
- расширения эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;
- выявления дополнительных данных о нежелательных изменениях окружающей среды и последствиях этих изменений.
Среди специфических задач повторных программ ЭА можно выделить следующие:
• анализ и оценка степени реализации рекомендаций и предложений, разработанных в рамках предыдущей программы ЭА;
• анализ и оценка основных результатов и "провалов" в экологической деятельности предприятий или территорий за время прошедшее с момента реализации предыдущей программы ЭА; здесь чрезвычайно важна количественная оценка результатов, которая значительно легче и эффективнее воспринимается администрацией предприятий, территориальными органами экологического контроля и управления, общественностью и населением;
• разработка конкретных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию экологической деятельности с учетом достигнутых результатов, а также в связи с достигнутым уровнем развития конкретных производств и территории.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 496.