Согласно Российскому природно-охранному законодательству любая осуществляемая на территории РФ хозяйственная деятельность должна соответствовать требованиям организации рационального природопользования и не допускать возникновения вредного воздействия на окружающую среду. Следовательно, инвестиционный объект должен давать не только прибыль, но и позволять решать экологические проблемы.
При проведении оценки инвестиционных проектов проводится техническая, экономическая, финансовая и экологическая оценки.
ЭО проводится с целью подтверждения экологической обеспеченности инвестиционного проекта (ИП) и его соответствия требованиям природоохранного законодательства.
ЭО выполняется на основании информации представленной в обосновании ИП «+» материалы ОВОС.
Для действующих предприятий при ЭО важное значение имеет информация о:
1. роли предприятия формирования экологической ситуации на территории;
2. взаимоотношении инициатора с органами власти;
3. вероятность получения заявителем необходимых согласований по ИП;
4. наличии у заявителя технологических средств достаточных для проведения производственного экологического мониторинга.
При наличии ЭО рассматривается эффективность ИП как соотношение объемов (размеров) ликвидируемого неблагоприятного воздействия на окружающую среду (ликвидируется от действующего предприятия) воздействия, которое останется или будет привнесено в результате реализации ИП.
Если в проекте планируется полностью ликвидировать существующий источник загрязнения среды обитания (ИЗСО), но при этом создаются один или несколько новых ИЗСО, представляется информация о мероприятиях направленных на уменьшение этого воздействия.
В отчете по ЭО должны быть отражены следующие пункты:
1. оценка экологической территории реализации ИП;
2. влияние предприятия заявителя на окружающую среду, природоохранные платежи;
3. экологические требования, распространяющиеся на реализацию данного проекта;
4. оценка уровня воздействия на окружающую среду при реализации альтернатив технологических решений, которые рассматриваются на стадии подготовки обоснования;
5. оценка полноты выявленных источников воздействия на окружающую среду объектов ИП;
6. оценка экологической эффективности ИП (предотвращенный экологический ущерб);
7. ожидаемые экологические, и связанные сними социальные, экономические и другие последствия осуществления ИП;
8. сокращение платежей за загрязнение окружающей среды;
9. оценка программы производственного контроля за уровнем воздействия на окружающую среду (мониторинг);
10. оценка и согласование перечня экологических условий для выработки решений по ИП. На всех стадиях жизненного цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта.
Перечень рассматривается и согласовывается инвестором совместно с инициатором и включается в юридические документы. Перечисляемые в нем экологические условия являются предметом контроля на всех стадиях жизненного цикла объекта.
Процедуры экологической оценки инвестиционных проектов (ИП) Процесс ЭО состоит из следующих процедур:
1. экологический скрининг – это обзор ИП и определение категории проекта по степени воздействия на окружающую среду;
2. первичный экологический анализ – это характеристика основных экологических проблем, на решение которых направлен ИП и разработан совместно с заявителем технологического задания на ОВОС;
3. детальная экологическая оценка – это исследования, направленные на подтверждение экологической эффективности ИП и возможности достижения планируемого экологического эффекта;
4. экологический контроль за реализацией ИП;
5. экологический анализ результатов реализации ИП.
Первые 4 процедуры выполняются на прединвестиционной стадии исследований. 5 и 6 стадии – на стадии строительства и эксплуатации.
Экологический скрининг
Эта процедура включает следующие операции:
• классификация ИП по степени воздействия на окружающую среду;
• установление соответствия ИП экологическим критериям;
• определение приоритетности ИП;
• подготовка меморандума об экологическом скрининге.
Для проведения скрининга инициатор проекта в составе проектного предложения представляет инвестору следующую информацию:
• описание экологических проблем, характеризующих экологическую обстановку в районе реализации ИП;
• формирование реализации ИП (указывается продукция, услуги, которые будут оказываться при реализации ИП);
• краткая характеристика технологии и ее апробация;
• поддержка инвестиционного проекта федеральными и региональными органами власти;
• степень готовности ИП, т.е. наличие разрешительных документов;
• ожидаемый экологический эффект от реализации ИП.
Классификация ИП по степени воздействия на окружающую среду
Каждому ИП присваивается одна из 4-х категорий: А, Б, В, Г в зависимости от степени воздействия на окружающую среду и предполагаемых последствий.
А – реализация ИП может привести к необратимым экологическим последствиям;
Б – реализация ИП может привести к неблагоприятному воздействию на окружающую среду (один природный компонент и более). Однако эти воздействия, легко узнаваемые и их можно избежать, применяя природоохранные, технологические или компенсационные меры;
В – реализация ИП не окажет неблагоприятного воздействия на окружающую среду или оно будет нейтрально, и не приведет к каким-либо негативным последствиям;
Г - реализация ИП приведет к улучшению качества окружающей среды. ИП не связан с промышленным производством.
Примечание: отдельные ИП всегда относятся к определенной категории независимо от их масштаба. К таким объектам относятся: АЭС, ТЭС, металлические комбинаты, химическое производство, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы.
Что касается других ИП, то их категория будет определяться масштабами производства.
К категории А будут относиться все ИП, если они реализуются в зонах особо чувствительных к антропогенной деятельности.
Установление соответствия ИП экологическим критериям
В ходе этой процедуры необходимо выяснить приводит ли реализация проекта к следующим последствиям:
1. ликвидации ИЗСО;
2. решается ли одна из следующих экологических проблем:
• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почв;
• предотвращение накопления опасных и других отходов;
• предотвращение истощения и уничтожения природных ресурсов; • предотвращение изменения традиционных видов природопользования;
• предотвращение изменения природных ландшафтов.
3. не должна приводить к возникновению неблагоприятного воздействия на окружающую среду за счет:
• наращивания выпуска продукции;
• коренного изменения технологии
• увеличения объемов сырья, которым являются полезные ископаемые;
• использование невозобновимых природных ресурсов.
4. не должна требовать нового земельного участка, не включаемого в генеральный план развития региона;
5. должна привести к сокращению выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду:
• должна способствовать утилизации или захоронению. Ликвидации отходов;
• должна способствовать уменьшению потребления электроэнергии, воды и других природных ресурсов;
• должно способствовать рекультивации или освобождению земли. 6. должна поддерживаться органами местной власти;
7. должна поддерживаться населением.
Определение приоритетности ИП
Устанавливается приоритетность по сумме баллов, выставляемых по каждому из следующих 4-х критериев:
№ п/п | Название | Примечание | Балл |
1 | Масштаб существующего и преодолеваемого воздействия | ||
а) | Национальный | Охватывает экономические регионы РФ или территорию субъекта РФ | 7 |
б) | Региональный | Охватывает город, регион | 5 |
в) | Местный | Охватывает территорию микрорайона, муниципалитета, села | 3 |
г) | Локальный | Охватывает территорию | 2 |
№ п/п | Название | Примечание | Балл |
промышленного предприятия | |||
2 | Объекты неблагоприятного воздействия, на предотвращение которого направлен проект | ||
а) | Безопасность населения | Наносит ущерб состоянию здоровья населения и условиям жизнедеятельности, подтвержденный многолетними данными | 9 |
б) | Здоровье населения | Сложившийся уровень загрязнения на территории представляет определенную угрозу | 6 |
в) | Отдельные природные компоненты и экосистемы | Подземные или поверхностные воды, атмосферный воздух, почвы, растительный, животный мир | 5 |
г) | Природные ресурсы | 3 | |
3 | Экологическая ситуация на территории реализации ИП | ||
а) | Крайне неблагоприятная | Экологическое бедствие, чрезвычайная ситуация, территория особой природной чувствительности | 9 |
б) | Неблагоприятная | Высокая плотность населения, городские агломерации, высокая степень антропогенной нагрузки | 5 |
в) | Благоприятная (в целом) | Существуют отдельные ИЗСО, но они не оказывают существенного воздействия | 2 |
4 | Вид снижаемого (предотвращенного) воздействия | ||
а) | Загрязнения, забор поверхностных вод | 6 | |
б) | Загрязнения, забор подземных вод | 6 | |
в) | Загрязнение атмосферы | 9 | |
г) | Загрязнение твердыми отходами | 6 | |
д) | Загрязнение почвы | 3 | |
Шум, вибрация, запахи | 1 |
Баллы по каждому показателю суммируются, если в результате ИП снижается или предотвращается несколько видов воздействия, то из их числа учитывается, имеющий наивысший балл. И к нему прибавляется по 0,2 балла от других видов воздействия.
В зависимости от суммы баллов устанавливается очередность.
Проект первого приоритета 27 и более баллов; второго – 26 – 22 балла, предпочтение отдается тем, которые характеризуются лучшими экологическими и экономическими показателями; третьего – 17 – 21 балл, требуют дополнительного изучения для уточнения экологической значимости и выявления возможных положительных сторон, дающих основание для финансирования; четвертого – 16 и менее баллов, проекты считаются не отвечающими экологическим критериям.
Подготовка меморандума об экологическом скрининге
По результатам скрининга оставляется меморандум, в котором регистрируется информация, необходимая для принятия решений, а именно:
а) соответствие ИП экологическим критериям;
б) приоритет ИП в балансах;
в) категория ИП;
г) наличие разрешительных документов на основную деятельность (лицензия на добычу полезных ископаемых, разрешение на выбросы и сбросы и т.д.);
д) включение ИП в государственные, региональные, местные отраслевые программы;
е) осведомленность общественности и населения о планах заявителей;
ж) рекомендации, касающиеся путей решения экологических проблем (например: о необходимости проведения специального исследования, выявления общественного мнения по наиболее острым экологическим и социальным аспектам).
В меморандуме указывается масштаб работ по ОВОС. Например: если ИП связан с новым строительством и относиться к категории А, то специалист по ЭО указывает, что заявитель должен провести ОВОС по полной процедуре. Если ИП относится к категории В, объем информации при проведении ОВОС может быть сокращен.
Потребность в детальном исследовании может быть сведена к изучению воздействия отдельных аспектов измененной природной среды.
Для крупных предприятий, объединяющих несколько производств, разнообразно воздействующих на окружающую среду, может быть предложено проведение ЭА для определения наиболее приоритетных внутри предприятия объектов, реализация которых позволит ликвидировать сразу несколько видов воздействия на окружающую среду.
Первичный экологический анализ
По результатам скрининга инвестор принимает решение о возможности дальнейшего рассмотрения ИП, а инициатор начинает подготовку проектных решений в соответствии с требованиями инвесторов. Для принятия инвестором финансового решения в соответствии с российским законодательством необходимо обязательное наличие следующих документов:
• материалы подтверждения проведения ОВОС при подготовке обосновывающей документации;
• заключение ГЭЭ по обосновывающей документации.
Задачи первичного анализа:
• оценка значимости и установление очередности проведения оценки проекта;
• разработка требований и ОВОС (подготовка технического задания).
Первичный анализ включает в себя в зависимости от необходимости все или некоторые из следующих действий:
• изучение всей имеющейся информации по прошлой и текущей деятельности инициатора, связанной с реализацией проекта;
• изучение методов управления охраны окружающей среды на предприятии;
• анализ результатов, проведенных инициатором экологических последствий (экологическая ситуация на территории реализации проекта);
• посещение предприятия заявителя, в ходе которого следует познакомиться с ведущими специалистами по экологическим вопросам, осмотреть территорию размещения объекта. С точки зрения ее экологической уязвимости и масштаба воздействия на окружающую среду (текущего и прогнозируемого) «+» посетить органы власти, территориальные органы власти, территориальные органы экологического надзора.
Специалист перед посещением получает задание, в котором указывается:
а) краткое описание проекта
б) территории;
в) наличие документации (карт, схем);
г) задачи экспертов (все заинтересованные стороны должны быть осведомлены о це-
лях посещения и его результатах).
В задании указывается объем исследований. Оговариваются встречи с представителями предприятия и специалистами.
Результаты посещения оформляются в виде краткого резюме, либо в устной форме, либо в виде проекта в первичном анализе.
Оценка значимости и установление очередности проведения оценки
В ходе решения этой задачи рассматриваются экологические проблемы, решение которых может быть достигнуто при реализации проекта.
При этом рассматривается:
1. Загрязнение атмосферного воздуха и связанное с этим изменение климата, истощение озонового слоя, выпадение кислотных дождей;
2. Проблема выполнения обязательств по междисциплинарным отношениям, договорам по охране окружающей среды и природными ресурсами, например:
а) Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (была подписана в 1975 году);
б) Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (была подписана в 1979 году);
в) Конвенция о изменении климата (была подписана в 1992 году);
г) Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (была подписана в 1992 году);
д) Конвенция сохранения биоразнообразия (была подписана в 1995 году).
3. Охрана водных объектов;
4. Рациональное использование и охрана природных ресурсов (разработка каких-либо месторождений);
5. Рациональное землепользование (строительство);
6. Сохранение биоразнообразия;
7. Региональная принадлежность инвестиционного проекта
Принимается во внимание место положения объекта:
• по отношению к центрам концентрации населения, включая школы, больницы, детские лагеря;
• по отношению к особо охраняемым территориям (рекреационные зоны, исторические памятники природы, заповедники и т.д.);
• по отношению к территориям, отнесенным к зонам чрезвычайно экологических бедствий.
Составление технического задания на ОВОС
Техническое задание разрабатывается инициатором по материалам скрининга и первичного анализа.
Цель подготовки технического задания: конкретизация объекта, масштабы и содержание исследования.
Техническое задание формулируется так, чтобы в результате его выполнения были выявлены, определены и оценены все виды воздействий и спрогнозированы изменения в окружающей среде.
В материалах ОВОС должны быть даны предварительные рекомендации по природоохранным мероприятиям. Инициатор утверждает техническое задание, согласовывает с территориальными экологическими органами.
Экологические условия реализации ИП
В заключительно этапе ЭО ИП является составление перечня экологических условий реализации ИП на стадии проектирования, строительства и эксплуатации.
В соответствии с российским законодательством финансирование проекта возможно только после положительного заключения ГЭ по проектной документации.
В тоже время по схеме проектного цикла решения о финансировании принимается инвестором раньше на основе рассмотрения бизнес-плана или обоснование ИП, в которых содержатся только принципиальные технологические, технические, строительные и прочие решения. Следовательно, ЭЭ может только подтвердить экологическую обеспеченность этих принципиальных решений.
Основные заключения по проекту будут сделаны на стадии проектирования по материал изысканий и научных исследований.
В заключении ЭЭ всегда содержаться рекомендации по природоохранным мероприятиям. Которые должны быть учтены при проектировании и реализации проекта.
В связи с этим инициатор самостоятельно начинает формализировать перечень экологических условий.
С самой первой стадии подготовки ИП – прединвестиционных исследований и подготовки обоснования.
В дальнейшем к нему присоединяется инвестор, который заинтересован в технологии экологических рисков и выполнении целей реализации проекта, направленных на улучшение качества окружающей среды и недопущение негативных воздействий на нее.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 487.