Что такое методика обучения РКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Термин «методика» в переводе с греческого языка (metodos)

первоначально означал совокупность способов целесообразного проведения

какой-либо работы. В настоящее время методикой называется одна из

отраслей педагогической науки, которая:

· исследует закономерности обучения какому-либо определённому

учебному предмету, будь то математика, история, иностранный язык

или русский язык как иностранный (РКИ);

· излагает способы и методы преподавания учебного предмета.

Методика русского языка как иностранного существует как:

 

теоретическая научная дисциплина,

теоретическая учебная дисциплина,

практическая учебная дисциплина.

 

Методика как научная дисциплина исследует теоретические основы

обучения, т.е. принципы, цели, содержание, методы, средства,

организационные формы обучения, а также способы учения и воспитания на

базе изучаемого языка. Она развивается и совершенствуется благодаря

научным поискам учёных и методистов, результаты их научной деятельности

воплощаются в научных публикациях, в защищаемых диссертациях, в

теоретическом решении задач, которые ставит практика.

Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному

закладывались на протяжении многих десятилетий. Базовые основы

методики преподавания РКИ формировались усилиями виднейших русских и

зарубежных исследователей и методистов, перечисление имён которых

могло бы занять не одну страницу. Их имена будут названы на страницах

данной книги, а сейчас мы назовём из значительного ряда работ по методике

РКИ лишь пособия, опубликованные в последние годы: А.Н. Щукин.

Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая

школа, 2003; Л.С. Крючкова и др. Методика преподавания русского языка

как иностранного. М.: АОЗТ «Кодекс–М», 2001; В.Н. Вагнер. Методика

преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе

межъязыкового сопоставительного анализа. М.: Владос, 2001; А.А. Акишина,

О.Е. Каган. Учимся учить. М.: Русский язык–Курсы, 2003; Русский язык как

иностранный. Методика обучения русскому языку. Под редакцией И.П.

Лысаковой. М.: Владос, 2004. Названные пособия послужат прекрасным

материалом для получения теоретических знаний, для осмысления проблем,


 

с которыми встречается на профессиональном пути преподаватель, для

решения педагогических головоломок.

Методика как практическая дисциплина призвана обеспечить

подготовку будущих специалистов - преподавателей русского языка как

иностранного к работе в аудитории, помочь им овладеть профессиональной

компетенцией, осмыслить теоретические положения и применить их на

практике. Прежде чем войти в аудиторию или в класс, необходимо овладеть

основами методики. Эту задачу и должна помогать решать практическая

методика.

Следует подчеркнуть, что методика, как в теоретическом, так и в

практическом плане, связана с другими науками: педагогикой, психологией,

социологией и прочими смежными науками. Для методики преподавания

русского языка как иностранного важно определить также её связь с

лингвистикой и психолингвистикой, со страноведением и

лингвострановедением, с культурологией, с проблемами межкультурной

коммуникации.1

У методики преподавания русского языка как иностранного есть свой

предмет. Это русский язык, который изучают иностранные учащиеся.

Причём современная методика использует русский язык и как цель обучения

и как средство обучения, так как в методической науке разработаны способы

беспереводного обучения.

Методика включает описание лингводидактических основ обучения:

принципов, целей, задач, методов, средств, форм обучения и т.п.

Кроме того, в методике описываются этапы, уровни и профили


Обучения.

Методика формулирует, какие компетенции необходимо формировать

в сознании учащегося.

Она также определяет содержание обучения, т.е. описывает,

как обучать языковым аспектам:


·

·


фонетическому;

словообразовательному;


· лексическому;

· грамматическому;

как обучать деятельности речевого общения:


·

·

·


аудированию;

говорению;

чтению;


· письму и письменной речи;

· переводу.

Методика регулирует организационные основы обеспечения

учебного процесса:


·


планирование занятий;


 

1


 

Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов/Под общ.


ред. А.Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. С. 10–16; Методика зарубежному преподавателю русского языка.

Под ред. А.А. Леонтьева, Т.А. Королёвой. М.: Русский язык, 1977. С. 4–11.


 

·


 

виды уроков;


· формы внеаудиторной работы;

· виды контроля;

знакомит с тем, как:


·

·

·


обеспечить качественное обучение;

повысить интенсивность усвоения знаний;

развить навыки и умения учащихся;


· сформировать различные компетенции;

· достичь наивысшего результата;

· превратить учащегося в пользователя языка в соответствии с его

потребностями.

Научная организация обучения строится с использованием

современных методов и технологий обучения.

Методику преподавания русского языка как иностранного изучают:

 

студенты филологических и лингвистических специальностей вузов

Российской Федерации,

студенты-иностранцы филологических и    лингвистических

специальностей вузов Российской Федерации,

Преподаватели-практики, повышающие свою квалификацию.

 


















Дата: 2018-11-18, просмотров: 549.