Термин «методика» в переводе с греческого языка (metodos)
первоначально означал совокупность способов целесообразного проведения
какой-либо работы. В настоящее время методикой называется одна из
отраслей педагогической науки, которая:
· исследует закономерности обучения какому-либо определённому
учебному предмету, будь то математика, история, иностранный язык
или русский язык как иностранный (РКИ);
· излагает способы и методы преподавания учебного предмета.
Методика русского языка как иностранного существует как:
теоретическая научная дисциплина,
теоретическая учебная дисциплина,
практическая учебная дисциплина.
Методика как научная дисциплина исследует теоретические основы
обучения, т.е. принципы, цели, содержание, методы, средства,
организационные формы обучения, а также способы учения и воспитания на
базе изучаемого языка. Она развивается и совершенствуется благодаря
научным поискам учёных и методистов, результаты их научной деятельности
воплощаются в научных публикациях, в защищаемых диссертациях, в
теоретическом решении задач, которые ставит практика.
Теоретические основы обучения русскому языку как иностранному
закладывались на протяжении многих десятилетий. Базовые основы
методики преподавания РКИ формировались усилиями виднейших русских и
зарубежных исследователей и методистов, перечисление имён которых
могло бы занять не одну страницу. Их имена будут названы на страницах
данной книги, а сейчас мы назовём из значительного ряда работ по методике
РКИ лишь пособия, опубликованные в последние годы: А.Н. Щукин.
Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая
школа, 2003; Л.С. Крючкова и др. Методика преподавания русского языка
как иностранного. М.: АОЗТ «Кодекс–М», 2001; В.Н. Вагнер. Методика
преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе
межъязыкового сопоставительного анализа. М.: Владос, 2001; А.А. Акишина,
О.Е. Каган. Учимся учить. М.: Русский язык–Курсы, 2003; Русский язык как
иностранный. Методика обучения русскому языку. Под редакцией И.П.
Лысаковой. М.: Владос, 2004. Названные пособия послужат прекрасным
материалом для получения теоретических знаний, для осмысления проблем,
с которыми встречается на профессиональном пути преподаватель, для
решения педагогических головоломок.
Методика как практическая дисциплина призвана обеспечить
подготовку будущих специалистов - преподавателей русского языка как
иностранного к работе в аудитории, помочь им овладеть профессиональной
компетенцией, осмыслить теоретические положения и применить их на
практике. Прежде чем войти в аудиторию или в класс, необходимо овладеть
основами методики. Эту задачу и должна помогать решать практическая
методика.
Следует подчеркнуть, что методика, как в теоретическом, так и в
практическом плане, связана с другими науками: педагогикой, психологией,
социологией и прочими смежными науками. Для методики преподавания
русского языка как иностранного важно определить также её связь с
лингвистикой и психолингвистикой, со страноведением и
лингвострановедением, с культурологией, с проблемами межкультурной
коммуникации.1
У методики преподавания русского языка как иностранного есть свой
предмет. Это русский язык, который изучают иностранные учащиеся.
Причём современная методика использует русский язык и как цель обучения
и как средство обучения, так как в методической науке разработаны способы
беспереводного обучения.
Методика включает описание лингводидактических основ обучения:
принципов, целей, задач, методов, средств, форм обучения и т.п.
Кроме того, в методике описываются этапы, уровни и профили
Обучения.
Методика формулирует, какие компетенции необходимо формировать
в сознании учащегося.
Она также определяет содержание обучения, т.е. описывает,
как обучать языковым аспектам:
·
·
фонетическому;
словообразовательному;
· лексическому;
· грамматическому;
как обучать деятельности речевого общения:
·
·
·
аудированию;
говорению;
чтению;
· письму и письменной речи;
· переводу.
Методика регулирует организационные основы обеспечения
учебного процесса:
·
планирование занятий;
1
Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов/Под общ.
ред. А.Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. С. 10–16; Методика зарубежному преподавателю русского языка.
Под ред. А.А. Леонтьева, Т.А. Королёвой. М.: Русский язык, 1977. С. 4–11.
·
виды уроков;
· формы внеаудиторной работы;
· виды контроля;
знакомит с тем, как:
·
·
·
обеспечить качественное обучение;
повысить интенсивность усвоения знаний;
развить навыки и умения учащихся;
· сформировать различные компетенции;
· достичь наивысшего результата;
· превратить учащегося в пользователя языка в соответствии с его
потребностями.
Научная организация обучения строится с использованием
современных методов и технологий обучения.
Методику преподавания русского языка как иностранного изучают:
студенты филологических и лингвистических специальностей вузов
Российской Федерации,
студенты-иностранцы филологических и лингвистических
специальностей вузов Российской Федерации,
Преподаватели-практики, повышающие свою квалификацию.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 598.