Российское исполнительное право проходит в настоящее время период становления. При этом речь идет уже о реальных перспективах исполнительного права, а не доктринальных. Опубликование для обсуждения проекта Исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее - Проект ИК РФ), разработанного рабочей группой под руководством В.М. Шерстюка*(291), предполагает, что в обозримом будущем адвокатам придется работать не с современными законами "Об исполнительном производстве"*(292) и "О судебных приставах"*(293), а с новым кодифицированным источником исполнительного права. Как справедливо отметил А.А. Демичев, то, что Исполнительный кодекс РФ еще не принят, плохо с точки зрения эффективности правового регулирования исполнительных правоотношений, однако положительно с позиции сохранения реальной возможности скорректировать некоторые его положения*(294).
Конституционное право на судебную защиту может быть реализовано в окончательном виде только тогда, когда гражданин или организация, обратившиеся в компетентную инстанцию за защитой нарушенного или оспоренного права, реально получили присужденное им юрисдикционным органом. Действенность судебной защиты и авторитет власти зависит не только от того, насколько грамотны, законны и обоснованны судебные акты, исходящие от суда и других государственных органов, но и от того, насколько быстро и реально произойдет их исполнение, претворение в жизнь. Написать на бумаге, даже именем государства, можно что угодно, но осуществление права на защиту не достигнет своей цели до тех пор, пока лицо, обратившееся за помощью к власти, фактически не реализует свое субъективное право. Значительную роль в реализации данного субъективного права играет институт адвокатуры.
Исполнительное право призвано не только служить реальному осуществлению установленных и подтвержденных судебными решениями и иными актами, подлежащими принудительному исполнению, нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, но и способствовать укреплению законности в области гражданских (в широком смысле) правоотношений.
Исполнительное производство обеспечивает достижение материально-правовой цели юрисдикционной деятельности, именно по нему можно судить об эффективности и действенности правовой защиты в целом. Ошибки, допущенные в ходе исполнительного производства, могут дискредитировать всю правоохранительную деятельность и привести к нарушению субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов субъектов правоотношений.
Исполнительное производство в настоящее время представляет собой предмет регулирования одной из отраслей российского права - исполнительного права, без которого система права не может нормально функционировать. Исполнительное право регулирует правоотношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получает свою реализацию через механизм государственного принуждения.
Главной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
До вступления в силу 6 ноября 1997 г. федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве"*(295) исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным законодательством (разделом V ГПК РСФСР 1964 г.) и являлось частью гражданского процесса, его заключительной стадией.
Указанные законы и ГПК РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2003 г. в корне изменили устоявшееся за многие десятилетия в российской юридической литературе положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов - завершающая, заключительная стадия гражданского процесса. Сами исполнительные органы в связи с проведенной в 1997 г. реформой исполнительного производства были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, судебный контроль за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью обжалования в судебном порядке их действий (как и действий любых других должностных лиц в Российской Федерации), но и получили совершенно новое качество.
Исполнительный процесс происходит в установленной законом процессуальной форме, с предоставлением определенных процессуальных прав участвующим в нем заинтересованным лицам.
Российское исполнительное право есть система процессуальных правовых норм, регулирующих исполнительное производство в Российской Федерации, которое представляет собой установленный законом порядок деятельности судебных приставов-исполнителей и иных органов по принудительной реализации актов, указанных в ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно:
1) исполнительных листов, выдаваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебных приказов;
3) нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов или их нотариально удостоверенных копий;
4) удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам;
5) актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановлений судебного пристава-исполнителя;
8) исполнительной надписи нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге;
9) актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Итак, исполнительное право - системная целостная совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов неуголовного характера.
Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: принципы исполнительного производства и гарантии их реализации, органы принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполнительном производстве, и систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производством, ответственность в исполнительном праве, общие правила фиксации исполнительных действий и т.д.
Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до прекращения, а также особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов. В этой части регулируется также исполнение решений иностранных судов и реализация исполнительных документов, выданных в Российской Федерации, за ее пределами.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.