Глава 20. Основы составления адвокатом юридических документов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Общие правила составления и оформления адвокатом юридических документов

 

Действующие требования предусматривают целый ряд документов, которые могут быть составлены адвокатом как в процессе оказания им юридической помощи при производстве по уголовному делу, так и в ходе его участия в других видах адвокатской деятельности. В настоящей главе более подробно остановимся на процессуальных документах по уголовным делам, как наиболее точных и судьбоносных для процессуального положения клиентов адвоката. Прежде всего это ходатайства, жалобы, заявления, замечания, возражения и другие. Кроме того, адвокат при реализации предоставленных ему уголовно-процессуальным законом прав может составлять и другие документы, например, адвокатские запросы, протоколы опроса лиц с их согласия, мировые соглашения и др.

Составление и оформление различных как по назначению, так и по содержанию процессуальных документов осуществляется по некоторым общим требованиям (правилам), определенным законом и выработанным практикой. Эти требования касаются оформления и содержания различных документов. УПК РФ, как правило, устанавливает основные атрибуты процессуальных документов и обозначает элементы их содержания.

К некоторым составляемым адвокатом документам УПК РФ предъявляет формальные требования: к ходатайству об исключении доказательства (ст. 235 УПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 363 УПК РФ), кассационной жалобе (ст. 375 УПК РФ) и др. К другим закон таких требований не предъявляет. Однако процессуальный документ, составленный с существенным нарушением требований закона относительно его содержания и формы, лишается юридической силы.

Так, несоблюдение процессуальной формы апелляционной жалобы, предусмотренной ст. 363 УПК РФ, является основанием для ее возвращения судьей с установлением срока для пересоставления.

Без наличия в жалобе на действия (бездействие) и решения должностных лиц и органов в суд определенных данных, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении Пленума от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", суд лишен будет возможности определить, подлежит ли жалоба рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ, подготовиться к ее рассмотрению, истребовать необходимые документы и пригласить в судебное заседание заинтересованных лиц.

Неубедительность, а иногда и голословность ходатайств защитника влечет отказ должностных лиц в их удовлетворении.

Важным видится в связи с этим осмысление неразрывного единства формы и содержания юридического документа, составляемого адвокатом.

Говоря о содержании юридического документа, следует выделить правила, обеспечивающие их правовую культуру. Культура процессуального документа выражается в его общей и юридической грамотности. Элементарное требование к любому юристу - безупречное владение языком судопроизводства, умение грамотно излагать факты, аргументы, решения, если последние входят в его компетенцию. Юрист, который в своих письменных документах демонстрирует неумение грамотно формулировать то или иное положение, подрывает свою репутацию*(284).

Юридическая грамотность документа - это его соответствие материальному и процессуальному праву, современным научным представлениям о содержании и толковании тех или иных институтов и норм права.

Культура процессуальных документов включает культурный язык и стиль изложения в них фактов и решений, составляющих сущность документов. Процессуальные документы должны быть логичными, ясными, непротиворечивыми. Языковая культура документа предполагает такое его изложение, которое исключает бюрократические обороты речи, канцеляризмы, словесные штампы разного рода.

Процессуальные документы должны составляться разборчиво, аккуратно, с правильным расположением текста. Рукописные документы должны быть написаны разборчивым почерком. Адвокату желательно чаще прибегать к машинописному изготовлению процессуальных документов, что повышает культуру ведения производства по делу. Однако это возможно не всегда. Например, замечания на протокол следственного действия приходится изготавливать рукописно.

Правила, обеспечивающие правовую культуру документов, касаются также правильного с юридической точки зрения употребления в документах различных терминов. Не всегда верно употребляются при составлении документов такие чисто юридические термины, как "задержание", "арест", "обыск", "осмотр" и др. Каждый из них означает строго определенное законом уголовно-процессуальное действие. Употребление этих терминов должно соответствовать юридическому характеру именно тех процессуальных действий, которые фиксируются (указываются) в документах. Следует признать ущербными с точки зрения правовой культуры документы, в которых употребляются такие выражения, как "карманные кражи", "умышленное убийство" и т.п.

Требования информационной культуры документов предполагают, что документ должен быть предельно кратким и информационно емким, т.е. при минимуме текста содержать максимум информации. Для такого стиля характерен прямой порядок слов в предложениях. Не рекомендуется построение фраз с применением большого числа сложноподчиненных предложений. Длинные сложные предложения заменяются несколькими простыми.

В документах нельзя употреблять термины и выражения, допускающие двусмысленное толкование информации. При составлении юридического документа следует избегать эмоциональных отступлений, соблюдать корректность выражений, недопустимы выражения оскорбительного характера. Надо помнить, что сила критики заключается не в грубости выражений, а в убедительности доводов.

 

§ 2. Особенности составления и оформления отдельных видов процессуальных документов, составляемых адвокатом

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.