Теория интеллигентности (Гизели)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данная теория предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делался вывод: наличие указанных личностных качеств, предсказывает управленческий успех. Выделяли следующие личностные качества лидера:

· интеллигентность в вербальном и символическом плане;

· инициативность, то есть способность направлять активность, желания в новом направлении;

· уверенность в себе – благоприятная самооценка;

· привязанность к сотрудникам;

· решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

· зрелость;

· мотивационные способности, то есть способность мотивировать, вызывать потребности у людей за счет следующих факторов: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения в работе.

Теория черт (харизматическая теория).

Акцентирует внимание на врожденных качествах лидера, то есть на обладании им определенным набором личностных черт, к которым относятся:

· уверенность в себе;

· острый и гибкий ум;

· компетентность, как доскональное знание своего дела;

· сильная воля;

· умение понять особенности психологии людей;

· организаторские способности и т.п.

Анализ реальных групп показал, что порой, лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Разочарование в теории было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута теория «лидера без черт».

Ситуационная теория лидерства.

Пришла на смену теории черт. Согласно этой теории лидером становится тот человек, который при возникновении в коллективе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данного коллектива. То есть в новой трактовке теория черт не отбрасывается полностью, но утверждается, что лидерство, в основном – продукт ситуации. Таким образом, черты, качества лидера оказываются относительными. Ж. Пиаже подверг критике эту теорию, так как при таком подходе снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какой-то «флюгер». Тем не менее, ситуационная теория приобрела популярность, на ее основе проведено много экспериментов.

Системная теория лидерства.

Рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъекта управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его нужно с точки зрения целей и задач группы, хотя структура личности лидера также не должна сбрасываться со счетов. Системная теория имеет преимущества перед другими, так как учитывает крайние точки зрения предыдущих концепций. Ее можно применять при изучении не только лидерства, но и руководства. Большинство отечественных исследований лидерства осуществлено в рамках, близких к этой модели.

В трудовом коллективе лидер может выполнять следующие роли: координатора, контроле­ра, плановика, политика, устанавливающего цели, эксперта-специалиста, арбит­ра, символа, носителя групповой ответственности или вины и т.д.

В большинстве случаев лидер — также источник цен­ностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, поскольку в коллективе общее мышление обычно ближе к образу мысли руко­водства, чем рядовых членов.

В коллективе, общий уровень развития которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопро­сам или эмоционального центра, т.е. он может подбодрить, посочувство­вать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, кон­сультантом по самым сложным проблемам.

В обоих случаях он является интегратором коллектива, инициатором и организатором его активных дей­ствий, образцом, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Лидерство в трудовом коллективе складывается из следующих компонентов:

Эмоционального.

Делового.

Информационного.

 В соответствии с указанными компонентами выделяется:

 

«Эмоциональный» лидер Это личность, к которой каждый человек коллектива может обратиться за сочувствием.
«Деловой» лидер Это организатор, который может наладить функционирование коллектива, организовать деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
«Информационный» лидер Эрудит, к которому обращаются члены коллектива за объяснением и необходимой информацией.

 

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента. Однако, чаще всего на практике встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового и пр.

Традиционно рассматривают три основных стиля лидерства, предложенные К. Левиным и представленные в таблице 9.5. Имеется в виду психологический рисунок типа принятия решения.

Таблица 9.5

 

Основные стили лидерства.

 

Стиль лидерства Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов – не система. Позиция лидера – вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос лидера – решающий.
Демократический Инструкции в форме предложений. Речь не сухая, а товарищеский тон. Похвала и порицание – с советами. Распоряжения и запреты – с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложения отвечают все члены рабочей группы. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Попустительский Тон – конвенциальный (соглашательский). Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

В трудовом коллективе лидер всегда является носителем какой-либо роли. Выделяют десять ролей лидеров, представленных на рис. 9.10.

 

 


Рис. 9.10. Основные роли лидеров в трудовом коллективе.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 303.