Гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и трудового коллектива.
При использовании этого стиля выделяют следующие уровни развития сотрудников коллектива:
Низкий уровень | Характеризуется низкой квалификацией работников или их недобросовестностью. |
Средний уровень | Характеризуется недостаточностью опыта у работников, которые, тем не менее, обладают определенными базовыми навыками. Они старательны и добросовестны. |
Хороший уровень | Характеризуется тем, что у сотрудников имеются базовые навыки и квалификация, достаточные для большинства технических аспектов работы. Дальнейшее развития такого коллектива требует, чтобы сотрудники в своей работе брали на себя больше ответственности. |
Высокий | Характеризуется творческим отношением работников к делу. Сотрудники с высоким уровнем развития являются специалистами высокой квалификации, обладающие высокой степенью ответственности, инициативности. |
Для каждого уровня развития организации формируется следующий стиль руководства:
1. «Авторитарный» стиль для низкого уровня развития коллектива характеризуется следующими формами поведения руководителя:
· четкими указаниями и инструктажем;
· постоянным контролем работы;
· организацией системы наказаний и поощрений.
2. «Популяризационный» стиль для среднего уровня развития, который характеризуется:
· указаниями и инструктажем в популярной форме наставничества, рекомендаций, в необходимых случаях – приказами;
· предоставлением возможности проявления самостоятельности в выполнении заданий;
· регулярном контроле работы;
· уважительном, доброжелательным отношением;
· интенсивным общением, во время которого оцениваются индивидуальные характеристики работника, выявляются общие интересы;
· организацией поощрений за позитивное поведение и наказания в необходимых случаях.
3. «Участие в управлении» для хорошего уровня развития коллектива характеризуется:
· консультациями с сотрудниками по отдельным проблемам;
· поощрением инициативы подчиненных;
· увеличением ответственности у подчиненных;
· ограничением прямых указаний и контроля деятельности работников;
· организацией системы самоконтроля сотрудников;
· постановкой целей перед работниками без уточнения способов их выполнения;
· широким общением;
· системой вознаграждения за активность, инициативу, хорошую работу.
4. «Передача полномочий» для высокого уровня развития коллектива, который характеризуется:
· постановкой проблемы перед сотрудниками, выработки согласия по формам ее решения;
· передачей полномочий и прав работникам для самостоятельной работы;
· отсутствием вмешательства в дела;
· самоуправлением и самоконтролем сотрудников;
· поддержкой со стороны руководства;
· системой вознаграждения за творческое решение проблемы.
При выборе стиля руководители должны пользоваться следующими основными критериями:
· наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
· уровень требований, предъявляемых к выполнению поставленной цели;
· четкость и структурированность проблемы;
· степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
· вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
· заинтересованность исполнителей в достижении целей;
· степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов представляют как профессиональные способности и разделяет на следующие группы (Станкин М.И.), представленные на рис. 9.8.
Рис. 9.8. Профессиональные способности руководителя.
Дидактические способности.
Предполагают готовность обучать творчески, развивая мышление подчиненных, приучая их работать сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для обучаемых и был прочно ими усвоен. Исходным материалом для обучения являются текущие производственные вопросы.
Дидактические способности связаны в достаточной степени с характером базового образования руководителя. Не случайно, что в США лишь 2% высших руководителей фирм – инженеры, а остальные – юристы, экономисты, психологи, управленцы. В нашей стране картина обратная: на начало 90-х гг. 85% руководителей имели техническое образование, 13% – экономическое, 2% гуманитарное.
Для развития в себе дидактических способностей руководитель должен постоянно работать над собой, изучать опыт коллег, публикаций по специальности, работ по педагогике и психологии.
Экспрессивные способности.
Предполагают умение руководителя образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов, жестов, мимики и т.д., то есть за счет средств вербального и невербального делового общения. С помощью этих средств можно дать знания, убедить в целесообразности напряженной творческой работы, дисциплинированного поведения и т.д.
При этом следует помнить, что вербальные и невербальные средства по-разному влияют на разных подчиненных. Любой материал необходимо не только хорошо изложить, важно, чтобы он был правильно воспринят и усвоен.
Чтобы овладеть экспрессивными способностями, следует чаще выступать, разговаривать со своими подчиненными, анализировать прошедшие выступления и беседы и в дальнейшем исправлять допущенные ошибки.
Перцептивная способность.
Это способность к восприятию внутреннего мира подчиненных, умение выявить их подлинное отношение к работе, к руководителю, почувствовать психическое состояние рабочего, служащего в каждый отдельный момент времени. Основа перцепции в аналитическом подходе к каждому подчиненному, в готовности формировать в своем сознании значимые детали его поведения, раскрывающие его внутренний мир.
Понять сотрудника, помочь ему добиться успехов в труде можно только хорошо зная, что именно мешает работнику серьезно относиться к делу. Аналитический метод позволит устранить причины отрицательных влияний и использовать оптимальные в каждой определенной ситуации методы воздействия.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 286.