В основе деятельности трудового коллектива лежит лидерство или руководство.
Лицо, принявшее на себя добровольно больше ответственности, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
В трудовом коллективе лидерство может быть формальным и неформальным. То есть должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть главным руководителем в организации, но не являться фактическим лидером. Лидер психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций.
В разных ситуациях трудовой коллектив выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому.
Формальное лидерство в трудовом коллективе определяется как руководство, которое связано с определенными правилами назначения руководителя и предполагает функциональные отношения.
Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений между людьми. Руководство и неформальное лидерство могут дополнять друг друга.
Американские специалисты выявили закономерность: если руководитель не является неформальным лидером, то подчиненные работают на уровне 65% своих деловых возможностей.
Однако существуют и другие теории, которые не рекомендуют делить лидерство на формальное и неформальное. Такое деление считается упрощенным. Поэтому последователи противоположной точки зрения не рекомендуют заменять руководителя и назначать на его место неформального лидера трудового коллектива. Такая перестановка зачастую приводит к дезорганизации деятельности предприятия, поскольку лидер не всегда способен выполнять функции руководителя.
Различия между лидером и руководителем можно обозначить по нескольким параметрам, представленным в таблице 9.4.
Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в их деятельности существуют общие черты. Строго говоря, лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов рабочей группы, а руководство в большей степени социальная характеристика отношений в трудовом коллективе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом процесс.
Таблица 9.4
Основные различия между литером и руководителем
Лидер | Руководитель |
Лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений. | Руководитель должен осуществлять регуляцию официальных отношений. |
Лидерство возникает стихийно. | Руководитель назначается или избирается. |
Явление лидерства нестабильно и зависит от настроения трудового коллектива. | Руководство – достаточно стабильное явление. |
Лидер не имеет полномочных санкций для управления трудовым коллективом. | Руководитель обладает определенной системой различных санкций для управления трудовым коллективом. |
Лидер принимает непосредственные решения в трудовом коллективе. | Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в трудовом коллективе. |
Сфера деятельности лидера – в основном рабочая группа. | Сфера деятельности руководителя шире, поскольку она представляет формальный трудовой коллектив. |
Лидерство формируется в условиях микросреды (рабочей группы). | Руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных взаимоотношений. |
На возникновение неформального лидерства оказывают влияние следующие факторы:
1. Условия деятельности, к которым относятся:
· макросреда (политическая система, культура, экономическое развитие общества, социально-экономические условия и т.д.);
· проблемы, стоящие перед организацией;
· взаимосвязи организации с другими организациями, фирмами и предприятиями – государственными структурами, клиентами, конкурентами и т.д.
2. Личные черты лидера – индивидуальные особенности, мотивы, цели, стиль и т.д.
3. Характеристика коллектива.
4. Взаимоотношения между работниками и лидером.
Важным фактором лидерства является доверие коллектива, которое понимается, как признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками, так как заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Для организации исполнения принятых решений лидер добивается поддержки всего коллектива или его подавляющей части. Реализация принятых решений предусматривает:
1. Подбор и расстановку исполнителей.
2. Доведение до них выработанного решения.
3. Уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения.
4. Создание внешних и внутренних условий исполнения.
5. Координацию деятельности исполнителей.
6. Подведение итогов и анализ результатов.
Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он определенным образом выполняет функции контроля, проявляющиеся в том, что лидер следит, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях лидер может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя даже в сфере производственной деятельности только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива.
Бороться с лидерством практически невозможно, так как давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации. Считается, что в конфликтной ситуации с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать его интересами ради организации, на что люди, доверяя ему, могут согласиться. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов людей, так как злоупотреблять их доверием опасно.
Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Существуют различные теории возникновения лидерства, которые не всегда отражают объективные стороны этого процесса. Основные теории возникновения лидерства в организации представлены на рис. 9.9.
Теория физических качеств.
Одной из первых появилась теория или концепция физических качеств лидера, к которым относились высокий рост, вес, сила. Однако данная теория не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, имеет слабую физическую силу.
Рис. 9.9. Теории возникновения лидерства.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 344.