Рыночные преобразования в Республике Беларусь осуществляются в соответствии с «Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике», одобренными Верховным Советом республики 15 октября 1990г.
В Программе указано, что рынок создает эффективные механизмы саморегуляции и стимулы хозяйственной деятельности, формирует новую экономическую среду, основанную на многообразии форм собственности, развитии предпринимательства и конкуренции, открытости и интеграции в мировое хозяйство.
При этом используются гибкие методы государственного регулирования, обеспечивается социальная защита граждан.
Белоруссия строит свои взаимоотношения с другими суверенными республиками на основе принципов Декларации о государственном суверенитете.
В Программе определено многообразие форм собственности, признаются частная собственность и наем рабочей силы в пределах, определяемых законодательством республики.
Частная собственность на землю до конца переходного периода, завершения расселения жителей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, не допускается.
При переходе к рынку создаются банковская, бюджетная и налоговая система на принципах рыночной экономики, предусматривается поэтапное введение свободного ценообразования.
На этапе перехода к рыночным отношениям предусматривается специальная система социальных гарантий и защиты различных социальных групп населения.
С учетом изменения цен:
· определяется минимальный потребительский бюджет, минимальный уровень заработной платы;
· проводится реформа оплаты труда, стимулирующая заинтересованность работника;
· вводятся компенсации и пособия;
· индексация доходов;
· повышаются процентные ставки по вкладам населения;
· создаются специализированные рабочие места для инвалидов и пенсионеров.
Формируются республиканские фонды занятости, пенсионный фонд и фонд социальной защиты.
В условиях начала экономического кризиса в РСФСР и некоторых других республиках СССР в 1990г. Верховным Советом и правительством БССР была разработана «Государственная программа Белорусской ССР по стабилизации экономики и социальной защите населения», утвержденная 5 июля 1991 г.
В программе указано, что стратегическим направлением остается формирование социально ориентированной рыночной экономики на основе республиканской программы перехода к рынку.
В Программе определена цель построения социально ориентированной рыночной экономики, глубокая структурная перестройка народнохозяйственного комплекса и приоритетное развитие сельского хозяйства, производства продовольствия, товаров народного потребления, наукоемких производств и экспортного потенциала.
Задачей является создание принципиально нового народнохозяйственного комплекса, в полной мере гарантирующего экономический и политический суверенитет Белоруссии.
В условиях суверенной Республики Беларусь продолжается построение модели социально ориентированной рыночной экономики.
В октябре 1996г. на Всебелорусском собрании народных представителей были приняты «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы».
Стратегической целью социально-экономических преобразований является повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств.
Стратегической цели удовлетворяет модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.
В процессе формирования новой экономической модели предусматривается:
· обеспечить либерализацию экономической деятельности, свободу предпринимательства, конкурентную среду, реструктуризацию и коммерциализацию государственных предприятий;
· создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем привлечения инвестиций;
· преобразовать систему распределительных отношений, создать систему сильной социальной защиты;
· преобразовать систему государственного регулирования с переводом на экономические методы управления;
· сформировать сильную финансовую денежно-кредитную систему;
· обеспечить экономическую безопасность страны.
3 апреля 2000г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.».
Стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.
В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
В настоящее время в основе рыночных преобразований в республике находятся «Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы».
Главная цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основные направления совершенствования предусматривают:
· формирование национальной инновационной системы;
· создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику;
· развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы;
· расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем.
Следовательно, белорусская модель социально-экономического развития является социально ориентированной рыночной экономикой. В ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.
Белорусская экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и традиции.
Белорусская модель основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, государственное регулирование обязательно.
В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, направленной на повышение эффективности производства. Главной задачей является привлечение в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов.
Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в лекции, прочитанной в Белорусском государственном экономическом университете 29 ноября 2002 г., белорусская модель развития:
Во-первых, не позволила в нашей стране сформироваться олигархическим кланам. База для неправедного обогащения и разворовывания национальных богатств была подорвана тем, что основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках.
Во-вторых, не допустила к власти криминальные элементы. Системная борьба с коррупцией и преступностью позволила Беларуси сохранить свой международный авторитет как одной из самых некоррумпированных стран мира.
В-третьих, наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей.
В-четвертых, белорусская модель развития не привела к разрыву экономических связей с партнерами, развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко раскрыл основные принципы социальной справедливости, которых придерживается в своей деятельности белорусское правительство:
старшее поколение должно иметь обеспеченную старость;
люди в трудоспособном возрасте – работу, соответствующую уровню их образования и квалификации, с адекватной оплатой труда;
молодежь – равные стартовые возможности в получении образования, освоении профессий и специальностей в соответствии с их способностями и склонностями, а также потребностями народного хозяйства.
В «Основных положениях национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», принятых в июне 2004 г., определенна необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны.
Переход страны к устойчивому развитию определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, национальными ресурсами, экономическим потенциалом и возможностью его наращивания. Доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.
Республика Беларусь имеет благоприятные факторы и условия для перехода к устойчивому развитию:
· выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
· развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры;
· значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов);
· высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
· значительный научно-технический потенциал;
· многоотраслевой промышленный комплекс;
· достаточно мощная строительная база;
· комплексность развития внутриреспубликанских регионов;
· многовекторные внешнеэкономические связи.
Республика Беларусь к 1996 г. преодолела спад производства и достигла в последующие годы положительные сдвиги в социально-экономическом развитии, что нашло отражение в темпах прироста макроэкономических показателей. По индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.
В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. определены стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию.
Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели – как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН в конкретных условиях Беларуси.
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основные факторы устойчивого развития: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы.
Главные приоритеты устойчивого развития: «высокий интеллект – инновации – благосостояние».
Важнейшие задачи обеспечения устойчивого развития:
< переход на инновационный путь развития;
< реализация общесистемных преобразований экономики и общества,
построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики;
< снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Вопрос 3.15 Спрос
Между рыночной ценой товара и тем количеством товара, которое покупается на рынке, существует определенная зависимость. Данная зависимость характеризует спрос на товар.
Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный период времени.
Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.
|
Кривая спроса на зерно
|
|
|
|
|
|
|
|
0 2 4 6 8 10 12 14 16
Между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость, потребители покупают большее количество товара по более низкой цене. Поэтому кривая спроса имеет нисходящий характер, называется кривой падающего спроса.
Кривая спроса показывает, что при более низкой цене спрос на товар увеличивается. Эта особенность названа законом падающего спроса.
Закон падающего спроса: если цены на товары растут, то при прочих равных условиях спрос уменьшается. Или, если на рынок поступит большее количество товара, он будет реализован по более низкой цене.
Индивидуальный спрос представляет спрос отдельных потребителей на данный товар.
Рыночный спрос на товар складывается как сумма индивидуального спроса всех потребителей.
Для определения рыночного спроса требуется сложить величину индивидуального спроса всех покупателей по каждой возможной цене. Графически рыночный спрос образуется путем совмещения (сложения) кривых индивидуального спроса всех потребителей.
Следовательно, в соответствии с действием закона падающего спроса с ростом цены на товар спрос при прочих равных условиях уменьшается.
Вместе с тем многие экономисты считают, что есть исключения из закона спроса.
«Товарами Гиффена» называются такие товары, спрос на которые при повышении цены растет (по имени английского ученого Р. Гиффена).
Гиффен анализировал рынок картофеля в Ирландии во время экономического кризиса в XIX веке и обнаружил рост покупки основной массой населения страны картофеля в ущерб приобретению более качественных, но более дорогих продуктов.
«Эффект Веблена» выражается в росте приобретения предметов роскоши с ростом их цены ради престижа и утверждения высокого социального статуса покупателя. Этот эффект описал американский экономист и социолог Т. Веблен.
В спросе происходит два вида изменений: изменение величины спроса и изменение самого спроса.
Изменение величины спроса – это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, в результате изменения его цены.
Каждая точка графика спроса dd показывает, какое количество товара Q покупают потребители по каждой цене P. Поэтому изменение цены товара вызовет изменение количества покупок данного товара, произойдет перемещение по графику спроса dd из одной точки в другую.
|
Изменение величины предложения. Движение вдоль кривой предложения
|
|
Р2
N
|
0 Q 1 Q 2 Q
Изменение величины спроса в результате изменения цены означает передвижение из одной точки в другую по кривой спроса dd, т.е. вдоль кривой.
Следовательно, при изменении величины спрос на товар сохраняется, положение кривой dd остается прежним, только происходит изменение количества покупок Q товара dd на основе изменения его цены Р.
Таким образом, главным фактором изменения количества покупаемого продукта является цена товара, или ценовой фактор. Вместе с тем существуют и неценовые факторы, которые приводят к изменению самого спроса, возникает новый спрос на товар при прежних ценах.
Изменение спроса – это изменение количества товара, которое приобретают потребители, в результате действия неценовых факторов.
Неценовыми факторами изменения спроса выступают:
1) изменение потребительских вкусов в результате рекламы или изменения моды;
2) изменение числа покупателей на рынке;
3) изменение доходов покупателей;
4) потребительские ожидания – ожидания изменения цен и роста будущих доходов;
5) изменение цен на сопряженные товары.
|
Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса
|
|
|
Сдвиг кривой спроса d 1 d 1
в положение d 2 d 2 при увеличении
спроса при цене товара Р.
Р P
Сдвиг кривой спроса d 1 d 1
в положение d 3 d 3 при уменьшении
спроса при цене товара Р.
d 3 d 1 d 2
0 Q 3 Q 1 Q 2 Q
К сопряженным товарам, изменение цен на которые приводит к изменению спроса на данный товар при его постоянной цене, относятся взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары.
Взаимозаменяющие (взаимоисключающие) друг друга товары называются товарами-субститутами. (Англ. Substitution – замещение). Это такие пары товаров, для которых повышение цены одного товара приводит к росту спроса на другой. Например, если повышается цена на сливочное масло, растет спрос на растительное масло или маргарин.
Взаимодополняющие друг друга товары называются сопутствующими товарами, или товарами-комплементами. (Англ. сomplement – дополнение). Это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой. Например, повышение цены на бензин cнижает спрос на моторное масло.
Изменение спроса означает, что возникает новый спрос на товар, осуществляется сдвиг кривой спроса dd в положение d1d1.
Действие неценовых факторов может вызвать увеличение количества покупок при каждой данной цене и кривая спроса d1d1 сдвинется вправо в положение кривой d2d2, отражающей более высокий спрос на товар.
Если по каждой из цен будет предъявлен меньший спрос, кривая спроса d1d1 сдвинется влево, в положение кривой d3d3, характеризующей более низкий спрос на данный товар.
Следовательно, при изменении величины спроса происходит движение вдоль кривой спроса, при изменении спроса происходит движение кривой спроса.
Таким образом, спрос потребителей представляет собой одну сторону рыночного механизма. Другой стороной механизма рынка является предложение производителей товара.
Вопрос 3.16 Предложение
Предложение – это количество продукта, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке в определенное время по данной цене.
Кривая предложения является графическим выражением зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое производители товара предлагают к продаже на рынке.
Кривая предложения ss на графике плавно поднимается с ростом цены. Эта зависимость называется законом предложения. (Англ. supply – предложение).
Закон предложения показывает, что производители хотят предложить к продаже большее количество продукции по более высокой цене.
|
Кривая предложения
|
|
|
|
|
|
|
100
Q , млн т
0 2 4 6 8 10 12 14 16
Главным фактором, вызывающим изменение величины предложения, выступает ценовой фактор.
|
Изменение величины предложения. Движение вдоль кривой предложения
|
|
Р2
N
|
0 Q 1 Q 2 Q
Изменение величины предложения – это изменение количества товара, которое производители могут и хотят продать, в результате изменения его цены.
Изменение величины предложения приводит к перемещению из одной точки в другую на кривой предложения ss (вдоль кривой).
На предложение, кроме ценового, воздействуют и неценовые факторы, которые вызывают изменение предложения.
|
Изменение предложения. Сдвиг кривой предложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 Q3 Q1 Q2 Q
При неизменном уровне цен на товар изменяется количество предлагаемого товара на рынке, возникает новое предложение, которое характеризуется большим или меньшим количеством поставляемого на рынок товара по прежним ценам.
Изменение предложения – это изменение количества товара, которое предлагают производители в результате действия неценовых факторов.
График показывает изменение предложения. В результате действия неценовых факторов при неизменном уровне цены количество предлагаемого товара возрастает или снижается. Это значит, что на рынке складывается новое предложение товара, которое характеризуется новой кривой предложения.
Изменение предложения вызывает сдвиг кривой предложения ss в положение s1s1.
Неценовыми факторами изменения предложения являются:
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3) налоги и дотации;
4) цены на сопряженные товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число производителей на рынке.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 283.