Современная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой сочетается свобода частного предпринимательства и регулирование экономики государством. В смешанной экономике действие рыночного механизма соединяется с экономическим регулированием производства и потребления государством.
Рынок – совокупность экономических отношений производителей и потребителей товаров при помощи денег.
Рыночный механизм – такая форма организации экономики, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения трех основных проблем: Что производить, Как производить, Для кого производить.
В условиях рыночного механизма цены на товары устанавливаются в процессе спроса покупателей и предложения изготовителей, или поставщиков товаров.
Это форма организации хозяйства, основанная на общественном разделении труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного продукта и обменивается с потребителями путем купли-продажи.
В основе функционирования рынка лежит определенный порядок, характеризующий закономерности поведения участников экономических отношений, или рыночный механизм.
Конкурентная рыночная система представляет собой механизм непроизвольной координации экономики, действующий через систему цен и рынков в условиях конкуренции.
Адам Смит, основоположник английской классической политической экономии, исследуя экономическую систему капитализма, обнаружил, что в этой системе существует определенный порядок. Адам Смит назвал его принципом «невидимой руки».
Принцип «невидимой руки» А. Смита состоит в непроизвольной координации экономики, когда действия людей определяются только интересами их личной выгоды. Производители и потребители товаров встречаются на рынке при установлении цены товаров в результате спроса и предложения в условиях конкуренции.
Рыночный механизм действует как автоматический механизм цен. Каждый товар и каждая услуга – все имеет свою цену. В виде «ставок заработной платы» оценены и различные виды труда человека.
Свобода предпринимательства, свобода выбора и частный экономический интерес создают отношения конкуренции в процессе спроса и предложения между участниками рыночного хозяйства.
Ценовой механизм – использование и распределение ресурсов на основе ценовых сигналов. Экономические отношения в условиях рынка реализуются посредством ценового механизма. Предприниматели для максимизации прибыли и владельцы факторов производства для получения высокого дохода за их использование в производстве направляют ресурсы в те отрасли, продукция которых имеет устойчивый спрос при высоком или стабильном уровне цен. Потребители для получения своей выгоды стремятся приобрести на рынке товары определенного качества по наиболее низким ценам.
Следовательно, цена выступает основным элементом рыночного механизма. Цены на товары являются важным критерием выбора потребителей. Цены на ресурсы формируют размеры доходов и определяют покупательную способность различных слоев населения общества.
Ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики. Ценовой сигнал побуждает производителей и потребителей товаров принимать решения в условиях рыночного механизма, то есть на основе спроса и предложения в условиях конкуренции.
Следовательно, рынок предполагает взаимодействие продавцов и покупателей, то есть производителей и потребителей при установлении цены товара на основе спроса и предложения.
Субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы, государственные органы. Рассмотрим их как рыночные агенты.
Домашнее хозяйство – рыночный субъект, владеющий ресурсами, и получающий от их использования доход. Домашнее хозяйство представляет собой малую экономическую единицу, в которой один человек или группа лиц объединяет доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения.
Домашние хозяйства предлагают на рынке экономические ресурсы, как собственники этих ресурсов, для получения дохода, и предъявляют спрос на произведенные фирмами товары и услуги.
Фирма – рыночный субъект, покупающий ресурсы, производящий и продающий экономические блага. Фирма представляет собой относительно малую экономическую единицу, которая производит товары, и услуги на основе предпринимательской деятельности путем соединения факторов производства для получения прибыли.
Государственные органы – это агенты, осуществляющие регулирование рыночных отношений.
Рынок выполняет следующие основные функции:
– информационно-коммуникативную;
– координации экономических связей;
– стимулирования экономической активности;
– решения фундаментальных вопросов экономики;
– согласования общественных и личных интересов;
– санации экономики.
Информационно-коммуникативная функция реализуется в процессе взаимодействия производителей и потребителей на рынке при формировании рыночной цены товара на основе спроса и предложения.
Коммуникация, или взаимодействие, осуществляется на основе ценового сигнала, то есть выбор экономических решений производителями и потребителями происходит на основе информации об уровне цен.
Координация экономических связей в масштабе общества на основе ценового сигнала означает увеличение производства продукции, на которую повышается спрос потребителей, и уменьшение выпуска продукции, на которую спрос падает.
Стимулирование экономической активности производителей и потребителей происходит на основе сигналов об уровне цен. Производители повышают экономическую активность при росте цен на товары и услуги, потребители увеличивают количество покупок при снижении цен.
Решение фундаментальных вопросов экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? осуществляется в процессе экономического выбора производителей и потребителей товаров и услуг на основе ценовых сигналов.
Согласование общественных и личных интересов происходит в процессе увеличения выпуска продукции, необходимой обществу, удовлетворения потребностей общества и каждого человека, насыщения рынка и роста доходов.
Санация экономики осуществляется на основе стимулирования эффективного хозяйствования, рационального использования ограниченных ресурсов общества.
Фирмы и предприятия, которые хозяйствуют неэффективно, производят продукцию с высокими издержками, не выдерживают ценовой конкуренции на рынке и покидают процесс производства.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.