АБСТРАКТНЫЙ (от лат. abstractus отвлеченный) - в обычном словоупотреблении означает чисто мысленное, поскольку таковое по отношению к непосредственно переживаемому, наглядному, воспринимаемому, данному в чувствах, т. е. конкретному, выступает как обесцвеченное, не наглядное, опосредованное, данное в понятиях; в отрицательном смысле понимается также как нечто удаленное от жизни, как чуждый действительности интеллектуализм. В философском смысле абстрактным является: 1) реальный результат всякого мышления, результат абстрагирования; 2) все понятийное в противоположность всему непонятийному.
АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение, расчленение) - в логике понятийное, т. е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа; названо Лейбницем «истиной разума», Юмом - «отношением идей». В современной логике аналитичность суждения понимается как возможность обоснования утверждений при помощи семантических правил языка. Др. способом установления истинности суждения - синтетическим - предполагается обращение к неязыковым формам проверки
АНТИНОМИЯ (от греч. Antinomia, противоречие в законе) - противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.
АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori из последующего) - понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.
АПРИОРИ (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т. е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время.
БЫТИЕ – философская категория, обозначающая неизменные свойства действительности. Бытие может быть реальным – существование и идеальным – сущность. Реальное бытие или бытие в мире, экзисте,нция имеет пространственно-временной характер, индивидуально, неповторимо, материально и т.д.. Идеальное бытие, эссенция, лишено временного, действительного и опытного свойства, ему не свойственно быть фактом, является неизменным и духовным (трансцендентальным).
ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т. е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.
ВОЗМОЖНОЕ - то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или то, что, во-вторых (с субъективной стороны), при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное.
ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность и изменчивость свойств вещей; форма возникновения, становления, теченияи разрушения в мире. Время бывает объективным, измеряемым отрезками пути небесных тел, и субъективным, определяемым сознательным переживанием прошлого, настоящего и будущего. С точки зрения научного осмысления, время подразделяется на историческое (6 тыс. лет), предысторическое (600 тыс. лет), геологическое время (4,6 млрд. лет), космическое время (бесконечно).
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение) - выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Общей формой дедукции является при этом силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы - соответствующее частное суждение. Дедукция, или дедуктивный метод, применяется только в естественных науках, особенно в математике. Трансцендентальной дедукцией Кант называет объяснение того, каким образом априорные понятия могут относиться к предметам, т. е. каким образом допонятийное восприятие может оформиться в понятийный опыт (познание).
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат «действительный», т. е. действительное бытие сущего.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ (от лат. determinare - ограничивать) - определение, определенность; в логике - добавление признаков к более общему понятию (родовое понятие), благодаря чему возникает более ограниченное видовое понятие
ДЕФИНИЦИЯ (от лат. definitio - ограничение) - определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков, т. е. путем указания на содержание понятия
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка).
ЗНАНИЕ - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - не и determinare - определять) - учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.
ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение) - философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному. Противоположность - дедукция. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения - индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, - это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы - индуктивные законы.
ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio - намерение, тенденция, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causa причина) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления.
КОНСТИТУТИВНЫЙ (от лат. constituere - устанавливать, определять и франц. constitutif - определяющий, основополагающий) - объективно определяющий сущность вещи. По Канту, конститутивными являются категории, потому что они определяют объективный опыт и этот последний невозможен без них. Противоположным, по Канту, является регулятивный.
КОСМОС (греч. kosmos - Вселенная) - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу).
ОБЪЕКТ (от лат. objectum - предмет) - вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и что теперь точнее называют идеальным объектом.
ПРИЧИНА (лат. causa) - то, без чего не было бы другого - следствия (см. Каузальность). Первоначально причина понимается как предмет, который что-то делает и что-то вызывает.
ПРОСТРАНСТВО – данность органов чувств. По Аристотелю, пространство – положение одних вещей относительно других. Пространство бывает «абстрактным» (плоскость в геометрии), «физическим» (вежи, отражаемые в ощущениях), «относительным» (четырехмерность мира в неклассической механике), «априорным» (врожденная способность сознания придавать миру черты протяженности), «пустым» (не имеющее свойства, ничем не запоненное).
РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio - отодвигать назад, возвращать) - термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам.
РЕЛЯТИВНЫЙ - относительный; находящийся в отношении, значимый только при определенных отношениях, обусловленный этими отношениями. Противоположность - абсолютный.
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
СУБЪЕКТ – (от лат. subjectus – лежащий в основе (подлежащее)) - понятие, выражающее, по Аристотелю, субстанцию или Бога. Начиная с XVII века, преобладает декартовское определение субъекта как индивида, обладающего сознанием, способностью желать, чувствовать, мыслить.
ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. tabs - конец, цель, завершение и logos - учение) - учение о цели или целесообразности.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения - вывода. В простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода - такое умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов.
ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте.
Приложение 5
Вопросы для повторения
4. Философия как научное знание и мировоззрение.
5. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
6. Специфика философского знания и его функции.
7. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).
8. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
9. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).
10. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).
11. Атомистическое учение Демокрита.
12. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).
13. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).
14. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)
15. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).
16. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).
17. От религии к утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла).
18. Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.
19. Политическая философия Макиавелли («Государь»).
20. Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.
21. Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.
22. Пантеизм Спинозы.
23. Эмпирическая философия Д. Локка.
24. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
25. Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)
26. Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).
27. Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина).
28. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.
29. Натурфилософия Ф. В. Шеллинга.
30. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).
31. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.
32. Философская антропология Л. Фейербаха.
33. Материалистическая философия К. Маркса.
34. Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра (понятие пессимизма, этика сострадания, метафизика воли и рационализм, история как хаос событий).
35. Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.
36. Западники и славянофилы о судьбе России (И. В.Киреевский, А.С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен).
37. Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.
38. Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова, С. Булгакова, Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)
39. Идея русского мессианства в истории (Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин).
40. Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.
41. Феноменология Э. Гуссерля.
42. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.
43. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
44. Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)
45. Проблема «смерти человека» и кризиса гуманитарных наук в современной философии структурализма К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж. Деррида.
46. Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).
Учебное издание.
Щеров Владимир Иванович
Философия. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» для студентов заочного обучения
Технический редактор
Корректор
Темплан издания филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018 г., метод.
Подписано в печать
Формат бумаги 60×84 1/16. Тираж экз.
Усл. печ. л.
Издательский сектор филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске
214013 г. Смоленск, Энергетический проезд, 1.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 235.