1. Предмет изучения философии
2. Отрасли философского знания.
3. Особенности философского метода.
1. ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo люблю, sophia - мудрость) - любовь к истине. Слово «philosophos» впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов - того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т. е. одинаковой 'для всякого человека, это – индивидуальное убеждения каждого мыслящего о мере как о целом. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, - об истине. «Для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который Согласно Платону, философия - познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия - исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы - как путь для достижения счастья посредством разума. Кант отличает философию в ее школьном понимании - как систему всех философских знаний - от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях - в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. Согласно Н. Гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику, этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. Эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, схоластика, реализм, идеализм, материализм и т. д.).
Под философствованием понимается не умение говорить остроумные вещи или наивное мнение простолюдинов выходить из любой жизненной ситуации победителем, а неписаные вечные законы существование мира и человека. Причём это не субъективное знание абсолютных истин и умение воплощать их на практике (мудрец зачастую не в силах вмешаться в неизбежный ход вещей), это даже не жизнь в гармонии со всем миром (например, сквернословить, чтобы заслужить уважение толпы), а видение истины мира, которая всегда присутствует в данный момент, даже если она сокрыта за внешней видимостью. Другими словами, философ - это созерцатель, оценщик, который готов смириться с тем, что нельзя изменить и разоблачить то, что лживо и иллюзорно. В диалоге «Протагор» древнегреческий философ Платон, рассуждая о природе философского знания, отделяет его от владения конкретным и практическим искусством, к примеру, музыканта или скульптора, полагая, что мудрец определяет ценность вещей ещё до того, как они созданы человеком, т. е. передаёт их внепредметную суть.
Вместе с тем, истина - это не замысловатая абстракция, а мир и положение человека в нём как он есть, так как у всего есть своя причина и своя цель (без преувеличения можно утверждать, что истина - это та же судьба). Сказать, что истина может быть субъективной, зависимой от нашего сознания или действия, и объективной - существующей как бы «в себе», было бы недостаточно. Истина - это не всегда действительность, данная нам в органах чувств или как мыслительный процесс. Можно предположить, что истину несёт в себе время со своей метафизикой числовой точности и неизбежности или пространство со своим скрытым и незримым ландшафтом. Истина определяет место субъекта в мире на данный момент времени, не будучи при этом материальным базисом, определяющим надстройку сознания (как полагают материалисты), или некой предданной или божественной идеей (объективный идеализм). Человек появляется в мире и уже в этом состоит его смысл; он живёт, творит и разрушает материальные и духовные ценности, но его сущность определяют не эти ценности, они вторичны, а уже сам процесс его истинного или ошибочного существования, т. е. то, что ему это дано. Так трактует истину, к примеру, онтология М. Хайдеггера, которая исключает субъекта из процесса её познания. Иначе на эту проблему можно взглянуть со стороны другой области философии - теории познания или гносеологии. Один из самых видных её представителей И. Кант полагал, что мир принципиально непознаваем, а единственным критерием истины является чувственный опыт субъекта (имманентность) и априорные (доопытные) формы чувственности такие, как пространство, время, причинность (трансцендентальность). Следует отличать от трансцендентности, т.е. различающего нахождения за пределами нашего опыта, отсутствия связи с сознанием.
2. Одним из первых и древнейших подразделений философского знания является онтология (наука о сущем) или теория бытия, которая занимается изучением неизменного источника, общих характеристик объективной действительности. Для Древней Греции поиск бытия связан с обнаружением первовещества, которое находится в составе любой без исключения вещи. В средневековье бытием был Бог, сотворивший мир и человека. Важнейшие направления всей мировой философии - идеализм и материализм - делали предметом онтологии соответственно либо абсолютные идеи, с которых копировались реальные вещи, либо материю, определяющую мир и сознание. В современной философии центральной темой является бытие человека, через которое только и можно понять смысл истины или существования мира.
Другой философской дисциплиной является гносеология или теория познания, изучающая процесс познания как единое целое, его границы, предпосылки, условия и всеобщие основания. Гносеология находится вне частнонаучных интересов, т.е. занимается выстраиванием и изучением общих конструкций отражения реальности в ощущениях, восприятии и представлениях (хоть зачастую это и субъективные или сознательные формы истинности). К важнейшим вопросам этой дисциплины можно отнести соотнесение знания и реальности, сущности и явления, знания и веры, познания и понимания и т.д. В начале XX века возникает такое философское направление, как феноменология (буквально наука о явлениях), которое выделяет сознание в качестве особой действительности или бытия явлений, не связанного с природной реальностью. Бытие сознания предполагает принципиальную постигаемость абсолютного смысла явления, но не на уровне его соотнесения с миром, а только как интенциональность или врождённая направленность на него.
Третья ключевая отрасль философской мысли - аксиология - теория ценностей. Проблема ценностей - это проблема соотнесения мировых явлений и субъективных воззрений. Ценность - устоявшаяся отрицательная или положительная оценка, которая не всегда может носить абсолютный характер (Кант, например, полагал, что ценность - это только должествование). Ценности могут быть вечными и сиюминутными, индивидуальными и общечеловеческими, материальными и духовными, но в каждом из этих случаев они представляют собой специфические социальные или культурные явления, отделенные от природы, инстинктов.
Другой важнейшей отраслью философии можно назвать философскую антропологию, которая изучает родовую сущность человека, его отличия от животных (сознание, язык, труд и т.д.) Что, к примеру, отличает цивилизованных людей от варварских племён? Может получиться и так, что отличия будут минимальными. Ритуал, поклонения, нормы табу в той или иной степени присущи каждому человеку, но если сегодня образованный европеец оперирует какими-то общими понятиями, религиозными заповедями или этическими императивами, то первобытный человек выражает свои чувства с помощью сравнений, метафор, взятых из того мира, который его окружает, мира природы. Главная оппозиция антропологии - это «природа/культура» и задача специалиста выявить меру причастности человека или общности к каждой из её сторон.
Более детально проблемы цивилизации и культуры разрабатываются философией истории и культуры. В истории философ изучает не отдельные факты, а общие вопросы, связанные с толкованием цели и законосообразности исторического процесса, его субъективных и объективных факторов. Культура также воспринимается философом как способ порождения новых символических форм (создавать символы может только человек в процессе своего отделения от природы) в виде социальных явлений (демократия, аристократия, капитализм и т.д.), целенаправленной истории нации или государства, художественные произведения искусства, биографии великих личностей и т.д.
Большое место в системе философских знаний занимает социальная философия, которая изучает внутреннюю организацию общества, отношения между социальными группами, классами, стратами, государствами. В отличие от социологии, эта дисциплина занимается выявлением общих законов развития представлений о человеке как существе одновременно индивидуальном и социальном.
Необходимой частью философских знаний является методология и философия науки. Методология - это теория общих способов, приёмов и средств организации познания, частных и общих наук. Кроме вопросов теории знаний методология решает проблемы её экспериментального применения. Философия науки исследует общие характеристики научного познания, а также структуру и принципы его доказательности и обоснованности. Начиная с XVII века, существует история науки, которая тесно переплетается с историей метафизики. С начала XX века появляется позитивистская трактовка науки как конкретного и эмпирического знания, которое не учитывается общими понятиями философии.
Древнейшей отраслью метафизики можно назвать философию религии, которая теоретически изучает принципы божественного происхождения мира и структуру религиозного мировоззрения. Несмотря на внутреннее противоречие между философским познанием и религиозной верой, философия религии ставит общие для них вопросы о смысле человеческого существования, нормах нравственности, начале мира и т.д.
Наконец, отметим две наиболее интересные философское дисциплины - эстетику и этику. Эстетика (от греч. Aisthetikos - чувственный) - учение о прекрасном, которое выступает как философская категория, независимая от теоретических и эмпирических, субъективных и объективных различий. Эстетика изучает закономерности художественного творчества и искусства. Этика (от греч. Ethos - нравственный обычай) - учение о морали и нравственности как иерархии социальных норм поведения. Основные вопросы: происхождение добра и зла, свобода выбора, сущность долга и долженствования и т.д.
3. Общенаучная методология философии разделяет все возможные виды знания на эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое. Эмпирическое знание – результат экспериментального изучения, проверки и подтверждения свойств и отношений реальных фактов. Теоретическое знание – это обобщенная система понятий и законов, которая носит абстрактный характер. Методологически теоретическое мышление строится на основе дедукции, идеализации и концептуализации (в противоположность эмпирическому мышлению, исследующего свойства и отношения вещей с помощью методов индукции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д. Метатеоретическое знание - представляет собой непротиворечивое единство фундаментальных концепций, определяющих особые правила построения теоретических суждений и умозаключений (законы логики, теория научного языка Витгенштейна, математический язык Тарского, языки программирования на основе единого информационного кода и т.д.
Особенности философских (обобщающих) способов, приёмов и средств познания можно охарактеризовать с помощью понятийной логики – формальной и диалектической. Формальная логика, созданная Аристотелем, стала основой метафизики, изучающей неизменные, идеальные, свойства вещей. К XVII оформились четыре основных закона формальной логики: 1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественная сама себе, т. е. необходимо мыслить определённый предмет и его существенные признаки. 2. Закон противоречия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. 3. Закон исключённого третьего: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными; одно из них необходимо истинно, другое необходимо ложно. 4. Закон достаточного основания: всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание (причину) в виде проверенной другой истинной мысли. Противоположностью формальной логики является диалектическая логика, созданная в XIX веке, Г.В.Ф. Гегелем. Диалектическая логика изучает закономерности развития идеального и материального мира от возникновения до разрушения через стремление всякой идеи в виде понятия или вещи к своей противоположности. Гегель называет три закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания, выражаемый в логической формуле умозаключения: тезис – антитезис – синтез.
Вопросы для самоконтроля.
1. Можно ли назвать философию научным знанием и почему?
2. Назовите предмет изучения основных отраслей философского знания?
3. Назовите и охарактеризуйте не меньше пяти общенаучных методов познания?
4. В чем состоит принципиальное различие между формальной и диалектической логикой?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.