Лекция 2. Исторические типы философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Античная философия.

2. Средневековая философия.

3. Философия начала Нового времени.

4. Немецкая классическая философия.

5. Русская религиозная философия.

6. Современная западная философия.

Деление истории философии на периоды условно, как говорят
философы, конвенционально. Выявляют три основных концепции времени: «циклическая», «осевая» и «линейная». «Циклическая» теория исторического времени создана немецким философом О. Шпенглером, который разделял историю на синхронное сосуществование живых культур, существующих примерно 2200 лет, и как любое живое существо проходящих биологические ступени рождения, расцвета и смерти.  «Осевая» теория истории создана немецким философом экзистенциалистом К. Ясперсом, которые определяет в истории в VI веке до н. э. центральную или «осевую» точку возникновения основных мировых религий, течений в искусстве, направлений философии, законов этики и т. д. «Линейная» концепция времени сформировалась в эпоху господства христианства в трудах римских философов А. Августина, Дионисия и др. История в христианстве и по сей день получает начальную точку отсчета (Рождение Иисуса) и религиозную целесообразность, направленность в развитии (Апокалипсис). «Линейная» концепция времени разделяет всемирную историю философии на три периода: древняя философия, средневековая философия, новая философия. В новой философии выявляются философия Возрождения, философия начала Нового времени, философия Просвещения, немецкая классическая философия, современная западная философия.

1. Первая чисто философская школа в Древнем мире сформировалась в Древней Греции в VI веке до н.э. и получила название Милетской (Ионической). До V в. до н. э. все философские учения античности были натурфилософскими, т.е. изучающими Природу. С V в. до н.э. до V в., начиная с Сократа, античные философы стали изучать вопросы познания человека и получили название сократических.

Философы Милетской школы - Фалес, Анаксимандр. Анаксимен - жили в VI в. до н.э. Миф повествовал о том, кто родил сущее, философы, - милетцы рассуждали, из чего оно происходит. Они искали архэ, действительно существующее первоначало. Фалес был одним из семи греческих мудрецов. Каждый из семи мудрецов прославился мудрим высказыванием. Высказывание Фалеса было: "Вода есть наилучшее". Вода - начало всего. Земля плавает по воде. Все полно Богов и поэтому одушевлено (панпсихизм). Магнит, например, имеет душу, так как движет железо.

Первоначало у Анаксимандра, согласно доксографам (доксографы - древние авторы, описывающие взгляды других философов) − апейрон. Алейрон − бесконечная, вечная и нестареющая, объемлющая весь космос первосубстанция. Из нее происходят различные элементы, вещественные субстанции, а из смеси их − вечная природа. Субстанцией не может быть элемент. Элементы находятся друг к другу в отношении противоположности и борьбы. Если бы апейроном (бесконечным) был один из элементов, то остальные должны были бы
погибнуть. Поляризация конечных элементов движет космосом. Из каких элементов возникают вещи, в те же самые элементы они уничтожаются, согласно предназначению. Каждый из конечных элементов находится в упорядоченном соотношении с другим элементом, возникает и уничтожается в установленный срок.

Анаксимен говорил, что архе является воздух. Из воздуха происходит все путем сгущения и разрежения: душа состоит из воздуха, огонь - разреженный воздух; сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей и, наконец, камнем. Воздух объединяет человека и мир. Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, удерживает нас от распада, так и весь космос объемлют воздух и дыхание.

Гераклит из Эфеса (540-480 до н.э.). Этот космос, учил Гераклит, не создал никто из известных Богов, но над известными богами стоит Бог как воплощение богов в их борьбе и одновременно гармонии. Этот космос был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающими. Огонь - первоначало, воплощение борьбы и одновременно гармонии разных стихий. Мир состоит из борющихся противоположностей /день-ночь, изобилие-голод и т.д./, которые, однако, тождественны, полностью совпадают: явленное как два по природе одно. Закон гармонии мира: враждебное ладит с собой.

Сократ (470 - 399 до н. э.). Сократ никогда ничего не писал. Он проводил время на афинских площадях, вступал в беседы-диалоги с каждым, кто хотел с ним говорить. В историю философии вошел метод сократических бесед - майевтика /буквально - повивальное искусство/. Метод состоял в том, что Сократ, отказавшись от прежней формы постулирования знания, в диалоге выявлял знание, которыми уже обладал собеседник. Приобретение знания, считал Сократ, самоценно. Добродетель тождественна знанию, поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех добродетельными. Власть в государстве должна принадлежать лучшим − нравственным, справедливым, знающим устройство управления.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) Философия Платона изложена в диалогах - вымышленных беседах, главным героем которых является Сократ. Темы бесед - государство, теория идей и знания, бессмертие души, космогония (учение о рождении мира).

Утопия Платона (диалог «Государство») навеяна упорядоченным, военизированным государственным устройством Спарты, миф о котором приведен в "Жизнеописании Ликурга" Плутарха. Идеальное государство Платона разделено на три .сословия - правителей, стражей, земледельцев и ремесленников - в соответствии
с тремя частями души - разумной, страстной и вожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель /мудрость, мужество и воздержанность/. Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель - справедливость, выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции. Средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь: правители-философы от природы должны быть способны
познать истину и идею блага, стражи − осуществлять намерения правителей. Образование стражей делится на мусическое(поэтическое) и гимнастическое. Частнособственнические чувства стражей устраняются как препятствия, стоящие на пути к господству духа; устанавливается общность жен и детей, стражи лишаются собственности. Правительство разделяет детей по их способностям на три группы, каждой группе дается соответствующее воспитание. Правительство распространяет царскую ложь; Бог создал людей
трех сортов: лучшие сделаны из золота; менее совершенные - из серебра; остальные − из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы стать правителями, сделанные из серебра становятся стражами, остальные должны заниматься физическим трудом. Платон считает, что через два поколения можно создать веру в этот миф.

Платон − автор теории идей. Слово, означающее предмет, означает некоторый идеальный предмет, созданный Богом и единственный в своем роде - идею, эйдос (бестелесное). Отдельные предметы разделяют природу эйдоса, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много предметов данного рода. Эйдос существует по истине, отдельные предметы по видимости. Знание и мнение различаются так, что знание является знанием в вечном мире идей, мнение связано с миром отдельных предметов. Например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам,
знание же относится к прекрасному самому по себе. Подлинное знание рождается не из восприятия (восприятие - источник правильных или неправильных мнений), а из анамнесиса − припоминания. Душа до
рождения пребывала в мире идей, она способна припоминать их.
Знание безошибочно, поскольку совершенны идеи и душа, мнение может быть ошибочным. Философ и есть человек, любящий мудрость - стремящийся познавать эйдосы. В позднем диалоге "Парменид" Платон критикует собственную теорию идей. Когда отдельные предметы приобщаются к определенной
идее, то эти предметы и эта идея подобны. Следовательно, должна существовать идея, охватывающая отдельные предметы и первоначальную идею. Но и новая идея подобна первоначальной идее и отдельным предметам и так до бесконечности. Тогда каждая идея вместо того, чтобы быть одной, становится бесконечным рядом идей. Этот аргумент после повторения его Аристотелем получил название "третий человек". Идеи, если они и существует, не могут быть известны человеку, ибо наше знание не является абсолютным.

Теория бессмертия Платона содержится в беседе Сократа с учениками, предшествующей казни Сократа (диалог "Федон). Хотя каждый, кто достойно занимается философией,  не только не будет бояться смерти,
но будет приветствовать ее, он не покончит жизнь самоубийством. Жизнь дается не нами, и лишать человека жизни может лишь Божество. Об образе жизни философа Сократ говорит: философ не должен полностью
воздерживаться от обычных удовольствий, он не должен быть их рабом; деятельность философа направлена не на тело, она направлена к душе. Для людей и после смерти существует нечто, и при этом нечто гораздо лучшее для людей хороших, чем для людей дурных. В пользу бессмертия души платоновский Сократ приводит несколько аргументов. Во-первых, если все имеет свою противоположность и рождается из противоположного, а жизнь и смерть являются противоположностями, то, следовательно, одна должна порождать другую. Отсюда следует, что души умерших существуют где-то, чтобы в свое время вернуться обратно на землю. Во-вторых, знание является воспоминанием, поэтому способность познавать сущности доказывает существование души до жизни. В-третьих, только то, что является сложным, может быть разделено, душа же, подобно эйдосам, проста и неделима. Но простое не может изменяться, начинаться или кончаться. В-четвертых, видимые вещи временны, а невидимые вечны. Тело видимо, а душа невидима, и потому она вечна.

Космогония Платона изложена в диалоге «Тимей». Мир, будучи телесным и видимым, не может быть вечным, следовательно, он создан Богом. Бог переустроил предсуществовавшее в нестройном движении,
и беспорядок привел в порядок. Есть только один мир; поскольку бог благ, он создал мир как копию вечного, которая как можно ближе соответствует оригиналу. Но такая копия может быть только одна. Бог вселил ум в душу, а душу в тело. Мир в целом тоже наделен душой. Мир имеет форму шара, ибо подобное прекраснее неподобного, а только шар подобен себе повсюду. Мир вращается, поскольку круговое движение самое совершенное. Бог создал мир из четырех стихий - огня, воздуха, вода и земли, причем пропорция между стихиями неизменна: огонь относится к воздуху, как воздух к воде и как вода к земле.
Мир неизменен, следовательно, не подвержен старению, болезням. Благодаря пропорциональности мир гармоничен. Только один Бог в силах уничтожить гармонию и неизменность, разложить мир на части.

Аристотель (384 - 322 до н. э.). Аристотель первым из философов стал писать систематические трактаты с разделением рассуждений на разделы. Он - профессиональный ученый и учитель, а не философ по
образу жизни, как, например, Сократ. В корпусе трудов Аристотеля наиболее значительны из умозрительной философии (знание ради знания) - "Метафизика", из практической (знание ради деятельности) - "Никомахова этика" и "Политика".

Метафизика Аристотеля. Аристотель выделяет десять философских
категорий; сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Сущности могут быть двоякими: первые сущности, "чтойности", определяющие принадлежность вещи к вещам данного рода, и вторые сущности, благодаря которым вещь становится именно "вот этим нечто" Существуют четыре рода причин всего: форма (первая сущность, "чтойность"), материя ("то, из чего"), "творящее" начало и цель ("то, ради чего"). Формальной причиной медной статуи является сущность статуи, которая должна быть произведена, материальной причиной - медь, "творящим" началом - скульптор, целевой причиной - цель, которую скульптор имеет в виду.

Согласно Аристотелю, различаются существующее актуально и существующее потенциально. Актуально сущее всегда возникает из потенциально сущего под действием актуально сущего. Материя есть чистая потенциальность. Актуально сущее бывает либо энергией, либо энтелехией (букв. — осуществленность). Энергия (актуализация) - процесс, а энтелехия (актуальность) - осуществленность вещи. Например, процесс строительства дома и уже построенный дом представляют собой актуализацию и актуальность дома по отношению к его материи. Для космоса актуальным первоначалом (формальной, творящей и целевой причиной) должен быть Бог - чистая энергия.

Согласно этике Аристотеля, высшее благо человека - эвдемония
(счастье). Счастье состоит в осуществлении человеком своей арете (добродетели). Взгляды Аристотеля называют «аретологическим (в отличие от («гедонистического» – чувственного)) эвдемонизмом». Добродетели бывают этическими и дианоэтическими (интеллектуальными). Этическая добродетель - середина между двумя пороками: щедрость, например, середина между скупостью и расточительством. Дианоэтические добродетели состоят в отыскании истины или в установлении правил поведения.

Политика Аристотеля утверждает: "Человек от природы есть политическое животное" Он живет в разных формах объединений: простейшая и ранняя - семья, более поздняя - община, позднейшая и совершенная -
городская община, полис, государство. Политика есть наука об устроении полиса.

В Ликее под руководством Аристотеля были описаны 158 государственных устройств. Из их сравнения родилось разделение государственных форм на правильные и ошибочные; правильные - монархия, аристократия, полития, ошибочные - тирания, олигархия, демократия. Наилучшим государственным устройством является полития - аристократия в изначальном значении этого слова,  правление лучших.

Философия эллинистического мира. Период от начала македонского господства до Римской империи (III − I вв. до н. э.) известен как эллинистический век. Это была неспокойная эпоха
завоевательных походов, дворцовых переворотов, столкновений между армиями. Люди стали поклоняться богине Фортуне, верить в астрологию. Философы перестали быть одновременно воинами, политиками и законодателями. Философия стала философствовать о том, как прожить в беспорядочном мире, как умом внести в него смысл. Примерно во времена Александра Македонского были основаны философские школы киников, скептиков, эпикурейцев и стоиков.

Киники. Славу на века обрел Диоген иэ Синопа (III в. до н.э.),
решивший жить, как собака ("киники" - от греч. "собака"). Он жил в бочке и отвергал все условности относительно религии, одежда и приличий. Диоген заявлял о своем братстве со всем человеческим родом и с животными. Посетившему его Александру, спросившему, не хочет он какой-либо милости, Диоген ответил: "Отойди и не засти мне солнца". Диоген искал добродетель и свободу в освобождении от желания, в том, чтобы, подобно своему отцу, портить всю монету. Будьте безразличны в благам, дарованным Фортуной, и вы освободитесь от страха. Всякий штамп ложен и фальшив - полководца и царя, чести и мудрости, счастья и богатства. Прометей был справедливо наказав за то, что принес в первозданный мир природы человеку искусства и искусственность современной жизни. Последующие киники-популяризаторы писали проповеди о том, как глупо любить родину или горевать, когда умирают твои близкие.

Скептики. Основатель скептицизма Пиррон (IV-Ш вв. до н.э.),
увидевший мир в войске Александра, утверждал, что никогда не может
быть достаточного основания для того, чтобы предпочитать один порядок другому. В жизни это означает, что надо подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, но без предполагаемого вдохновения.
Нельзя доказать, что это неправильно, а здравый смысл показывает, что это удобно. Философ-скептик говорит: никто ничего не знает и никто никогда ничего не сможет знать. Найдите способ наслаждаться
настоящим, нет никакой уверенности в том, что что-то наступит. Тимон (Ш в. до н .э.) учил, что все обоснования либо содержат в себе порочный круг, либо представляют собой бесконечную цепь умозаключений без начала. Глава платоновской Академии Аркесилай (З15-240 гг. до н. э.) наставлял учеников в ловкости и безразличию к истине: он ничего не утверждал, но опровергал любой тезис, выдвинутый учеником. Преемник Аркесикая  Карнеад (214-129 до н.э.) читал философские лекции в Риме. В первой лекции он изложил взгляды Платона и Аристотеля на справедливость, а во второй занялся опровержением всего того, что говорил в первой.

Эпикурейцы. Философия Эпикура (341-270 до н.э.) – противоядие против любых житейских невзгод, практическая система для обеспечения счастья. Эпикур обучал в собственном саду. Он обладал
рвением религиозного реформатора, а в общину входили его братья, друзья, рабы и гетеры. Начало и корень всякого блага - удовольствие, но не как утоление желания, а как избегание страдания: ешьте
и пейте мало из боязни несварения и похмелья (сам Эпикур живет за хлебе с сыром по праздникам), не ставьте судьбу на карту, вступая в брак, рожая детей; не рвитесь к богатству и почету: они заставляют человека метаться; в интеллектуальной жизни учитесь созерцать удовольствие, а не страдание; сторонитесь политики: чем выше власть, тем больше завистников, жаждущих причинить вред. Живите без страха смерти. Поскольку тело и душа, как все остальное, есть структура атомов, а связи атомов со смертью нарушаются. Эпикур утешает: когда есть мы, нет смерти, когда есть смерть, - нас. Кредо Эпикура - умеренность и незаметность, вместо идеальной справедливости в деятельности должны присутствовать житейские мотивы практичности и удобства.

Стоицизм. Полная история стоицизма простирается от Зенона (333-262 до н. э.) до Марка Аврелия (121-180 до н.э.). Зенон, философ из купцов, учил в Афинах, в Стое - портике, расписанном фресками. Для Зенона и последующих стоиков главным божеством был Сократ - с его хладнокровием во время суда, с его отказом от бегства, с его спокойствием перед лицом смерти, с его утверждением, что несправедливость больше вредит не жертве, а тому, кто ее совершает. Сенека (5-65 до н. э.) был воспитателем Нерона, Эпиктет (50-140 н. э.) рабом вольноотпущенника, Марк Аврелий - римским императором. История стоиков доказывает автономность философии от обстоятельств века. Единственным благом, учит стоицизм, является добродетель, а не счастье, здоровье, власть и тому подобное. Поскольку добродетель заключается в воле, все зависит исключительно от самого человека. Я должен умереть. Но должен ли я умирать стеная? Я должен быть заточен. Но должен ли я горевать? Я изгоняем. Но кто помешает мне отправиться в изгнание с улыбкой и спокойствием? Солдат приносит присягу уважать Цезаря превыше всех людей, стоик - уважать более всего самого себя. Мудрец - хозяин своей судьбы, ибо внешнее бессильно лишить его добродетели. Другие мысли стоиков: метафизические тонкости терпимы лишь постольку, поскольку они способствуют добродетели; добродетель ценна сама по себе, а не тем, что она приносит кому-либо благо; мудрец не знает никаких страстей, а не только дурных
(смерть жены и детей не причиняет страдания, поскольку не служит препятствием для собственной добродетели). Философ-стоик любит все человечество, ибо никто не может причинить вреда его руководящему
началу.

Средневековая философия начинается с патристики − учения отцов церкви. Одним из первых был Филон Александрийский (20-54 гг. н. э.), впервые предложивший экзегетику, т. е. толкование Священного текста Ветхового Завета, переведенного на латинский язык. Логос, слово, − единственный посредник между Богом и миром, поэтому оно единственный источник истины. Постижение Бога Яхве, Иегова − сущий, не через разум как учили античные философы, а через веру, сверхразумную мистическую интуицию. Возникновение Нового завета связывают с появлением во II в. до н. э. порывающей с иудаизмом и жертвенными традициями Ветхового Завета общиной «равных в бедности» ессеев, создавшим новый союз с Богом. Посредником стал богочеловек, родившийся от земной женщины Марии, Мессия, спаситель или Иисус.

Наиболее известным представителем патристики был Аврелий Августин (354-430 гг.). Самоистязательной  "Исповеди" Августина подражали Руссо, Толстой. Чувство изначальной греховности живет в нем всю жизнь. Это чувство, возникшее у иудеев как способ примирить веру в собственное величие с ничтожным существованием, почитается Августином как признак праведности и святости. Августин - автор христианской концепции стадий истории и "двух градов" ("О граде Божием"). Согласно Августину, история делится на шесть периодов, соответствующих шести дням творения: от Адама до Ноя, от потопа до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, от вавилонского пленения до Рождества Христова, от Рождества Христова до страшного суда. Со времени грехопадения мир разделен на два града. Один град будет вечно царствовать с Богом, другой пребудет в вечной муке с адским ангелом Сатаной. Авель дает начало граду Божьему, Каин - граду земному. К первому принадлежат патриархи и святые, ко второму - грешники. Августиновская философия истории была положена в основу средневековых историй-хроник.

Средневековая философия развивалась в рамках схоластики (школьного богословия), прошедшей три этапа: ранняя схоластика (IX-XIIвв.), средняя схоластика (XIII в.), поздняя схоластика (XIV-XV вв.). В период средней схоластики сформировалась три основных направления средневековой религиозной философии: универсализм (universalia – идея, выражающая общие свойства вещей), концептулизм (concept – понятие, имеющее конкретное материальное выражение), номинализм (noumen – имя, выражающее индивидуальное единичное свойство вещи). Значительным представителем универсализма (реализма) был  Фома Аквинский (1225-1274). Философия Фомы Аквинского до настоящего времени преподается в католических колледжах как единственно истинная. Цель главных сочинений Фомы - утвердить безусловную истинность христианства доводами к читателю. В качестве доводов широко используются комментарии к текстам Аристотеля, которого Фома называет
Философом. "Сумма против язычников" обращена к читателю, который предполагается еще не христианином, "Сумма теологии" - к читателю-христианину. Фома предлагает пять доказательств существования Бога. Во-первых, существование Бога доказывается аристотелевским аргументом неподвижного двигателя. Все, что движется, чем-то приводится в движение. В поиске первоисточника движения необходимо допустить
существование неподвижного перводвигателя. Он и есть Бог. Во-вторых, существование Бога доказывается невозможностью бесконечной цепи причинения. Должна существовать первопричина, не имеющая причины. Она и есть Бог. В-третьих, Бог существует, поскольку должен существовать конечный источник всякой необходимости. Четвертое доказательство исходит из того, что в мире существуют различные степени совершенства. Источник их - в существовании абсолютного совершенства - Бога. Пятое доказательство Фомы получило название телеологического; очевидно, что все в мире, даже безжизненные вещи, служит некоторой цели, цели устанавливаются лишь живыми существами; источник целесообразности и есть Бог. Остальные философские школы средневековья сделали идеалистическое учение Фомы Аквината объектом для критики в сторону эмпиризма и изучения единичных свойств вещей.

ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ представляет собой противостояние двух гносеологических течений – эмпиризма и рационализма. Основателем эмпирической философии стал ФренсисБэкон (1561-1626 гг.). Бэкон - автор изречения: "Знание - сила". Основа его философии была практической: лейтмотив книги "О достоинстве и приращении наук" - дать возможность человеку средствами науки и изобретений овладеть силами природы, "Новая Атлантида" − проект совершенного государства с развитой наукой и техникой.

Бэкон известен концепцией "идолов" познания - дурных привычек ума, приводящих к познавательным ошибкам. "Идолами рода" называются искажения, свойственные природе человека. Таково, например,
ожидание всеобщего порядка, большего, чем существует в природе. С "идолам рода" принадлежат склонность сохранять .веру в то, что привычно или легче для усвоения, истолкование новых идей в духе прежних, уже устаревших. "Идолы пещеры" - личные суеверия, 'возникающих не от природы, а от воспитания и бесед с другими. Одни обнаруживают в вещах по преимуществу общее (Платон и Аристотель),
другие обращают внимание на частное и единичное (Демокрит). "Идолы рынка" - это привычка к неточному или двусмысленному словоупотрению. Существует ли общепризнанное значение у широко используемого слова "судьба"? "Идолы театра" связаны с влиянием общепринятых философских учений. Стоило ли так долго жить, прислушиваясь к Аристотелю или схоластам? Прежние философские системы не более чем театральные комедии о вымышленных мирах. Бэкон специально выделяет "идолы приверженности к старым школам", заключающиеся в представлении, что некоторый метод (например, силлогизм) является наиболее или единственно правильным. Бэкон создает противоположный аристотелевской дедукции индуктивный метод.

Гносеология Бэкона описывает типы опытов и типы путей познания. Существуют плодоносные и светоносные опыты: первые приводят к реальным результатам, вторые дают приращение знания. Равно ценны те и другие. Существуют, рассуждает Бэкон, три возможных пути познания - паука, муравья и пчелы, и можно и брать лишь один из них. Паук ткет паутину из себя, ученый может выводить истины, извлекая весь набор следствий из постулированных общих аксиом. Путь муравья - это эмпиризм, извлечение практики из практики и
опыта из опытов без претензии на теорию. Путь пчелы представляет собой синтез достоинств двух предыдущих путей. Это – настойчивый и неспешный подъем от опущений к наиболее общим аксиомам. Боязнь
восхождения уводит на путь муравья, поспешность при восхождении - на путь паука.

Бэкон предложил классификацию наук на основании познавательных способностей человека - памяти, рассудка и воображения. На памяти основана история (фактуальный базис всех наук), на воображении - искусство, рассудок порождает теоретические науки - первую философию, естественную теологию (познание Бога через факты природы), философию природы, антропологию. В свою очередь
антропология включает в себя философию человека (в составе психологии, логики и этики) и гражданскую философию, или политику.

Самым известным представителем европейского рационализма был Декарт (1596-1650 гг.). Декарт вошел в историю философии двумя произведениями ("Рассуждения о методе", "Метафизические рассуждения") и  несколькими идеями - "картезианским сомнением" (Картезий - латинизированное имя Декарта), положением о ясности как критерия истины, опровержением эмпиризма и обоснованием рационализма в гносеологии. Декарт начинает со скептицизма в отношении эмпирического познания.  Можно усомниться в реальности вообще всех атрибутов человеческого - семьи, быта, государства, политики, истории. Но тотальность скептицизма Декарта не абсолютна: невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно - в реальности мысли или в факте вашего сомнения. Необходимо, кроме того, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь. Единственная прочная и достоверная истина гласит: я мыслю, следовательно, я существую. Картезианским сомнением впоследствии стали называть процесс восхождения к идее о том, что мысль, какой бы она ни была, самоценна, что мысль – высшая ценность бытия, что единственная ценность и единственное измерение истинно человеческого - это мысль.

Декарт выводит критерии истины. Почему принцип "мыслю, следовательно, существую" настолько очевиден? Исключительно потому, что он ясен и отчетлив. Общее правило имеет вид: все, что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчетливо, истинно. Декарт как бы философски обосновывает ценность случающихся в жизни человека мгновений озарения, которое неизъяснимо, но легко узнаваемо при встрече и именуется интуицией или вдохновением, так как все идеи носят врожденный характер. Другой критерий – аналитическое разделение изучаемого объекта на возможно большее число частей. Третий критерий – от суждений к умозаключениям следует соблюдать последовательность – от простого к сложному; от конкретного к абстрактному. Четвертый критерий – для достоверности научного умозаключения необходимо делать как можно более широкие обобщения.

Последователем Декарта стал Спиноза (1632-1677гг.). Философию Спинозы называют пантеизмом, философией, отождествляющей мир и Бога. Постулат Спинозы гласит: существует только одна субстанция (истинно существующее, причина самой себя) - Бог или природа. Ничто более не является самосуществующим, никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей,
без мира в целом. Из постулата следует цепь выводов, завершающихся религиозной и этической концепцией Спинозы. Ни отдельные части материи, ни общие атрибуты (например, протяжение и мышление), ни индивидуальные души не являются вещами, они - аспекты божественного существа. Все в мире происходит согласно абсолютной божественной необходимости, нет ни случайности в физическом мире, ни свободы воли в духовном. Если нечто произошло, оно должно было произойти, и именно так, а не иначе, Из абсолютной божественности и детерминированности мира следует, что вечный вопрос о добре и зле абсурден: какие могут быть
добро и зло, когда все одинаково есть божественное благо? Истинно существующее всегда божественно и положительно. Отрицательное же, например, зло, может привидеться только смертному - ограничен-
ному существу, рассматривающему части вселенной как самостоятельно существующие, не знающему всех нюансов божественного промысла.

Существует несколько критериев совершенства познания. Во-первых,
знание о предмете тем совершеннее, чем вире та целостность, в которой он понят. Например, определение предмета как того, что он есть внутри себя, ложно. Правильное определение есть отрицание, определение того, чем предмет не является, выведение его из собственных границ. Во-вторых, познание тем совершеннее, чем менее была видна положительность познаваемого предмета. Правильное познание должно уметь взглянуть на вещи и события с точки зрения вечности.

"Этика", как и другие произведения Спинозы, изложена в геометрическом порядке, т.е. с определениями, аксиомами, теоремами, леммами, и схолиями комментариями). Поскольку субстанция мира единственна, единствен и научный метод. Апофеоз научности - строгий порядок геометрии.

Английская философия этого периода развивалась в направлении эмпиризма. Примером этого стал сенсуализм Д. Локка (1632-1704 гг.), автор "Опыта о человеческом разуме". Гносеология Локка - эмпиризм, доктрина, утверждающая, что не существует врожденных идей, что доопытное сознание - чистая доска, что все наше знание выводится из опыта ощущений и восприятий. Эмпиризм Локка объясняет через опыт даже самосознание: оно - восприятие действия нашей собственной души, внутренний опыт. Понятие субстанции для всякого человека выглядит как надуманное, туманное и бесполезное.

Первичные качества: неотделимы от тела, отличаются постоянством – плотность, число.

Вторичные качества: не принадлежащие вещам, возникающие из ощущений и восприятий: цвет, звук, вкус.

Д. Локк не отрицает существование идей, но идеи приобретаются только из ощущений и рефлексии.  Они материал для знания, который обрабатывается путём сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции). Идеи бывают реальные и фантастические, адекватные и неадекватные, истинные и ложные. При этом приобретение может быть сензитивным (ощущения), рациональным (мышления), интуитивным (врожденные способности)

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Конец ХVIII и XIX век - время интеллектуального господства Германии. Философия приобретает исключительно академические черты университетского знания. Начало немецкой классики было положено И. Кантом.

И. Кант (1724-1804 гг.). Критическая философия Канта – альтернатива старой догматической философии. Разница между одной и другой состоит в том, что догматическая философия формулирует истину о мире,
критическая - оценивает границы и степень истинности человеческого знания и практики. Человек познает и практически действует. Кант называет соответствующие области человеческого ума сферой чистого разума и сферой практического разума. К сфере чистого разума относятся две способности человека - чувство и рассудок, к сфере практического разума - собственно разум. Кант задается вопросом об ограниченности каждой
из способностей. Границу чувства и рассудка исследуются в "Критике чистого разума", границу собственного разума - в "Критике практического разума".

Кант вводит два различения; существует различие между аналитическими и синтетическими суждениями, а также различие между эмпирическими и априорными суждениями. В аналитическом суждении предикат является частью субъекта, например, "равносторонний треугольник есть треугольник". Синтетические - это суждения, в которых предикат не выводим из субъекта, например, "вторник был дождливым". Эмпирическое суждение может быть сделано только на основе чувственного восприятия, либо нашего собственного, либо восприятия других, чье словесное свидетельство мы принимаем. Априорные суждения могут проявляться в опыте, но они имеют иную основу, чем опыт. Априорны, например, все суждения чистой математики. Кант формулирует вопрос: как возможны априорные синтетические суждения? Ответ на него будет одновременно ответом на вопрос о границах чувства и рассудка. Чувственные синтетические суждения априори возможны благодаря представлениям о пространстве и времени, из которых они и выводятся. В сфере рассудка аналогичными априорными идеями являются категории, например: количество, качество, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование.

Априорные формы - очки, через которые человек видит мир. Он может отражать мир лишь пространственно-временным и понимать его только категориально. Но нет никаких гарантий, что именно
такова истина в себе, именно таков истинный мир.

Вопрос "Критики практического разума": каковы высшие общечеловеческие идеи и императивы поведения в сообществе? Они − границы человеческой практики. Кант демонстрирует недостаточность априорных идей чистого разума для адекватного ориентирования в мире. Существуют
не воспринимаемые вещи, относительно которых в сфере чистого разума доказуемы диаметрально противоположные суждения. Кант формулирует и доказывает несколько антиномий: человек и свободен, и подчинен
законен необходимости; существует и не существует абсолютно необходимое существо. Эти антиномии познавательно не разрешимы, но практика требует их разрешения. Выход из ситуации - априорные идеи
практического разума, идеи Бога и свободы. Кант определяет, кроме идей практического разума, связанный
с ними императив практического действия. Он называет его в противовес условным императивам ("чтобы достигнуть такой-то цели, вы должны сделать то-то") — категорическим императивом.

Известны три кантовские формулировки категорического императива. Две из них относятся к одной области практики - морали, третья к другой - политике. Первая версия: действуй так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом. Вторая формула гласит: никогда не относись к другому человеку как к средству, но всегда как к цели. Политический вариант категорического императива предваряется разделением на легальность и моральность. Легальность - всякое законопослушное поведение, моральность - законопослушание, основанное на должных мотивах. Подобно тому, как пространственно-временные представления и
категории являются границами человеческого знания о мире, идеи Бога, свободы и категорический императив есть границы человеческой практики. Человек в своем человеческом совершенствовании стремится
к этим пределам, но человек по природе своей не может перешагнуть через эти пределы.

Наиболее видным продолжателем субъективного идеализма Канта стал И.Г.Фихте (1762-1814 гг.). В своей главной книге «О наукоучении» представил оригинальную систему феноменального отражения мира, минующую кантовский агностицизм. В познании мира познающий субъект преодолевает четыре ступени: чувственную, интеллектуальную, практическую и абсолютную. Процесс познания для Фихте неизменно завершается тождеством сознательных феноменов «Я» и абсолютным предметным порядком «не-Я» 

Кульминацией развития рационализма немецкой классики стало учение Г.В.Ф. Гегеля (1770-1881 гг). Гегель назвал философию логикой, а свою главную книгу - "Наукой логики". Логика здесь - синоним метафизики Основные понятия логики первичны, доопытны, независимы от природы и мышления.  Основываясь на принципе тождества бытия и мышления «Все действительное разумно, все разумное действительно», Гегель создает диалектический метод саморазвития Абсолютной идеи и Природы через триадическое движение от тезиса (утверждения) к антитезису (противоречию) и синтезу. Через отрицание идея или вещь на новом витеке развития приобретает новое качество. В своей «Энциклопедии философских наук» развитие мира Гегель представил в триадической смене логической идеи (тезис) материальной природой (антитезис) и философией духа (синтез), когда человек в процессе познания постигает это единство идеи и вещи постепенно совершенствуясь не только в рациональном познании, но и в вопросах морали и нравственности.

Философия истории в одноименном трактате Гегеля представляет собой проекцию логики на историю. Смысл истории есть прогресс в сознании свободы. Свобода трактуется своеобразно, - как сознательное следование закону. Главными двигателями прогрессирующей истории были нации, а в истории было
три фазы - восточная, греко-римская и германская. Восток знал, что лишь один свободен, греко-римский мир - что свободны некоторые, германский мир сознает, что свободны все. Гегель имеет в виду, что Человек восточной деспотии уверен, что свободен исключительно деспот, а остальные принуждены повиноваться его воле. Гражданин греко- римской аристократии или демократии убеждай, что свободно только
сословие, предержащее власть (к примеру, демос или патриции). Культурные германские подданные, подобные Гегелю, осознали всеохватывающую необходимость и спокойно сознают, что всесильному закону одинаково подвластны и прусский крестьянин, и прусский монарх, и прусский философ. Свободны все осознавшие. Кроме наций, деятелями истории являются личности всемирного масштаба, герои − те, в ком воплощаются значимые для человечества в целом диалектические переходы. До Александра Македонского греки
думали, что целое - это Греция, с Александром, они увидели, что целое - это мир. Одновременно и мир подвергся эллинизации.

Самыми необычными представителями немецкой классической философии стали Л.А. Фейербах и К.Маркс, которые противопоставили своим предшественникам опровергающие материалистические концепции. При этом Фейербах онтологизирует Природу, а К. Маркс - материю, понимаемую в качестве объективной действительности. В диалектическом материализме Маркса главным средством познания становится общественная практика, а методом – гегелевская диалектика.

Современная западная философия строится на поиске альтернатив в гносеологии (феноменология, герменевтика, прагматизм, структурализм и др.), антропологии (экзистенциализм) и науке (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Первым о необходимости поиска нового основания существования современного человек стал один из главных представителей «философии жизни» -  Ф. Ницше (1844-1900гг.). Не создавая системной философии Ницше рисует образ человека дальнего будущего. В мире без религии (христианской) должны доминировать принципы биологизма, волюнтаризма и аристократизма. Сама живая природа и воля к власти изменят общество, так как они сильнее Разума, выражаемого согласно греческой мифологии, богом Аполлоном. По сути, эти ценности силы духа, богатства мысли и красоты тела присутствовали, начиная с античности, в истории всегда, но сейчас позабыты и ждут своего возвращения.

Другой немецкий философ Э. Гуссерль, основатель науки феноменологии, утверждал, что пределом человеческого познания выступают сознательные феномены, мыслимые и чувственные, которые со всей вероятностью могут находиться и за границами окружающей нас предметности. Эта концепция была подхвачена представителями нового атеистического направления философии – экзистенциализма, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром и А. Камю. Понятие экзистенции, существования человека, конституируемое заботой о «внутримировом сущем», предпосланном бытии, или свободой произвольного выбора, или борьбой с абсурдом и нигилизмом, совершенно чуждо рациональной метафизике прошлого. Прерывая философскую традицию, экзистенциалисты в трагических тонах описывают современность, не обещая ей радужных перспектив.

В научной методологии в XX веке  тоже происходят заметные изменения. На смену устоявшимся дедуктивным и индуктивным методам познания приходят интуиция ученого (М. Полани),  намеренная фальсификация (К. Поппер) как возможность опровержения любой научной теории, произвольно принятая парадигма научного сообщества и конвенциональность знания (Т.Кун), пролиферация научной теории (П.Фейерабенд) не только общепринятыми рациональными методами познания, но и политической идеологией, эмпатией, религией.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите основных философов-идеалистов античности.
  2. Поясните принцип различия между направлениями философии в эпоху средневековья.
  3. В чем состоит главное обоснования эмпиризма и рационализма в Новое время?
  4. Какие концептуальные различия присутствуют в учениях мыслителей немецкой классической философии?
  5. Перечислите наиболее известные направления современной западной философии?


















































Планы семинарских занятий

Семинар № 1.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 312.