МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
В г. Смоленске
В. И. Щеров
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к
семинарским занятиям по курсу «Философия»
для студентов заочного отделения
Смоленск 2018
Утверждено учебно-методическим Советом филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске в качестве методического пособия для студентов заочного отделения
Подготовлено на кафедре гуманитарных наук
Рецензент
Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных
наук ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, Афанасьев В.Г.
Щеров В.И.
Философия. Методические указания для студентов заочного отделения.
– Смоленск: ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018. – с.
Даны методические рекомендации по организации самостоятельной работы бакалавров, обучающихся заочно, по курсу «Философия».
© филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Методические материалы лекций.
3. Планы семинарских занятий.
4. Приложения.
1. Методические рекомендации по оформлению контрольной
работы.
2. Темы и планы контрольных работ.
3. Темы рефератов.
4. Словарь философских терминов.
5. Вопросы для повторения.
Введение
Учебный курс «Философия» должен сформировать у студентов стройного представление о целях и задачах философии. Кроме того, в ходе лекционных и практических занятий студенты должны приобрести умения и навыки по использованию главных методов философского мышления (анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.)
Цель изучаемой дисциплины: сформировать у студентов мировоззренческое представление о предмете изучения философии, её месте и роли в культуре, а также привить умения и навыки осознанного использования главных методов философского мышления.
Задачи дисциплины:
1) познакомить студента с предметом и структурой философского знания;
2) изучить основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;
3) рассмотреть важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);
4) объяснить мировоззренческую функцию философии и её роль в формировании научной, философской и религиозной картины мира;
5) пояснить аксиологическую значимость философии, особенно, при изучении моральных, эстетических, правовых и религиозных ценностей.
Данные методические указания для подготовки к практическим занятиям содержат перечень требований для самостоятельного ознакомления с ключевыми философскими проблемами и освещающей их литературой. Историко-философский уклон пособия создаёт для студентов заочного обучения возможность самостоятельно проанализировать исторические типы мировоззрения, критерии истины, представления о ценностях, методы познания и т. д.
Результатом изучения курса «Философия» должно стать не только знание, но и умение оперировать основными философскими категориями. Для этого студенту необходимо понимать воззрения философов прошлого и настоящего и пробовать самостоятельно дать ответы на вечные вопросы философии.
Студент должен уметь ответить на все вопросы предлагаемой темы семинарского занятия. Для этого он готовит письменные конспекты своих ответов, анализирует лекции, читает философские произведения, делает сообщения по предложенной тематике, даёт осмысленное определение ключевых философских терминов и категорий, задаёт уточняющие вопросы однокурсникам. Перед подготовкой к семинару студенту необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по изучаемой теме (для более качественного ответа на семинаре имеет смысл законспектировать некоторые из этих работ). При изучении важнейших философских учений студент должен не только пересказать накопленный материал, но и систематизировать его в соответствии с близким ему методом познания.
Дифференцированный зачёт каждого студента будет выставляться на основании осмысления студентом лекционного материала, его ответов по всем темам и вопросам семинарских занятий, его понимания дополнительной литературы.
По результатам изучения дисциплины студент должен знать:
а) структуру и отрасли философского знания;
б) важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);
в) основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;
г) формальные и диалектические закономерности философского мышления.
Кроме того, по результатам практических занятий по философии студент должен уметь:
а) грамотно оперировать категориями основных философских систем;
б) выразить свою мировоззренческую или личностную оценку важнейших философских проблем;
в) пользоваться главными методами философского познания.
Введение в философию.
Планы семинарских занятий
Семинар № 1.
Термины.
Бытие, вера, истина, знание, метод, методология, мировоззрение, миф, субъект, объект, наука, логика.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Гуревич, П. С. Философия: учебник для СПО / П. С. Гуревич. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 457 с. https://biblio-online.ru/book/7387C4CE-5F86-40C1-AB98-1492AA477FA9/filosofiya?
3. Кузнецов, В. Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
4. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
5. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
6. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127/
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 56 4с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Главная цель занятия - оформить своё представление о том, что такое философия как наука и как мировоззрение, усвоить основные отличия философского научного знания от мифологии и религии, осмыслить проблему методологического различия теоретического и практического знания, аналитических и синтетических операций мышления, формальной и диалектической логики.
1. При изучении темы студенты должны дать чёткое определение философии как науки и мировоззрения, исходя из предмета её изучения и основополагающих задач. Следует также обратить внимание на законы и теории различных отраслей философского знания: онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики, философии науки и т. д.
2. Через определение знания и веры студент должен выяснить значение мифологии и религии для создания философских представлений о сущности мира и человека.
3. Метод, путь или способ законосообразной организации познания, может носить вненаучный, частнонаучный, общенаучный и, конечно, философский характер. Следует обратить особое внимание на нюансы сравнительно-исторического метода и моделирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Студент должен выявить принципиальные различия теоретического и практического знания, формальной и диалектической логики.
Семинар №2
Термины.
Аксиология, антропология, идея, время, материя, причинность, пространство, рациональность, сенсуализм, эмпиризм, ценность.
Литература основная
7. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
8. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
9. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
10. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
11. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
8. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
9. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
10. Никитич Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
11. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
12. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
13. Современная мировая философия [электронный ресурс]: учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др.; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма-Матер, 2013. - 564с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
14. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации
Главная цель занятия – дать определение основополагающих категорий философии, охарактеризовать философские мировоззрения и многообразные формы познания.
1. Опираясь на рекомендованную литературу и лекции дайте определение важнейшим категориям: субъект, объект, время, пространство, причинность, структурность
2. В философии главный вопрос о бытии у разных философов вызывал неоднозначный ответ. Природа философского вопроса определяется поиском первопринципа мира и критерия познания. Мир во всём своём многообразии и целостности по-своему объясняется с позиций таких философских направлений, как материализм, идеализм, экзистенциализм, структурализм и т. д. Дайте определение идеального и материального бытия.
3. Основы гносеологии (теории познания) исследуйте через рассмотрение многообразных форм познания: ощущение, вера, теория, практика, общение и др. Какому их названных видов познания вы отдали бы предпочтение?
4. Истина как цель познания на протяжении истории часто меняла свои определения. Объясните основные концепции истины: абсолютная, относительная, объективная, диалектическая, прагматическая, конвенциональная.
Семинар № 3.
Термины
Архе, апейрон, гилетический, дианоэтический, киники, космос, Логос, метафизика, скептицизм, стоицизм, субстанция, форма, эвдемония, эйдос, энтелехия, эпикурейство, априорные и апостериорные формы чувственности, «вещь в себе», диалектический метод (тезис-антитезис=синтез), единство и борьба противоположностей, категорический императив, критическая философия, отрицание отрицания, переход количественного в качественное, предикат суждения, ценность, феноменология духа, бифуркация, интенциональность, научная революция, парадигма, пролиферация, фальсификация, феноменология, экзистенциал, экзистенция.
Литература основная
1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 573 с.
2. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов.- М.: Инфра-М, 2011.- 731 с.
3. Липский, Б. И. Философия для бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия. В 2 т. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016 (и другие годы издания) – 587 с.
5. Сабиров, В.Ш., Соина, О.С. Основы философии: Учебник. – М.: ФЛИНТА, 2012.- 336 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20127
Дополнительная литература
1. Миронов, В. В. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 928 с.
2. Налетов, Н. З. Философия. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 400с.
3. Никитич, Л. А. Философия. - М.: Юнити, 2002. – 575 с.
4. Новейший философский словарь / под ред. Грицанова А. А., 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
5. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
6. Современная мировая философия [электронный ресурс] : учебник для вузов / Л.И. Соколова, В.И. Колядко, С.В. Никоненко и др. ; под ред. А.С. Колесников. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2013. - 564 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137736
7. Философия [электронный ресурс] : учебник / под ред. В.П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 678 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118626
Методические рекомендации.
Главная цель занятия – выявить основные черты исторических типов философии, начиная с Древней Греции до современной эпохи.
1.Особенностью древнегреческой философии является космоцентризм. Подчеркните это при изучении натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), учения о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс), учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос), атомистическое учение Демокрита, идеалистической философии Платона, метафизики Аристотеля, философии эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики).
2. Главной чертой средневековой философии является теоцентризм – на первое место ставятся вопросы изучения бытия Бога. Проследите теоцентризм в основных направлениях средневековой философии: универсализме, концептуализме, номинализме.
3. В философии начала Нового времени выявите два направления: эмпиризм и рационализм. При изучении философии Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо постарайтесь самостоятельно определить их принадлежность к одному из этих направлений.
4.При изучении немецкой классической философии выявите особенности идеализма И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Проследите дальнейшую критику их философии в концепциях Л. Фейербаха и К. Маркса.
5. В русской философии подчеркните мировоззренческие особенности учений славянофилов, западников, сторонников философии всеединства, космизма и экзистенциализма.
6. Уникальной чертой современной западной философии является антропоцентризм, которой присутствует в экзистенциализме С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, феноменологии Э. Гуссерля, американском прагматизме. К концу XX века интересы философов сместились в сторону логики и методологии научного познания (рассмотрите научные концепции К. Леви-Строса, К. Поппера, Т. Куна, И. Локатоса и П.Фейерабенда)
Приложение 1
Методические рекомендации по оформлению
Контрольной работы
Объем контрольной работы составляет 24 страницы текста формата А4, отпечатанного шрифтом типа TIMES размером 14пт с одинарным межстрочным интервалом, из них первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Контрольная работа не засчитывается в случае механического переписывания статей или глав из учебного пособия.
Контрольная работа состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):
1. План.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Примечания
Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, определяются основные вопросы, но которым будет построено дальнейшее изложение материала. Объем введения составляет 2-3 страницы.
Основная часть состоит из нескольких вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании контрольной работы должно быть использовано не менее 10-15 источников информации. Это могут быть учебные пособия, энциклопедические издания, Internet-ресурсы, журнальные статьи. Содержание изученной литературы передается своими словами. Дословная передача слов (цитата) используется в тексте контрольной работы только при наличии ссылки на источник с указанием страницы.
В заключении подводится итог работы. Формулируются выводы автора
по вопросам, поставленным во введении, оцениваются итоги рассматриваемого события (процесса) и его последствия. Объем заключения составляет 2-3 страницы.
Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.
Приложение 2
Темы и планы контрольных работ.
Тема № 1.
Философия как научное знание и мировоззрение.
1. Условия зарождения философии.
2. Отличительные черты философского мировоззрения.
3. Философия как наука и житейская мудрость.
Тема №2
Философский метод и логика
1. Философия – методологическая основа всех наук.
2. Основные уровни философского познания.
3. Закономерности формальной и диалектической логики.
Тема №3
Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
1. История зарождения первой философской школы Древней Греции.
2. Гидрокосмогония Фалеса.
3. Учение о апейроне Анаксимандра.
4. Натурфилософские воззрения Анаксимена.
Тема №4.
Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).
1. Пантеистическое отрицание мифологии философами Элеи.
2. Понятие бытия в учении Парменида.
3. Апории Зенона.
4. Натурфилософия Мелисса.
Тема №5
Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос)
1. Стихийная диалектика Гераклита.
2. Учение Гераклита о Логосе и Космосе.
3. Релятивизм натурфилософии Гераклита.
Тема №6
Атомистическое учение Демокрита.
1. Атомистическое строение мира и человека.
2. Теория познания Демокрита.
3. Детерминизи и редукционизм учения Демокрита.
Тема №7
Идеалистическая философия Платона.
1. Софисты и Сократ.
2. Теория идей Платона.
3. Учение Платона о государстве, душе и космогонии.
Тема №8
Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).
1. Философские категории метафизики Аристотеля.
2. Учение о четырёх причинах сущего.
3. Политические и этические воззрения Аристотеля.
Тема №9
Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики).
1. Сократическая школа киников.
2. Мировоззренческие убеждения скептиков.
3. Школа эпикурейцев.
4. Стоицизм Древней Греции и Древнего Рима.
Тема №10
Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).
1. История становления схоластики.
2. Учение о разуме и воле реалистов.
3. Философия номинализма.
4.
Тема №11
Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.
1. Космология Птолемея.
2. Астрономия Н. Коперника.
3. Пантеизм Дж. Бруно.
Тема №12
Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.
1. Учение об идолах познания Ф. Бэкона.
2. Индукция как эмпирическая основа научного познания.
3. Классификация наук Ф. Бэкона
Тема №13
Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.
1. Понятие картезианского сомнения.
2. Дуализм Р. Декарта.
3. Критерии истины рационального познания.
Тема №14
Пантеизм Спинозы.
1. Учение о природе Б. Спинозы.
2. Абсолютный детерминизм философии Спинозы.
3. Гносеология Спинозы.
Тема №15
Эмпирическая философия Д. Локка.
1. Критика теории врожденных идей.
2. Учение о субъективных и объективных свойствах вещей.
3. Политическая философия Д. Локка.
4.
Тема №16
Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)
1. Основные черты французского рационализма эпохи Просвещения.
2. Политическая философия Ш.Монтескье.
3. Философские убеждения Ф. Вольтера.
4. Учение о природе Ж.-Ж.Руссо.
5. Французский материализм эпохи Просвещения.
Тема №17
Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).
1. Критический и докритический периоды творчества И. Канта.
2. Понятие априорных идей и «вещи в себе».
3. Особенности субъективного идеализма И. Канта.
Тема №18
Субъективный идеализм И.Г. Фихте.
1. Учение Фихте об абсолютном субъекте познания.
2. Познавательные уровни «Я» и «не-Я».
3. Политическая философия Фихте.
Тема №19
Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).
1. Логика Г. Гегеля.
2. Учение Гегеля о природе и материи.
3. Феноменология духа.
4. Законы диалектики Г. Гегеля.
Тема№20
Философская антропология Л. Фейербаха.
1. Философия религии Л. Фейербаха.
2. Натурфилософия и гносеология Л. Фейербаха.
3. Этика Фейербаха.
Тема №21
Материалистическая философия К. Маркса.
1. Истоки формирования диалектического материализма.
2. Онтология и гносеология материализма К. Маркса.
3. Учение Маркса об обществе и исторически формациях.
Тема №22
Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.
1. Этапы творчества Ф. Ницше.
2. Основные понятия «философии жизни».
3. Учение Ницше о христианстве и сверхчеловеке
Тема №23
Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.
1. Теократия и теософия как мировоззренческие системы.
2. Учение В. Соловьева о Мировой душе и богочеловеке.
3. Концепция «цельного знания» В.Соловьева.
Тема №24
Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.
1. Условия формирования философии Н. Бердяева.
2. Особенности экзистенциализма Бердяева.
3. Понятия свободы, творчества и личности в учении Бердяева о Боге.
Тема №25
Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.
1. Антигегельянство С. Кьеркегора.
2. Признаки человеческой экзистенции.
3. Этапы экзистенциального становления личности.
Тема №26
Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
1. Свобода как главная составляющая экзистенции в творчестве Сартра.
2. Экзистенциализм – это гуманизм.
3. Представление А. Камю об абсурдности человеческого существования.
4. Виды экзистенциального бунта в книге А. Камю «Бунтующий человек».
Тема №27
Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания
(Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).
1. Неорационализм К.Поппера.
2. Теория научных революций Т.Куна.
3. Принцип неограниченной пролиферации в научном познании.
Приложение 3
Темы для рефератов.
1. Натурфилософы Милетской школы.
2. Учение о бытии Парменида.
3. Диалектические воззрения Гераклита Эфесского.
4. Идеалистическая философия в диалогах Платона.
5. Метафизика Аристотеля и проблема научного метода.
6. Дедуктивный метод рационалистической философии Декарта.
7. Индуктивный метод Ф. Бэкона.
8. Пантеизм Б. Спинозы.
9. Критика «чистого разума» и агностицизм И. Канта.
10. Субъективный идеализм И. Г. Фихте.
11. Диалектические законы Гегеля в логике, естественных науках и истории.
12. Философия истории Г.В. Ф. Гегеля.
13. Философские воззрения западников и славянофилов.
14. Идея мирового мессианства в русской философии.
15. Феноменология Э. Гуссерля.
16. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.
17. Учение о гуманизме Ж.-П. Сартра.
18. Экзистенциальное учение об абсурдном человеке А.Камю.
19. Структура научного познания и научные революции.
20. Современные философские учения о технике и техногенной цивилизации.
21. Концепции структурализма и постструктурализма.
22. Философские теории прагматизма.
Методические рекомендации по оформлению реферата.
Объем реферата составляет 24 страницы текста формата А4, отпечатанного шрифтом типа TIMES размером 14пт с одинарным межстрочным интервалом, из них первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Реферат не засчитывается в случае механического копирования статей или глав из учебного пособия.
Реферат состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):
7. План.
8. Введение.
9. Основная часть.
10.Заключение.
11.Список литературы.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, определяются основные вопросы, но которым будет построено дальнейшее изложение материала. Объем введения составляет 2-3 страницы.
Основная часть состоит из нескольких вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании реферата должно быть использовано не менее 10-15 источников информации. Это могут быть учебные пособия, энциклопедические издания, Internet-ресурсы, журнальные статьи. Содержание изученной литературы передается своими словами. Дословная передача слов (цитата) используется в тексте реферата только при наличии ссылки на источник с указанием страницы.
В заключении подводится итог реферата Формулируются выводы автора
по задачам, поставленным во введении, оцениваются итоги рассматриваемого события (процесса) и его последствия. Объем заключения составляет 2-3 страницы.
Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.
Оценка «отлично» ставится за полное раскрытие заявленной темы реферата. Соответствие содержания изучаемой проблеме. Работа с первоисточниками.
Оценка «хорошо» ставится за полное раскрытие заявленной темы реферата, но с небольшими неточностями.
Оценка «удовлетворительно» ставится за неполное раскрытие темы реферата и неточностями.
Оценка «неудовлетворительно» ставится за несоответствие темы содержанию реферат
Приложение 4
Приложение 5
Вопросы для повторения
4. Философия как научное знание и мировоззрение.
5. Дофилософские мировоззрения и картины мира: мифология и религия.
6. Специфика философского знания и его функции.
7. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).
8. Натурфилософия Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
9. Учение о бытии школы Элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс).
10. Учение Гераклита Эфесского о началах мироздания (Архе, Логос, Космос).
11. Атомистическое учение Демокрита.
12. Идеалистическая философия Платона (Диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»).
13. Основные положения метафизики Аристотеля («Метафизика», «Никомахова этика», «Политика», формальная логика).
14. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)
15. Средневековые учения о разуме и воле, знании и вере реализма и номинализма (Ф. Аквинский, Д. Скотт).
16. 5 доказательств бытия Бога в философии томизма (Ф. Аквинский «Сумма против язычников», «Сумма теологии»).
17. От религии к утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла).
18. Космология Н. Коперника, Дж. Бруно.
19. Политическая философия Макиавелли («Государь»).
20. Индуктивный метод в философии Ф. Бэкона.
21. Рассуждения о дедуктивном методе Декарта.
22. Пантеизм Спинозы.
23. Эмпирическая философия Д. Локка.
24. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
25. Рационалистическая философия французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.)
26. Критика «чистого разума» И. Канта (явление и «вещь в себе», априорные формы чувственности, рассудок и разум).
27. Критика «практического разума» И. Канта (моральный императив практического действия, ценность, вера, истина).
28. Субъективный идеализм И.Г. Фихте.
29. Натурфилософия Ф. В. Шеллинга.
30. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля (логика - натурфилософия - феноменология духа).
31. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.
32. Философская антропология Л. Фейербаха.
33. Материалистическая философия К. Маркса.
34. Учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра (понятие пессимизма, этика сострадания, метафизика воли и рационализм, история как хаос событий).
35. Переоценка христианских ценностей и миф о сверхчеловеке в произведениях Ф. Ницше.
36. Западники и славянофилы о судьбе России (И. В.Киреевский, А.С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен).
37. Учение о богочеловеке и Софии В. Соловьева.
38. Бытие Бога и познание человека в произведениях Н. Фёдорова, С. Булгакова, Н. Лосского (понятия «мировой души», религиозного реализма, религиозной интуиции)
39. Идея русского мессианства в истории (Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин).
40. Философия свободы и творчества Н. А. Бердяева.
41. Феноменология Э. Гуссерля.
42. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора.
43. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
44. Современная философия техники в работах М. Хайдеггера (понятие фундаментальной онтологии, техне, постава)
45. Проблема «смерти человека» и кризиса гуманитарных наук в современной философии структурализма К. Леви-Стросса и постструктурализма Ж. Деррида.
46. Проблема релятивизма и конвециональности теоретического знания (Кун Т., Поппер К., Фейерабенд П.).
Учебное издание.
Щеров Владимир Иванович
Философия. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» для студентов заочного обучения
Технический редактор
Корректор
Темплан издания филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018 г., метод.
Подписано в печать
Формат бумаги 60×84 1/16. Тираж экз.
Усл. печ. л.
Издательский сектор филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске
214013 г. Смоленск, Энергетический проезд, 1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
В г. Смоленске
В. И. Щеров
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к
семинарским занятиям по курсу «Философия»
для студентов заочного отделения
Смоленск 2018
Утверждено учебно-методическим Советом филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске в качестве методического пособия для студентов заочного отделения
Подготовлено на кафедре гуманитарных наук
Рецензент
Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных
наук ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, Афанасьев В.Г.
Щеров В.И.
Философия. Методические указания для студентов заочного отделения.
– Смоленск: ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018. – с.
Даны методические рекомендации по организации самостоятельной работы бакалавров, обучающихся заочно, по курсу «Философия».
© филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Методические материалы лекций.
3. Планы семинарских занятий.
4. Приложения.
1. Методические рекомендации по оформлению контрольной
работы.
2. Темы и планы контрольных работ.
3. Темы рефератов.
4. Словарь философских терминов.
5. Вопросы для повторения.
Введение
Учебный курс «Философия» должен сформировать у студентов стройного представление о целях и задачах философии. Кроме того, в ходе лекционных и практических занятий студенты должны приобрести умения и навыки по использованию главных методов философского мышления (анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.)
Цель изучаемой дисциплины: сформировать у студентов мировоззренческое представление о предмете изучения философии, её месте и роли в культуре, а также привить умения и навыки осознанного использования главных методов философского мышления.
Задачи дисциплины:
1) познакомить студента с предметом и структурой философского знания;
2) изучить основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;
3) рассмотреть важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);
4) объяснить мировоззренческую функцию философии и её роль в формировании научной, философской и религиозной картины мира;
5) пояснить аксиологическую значимость философии, особенно, при изучении моральных, эстетических, правовых и религиозных ценностей.
Данные методические указания для подготовки к практическим занятиям содержат перечень требований для самостоятельного ознакомления с ключевыми философскими проблемами и освещающей их литературой. Историко-философский уклон пособия создаёт для студентов заочного обучения возможность самостоятельно проанализировать исторические типы мировоззрения, критерии истины, представления о ценностях, методы познания и т. д.
Результатом изучения курса «Философия» должно стать не только знание, но и умение оперировать основными философскими категориями. Для этого студенту необходимо понимать воззрения философов прошлого и настоящего и пробовать самостоятельно дать ответы на вечные вопросы философии.
Студент должен уметь ответить на все вопросы предлагаемой темы семинарского занятия. Для этого он готовит письменные конспекты своих ответов, анализирует лекции, читает философские произведения, делает сообщения по предложенной тематике, даёт осмысленное определение ключевых философских терминов и категорий, задаёт уточняющие вопросы однокурсникам. Перед подготовкой к семинару студенту необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по изучаемой теме (для более качественного ответа на семинаре имеет смысл законспектировать некоторые из этих работ). При изучении важнейших философских учений студент должен не только пересказать накопленный материал, но и систематизировать его в соответствии с близким ему методом познания.
Дифференцированный зачёт каждого студента будет выставляться на основании осмысления студентом лекционного материала, его ответов по всем темам и вопросам семинарских занятий, его понимания дополнительной литературы.
По результатам изучения дисциплины студент должен знать:
а) структуру и отрасли философского знания;
б) важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);
в) основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;
г) формальные и диалектические закономерности философского мышления.
Кроме того, по результатам практических занятий по философии студент должен уметь:
а) грамотно оперировать категориями основных философских систем;
б) выразить свою мировоззренческую или личностную оценку важнейших философских проблем;
в) пользоваться главными методами философского познания.
Методические материалы лекций для установочной сессии.
Введение в философию.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 422.