Характер и поведение личности в деловом общении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В определенных ситуациях человек может нейтрализовать отрицательные проявления темперамента благодаря ряду черт характера.

Характер у каждого человека определяется индивидуально-психологическими чертами, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Они характеризуют стиль действий в деловом общении и отношений к окружающим обстоятельствам.

Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.

Характер формируется за счет:

s личности;

s среды;

s воспитания;

s психологических состояний;

s поступков;

s привычек

Формирование характера можно представить в виде схемы, которая приведена на рисунке 10.13.

 


Рис. 10.13. Формирования характера.

 

Без учета характера сотрудников невозможно эффективно управлять трудовым коллективом. Существуют различные типы характеров личностей, однако в чистом виде конкретным типом характера обладает приблизительно половина сотрудников. У остальных членов коллектива наблюдается смешанный тип характера, который следует учитывать в процессе трудовой деятельности.

 

В истории психологии существует немало теорий, в которых характер ставится в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции.

Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по физиономии. Аристотель, например, придерживался мнения, что толстые носы в форме луковицы свойственны грубым людям, остроконечные – вспыльчивым, а крючковатые обличают людей благородных и властных. Он также предлагал отыскивать во внешности человека черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествлять его характер с характером этого животного. Так, Аристотель считал, что толстый, как у быка нос обозначает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность.

В XVIII в. широкую известность приобрела физиогномическая система швейцарского писателя и священника И. К. Лафатера (1741 – 1801) – предсказание характера по конфигурации черепа, особенностям лица и мимики. Он издал четырехтомное иллюстрированное издание своих «Физиогномических фрагментов», но его физиогномическая система не была научной и носила беллетристический характер. Примечательно в этой связи отметить, что физиогномика не помогла Лафатеру угадать убийцу-гренадера в своем случайном собеседнике, который застрелил знаменитого физиогномиста.

Вскоре после смерти Лафатера возникло новое характерологическое учение – френология. Оно связано с именем австрийского врача Франца Галля (1758 – 1838). В основе его учения лежало убеждение, что все свойства характера имеют определенные центры в полушариях головного мозга, а степень их развитости можно определить по выпуклостям на черепе. Галлем были составлены подробные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, которым соответствовали определенные душевные качества человека – осторожность, жестокость, упрямство и т.д.

 

В научных исследованиях приводятся большое количество различных типов характеров, влияющих на процесс трудовой деятельности работника. Наиболее ярко выраженные и часто встречающиеся приведены на рис. 10.14.

1. Гиперактивный тип. Характеризуется общительностью, открытостью, увлеченностью, предприимчивостью, активностью, доброжелательностью, легким отношением к трудностям и неудачам. Привлекает к себе оптимизмом, инициативностью, но вместе с тем отталкивает легкомыслием, прожектерством, склонностью к аморальным поступкам, раздражительностью. Работники гиперактивного типа поверхностны, им трудно сосредоточиться, а, следовательно, и заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости работой. Таким людям в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций, предполагающих широкие контакты с окружающими, однако при условии отсутствия конфликтных ситуаций, поскольку они вспыльчивы.

2. Аутистический тип. Характеризуется скрытностью, малообщительностью, неконтактностью.

Люди с таким характером с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, что вызывает непонимание и обиды со стороны окружающих. Несмотря на сухую официальную манеру поведения, приверженность формально-деловому стилю в отношениях, эти люди пользуются уважением за свою независимость, самостоятельность, глубокие знания, стремление во всем разобраться. Обычно они хорошие исследователи, консультанты, эксперты. Сотрудничать с ними сложно, и лучше других это удается обладателям предыдущего типа характера, которые являются их практически полной противоположностью.

 

 


Рис. 10.14. Основные типы характеров личностей.

3. Лабильно-циклоидный характер. Характеризуется значительными перепадами настроения, активности, работоспособности, вызываемые как внешними обстоятельствами, например, поведением окружающих, так и внутренними процессами, обусловленными физиологическим состоянием организма. В периоды повышенного настроения характерна общительность, приветливость, в периоды подавленного настроения – замкнутость. Эти люди часто конфликтуют с другими по пустякам, что затрудняет работу с четким напряженным ритмом, особенно в нестабильном коллективе.

4. Возбудимый тип характера. Отличается замедленностью всех психических процессов, занудлив и угрюм, неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. При эмоциональном возбуждении плохо контролирует поведение, раздражителен и вспыльчив.

5. Демонстративный тип. Характеризуется стремлением личности к успеху, причем зачастую любой ценой, некритически оценивая при этом свои возможности и поведение, что ставит их действия на грань авантюры. В то же время способность подстраиваться под других, вести себя так, как того от них ждут, манипулировать окружающими и т.п. приносит им успех. Раздражает окружающих самоуверенностью, высокими притязаниями, хвастовством, эгоизмом, склонностью к интригам и провокации конфликтов. При этом может быть обходительным, способен увлечь других, поступки и мышление неординарные. Так как действия людей с таким характером могут представлять угрозу для стабильности коллектива, таких людей нужно жестко контролировать и держать «на расстоянии».

6. «Застревающий» характер. Во многом похож на демонстративный, однако, властолюбие его обладателей является открытым и носит оттенок деспотизма. Эти люди эгоистичны, нетерпимы к критике, упрямы, долго помнят обиды, «застревают» на них. Накопление обид может создать «критическую массу» негативных эмоций и почву для агрессии против других. При получении важных позитивных результатов у них может развиться комплекс «головокружения от успехов». Считается, что по отношению к такого рода личностям нужно проявлять терпимость, поскольку в отличие от предыдущей категории они большей частью честны и открыты, что позволяет использовать их положительные качества, но ограждать от власти.

7. Психастенический тип. Характеризуется добросовестностью и пунктуальностью, хорошими знаниями и рационализмом в действиях, основанным на глубоком осмыслении фактов и событий. Однако людям с таким характером свойственно постоянно во всем сомневаться, стремиться объять необъятное, бесконечно продолжать свои изыскания, добиваясь совершенства, в результате чего им бывает трудно вовремя остановиться и принять решение, особенно ответственное. Несмотря на все их способности, нерешительность обычно препятствует им занимать руководящие должности.

8. Конформный тип характера. Отличается мягкостью, несобранностью, уступчивостью, несамостоятельностью.

Обладатели конформного характера могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих. Они быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, проникаясь их проблемами, и подчиняются им. Консервативность, склонность к регламентам, уступчивость делают их незаменимыми заместителями, не претендующими на первенство, но обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и сохранение стабильности и низкого уровня конфликтов в организации.

Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80%. Это позволяет считать конформность важным внутренним фактором социального поведения человека.

9. Неустойчивый тип. Характеризуется отсутствием твердых принципов поведения и развитым чувством долга. Обладатели неустойчивого типа характера ради удовольствия готовы пренебречь своим долгом и даже элементарными служебными обязанностями. В то же время они мягки в обращении, легко завоевывают симпатии других, поэтому для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой форм деятельности, однако при наличии жесткого контроля.

10. Тревожный (боязливый) тип. Отличается робостью, неуверенностью, малоконфликтностью, нередко служит мишенью для шуток. Повышена склонность к страхам, самооценка снижена. Располагает к себе дружелюбием, самокритичностью и исполнительностью.

11. Эмотивный тип. Для этого типа характерно то, что эмоции доминируют в мотивации поведения. Люди с таким характером предпочитают общаться с ограниченным числом избранных лиц, с которыми у них хорошие отношения. Сами редко вступают в конфликты, однако, обидчивы, но обиды «носят в себе» и стараются не показывать их окружающим. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, альтруизм, обостренное чувство долга, исполнительность. При этом чрезмерно чувствительны, впечатлительны и слезливы.

12. Экстравертированный тип. Открыт и общителен, масса знакомых, редко конфликтует и не стремится к лидерству. Располагает к себе готовностью слушать собеседника, исполнительностью. Однако подвержен постороннему влиянию, поступки иногда необдуманны, любит развлечения и сплетни.

13. Интровертированный тип. Замкнут, малоконтактен, оторван от реальности, погружен в свои размышления, не любит вмешательства в личную жизнь. Часто эмоционально дистанцирован от окружающих, слабо привязан к людям. Отличается принципиальностью, твердостью убеждений, однако часто чрезмерно упрям в отстаивании своей точки зрения.

14. Аффектно-экзальтированный тип . Характеризуется отсутствием полутонов в эмоциях и чувствах, причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения. В поведении свойственны общительность, многословность, влюбчивость, внимательность к друзьям и близким. Легко вступают в спор, но не доводят его до прямых конфликтов. Подвержены сиюминутным настроениям и панике. Со стороны такое поведение может восприниматься демонстративным, но глубина и искренность чувств исключает предположение о их притворстве.

Характер – очень сложное образование. В реальной жизни в характерах людей наблюдается множество оттенков, переходов между различными полярными особенностями свойств характера, чем во многом и объясняется бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

 

Исследованием характеров занимались многие ученые. Например, ученый И. Кант считал, что характер неизменен. Развивая эту мысль, А. Шопенгауэр утверждал, что можно обмануть человека и добиться, что он сделает то, что тебе нужно, но изменить его характер невозможно. «Если бы человек мог усовершенствовать характер, – считал Шопенгауэр, – то отцы и деды были бы добродетельнее детей и внуков. А этого нет. Мало того, если человек проявил подлость, он навсегда теряет доверие окружающих. А это еще одно свидетельство того, что характер неизменен».

Несколько мягче относился к неизменности характера ученый Г. Спенсер. Он считал, что время и среда могут изменить характер потомков, но для этого требуются сотни лет. Ведь характер, по его мнению, завещан предками. Это тысячелетний опыт прародителей, запечатленный в мозгу.

Резко выступал против предшественников математик-философ, французский ученый Ж. Пэйо. «То, что старшие не лучше своих детей, – утверждал Пэйо, – значит не то, что нельзя изменить характер, а только то, что к этому не стремятся; никто не будет отрицать, что трус может проявить храбрость, защищая своего любимого ребенка или отстаивая свое богатство». Но если можно изменить характер хотя бы на десять минут, значит характер в целом также подвержен изменениям. Однако это трудный и длительный процесс, требующий концентрации волевых усилий и большой работы над собой.

 

Поведение личности – это, прежде всего реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.

Целью поведения является изменение ситуации. Когда цель не достигнута и ситуацию изменить не удается, наступает новое состояние, которое приводит к новым действиям.

Поведение людей в организации обуславливается целым рядом воздействий, которые начинаются с момента его рождения. Поведение людей в трудовом коллективе является результирующим следствием всех этих воздействий.

На поведение человека могут оказывать влияние различные факторы, один из которых – эмоциональность. В соответствии с ним выделяют:

 

Эмоционально нестабильное поведение Характеризуется постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам, склонностью к самообвинению, стремлением к самосовершенствованию.
Эмоционально стабильное поведение Характеризуется противоположными свойствами – уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать другим людям.

 

Рассмотренные выше характеристики личности формируют четыре типа поведения людей в организации:

· независимый;

· ориентирующийся на руководство или лидерство;

· нейтральный;

· зависимый, предполагающий подчинение.

Каждый тип поведения характеризуется:

· объективными и субъективными мотивами;

· пониманием необходимости определенного типа поведения;

· склонностью к типу поведения.

Трудовая деятельность предполагает взаимодействие группы людей. У каждого человека при этом существует собственная индивидуальность, которая определяет его поведение в трудовом коллективе. В процессе трудовой деятельности можно выделить следующие типы поведения работников:

1. Вынужденный или внешне навязанный тип поведения Обусловлен непониманием важности, необходимости, отсутствием соответствующих навыков и привычек и т.д. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
2. Желательный тип поведения при руководстве или подчинении Является внутренне желанным и приносит определенное удовлетворение работникам. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить удовольствие от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, т.е. также обретают своего рода свободу. Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния.
3. Осознанная необходимость Вытекает из чувства долга. В этом случае трудовая деятельность имеет по-настоящему активный, творческий характер. Управление и подчинение носят конструктивный характер. Они эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.

Чтобы объяснить поведение личности, необходимо понять, почему человек совершает именно то действие, которое совершает определенным образом, а не какое-либо иное действие и другим способом. Многие факторы воздействуют на поведение. Некоторые из воздействий осознаются, многие не осознаются; некоторые рациональны, а некоторые иррациональны; одни согласуются с целью предприятия, а другие нет.

Для объяснения поведения в процессе трудовой деятельности важно выявить предпосылки, на основе которых служащие ведут себя определенным образом, то есть те критерии или ориентиры, которые работники используют для сведения множества возможностей к единственно реальному действию.

Факторы, влияющие на поведение личности, представлены на рис. 10.15.

 

 

 


Рис. 10.15. Основные факторы, влияющие на поведение личности.

 




Внутренние факторы.

К основным внутренним факторам, характеризующим поведение личности, относятся:

1. Природные свойства личности, его индивидуально - психологические особенности. Они закладываются от рождения и характеризуются той или иной степенью выраженности:

· активности, которая выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов трудового коллектива полезна для него, способствует росту результативности, однако она требует постоянного контроля, поскольку, перейдя некий предел, становится разрушительной. Крайним выражением активности является, с одной стороны: большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи. А с другой стороны: вялость, пассивность психической деятельности, речи, жестикуляции.

· эмоциональности, которая может быть высокой или низкой. Внешне эмоциональность выражается в эмоциях, которые могут быть положительными (радость, удовольствие) или отрицательными (страх). Первые вызывают стремление человека продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые – избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных. Устойчивые и продолжительные эмоции, возникающие у человека по отношению к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, называются чувствами. Чувства (например, преданность организации) можно в определенной степени формировать, направляя, таким образом, поведение личности в нужную сторону.

s первичности или вторичности. В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как:

 

Сила Проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок.
Уравновешенность Проявляется в неизменности поведения. При этом, в случае неуравновешенности, будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность.
Подвижность Выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к быстрой смене ситуации. Лицам с первичными свойствами характера это легко удается. Они быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому.

2. Система мотивов личности включает в себя:

· потребности, к которым относятся биологические, психологические и социальные;

· интересы – осознание соответствующей потребности;

· чувства по отношению к различным сторонам жизни и конкретным объектам;

· убеждения, ценности.

Система мотивов личности имеет одно из решающих значений для организации делового общения, а также для достижения делового и профессионального успеха.

Внешние факторы.

К внешним факторам, влияющим на поведение работников, относятся: круг общения личности, роль личности, статус личности.

1. Круг общения личности, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяют три круга общения, представленных на рис. 10.16.

 

 


Рис. 10.16. Общение личности

 

В каждом конкретном круге общения складывается своя микросреда, во многом определяющая взаимодействие лиц в процессе трудовой деятельности.

При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в глазах нового руководителя. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.

2. Роль личности характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются:

· способом получения;

· направленностью;

· степенью определенности;

· формализацией эмоциональности.

Роль личности диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других. На ролевое поведение влияют:

· характер личности;

· истолкование им своей роли, ее приемлемость;

· соответствие роли возможностям и желаниям личности.

3. Статус личности, который может быть обусловлен происхождением человека или его профессионально-должностным положением.

 В соответствии с этим статус личности бывает:

· Формальный, который определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач. Формальный статус отражает место личности в профессионально-должностной иерархии и обеспечивает совокупность условий, связанных с данной должностью.

Служебное положение (статус) руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.

· Неформальный определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как пол, возраст, знания, опыт, культура, связи, нравственные качества. Неформальный статус получил название авторитет.

 Авторитет формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной информации. Сознательная фальсификация распространяемой информации, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении личности о самом себе.

На практике авторитету личности могут угрожать следующие ситуации:

· неблагоприятный морально-психологический климат в организации;

· целенаправленная деятельность соперников по подрыву авторитета;

· случайные неудачи и т.п.

Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, поскольку своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.

Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитету, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае возможны следующие изменения в поведении личности:

· уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;

· блокирование нежелательной информации;

· подкуп (например, в виде ослабления требований);

· угрозы и шантаж по отношению к окружающим;

· дистанцирование от других сотрудников (высокомерное поведение и т.д.);

· запутывание многословными рассуждениями;

· раздача невыполнимых обещаний и т.д.

 

 

 

Практическое задание

 


Тест

«Ведущий или ведомый?»

 

Каждый из нас подвержен влиянию других людей и, в свою очередь, сам влияет на них с той или иной целью. Руководители, политики, педагоги, врачи, журналисты делают это в силу специфики своей профессии. Если вы хотите знать, обладаете ли вы способностью влиять на окружающих, испытайте себя с помощью теста, разработанного польскими психологами.

 

Инструкция

 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя варианты «да» или «нет».

 

Опросник

1. Как, по-вашему, подошла ли вам профессия актера или политика?

2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?

4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где вы сами хотели его добиться?

6. Любите ли вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?

7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?

8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите ли вы менять мебель в квартире?

11. Нравиться ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

13. Нравится ли вам демонстрировать в своей компании, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

 

Подведите итоги

Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете 5 баллов за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и за ответ «нет» на вопросы: 2,8,9. Оцените свой результат.

 

Если вы набрали от 65 до 50 баллов, то вы – человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибку, учить их, чтобы пробуждать в них интерес к внешнему миру. Тех, кто не разделяет ваши принципы, вы способны убеждать без особых церемоний. Вы это умеете. Однако вам надо следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе вы превратитесь в фанатика и тирана.

Если вы набрали от 49 до 35 баллов, то вы обладаете некоторым влиянием на других, способность влияния выражена умеренно.

Если вы набрали от 34 до 0 баллов, то, увы, вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенным.


 

Резюме

· Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

· Сознание личности – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Сознание взаимосвязано с деятельностью человека. Использование сознания позволяет личности в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в его представлении.

· В процессе трудовой деятельности человек должен проявлять волю. К волевым относятся все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий.

· Черты личности формируются под влиянием различных факторов, но при этом любая личность характеризуется следующими особенностями: общими качествами, специфическими свойствами, подготовленностью к деятельности, направленностью, складом характера, биологически обусловленными особенностями, психологическими особенностями, психическим состоянием.

· Всякая трудовая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Такие особенности личности называются способностями, которые складываются из совокупности черт, необходимых для выполнения конкретного вида деятельности.

· Степень реализации способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит от полученного образования и данного от природы уровня мышления. Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

· Для эффективной трудовой деятельности важна эмоциональная сфера личности, коллектива, руководителя. Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальника и коллег по работе, оказывает активное влияние на формирование активности сотрудника, деловых интересов и потребностей.

· Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Темперамент характеризуется экстраверсией и интроверсией. По классификации Гиппократа выделяют следующие типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

· Характер – устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение.

· Организовать эффективную трудовую деятельность возможно только с учетом характеров сотрудников. К основным типам характера относятся: гиперактивный, аутистический, лабильно-циклоидный, демонстративный, «застревающий», психастенический, конформный, неустойчивый.

· Поведение – это форма взаимодействия личности с окружающей средой. На поведение влияют различные факторы: природные свойства личности, мотивы (внутренние факторы), а также круг общения, роль и статус личности (внешние факторы).


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «личность». Дайте краткую характеристику структуры личности.

2. Охарактеризуйте понятие деятельности человека, его действий и поступков.

3. Приведите характеристику основных механизмов мотивации личности.

4. Перечислите волевые качества человека, укажите, в чем они проявляются.

5. Охарактеризуйте основные типы направленности личности.

6. Назовите группы, в которые можно объединить способности.

7. Установите взаимосвязь между способностями, задатками и навыками.

8. Сформулируйте определение понятия «мышления». Дайте характеристику типов мышления. Какое влияние оказывает тип мышления на деловые отношения?

9. Охарактеризуйте эмоциональную сферу человека. Укажите, какое влияние она оказывает на деловое общение.

10. Дайте определение понятия «темперамент». Охарактеризуйте типы темперамента (по классификации Гиппократа). Назовите психологические особенности экстравертов и интровертов.

11. Назовите основные элементы структуры характера.

12. Перечислите основные типы характера личности, дайте их краткую характеристику, проанализируйте их влияние на трудовую деятельность.

13. Перечислите внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение личности.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 336.