Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.  

Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим?

а) да;

б) нет.

Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего цените в людях?

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) умение показать себя.

Имеете ли вы склонность к педантизму?

а) да;

б) нет.  

Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

а) да;

б) нет.  

Любите ли вы анализировать свои поступки?

а) да;

б) нет.  

Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы

а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу;

б) стремитесь оставаться самим собой.

8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах?

а) да;

б) нет.

Какая из перечисленных характеристик вам более всего подходит?

а) мечтатель;

б) рубаха-парень;

в) усерден в работе;

г) пунктуален и аккуратен;

д) любит философствовать;

е) суетлив.

10. При обсуждении того или иного вопроса вы…

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;

б) чаще считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживать большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.  

Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вызов к руководителю?

а) раздражение;

б) тревогу;

в) озабоченность;

г) никакого чувства не вызывает.  

12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы…

а) отвечаете ему тем же;

б) не обращаете на это внимание;

в) демонстративно оскорбляетесь;

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

13. Если вашу работу забраковали, то вы…

а) испытываете досаду;

б) испытываете чувство стыда;

в) гневаетесь.

Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь?

а) самого себя;

б) судьбу, невезение;

в) объективные обстоятельства.

Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооценивают ваши способности и знания?

а) да;

б) нет.

16. Если друзья и коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы…

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.  

17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привычном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то…

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;

в) уйдете, оставив нужную вещь дома.

18. Скорее всего, выведет вас из равновесия…

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.

Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?

а) да;

б) нет.

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих кандидатов в помощники вы предпочтет:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;

в) человека одаренного, но с ленцой?

 

Подведите итоги

 

Подсчитайте баллы, используя ключ. Найдите сумму и оцените свой результат по таблице 10.4.

 

Таблица 10.4.

 

Ключ к тесту

 

Варианты ответов

Оценка ответов, баллы

Номер суждения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А 0 0 1 2 0 2 2 0 0 2 0 0 2 2 0 0 2 1 0 0 Б 1 1 1 0 2 0 0 2 1 0 1 2 1 0 2 1 0 0 2 1 В 2 - - - - - - - 3 0 2 1 0 0 - 2 1 2 - 2 Г 3 - - - - - - - 2 0 0 3 - - - 0 - - - - Д - - - - - - - - 2 - - - - - - 0 - - - - Е - - - - - - - - 0 - - - - - - - - - - -

 

Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считается достаточно твердым, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к максимальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

 

 


10.3. Эмоциональная сфера и темперамент личности –

сотрудника организации

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций.

Эмоции – это одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне вербально и невербально, а также в виде глубоких биохимических изменений в организме (выделение надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови и т.д.) Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их восприятию, что положительно сказывается на организации трудовой деятельности.

Под эмоциями или эмоциональными переживаниями, обычно подразумеваются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до различных оттенков настроения. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Наиболее часто в эмоциональной сфере личности выделяют пять основных групп эмоциональных переживания, представленных на рис. 10.10.

1. Аффект. Это сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека на внешний раздражитель, которая полностью захватывает психику и предопределяет сильную реакцию на ситуацию.

 

 


Рис. 10.10. Эмоциональная сфера личности.

 

Аффект быстро овладевает человеком и сопровождается утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всех жизнедеятельности организма.

Формами проявлениями аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании – он может возобновляться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме (более подробно об аффекте см. главу ?.).

2. Стресс. Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроению (более подробно о стрессе см. главу ?).

3. Эмоции. Эмоция, так же как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – это душевное волнение.

Эмоция возникает как реакция не только на события уже свершившиеся, но и на вероятностные или вспоминаемые. Если аффекты являются итогом какой-либо ситуации, то эмоции смещены к началу действия и предвосхищают его результат. В этом смысле они носят опережающий характер.

Все эмоции можно классифицировать по качеству переживания, который выявил американский ученый К. Изард. Он выделил десять качественно различных эмоций, представленных в таблице 10.5, из которых первые три отнес к положительным, а остальные семь – к отрицательным.

 

Таблица 10.5

 

Основные эмоции личности

 

Эмоция Характеристика эмоции
Интерес Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.
Радость Положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром.
Удивление Это не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция человека на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
Страдание (горе) Наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания – горе, связанное с безвозвратной утратой.
Гнев Сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта, возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.
Отвращение Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть, направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение Отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения личности с соответствующими у объекта эмоциями. Жизненные позиции, взгляды, поведение другого человека представляются личности как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
Страх Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении личностью информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. Человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
Стыд Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознанном несоответствии собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственного представления о подобающем поведении и внешнем облике.
Вина Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувства и выражающееся в сожалении и раскаянии.

 

Психологические исследования последних лет показывают, что главный фактор, способствующий эффективности любого вида труда, воспитания и обучения – это положительные эмоциональные переживания. В управленческой и трудовой деятельности следует помнить, что порицание, осуждение коллеги или наказание подчиненного вызывает отрицательные эмоции, а они в свою очередь не способствует творческой активности. Причем этот эффект наблюдается не у одного сотрудника, получившего отрицательную оценку сослуживцев или руководителя, а у значительной части членов коллектива, боящихся попасть в такое же положение.

Повышение эмоционального подъема в трудовом коллективе зависит от руководителя и коллег по работе.

Руководитель должен верить в необходимость качественного выполнения очередного задания, работать с удовольствием, верить в своих подчиненных, передавать свое настроение в процессе делового общения. Тогда положительные эмоции передаются членам коллектива и влияют на эффективность их работы. Не последнюю роль здесь играют положительные, притом мотивированные оценки трудовой деятельности подчиненных. Следует помнить, что достигнутый успех порождает интерес, тягу к работе, мотивирует положительное отношение к производственной деятельности. Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальника и коллег по работе, окажет активное влияние на формирование их активности, деловых интересов и потребностей.

Помнить о положительных эмоциях важно еще и потому, что отрицательные эмоции, как установлено в последние годы, являются причиной не только плохого труда, но и одной из причин многих заболеваний, в первую очередь астмы, артритов, крапивницы, простуды и даже туберкулеза.

В управлении персоналом важно помнить о, так называемом принципе эмоционального заражения. Руководители и сотрудники никогда не должны забывать, что их радостное или грустное настроение немедленно передается окружающим. А ведь настроение создает положительное или отрицательное влияние на психологический климат коллектива и, таким образом, непосредственно воздействует на эффективность труда.

В управленческой деятельности также следует помнить о приеме саморегуляции, который предусматривает недопустимость заражаться эмоциональным состоянием окружающих или подчиненного.

Для руководителя и коллег по работе недопустим синдром эмоционального выгорания. Надо помогать подчиненному или партнерам по трудовой деятельности выходить из состояния эмоционального напряжения, но не сгорать эмоционально вместе с ними. Саморегуляция требует держать себя в руках и не делать того, что может принести вред коллегам.

4. Чувства (высшие эмоции). Чувства часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций.

Выражаются чувства тоже через эмоции, но не постоянно, а временно, в соответствии с ситуацией, причем конкретные эмоции, как формы переживания определенного чувства, могут быть самыми разнообразными.

5. Настроение. Настроение представляет собой общее и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда.

Выделяют следующие основные черты, которые характеризуют настроение и отличают его от других эмоциональных состояний:

1. Относительная устойчивость настроения как результат его инертности. Настроение изменяется не сразу же после случившегося, а с запаздыванием, через какое-то определенное время. Например, грустное настроение после горькой утраты длится неделями, и вывести человека из этого состояния очень непросто. Также радостный творческий подъем может продолжаться месяцами, и изменить отношение человека к делу, которым он увлечен, обычно не удается. Ровное, без крайностей настроение необходимо для успешной работы, для продуктивного делового общения.

2. Изменчивость настроения под воздействием внешних обстоятельств или возникших мыслей. Такая динамика настроения мешает эффективной работе всего трудового коллектива, затрудняет контакты между сотрудниками. Чрезвычайно важно уметь контролировать себя, не поддаваться ситуации.

В процессе управления персоналом следует также помнить и о таких особенностях настроения, как их полярность и индивидуальная зависимость настроения от структуры личности.

Полярность настроений. Каждое психическое состояние имеет свой антоним: активность – пассивность, возбуждение – торможение и т.п. Полярность настроений заставляет задуматься о неоднозначности поведения, о том, что иногда, чтобы вызвать необходимую эмоцию, целесообразно стимулировать ее антоним у себя и своих коллег по трудовой деятельности. Неожиданность действий нередко помогает выявить необходимое настроение, добиться решающего успеха в разных видах деятельности. Для продуктивной трудовой деятельности важно избавиться от господствующего образа мыслей, предварительной настроенности на неуспех деятельности.

Индивидуальная зависимость настроения от структуры личности. Одни и те же воздействия на психику вызывают неодинаковое настроение у разных людей. Одинаковые раздражители вызывают у разных людей различные настроения, поэтому настроения ярче отражают особенности личности, чем психические процессы. У одних людей настроения часто меняются, они чутко реагируют на любую перемену ситуации, у других – относительно устойчивы. В большей или меньшей мере настроение отражает направленность личности человека.

 

Настроения могут одинаково называться, но существенно отличаться одно от другого. Радость от успеха может стимулировать желание работать еще лучше, а может вызвать самомнение, нежелание совершенствовать свое мастерство, мысль о собственной исключительности. Награждение почетной грамотой, правительственной наградой может быть встречено безразлично или с очень слабой радостью, рассматривая ее с точки зрения меркантильных интересов. Однако в другом случае, слабое переживание радости может быть следствием скромности, нежеланием получать то, чего не имеют товарищи.

В крепком, дружном, сплоченном коллективе неудача в работе не вызывает уныния, отчаяния. Рабочий, служащий знают, товарищи не оставят в беде, помогут. А успех не порождает самоуспокоенности, зазнайства. Коллектив того и другого не потерпит. Высокая требовательность коллектива к каждому своему члену, умение руководителя создать положительный морально-психологический климат в коллективе, вдохновить каждого подчиненного, поддержать его творческое отношение к труду, позаботиться об его хорошем настроении создают психическую готовность к работе.

 

Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент, который в известной мере влияет на характер и стиль работы, на отношения с окружающими.

Темперамент определяется сочетанием экстраверсии, интроверсии и эмоциональных характеристик личности.

В начале 70-х гг. ХХ века швейцарский психиатр К.-Г. Юнг предложил характеризовать психологические особенности личности, через понятия «экстраверсия» – «интроверсия».

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности человека, когда он сосредотачивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных интересов или принижения личной значимости.

Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, своем внутреннем мире.

Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.

Свойства темперамента (индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости, напряженность волевых усилий и т.д.) являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях необходимо учитывать свойства темперамента.

В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа.

Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические особенности) представлены на рис. 10.11.

Приведенные на рисунке 9 основные типы темперамента достаточно важно учитывать в процессе делового общения.

1. Сангвиник. Это человек подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

В трудовой деятельности сангвиника отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. У него быстрый темп речи, богатая мимика. Его легко можно увлечь работой, если она требует смекалки, быстроты выполнения, разнообразных действий. Однако его деятельность требуется постоянно контролировать так как он, с удовольствием взявшись за дело, быстро к нему охладевает. Сангвиник легко усваивает самые сложные объяснения начальника, улавливает его настроение, понимает смысл указаний и распоряжений руководителя. Он охотно работает в коллективе. Быстро сходится с незнакомыми людьми.

 

 

 


Рис. 10.11. Классификация типов темперамента личности

 

2. Холерик. Характеризуется быстротой, порывистостью, страстностью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Холерик нередко бывает агрессивным. Живой, несдержанный, он может стать прекрасным помощником руководителя, если направить его энергию в правильном направлении. Однако его необходимо постоянно тактично контролировать и сдерживать. Холерик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными. Он постоянно, в любом деле стремится к успеху, к тому, чтобы добиться большего, чем товарищи, и нуждается в систематической похвале. В случае неудач у холерика вероятны срывы, непродуманные действия, после которых часто появляется раскаяние. В трудовой деятельности холерика следует направлять на сдерживание чувств, но не резкими замечаниями, а с глазу на глаз или замечанием, сделанным в замедленном темпе спокойным, тихим голосом, не унижая его достоинства, не оскорбляя его чувства.

3. Флегматик. Это человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями. Для флегматика характерны внешне слабо выраженные душевные состояния.

На рабочем месте флегматик неохотно выполняет новую, незнакомую работу. Но то, что он привык делать, у него получается хорошо, и выполняет свои функции он с удовольствием. Флегматик с трудом включается в работу, которую не выполнял раньше, не любит новые инструменты, оборудование, к которому не привык. Он нуждается в дополнительном времени для адаптации к новым условиям работы. Его занимают проблемы качества выполнения любой работы при отсутствии желания сделать больше, чем предусмотрено заданием. Флегматика не следует упрекать в медлительности. Его целесообразно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности.

4. Меланхолик. Человек легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружение.

Меланхолик нуждается в идеальных условиях для работы. Успешно трудится в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий и быстрых реакций. Однако часто невнимателен, так как вспоминает старые обиды, оскорбления, думает в возможной неудаче. Может работать успешно, если бодр и весел, но очень быстро бодрость сменяется апатией, вялостью, что сказывается на успехе выполнения задания. Меланхолик быстро утомляется, глубоко переживает даже незначительные промахи. Представитель меланхолического темперамента больше, чем кто-либо другой, нуждается в хорошем внимательном отношении коллег по трудовому коллективу. Для него большую роль играет эстетическое оформление рабочего места, цеха, комнаты отдыха.

Темперамент в «чистом» виде встречается крайне редко. Жизненные обстоятельства, среда, общение, воспитание могут изменить ту или иную его черту, поэтому тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которой он зависит, может несколько меняться в зависимости от условий жизни. Таким образом, в трудовом коллективе не столько важно знать, какой темперамент у коллеги по работе, сколько необходимо наблюдать за каждым сотрудником и, в соответствии с более выраженными чертами его темперамента, организовывать его трудовую деятельность.

 

Интересный пример приводит М.И. Станкин по учету темперамента в процессе трудовой деятельности.

Несколько лет тому назад в академии МВД защищалась кандидатская диссертация. Первый пожарный в стране стал кандидатом психологических наук. С помощью существующих методик, начальник пожарной команды из Самары выявил темперамент каждого своего подчиненного и проследил, как работают представители каждого темперамента в разных условиях.

– Перед пожарной командой две основных задачи – профилактика загорания и борьба с огнем, – докладывал диссертант. – В ходе профилактики надо внимательно осмотреть самые потаенные уголки, например на чердаках зданий. Убедиться, что там нет тряпок, стружек, опасных в смысле загорания предметов. С этой работой успешно справляются меланхолики и флегматики. Самый принципиальный холерик в лучшем случае два чердака пройдет, а на третьем пропустит много нарушений. Иная ситуация обнаруживается в ходе тушения пожара. Меланхолики и флегматики оказываются сзади, отходят на второй план. В огонь идут холерики и сангвиники. Я соответственно разделил обязанности между представителями разного темперамента. И в последние годы моя команды лучшая в России, - под аплодисменты закончил диссертант.

 

Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека. Ни один элемент личности (ее направленности, способности и т.д.) не предопределен темпераментом, но динамические особенности проявления всех свойств личности в определенной степени зависят от него.

 

 

Практическое задание

 




Тест Г.Айзенка

«Темперамент личности»

 

Тест может использоваться для определения базовых личностных качеств и особенностей работников, которые необходимо учитывать в процессе руководства коллективом, для обеспечения психологической совместимости и повышения эффективности взаимодействия сотрудников, особенно в условиях сплоченных рабочих групп и команд.

Инструкция

В адаптивном тесте Г. Айзенка 57 вопросов, с помощью которых исследуются некоторые ваши личностные характеристики, а не умственные способности. Для того чтобы вы могли правильно определить свое место в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма (высокой эмоциональной устойчивостью), необходимо давать искренние ответы на все вопросы теста. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить лишь «да» или «нет», не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Среднего значения на ответы не предусмотрено. Ответы следует записывать на отдельном листе бумаги, отмечая, например, номера тех вопросов, на которые дан положительный ответ. При групповой работе, а также в случаях, когда требуется заключение экспериментатора о результатах тестирования, ответы рекомендуется записывать в протоколе занятий, форма протокола представлена в таблице 10.6.

 

Таблица 10.6.      

 

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЙ

Фамилия, имя, отчество_______________________ Дата_____________

Возраст_________ Образование__________ Профессия______________

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

да нет Да нет да нет
1 7 12 15     20 21 22 38     39 40 41 57    

Опросник

1. Часто ли вы используете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вы отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникали ли у вас когда-нибудь чувства, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему с мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

50. Могли ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли , что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?       

 

Подведение итогов

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого по ключу по таблице 10.7.

 

Таблица 10.7.

Ключ к тесту

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 285.