Сложные специальные способности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Являются способностями к определенным профессиям, видам деятельности, выполнению конкретной работы. Эти способности обычно называют профессиональными, так как от них зависит качество профессиональной деятельности. Среди сложных специальных способностей выделяют:

· интерсоциальные, ориентированные на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Интерсоциальные способности могут быть как теоретическими, так и практическими;

· конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Конструктивные способности, в свою очередь, также могут быть теоретическими и практическими.

Уровень и степень развития способностей выражают следующие понятия:

 

Мастерство. Это совершенство в конкретном виде деятельности, зависящее от способностей и развитое на основе большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с производственной деятельностью. Однако в любой профессии предполагает способность к творческим решениям проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.
Одаренность. Это сочетание различных высокоразвитых способностей человека.
Талантливость. Это выдающиеся природные способности, на основе которых человек творит, создает что-то свое, оригинальное, в определенной степени неповторимое. Однако его творчество осуществляется в рамках уже сложившихся идей, направлений, линий поиска. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие таланты получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом. Талантливые люди обычно добиваются известности и признания у современников
Гениальность. Это наивысший уровень развития творческих способностей. Гениальный человек неповторим и неподражаем. Его идеи, концепции, способы исследования и результаты открывают человечеству новые горизонты, опережают эпоху и время.

 

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает определенные споры. По этому поводу существует две противоположные точки зрения.

Представители одной из них считают, что способности целиком зависят от качества воспитания и обучения. В качестве примера они приводят случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Другая точка зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности обусловлены биологически и их проявление целиком зависит от наследственности. Обучение и воспитание может лишь изменить скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Предположение о возможности наследования способностей достаточно четко были представлены и развиты в 1875 г. английским биологом, антропологом и психологом Ф. Гальтоном (двоюродным братом Ч. Дарвина), который писал о наследовании таланта, однако убедительных доказательств по этому поводу не представил.

Тем не менее его идеи о необходимости систематического улучшения «наиболее одаренных рас» (евгеника) имели реальный успех в конце XIX начале XX вв: в Европе и Америке возникли различные евгенические общества. В США были приняты сенсационные меры (например, стерилизация «неполноценных»), а нацистская германия, чтобы обеспечить процветание «арийской расы», дошла до еще больших крайностей. Нацистский режим практиковал не только позитивную евгенику (цель – благоприятствовать воспроизведению лиц с хорошей наследственностью), но и евгенику негативную (уничтожение «низших рас»). Это привело к тому, что евгенике в плане идеологическом и социальном пришлось явно отступить, во всяком случае, она стала более сдержанной. Однако огромные успехи, достигнутые биологией и генной инженерией, сделали возможным создание усовершенствованной евгеники. А это ставит многочисленные вопросы, как технические, так и этические (Thuiller P., 1987).

 

Многоплановость и разнообразие видов деятельности человека выступают как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. При этом одним из важнейших факторов, влияющих на деятельность человека, является его интеллект.

На уровень интеллекта оказывают влияние, как врожденные факторы, так и окружающая социальная среда. Однако с какими бы наследственными задатками ни появился на свет ребенок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды, и, прежде всего, воспитанием и общением. В частности, имеются сведения, свидетельствующие о связи интеллектуального развития ребенка с его возможностью общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности, первенцы в этом отношении оказываются чаще более развитыми, чем их младшие братья и сестры.

Высокий интеллект достаточно важен в управленческой деятельности. Человек с развитым мышлением, высоким уровнем интеллекта адекватно оценивает себя в трудовой деятельности. Он чаще всего вежлив, воспитан, интересуется делами коллег или подчиненных, в меру возможностей помогает им. Чем менее развит интеллект у человека, тем выше он оценивает себя и ниже, чем они того заслуживают, коллег по работе или подчиненных. Такой человек нередко груб, как правило, считает, что ему не повезло с коллективом. Он может высокомерно общаться с окружающими сотрудниками, ставить себя выше других, провоцировать конфликтные ситуации, что крайне негативно сказывается на производственном процессе.

Таким образом, развитый интеллект помогает продуктивнее работать, эффективнее руководить людьми.

Степень реализации специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование является определенной базой. Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления.

 

Умение думать, творческое мышление свойственны только человеку. Любители животных часто наделяют своих питомцев способностью мыслить. И действительно, наблюдая за животными, часто можно сопоставить их поведение с поведением людей.

Рассказывают случаи, когда животные спасают людей, выполняют словесные распоряжение хозяина, помогают человеку в борьбе с неприятелем, на охоте и т.д.

Зафиксирован такой необычный случай в Индии. В полицейский участок несколько недель подряд приходил кот, терся о ноги полицейских, многозначительно смотрел им в глаза, а потом уходил. Однажды, один из полицейских, повинуясь какому-то внутреннему чувству пошел вслед за котом, который привел его на небольшую поляну и стал рыть землю. В неглубокой могиле оказался труп хозяйки животного. Быстро нашли слугу-убийцу, который, испугавшись кота, решив, что тот наделен колдовскими способностями, сразу во всем сознался.

Случаи красноречивые, но результаты исследований показывают, что мышление в его высших формах свойственно лишь человеку. А у высокоразвитых животных имеет место так называемое «ручное мышление», то есть, например способность достать один предмет с помощью другого предмета, рефлекторно отреагировать на знакомое слово, произнесенное хозяином. Человеческое мышление появляется только в единстве с развитием общественного сознания. Сознание и мышление сформировалось в процессе производственной деятельности, в ходе материального общения людей.

 

Мышление возникает только тогда, когда человек должен решить какую-либо задачу. В соответствии с этим выделяют три этапа мыслительного процесса, представленного на рисунке 10.4.

Источником мыслительной деятельности людей является их реальная жизнь, практика. Любые виды деятельности человека требуют от него решения мыслительных задач. Практика для мышления является критерием истины. Обобщения и выводы, которые делает человек исходя из общих положений, проверяются именно на практике. Практика является и областью применения результатов мышления.

Существуют различные виды мышления, которые неравнозначны в организации трудовой и управленческой деятельности.

В трудовом коллективе можно столкнуться с проявлениями различных типов мышления, которые оказывают непосредственное влияние на производственную деятельность личности. При профессиональной ориентации и распределении сотрудников по рабочим местам следует учитывать специфику мышления работников, что позволит использовать их трудовой потенциал наиболее эффективно.

 

 

 


Рис. 10.4. Этапы мыслительного процесса.

 

Прежде всего выделяют два следующих типа мышления:

· Репродуктивное мышление. Характеризуется отсутствием творческого компонента в мыслительном процессе. В производственной деятельности такой тип мышления вполне подходит инженерно-техническому персоналу, решающему технологические и эксплуатационные задачи, руководящему производственными процессами на основании заранее разработанных инструкций. Даже для научной деятельности вполне может подойти репродуктивный тип мышления, если ученый, не обладающий высокими творческими способностями, является опытным классификатором и систематизатором, развивающим и углубляющим идеи, высказанные другими.

· Продуктивное мышление. Характеризуется наличием творческого компонента в мыслительном процессе. Продуктивное мышление на производстве, прежде всего, необходимо в управлении людьми и в воспитательном процессе. Здесь не допустим стандарт, и он не дает нужного результата.

Для определенного вида деятельности необходимо мышление, которое может представлять и отражать свойства объекта. Такие типы мышления подразделяются на следующие виды:

Художественное мышление. Характеризуется образностью, яркостью, богатой фантазией, но одновременно импульсивностью, непоследовательностью, прерывностью. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.
Логическое мышление. Основывается на критичности, ясности, последовательности, глубине, однако зачастую и излишней отвлеченности, абстрактности, которые бывают, не всегда понятны окружающим.
Смешанный тип мышления. Характеризуется тем, что ему присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Мышление также может быть:

· Словесно-логическое (рассудочное) мышление. Рассудочное мышление помогает лучше понять другого человека или группу людей и продумать способы воздействия на них. Неразвитость рассудочного мышления, нежелание думать не только подрывают авторитет предприятий, торговых фирм, но и непосредственно сказываются на размерах получаемой прибыли.

· Наглядно-действенное мышление. Характеризуется тем, что решение поставленных задач осуществляется с помощью конкретного действия, реального преобразования ситуации. Практические задачи с помощью наглядно-действенного мышления решают рабочие-ремонтники, инженерно-технический персонал и др.

· Наглядно-образное мышление. Отражает умение правильно фиксировать предмет, наблюдая его в разных ракурсах, с нескольких позиций. Такое мышление характерно для людей творческих профессий, к которым относятся архитекторы, поэты, художники и т.д.

Мышление можно также систематизировать по степени отвлеченности от отдельных качеств объекта и выделения его общих свойств. К таким типам мышления относятся следующие:

 

Конкретно-чувственное мышление. Характеризуется тем, что в процессе мыслительной деятельности человеку необходимо иметь в поле зрения соответствующий объект. Конкретно-чувственное мышление достаточно иметь лицам, занимающим в структуре управления первичные должности, например табельщикам, бригадирам и т.п., которым необходимо планировать свою работу на срок не более двух месяцев, так как им необходимо наличие конкретного объекта перед глазами. Такое мышление обеспечивается образованием или некоторой специальной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет.
Конкретно-образное мышление. Дает возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Такой тип мышления необходимо иметь работникам, занимающим низшие руководящие должности, например мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода. Для развития такого мышления необходимо профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет.
Конкретно-умозрительное мышление. Дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнообразных взаимосвязях друг с другом. Такой тип мышления необходим руководителям небольших предприятий, ведущим специалистам крупных организаций, которым требуется планировать свою работу не менее, чем на год вперед. Конкретно-умозрительное мышление обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.
Абстрактное мышление. Характеризуется тем, что человеку для выполнения работы не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной послевузовской подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них долгосрочного планирования (например, на пятилетку).
Предвидящее мышление. Характеризуется тем, что личности, имеющие такой тип мышления, получившие второе образование в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейшими объединениями и государственными учреждениями.

 

Указанные типы мышления тесно связаны с ориентацией на профессиональную деятельность личности.

Мышление также можно подразделять на:

· Теоретическое мышление. Теоретическое мышление – это открытие и овладение аксиомами, правилами, законами. Для развития производства на основании притока свежих сил и высокой активности управляющих, которым присуще теоретическое мышление, следует постоянно перемещать управленческие кадры.

· Практическое мышление. Функционирует в условиях дефицита времени. Человек, обладающий практическим мышлением, не составляет план действий, не выдвигает гипотезы. Практическое мышление становится действенным при богатой эрудиции руководителя, знании им принципов и методов воспитания подчиненных, технологии производства.

Мышление может быть произвольным и непроизвольным.

 

Произвольное мышление. Возникает тогда, когда перед человеком стоит конкретная цель, и он проявляет волевое усилие, направленное на ее достижение.
Непроизвольное мышление. Имеет место тогда, когда в трудовом коллективе коллега или руководитель вызывает у человека желание теоретически объяснить какой-то факт, представленный ему на рассмотрение. Для непроизвольного мышления следует пробудить у человека любознательность, недоумение, сомнение, удивление и т.д.

 

Различия в мыслительной деятельности людей определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека. Они складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Индивидуальные особенности мышления определяют его основные характеристики, представленные на рис. 10.5.

Представленные на рисунке 10.5. особенности мышления, у разных людей сочетаются и выражены по-разному, что и характеризует индивидуальные особенности их мышления в целом.

 

 

 


Рис. 10.5. Индивидуальные особенности мышления.

 

1. Широта ума. Под широтой ума понимается способность охватить весь вопрос, не упуская необходимых частностей. Широта ума основывается на всесторонних и глубоких знаниях, проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

2. Глубина ума. Выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

3. Последовательность мышления. Выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. При этом учитывается быстрота мышления, которая определяется как умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

4. Гибкость мышления. Выражается в свободе его от сковывающего влияния стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

5. Самостоятельность мышления. Выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно без посторонней помощи. Такое мышление не поддается внушающему стороннему влиянию.

6. Критичность мышления. Это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

7. Быстрота ума. Проявляется в способности человека быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение;

В трудовой деятельности, в соответствии с преобладающим типом мышления, личности классифицируют на несколько групп, выделенных В.Р. Весниным:

Синтезатор.

Осуществляет интегрированный подход, ища общее в различных явлениях и стремясь к синтезу, к новому. Эта личность является теоретиком, сконцентрированным на главном, основных принципах, но при этом учитывающий другие теории. Он лучше других действует в сложных ситуациях, поощряет творчество, но излишне настойчив, конфликтен, часто безответственен.

Идеалист.

Проявляет интерес к человеческим ценностям и стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко формулирует цели, имеет широкий спектр взглядов, объективен. Но он затягивает решения при большом числе альтернатив, игнорирует неприятные факты, детали.

Прагматик.

По природе своей эклектик, учитывает мнение других и умеет на него влиять, сконцентрирован на результате и использует все, что помогает его немедленно получить, оставаясь безразличным к перспективе.

Прагматик хорошо адаптируется и ориентируется в сложных динамичных ситуациях, ищет компромиссы, экспериментирует.

Аналитик.

Осуществляет формально-логический дедуктивный подход, ища лучший вариант, отдает предпочтение теории, моделям и формулам, научным решениям, а не опыту. Сконцентрирован на деталях, искусен в планировании, хорошо ориентируется в структурированных, поддающихся просчетах ситуациях, ищет определенности, негибок, сверхосторожен, мыслит полярными категориями.

Реалист.

Осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, удовлетворяющим текущие потребности и дающие конкретные результаты.

Корректировщик.

Предпочитает опыт теории, искусен в управлении определенной ситуацией с ясной целью, эмоционален, упрощает проблемы, находясь в плену у фактов, давит на окружающих ради достижения желаемого.

Особенности людей с точки зрения творчества во многом зависит от соотношения в их мышлении и деятельности активного и пассивного, конкретного и абстрактного начал. Их сочетание дает четыре типа творческих личностей:

Аккомодатор.

Сочетает действия и чувства. Он эмоционален, импульсивен, инициативен, склонен к риску, пробам и ошибкам. Основываясь на опыте и эксперименте, быстро отбрасывает ошибочные идеи, ставит цели, ищет новые модели, планирует и реализует их на практике, привлекая к себе других.

Конвергатор.

Сочетает действия и мышление. Хорошо применяет идеи на практике на основе их анализа и оценки для решения конкретных проблем, умеет предвидеть их последствия, определить приоритетные шаги.

Дивегитор.

Сочетает созерцательность и чувственность, имеет широкие культурные интересы. Это эмоциональный наблюдатель, умеющий собирать информацию, выявлять проблемы, видеть ситуацию с разных сторон, хорошее воображение позволяет ему быть генератором идей, вырабатывать альтернативы, творить.

Ассимилятор.

Сочетает созерцание и абстрактное мышление. Он осторожен, наблюдает, перепроверяет, анализирует и критически осмысливает факты, разрабатывает теории для их объяснения; ориентирован на логику, стройные теории, имеет широкие научные интересы.

Преобладание творческого потенциала зафиксировал английский ученый Р. Гибсон, который выделил следующие основные типы личностей:

 

Прометей. Творчески мыслящие личности, одни из которых генерируют идеи в общем виде, а другие их подхватывают, перерабатывают и делают пригодными для практического применения, третьи ищут им применение в новых сферах. В целом, как считается, таких людей не более 6%, причем лишь у половины из них творческие способности проявляются в активной форме. Психологическими особенностями творческих личностей являются сильные волевые качества, целеустремленность, инициатива, трудолюбие, самостоятельность, непризнание авторитетов, сомнения в истинности непреложных фактов, готовность к преодолению трудностей, фантазия.
Эрудит. Такая личность сама уже не в состоянии творить, но, обладая глубокими и всесторонними знаниями и хорошей памятью, является первым оппонентом прометею. Таких людей несколько больше – до 25%, среди которых активных около трети.
Систематизатор фактов. Роль такой личности сводится к первичной обработке потока информации и разделению его на более мелкие компоненты. Этих людей в целом около 20%, из которых лишь треть принадлежит к категории активных.
Собиратели и регистраторы фактов. Эти личности занимаются сбором, описанием, накоплением и хранением информации, которую в дальнейшем будут использовать другие.
Рядовые труженики. Это люди, работающие над решением проблем с помощью шаблонов и готовых методик и выполняющие в основном подготовительную и вспомогательную работу.

 

Таким образом, доля творческих личностей и активных эрудитов не превышает 15% от всех членов коллектива, а остальные являются лишь механическими исполнителями, ждущими указаний руководства и помощи от товарищей.

Следует иметь в виду, что любая трудовая деятельность, коллективное творчество всегда основывается на индивидуальных мыслительных процессах, результаты которых затем совместно анализируются, оцениваются и обобщаются. Таким образом, при отборе и первичной обработке информации члены коллектива занимаются индивидуально и лишь затем в процессе делового общения начинается коллективная деятельность.

 

 

Практическое задание

 

 

Тест

«Определение направленности личности»



Инструкция

«Опросный» лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать только один из них, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа, нет «хороших» и «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».

Ответ «НАИБОЛЕЕ» получает 2 балла, «НАИМЕНЕЕ» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Набранные баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно (направленность на себя – Я; направленность на общение – О; направленность на дело – Д), результаты сравниваются.            

 

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделано хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол)то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше всех.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценя;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку .

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего, выполнить свою задачу;

в)  его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

 

Подведите итоги

 

Подсчитайте баллы, воспользовавшись ключом в таблице 10.3.

 

Таблица 10.3.

 

Ключ к тесту

№ п/п Я О Д № п/п Я О Д
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 А Б А В Б В В А В А Б Б В А В В В Б А А Б Б А В В А А В Б А Б А В Б А В Б Б А В Б Б 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Б А А А А В Б Б В Б А В Б   В В В Б Б Б А А А В В А А А Б Б В В А В В Б А Б Б В

 


10.2. Психологическая основа трудовой деятельности личности

 

Развитие структуры личности обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира.

Сознание взаимосвязано с деятельностью человека, то есть деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности, улучшает приспособленность личности к внешнему миру, адаптирует к трудовой деятельности и деловому общении.

Сознание определяет:

· предварительное, мысленное построение действий и их последствий;

· контроль и управление поведением человека;

· его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире.

Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в его представлении.

Осознанное поведение человека возможно благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное сопоставление текущего состояния с прошлым. Это позволяет намечать цели будущего поведения и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность и осуществляется контроль за приближением к цели.

Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются в том, что она допускает правильное решение новой задачи в неизвестной сфере, где у человека нет опыта. Это происходит в том случае, когда по некоторым параметрам новая задача имеет сходные черты со старой. Такой перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает приспосабливаемость человека к среде.

Однако мысленное представление решения новой задачи на основе имеющегося опыта, может давать хорошие результаты только в том случае, когда внешняя среда меняется не слишком быстро. Это объясняется инерционностью внутренней модели, которая может давать ошибки, в случае, когда внешняя среда слишком изменчива.

Основными свойствами сознания являются:

· построение отношений;

· познание;

· переживание.

Отсюда следует, что в процессы сознания непосредственно включены мышление, которое выявляет объективные отношения между предметами и явлениями, а также эмоции, формирующие субъективное отношение человека к предметам, явлениям и людям (см. рис. 10.6).

 

 

 


Рис. 10.6. Процессы сознания.

 

Высшим развитием психических функций человека является формирование самосознания, которое позволяет ему не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Самосознание имеет общественный характер. Критерием для человека в его отношении к себе выступают, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт в трудовой деятельности меняет представление человека о себе, и постепенно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов становится все более наполненной по мере того, как человек включается во взаимодействие с различными людьми или группами людей. Особенно интенсивно это происходит в трудовом коллективе. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем человек встречается в различных ситуациях, постепенно делает его более многогранным.

Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Самосознание формируется наиболее интенсивно при общении с особо значимыми для человека людьми – руководителем, который пользуется уважением в коллективе, более опытными и профессиональными сослуживцами и т.д.

Однако самосознание связано не только с воздействием этого общения, но и самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, то есть от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, то есть оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включить защитные механизмы и вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Для самосознания наиболее важно:

· сформулировать себя как личность;

· остаться самим собой, невзирая на меняющие воздействия;

· уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Все представления относительно самого себя организуются в систему, которая делает поведение личности последовательным. Взаимодействие сознания и самосознания формирует целесообразное поведение человека.

Особой формой психической и физической активности человека, регулируемой сознаваемой целью, является деятельность личности.

В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной личности необходимо учитывать особенности его трудовой деятельности, ее формирования, начиная с игры и учения.

Рассматривая процесс формирования личности, следует учитывать три основных составляющих, к которым относятся:

 

Игра С нее человек начинает познавать окружающий мир. На основе игры у человека создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов, о взаимоотношении людей, о своих возможностях, достоинствах и недостатках и т.д..
Учение Позволяет усвоить личности практический и теоретический опыт человечества. В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, характеризующие его как сознательную личность.
Труд Является решающим условием формирования личности (за исключением непосильного, рабского труда, формирующего у человека отрицательное к нему отношение). В процессе физического и умственного труда люди не только создают предметы материальной и духовной культуры, но и преобразуют свои способности, строят общество, создают ценности.

 

Основные виды деятельности тесно взаимно переплетаются. Однако каждый вид деятельности, тем не менее, имеет свои существенные отличия, которые определяются целями и способами их достижения. Общим для всех видов деятельности является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми и спецификой своей профессии.

Любая человеческая деятельность имеет определенную структуру, которая состоит из действий и поступков.

1. Действие направлено на достижение относительно близких целей.

Каждое действие определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, убеждением, чувством долга и т.д.) или их совокупностью. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Выделяют следующие виды действий:

Непроизвольные действия Совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия Предполагают осознание цели, предварительное представление о тех операциях, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия производны от воли человека, но только в тех случаях, когда на пути к достижению цели требуется преодоление трудностей и препятствий, В этих случаях имеются в виду подлинно волевые действия.
Волевые действия Можно подразделять на сложные и простые. · Сложное волевое действие – наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания. · Простое волевое действие не требует специального осмысления, но при его выполнении требуется постоянное активное внимание. Простое волевое действие образовалось в результате частого повторения сложного, то есть в свое время достаточно обдуманного волевого акта. По мере дальнейшего повторения простого волевого действия оно становится привычным и для его осуществления уже не требуется даже активного внимания.

2. Поступок является способом осуществления какого-либо действия. Поэтому количество способов выполнения различных действий соответствует количеству поступков, соответствующих этим действиям.

Социальное значение поступков осознается человеком, поэтому поступки людей по своему содержанию бывают положительными и отрицательными.

Единство действий и поступков представляет собой деятельность человека. В ней формируется личность, обладающая сознанием. При этом влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.

В процессе трудовой деятельности человека автоматически, сознательно и бессознательно вырабатываются контролируемые компоненты, к которым относятся умения, навыки, привычки.

Умения являются элементом деятельности, которые позволяют выполнять действия с высоким качеством. Умения обычно включают в себя навыки, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки это полностью автоматические компоненты умений, которые реализуются на уровне бессознательного контроля. Навыками можно назвать и автоматический компонент действия.

Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут влиять на приобретение новых (в том числе и негативно), поэтому этот процесс должен проходить под контролем специалиста (преподавателя, консультанта и т. д.).

Привычки представляют собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности.

Если умения и навыки достаточно гибки и связаны с решением какой-либо проблемы, предполагая получение какого-либо продукта, то привычки являются негибкими частями деятельности, которые выполняются человеком механически и не имеют сознательной цели. В отличие от навыков, привычки могут в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения они отличаются тем, что не всегда являются разумными и полезными.

В процессе трудовой деятельности человек обычно не задумывается в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относятся все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости. К волевым также относятся и те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий.

Воля проявляется тогда, когда человек встречается с трудностями, препятствиями на пути к цели. Внешние препятствия – это время, пространство, противодействия людей или физические свойства вещей. Внутренние препятствия – это собственные отношения и установки человека, просто болезненное состояние или преодоление усталости. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое представляет собой особое нервно-психическое состояние, создающее необходимый тонус и мобилизационную готовность физических, интеллектуальных и моральных сил для преодоления трудностей.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:

                                                                                                                         

                                                          

 

 

Волевой акт состоит из этапов, то есть последовательных и спланированных действий. В любом волевом действии можно выявить мотивационный и интеллектуальный компоненты (см. рис. 10.7), а также выделить следующие четыре этапа, представленные на рисунке 10.8. (Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е.).


Рис. 10.7. Компоненты волевого акта.

 

1. Возникновение мотивов деятельности.

2. Обсуждение и борьба мотивов.

3. Решение о действии.

4. Исполнение принятого решения.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом является исполнительным звеном.

I этап. Является мотивированием, то есть актуализацией побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.

II этап. Возникает борьба мотивов как конкретных побудителей действия – одно желание противопоставляется другому. Ситуация может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысления. При этом мотивы более высокие по уровню, например, общественные интересы, могут сталкиваться с менее высокими, например, корыстными. Эта борьба мотивов переживается человеком иногда мучительно, иногда проходит спокойно и заключается в подборе разумных доводов «за» и «против».

 

 

 


Рис. 10.8. Этапы волевого акта

III этап. Взвесив различные мотивы, ситуацию и возможные последствия, человек принимает решение о действии. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действий. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.

IV этап. Последний этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Важно подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Показателем слабости воли является прекращение стремления человека к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением. При этом он приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение – иначе это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:

1. Достижение конкретной цели.

2. Человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели и затраченных усилий.

Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что воля возникает и развивается по общественным законам. Поэтому волевые качества зависят, прежде всего, от образа жизни человека, характера его деятельности. Основные волевые качества личности, представленные на рис. 10.9, определяются тем обществом, членом которого является человек.

1. Целеустремленность.

Проявляется в мобилизации сил на то, чтобы правильно определить путь для достижения поставленной цели, выбрать средства, способы и приемы своей деятельности. Целеустремленность выражается у личности в целевой направленности принимаемых решений, подчинении своего поведения, готовности отдавать силы и способности для достижения поставленной цели.

2. Самообладание (выдержка).  

Выражается в способности сдерживать свои психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Самообладание позволяет в любой критической ситуации сохранять человеку уравновешенность и последовательность в действиях.

 

 

 


Рис. 10.9. Основные волевые качества человека.

 






Самостоятельность.

Самостоятельность проявляется в творческом подходе к порученному делу, не поддаваясь влияниям со стороны. Человек, обладающий таким волевым качеством способен самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения.

Несамостоятельный человек, как правило, необоснованно отказывается от своего мнения и взглядов на поставленную проблему, легко меняет свою точку зрения, без особой необходимости обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону. Однако самостоятельность не следует путать с негативизмом, который проявляется в необоснованном стремлении поступить наперекор кому-то. Негативизм является признаком слабости, а не проявлением волевых качеств.

Решительность.

Решительность характеризуется быстрым и обдуманным выбором цели и определении способов ее достижения, твердостью в принятии решений, уверенностью в своих силах.

Нерешительность, в свою очередь, проявляется в том, что человек в какой-либо сложной обстановке не уверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей, сомневается в успешном исходе дела, теряется и не принимает решения действовать определенным образом. Он может надеяться на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь.

5. Мужество, смелость

Мужество одно из волевых качеств, которое позволяет преодолевать чувство страха и растерянности при достижении поставленной цели.

Настойчивость.

Настойчивость проявляется, как способность доводить до конца принятое решение, потребность стоять на своем и достигать поставленной цели, преодолевая препятствия на пути к ней.

Энергичность.

Энергичность проявляется в том, что человек всегда к чему-то стремится, строит планы, увлекает за собой других людей, активизирует работу подчиненных или коллег по работе, четко организовывает свою личную работу, планируя при этом время, соблюдая режим. Энергичность при позитивной направленности способствует достижению работников высоких результатов труда, соответствующего карьерного роста и, как правило, достойной оплаты за достигнутые результаты.

Энергичный человек направляет свою деятельность на достижение поставленной цели и, как правило, не отступает перед трудностями, которые его только мобилизуют.

Инициативность.

Инициативность характеризуется активной и творческой деятельностью человека.

Инициативность человека проявляется не под влиянием стихийного порыва, а намеренно с продуманным подходом к поставленной задаче. Инициатива, как правило, связана с физическим и духовным напряжением сил человека, который ее проявляет.

Дисциплинированность.

Дисциплинированность является волевым качеством, которое предполагает выполнение определенных обязанностей по отношению к обществу, коллективу и трудовой деятельности. Дисциплинированный человек соблюдает трудовые нормы и правила, подчиняет им свои действия, направляет свое поведение в соответствии с установленными требованиями.

Исполнительность.

Исполнительность проявляется у человека, который испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.

Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Человек, обладающий волевыми качествами может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей.

Изучение волевых действий человека и его психологии в целом, ведет к правильному пониманию сущности личности, что является важным фактором в процессе управления и трудовой деятельности.

 

 

Практическое задание

 

 

Тест

«Определение силы воли»

Воля – одно из важнейших качеств лидера, условие эффективного руководства. Она представляет собой сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление препятствий при достижении цели. Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется, прежде всего, посредством преобразования спонтанных, непроизвольных психических процессов в произвольные, контролируемые, с помощью обретения человеком контроля над своими действиями и поведением и выработки эмоционально-волевых качеств. Развитая волевая саморегуляция позволяет индивиду ставить и решать более трудные и перспективные задачи, требующих длительных усилий. Это позитивно сказывается на результатах деятельности и деловой карьеры.

Инструкция

Вам предлагается 20 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите наиболее подходящие для вас ответы и запишите их в бланк для ответов ( или на отдельном листке).

 

Опросник

Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.