Общие способности.
Определяют успешность в самых различных видах деятельности и общения. К ним относятся интеллект, совершенная речь, точность ручных движений и тому подобное. Они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей.
Рис. 10.3. Специфические человеческие способности.
Специфические способности. Определяют успехи в отдельных, специфических видах деятельности и общения. К ним можно отнести музыкальность, рисование, способность к литературному творчеству, математические способности, способности к спорту, технике и т.д. В их формировании более заметна роль определенных задатков и их развитие.
Обычно общие и специальные способности взаимно дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Для успешного выполнения любой деятельности необходимы как общие, так и специальные способности, которые подразделяются на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды. Элементарные способности присущи всем людям, хотя и в разной степени их выраженности.
Общие элементарные способности.
Это способности ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, говорить, воображать и переживать. Таким образом, каждое проявление этих способностей является соответствующим психическим действием, выполняемым с различным успехом. В результате упражнений оно может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности.
Предполагают определенную качественную выраженность каких-либо сторон психических процессов: глазомер, музыкальный слух, словесно-логическая память, критичность мышления и т.д. Специальные элементарные способности развиваются на основе соответствующих задатков в процессе обучения.
Общие сложные способности.
Это способности к общечеловеческим видам деятельности – труду, учебе, игре, общению друг с другом. Они необходимы в той или иной степени в различных видах деятельности и присущи всем людям.
Инструкция
«Опросный» лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать только один из них, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа, нет «хороших» и «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».
Ответ «НАИБОЛЕЕ» получает 2 балла, «НАИМЕНЕЕ» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Набранные баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно (направленность на себя – Я; направленность на общение – О; направленность на дело – Д), результаты сравниваются.
Опросник
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделано хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол)то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше всех.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценя;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практичный ум и смекалку .
19. Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего, выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
Подведите итоги
Подсчитайте баллы, воспользовавшись ключом в таблице 10.3.
Таблица 10.3.
Ключ к тесту
№ п/п | Я | О | Д | № п/п | Я | О | Д |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | А Б А В Б В В А В А Б Б В А | В В В Б А А Б Б А В В А А В | Б А Б А В Б А В Б Б А В Б Б | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | Б А А А А В Б Б В Б А В Б | В В В Б Б Б А А А В В А А | А Б Б В В А В В Б А Б Б В |
10.2. Психологическая основа трудовой деятельности личности
Развитие структуры личности обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира.
Сознание взаимосвязано с деятельностью человека, то есть деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности, улучшает приспособленность личности к внешнему миру, адаптирует к трудовой деятельности и деловому общении.
Сознание определяет:
· предварительное, мысленное построение действий и их последствий;
· контроль и управление поведением человека;
· его способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире.
Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в его представлении.
Осознанное поведение человека возможно благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное сопоставление текущего состояния с прошлым. Это позволяет намечать цели будущего поведения и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность и осуществляется контроль за приближением к цели.
Преимущества внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные действия проявляются в том, что она допускает правильное решение новой задачи в неизвестной сфере, где у человека нет опыта. Это происходит в том случае, когда по некоторым параметрам новая задача имеет сходные черты со старой. Такой перенос исключает необходимость накопления собственного практического опыта в каждой конкретной области и тем улучшает приспосабливаемость человека к среде.
Однако мысленное представление решения новой задачи на основе имеющегося опыта, может давать хорошие результаты только в том случае, когда внешняя среда меняется не слишком быстро. Это объясняется инерционностью внутренней модели, которая может давать ошибки, в случае, когда внешняя среда слишком изменчива.
Основными свойствами сознания являются:
· построение отношений;
· познание;
· переживание.
Отсюда следует, что в процессы сознания непосредственно включены мышление, которое выявляет объективные отношения между предметами и явлениями, а также эмоции, формирующие субъективное отношение человека к предметам, явлениям и людям (см. рис. 10.6).
Рис. 10.6. Процессы сознания.
Высшим развитием психических функций человека является формирование самосознания, которое позволяет ему не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Самосознание имеет общественный характер. Критерием для человека в его отношении к себе выступают, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт в трудовой деятельности меняет представление человека о себе, и постепенно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов становится все более наполненной по мере того, как человек включается во взаимодействие с различными людьми или группами людей. Особенно интенсивно это происходит в трудовом коллективе. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем человек встречается в различных ситуациях, постепенно делает его более многогранным.
Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Самосознание формируется наиболее интенсивно при общении с особо значимыми для человека людьми – руководителем, который пользуется уважением в коллективе, более опытными и профессиональными сослуживцами и т.д.
Однако самосознание связано не только с воздействием этого общения, но и самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, то есть от успешности деятельности человека.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, то есть оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включить защитные механизмы и вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
Для самосознания наиболее важно:
· сформулировать себя как личность;
· остаться самим собой, невзирая на меняющие воздействия;
· уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
Все представления относительно самого себя организуются в систему, которая делает поведение личности последовательным. Взаимодействие сознания и самосознания формирует целесообразное поведение человека.
Особой формой психической и физической активности человека, регулируемой сознаваемой целью, является деятельность личности.
В общеисторическом плане основным видом деятельности, определяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной личности необходимо учитывать особенности его трудовой деятельности, ее формирования, начиная с игры и учения.
Рассматривая процесс формирования личности, следует учитывать три основных составляющих, к которым относятся:
Игра | С нее человек начинает познавать окружающий мир. На основе игры у человека создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов, о взаимоотношении людей, о своих возможностях, достоинствах и недостатках и т.д.. |
Учение | Позволяет усвоить личности практический и теоретический опыт человечества. В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, характеризующие его как сознательную личность. |
Труд | Является решающим условием формирования личности (за исключением непосильного, рабского труда, формирующего у человека отрицательное к нему отношение). В процессе физического и умственного труда люди не только создают предметы материальной и духовной культуры, но и преобразуют свои способности, строят общество, создают ценности. |
Основные виды деятельности тесно взаимно переплетаются. Однако каждый вид деятельности, тем не менее, имеет свои существенные отличия, которые определяются целями и способами их достижения. Общим для всех видов деятельности является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми и спецификой своей профессии.
Любая человеческая деятельность имеет определенную структуру, которая состоит из действий и поступков.
1. Действие направлено на достижение относительно близких целей.
Каждое действие определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, убеждением, чувством долга и т.д.) или их совокупностью. Не все эти побуждения отчетливо сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Выделяют следующие виды действий:
Непроизвольные действия | Совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева). |
Произвольные действия | Предполагают осознание цели, предварительное представление о тех операциях, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия производны от воли человека, но только в тех случаях, когда на пути к достижению цели требуется преодоление трудностей и препятствий, В этих случаях имеются в виду подлинно волевые действия. |
Волевые действия | Можно подразделять на сложные и простые. · Сложное волевое действие – наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания. · Простое волевое действие не требует специального осмысления, но при его выполнении требуется постоянное активное внимание. Простое волевое действие образовалось в результате частого повторения сложного, то есть в свое время достаточно обдуманного волевого акта. По мере дальнейшего повторения простого волевого действия оно становится привычным и для его осуществления уже не требуется даже активного внимания. |
2. Поступок является способом осуществления какого-либо действия. Поэтому количество способов выполнения различных действий соответствует количеству поступков, соответствующих этим действиям.
Социальное значение поступков осознается человеком, поэтому поступки людей по своему содержанию бывают положительными и отрицательными.
Единство действий и поступков представляет собой деятельность человека. В ней формируется личность, обладающая сознанием. При этом влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.
В процессе трудовой деятельности человека автоматически, сознательно и бессознательно вырабатываются контролируемые компоненты, к которым относятся умения, навыки, привычки.
Умения являются элементом деятельности, которые позволяют выполнять действия с высоким качеством. Умения обычно включают в себя навыки, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.
Навыки – это полностью автоматические компоненты умений, которые реализуются на уровне бессознательного контроля. Навыками можно назвать и автоматический компонент действия.
Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут влиять на приобретение новых (в том числе и негативно), поэтому этот процесс должен проходить под контролем специалиста (преподавателя, консультанта и т. д.).
Привычки представляют собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности.
Если умения и навыки достаточно гибки и связаны с решением какой-либо проблемы, предполагая получение какого-либо продукта, то привычки являются негибкими частями деятельности, которые выполняются человеком механически и не имеют сознательной цели. В отличие от навыков, привычки могут в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения они отличаются тем, что не всегда являются разумными и полезными.
В процессе трудовой деятельности человек обычно не задумывается в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относятся все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости. К волевым также относятся и те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий.
Воля проявляется тогда, когда человек встречается с трудностями, препятствиями на пути к цели. Внешние препятствия – это время, пространство, противодействия людей или физические свойства вещей. Внутренние препятствия – это собственные отношения и установки человека, просто болезненное состояние или преодоление усталости. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое представляет собой особое нервно-психическое состояние, создающее необходимый тонус и мобилизационную готовность физических, интеллектуальных и моральных сил для преодоления трудностей.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций:
Волевой акт состоит из этапов, то есть последовательных и спланированных действий. В любом волевом действии можно выявить мотивационный и интеллектуальный компоненты (см. рис. 10.7), а также выделить следующие четыре этапа, представленные на рисунке 10.8. (Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е.).
Рис. 10.7. Компоненты волевого акта.
1. Возникновение мотивов деятельности.
2. Обсуждение и борьба мотивов.
3. Решение о действии.
4. Исполнение принятого решения.
Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом является исполнительным звеном.
I этап. Является мотивированием, то есть актуализацией побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.
II этап. Возникает борьба мотивов как конкретных побудителей действия – одно желание противопоставляется другому. Ситуация может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысления. При этом мотивы более высокие по уровню, например, общественные интересы, могут сталкиваться с менее высокими, например, корыстными. Эта борьба мотивов переживается человеком иногда мучительно, иногда проходит спокойно и заключается в подборе разумных доводов «за» и «против».
Рис. 10.8. Этапы волевого акта
III этап. Взвесив различные мотивы, ситуацию и возможные последствия, человек принимает решение о действии. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действий. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.
IV этап. Последний этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.
Важно подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Показателем слабости воли является прекращение стремления человека к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением. При этом он приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение – иначе это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.
Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:
1. Достижение конкретной цели.
2. Человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели и затраченных усилий.
Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что воля возникает и развивается по общественным законам. Поэтому волевые качества зависят, прежде всего, от образа жизни человека, характера его деятельности. Основные волевые качества личности, представленные на рис. 10.9, определяются тем обществом, членом которого является человек.
1. Целеустремленность.
Проявляется в мобилизации сил на то, чтобы правильно определить путь для достижения поставленной цели, выбрать средства, способы и приемы своей деятельности. Целеустремленность выражается у личности в целевой направленности принимаемых решений, подчинении своего поведения, готовности отдавать силы и способности для достижения поставленной цели.
2. Самообладание (выдержка).
Выражается в способности сдерживать свои психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Самообладание позволяет в любой критической ситуации сохранять человеку уравновешенность и последовательность в действиях.
Рис. 10.9. Основные волевые качества человека.
Самостоятельность.
Самостоятельность проявляется в творческом подходе к порученному делу, не поддаваясь влияниям со стороны. Человек, обладающий таким волевым качеством способен самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения.
Несамостоятельный человек, как правило, необоснованно отказывается от своего мнения и взглядов на поставленную проблему, легко меняет свою точку зрения, без особой необходимости обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону. Однако самостоятельность не следует путать с негативизмом, который проявляется в необоснованном стремлении поступить наперекор кому-то. Негативизм является признаком слабости, а не проявлением волевых качеств.
Решительность.
Решительность характеризуется быстрым и обдуманным выбором цели и определении способов ее достижения, твердостью в принятии решений, уверенностью в своих силах.
Нерешительность, в свою очередь, проявляется в том, что человек в какой-либо сложной обстановке не уверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей, сомневается в успешном исходе дела, теряется и не принимает решения действовать определенным образом. Он может надеяться на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь.
5. Мужество, смелость
Мужество одно из волевых качеств, которое позволяет преодолевать чувство страха и растерянности при достижении поставленной цели.
Настойчивость.
Настойчивость проявляется, как способность доводить до конца принятое решение, потребность стоять на своем и достигать поставленной цели, преодолевая препятствия на пути к ней.
Энергичность.
Энергичность проявляется в том, что человек всегда к чему-то стремится, строит планы, увлекает за собой других людей, активизирует работу подчиненных или коллег по работе, четко организовывает свою личную работу, планируя при этом время, соблюдая режим. Энергичность при позитивной направленности способствует достижению работников высоких результатов труда, соответствующего карьерного роста и, как правило, достойной оплаты за достигнутые результаты.
Энергичный человек направляет свою деятельность на достижение поставленной цели и, как правило, не отступает перед трудностями, которые его только мобилизуют.
Инициативность.
Инициативность характеризуется активной и творческой деятельностью человека.
Инициативность человека проявляется не под влиянием стихийного порыва, а намеренно с продуманным подходом к поставленной задаче. Инициатива, как правило, связана с физическим и духовным напряжением сил человека, который ее проявляет.
Дисциплинированность.
Дисциплинированность является волевым качеством, которое предполагает выполнение определенных обязанностей по отношению к обществу, коллективу и трудовой деятельности. Дисциплинированный человек соблюдает трудовые нормы и правила, подчиняет им свои действия, направляет свое поведение в соответствии с установленными требованиями.
Исполнительность.
Исполнительность проявляется у человека, который испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.
Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Человек, обладающий волевыми качествами может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей.
Изучение волевых действий человека и его психологии в целом, ведет к правильному пониманию сущности личности, что является важным фактором в процессе управления и трудовой деятельности.
Практическое задание
Тест
«Определение силы воли»
Воля – одно из важнейших качеств лидера, условие эффективного руководства. Она представляет собой сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление препятствий при достижении цели. Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется, прежде всего, посредством преобразования спонтанных, непроизвольных психических процессов в произвольные, контролируемые, с помощью обретения человеком контроля над своими действиями и поведением и выработки эмоционально-волевых качеств. Развитая волевая саморегуляция позволяет индивиду ставить и решать более трудные и перспективные задачи, требующих длительных усилий. Это позитивно сказывается на результатах деятельности и деловой карьеры.
Инструкция
Вам предлагается 20 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите наиболее подходящие для вас ответы и запишите их в бланк для ответов ( или на отдельном листке).
Опросник
Подведите итоги
Подсчитайте баллы, используя ключ. Найдите сумму и оцените свой результат по таблице 10.4.
Таблица 10.4.
Ключ к тесту
Варианты ответов
Оценка ответов, баллы
Номер суждения
Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.
При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считается достаточно твердым, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.
При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.
При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к максимальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.
10.3. Эмоциональная сфера и темперамент личности –
сотрудника организации
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций.
Эмоции – это одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.
Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне вербально и невербально, а также в виде глубоких биохимических изменений в организме (выделение надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови и т.д.) Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их восприятию, что положительно сказывается на организации трудовой деятельности.
Под эмоциями или эмоциональными переживаниями, обычно подразумеваются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до различных оттенков настроения. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Наиболее часто в эмоциональной сфере личности выделяют пять основных групп эмоциональных переживания, представленных на рис. 10.10.
1. Аффект. Это сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека на внешний раздражитель, которая полностью захватывает психику и предопределяет сильную реакцию на ситуацию.
Рис. 10.10. Эмоциональная сфера личности.
Аффект быстро овладевает человеком и сопровождается утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всех жизнедеятельности организма.
Формами проявлениями аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании – он может возобновляться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме (более подробно об аффекте см. главу ?.).
2. Стресс. Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроению (более подробно о стрессе см. главу ?).
3. Эмоции. Эмоция, так же как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – это душевное волнение.
Эмоция возникает как реакция не только на события уже свершившиеся, но и на вероятностные или вспоминаемые. Если аффекты являются итогом какой-либо ситуации, то эмоции смещены к началу действия и предвосхищают его результат. В этом смысле они носят опережающий характер.
Все эмоции можно классифицировать по качеству переживания, который выявил американский ученый К. Изард. Он выделил десять качественно различных эмоций, представленных в таблице 10.5, из которых первые три отнес к положительным, а остальные семь – к отрицательным.
Таблица 10.5
Основные эмоции личности
Эмоция | Характеристика эмоции |
Интерес | Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства. |
Радость | Положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. |
Удивление | Это не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция человека на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес. |
Страдание (горе) | Наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания – горе, связанное с безвозвратной утратой. |
Гнев | Сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта, возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. |
Отвращение | Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть, направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение. |
Презрение | Отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения личности с соответствующими у объекта эмоциями. Жизненные позиции, взгляды, поведение другого человека представляются личности как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает. |
Страх | Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении личностью информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. Человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас). |
Стыд | Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознанном несоответствии собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственного представления о подобающем поведении и внешнем облике. |
Вина | Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувства и выражающееся в сожалении и раскаянии. |
Психологические исследования последних лет показывают, что главный фактор, способствующий эффективности любого вида труда, воспитания и обучения – это положительные эмоциональные переживания. В управленческой и трудовой деятельности следует помнить, что порицание, осуждение коллеги или наказание подчиненного вызывает отрицательные эмоции, а они в свою очередь не способствует творческой активности. Причем этот эффект наблюдается не у одного сотрудника, получившего отрицательную оценку сослуживцев или руководителя, а у значительной части членов коллектива, боящихся попасть в такое же положение.
Повышение эмоционального подъема в трудовом коллективе зависит от руководителя и коллег по работе.
Руководитель должен верить в необходимость качественного выполнения очередного задания, работать с удовольствием, верить в своих подчиненных, передавать свое настроение в процессе делового общения. Тогда положительные эмоции передаются членам коллектива и влияют на эффективность их работы. Не последнюю роль здесь играют положительные, притом мотивированные оценки трудовой деятельности подчиненных. Следует помнить, что достигнутый успех порождает интерес, тягу к работе, мотивирует положительное отношение к производственной деятельности. Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальника и коллег по работе, окажет активное влияние на формирование их активности, деловых интересов и потребностей.
Помнить о положительных эмоциях важно еще и потому, что отрицательные эмоции, как установлено в последние годы, являются причиной не только плохого труда, но и одной из причин многих заболеваний, в первую очередь астмы, артритов, крапивницы, простуды и даже туберкулеза.
В управлении персоналом важно помнить о, так называемом принципе эмоционального заражения. Руководители и сотрудники никогда не должны забывать, что их радостное или грустное настроение немедленно передается окружающим. А ведь настроение создает положительное или отрицательное влияние на психологический климат коллектива и, таким образом, непосредственно воздействует на эффективность труда.
В управленческой деятельности также следует помнить о приеме саморегуляции, который предусматривает недопустимость заражаться эмоциональным состоянием окружающих или подчиненного.
Для руководителя и коллег по работе недопустим синдром эмоционального выгорания. Надо помогать подчиненному или партнерам по трудовой деятельности выходить из состояния эмоционального напряжения, но не сгорать эмоционально вместе с ними. Саморегуляция требует держать себя в руках и не делать того, что может принести вред коллегам.
4. Чувства (высшие эмоции). Чувства часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций.
Выражаются чувства тоже через эмоции, но не постоянно, а временно, в соответствии с ситуацией, причем конкретные эмоции, как формы переживания определенного чувства, могут быть самыми разнообразными.
5. Настроение. Настроение представляет собой общее и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда.
Выделяют следующие основные черты, которые характеризуют настроение и отличают его от других эмоциональных состояний:
1. Относительная устойчивость настроения как результат его инертности. Настроение изменяется не сразу же после случившегося, а с запаздыванием, через какое-то определенное время. Например, грустное настроение после горькой утраты длится неделями, и вывести человека из этого состояния очень непросто. Также радостный творческий подъем может продолжаться месяцами, и изменить отношение человека к делу, которым он увлечен, обычно не удается. Ровное, без крайностей настроение необходимо для успешной работы, для продуктивного делового общения.
2. Изменчивость настроения под воздействием внешних обстоятельств или возникших мыслей. Такая динамика настроения мешает эффективной работе всего трудового коллектива, затрудняет контакты между сотрудниками. Чрезвычайно важно уметь контролировать себя, не поддаваться ситуации.
В процессе управления персоналом следует также помнить и о таких особенностях настроения, как их полярность и индивидуальная зависимость настроения от структуры личности.
Полярность настроений. Каждое психическое состояние имеет свой антоним: активность – пассивность, возбуждение – торможение и т.п. Полярность настроений заставляет задуматься о неоднозначности поведения, о том, что иногда, чтобы вызвать необходимую эмоцию, целесообразно стимулировать ее антоним у себя и своих коллег по трудовой деятельности. Неожиданность действий нередко помогает выявить необходимое настроение, добиться решающего успеха в разных видах деятельности. Для продуктивной трудовой деятельности важно избавиться от господствующего образа мыслей, предварительной настроенности на неуспех деятельности.
Индивидуальная зависимость настроения от структуры личности. Одни и те же воздействия на психику вызывают неодинаковое настроение у разных людей. Одинаковые раздражители вызывают у разных людей различные настроения, поэтому настроения ярче отражают особенности личности, чем психические процессы. У одних людей настроения часто меняются, они чутко реагируют на любую перемену ситуации, у других – относительно устойчивы. В большей или меньшей мере настроение отражает направленность личности человека.
Настроения могут одинаково называться, но существенно отличаться одно от другого. Радость от успеха может стимулировать желание работать еще лучше, а может вызвать самомнение, нежелание совершенствовать свое мастерство, мысль о собственной исключительности. Награждение почетной грамотой, правительственной наградой может быть встречено безразлично или с очень слабой радостью, рассматривая ее с точки зрения меркантильных интересов. Однако в другом случае, слабое переживание радости может быть следствием скромности, нежеланием получать то, чего не имеют товарищи.
В крепком, дружном, сплоченном коллективе неудача в работе не вызывает уныния, отчаяния. Рабочий, служащий знают, товарищи не оставят в беде, помогут. А успех не порождает самоуспокоенности, зазнайства. Коллектив того и другого не потерпит. Высокая требовательность коллектива к каждому своему члену, умение руководителя создать положительный морально-психологический климат в коллективе, вдохновить каждого подчиненного, поддержать его творческое отношение к труду, позаботиться об его хорошем настроении создают психическую готовность к работе.
Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент, который в известной мере влияет на характер и стиль работы, на отношения с окружающими.
Темперамент определяется сочетанием экстраверсии, интроверсии и эмоциональных характеристик личности.
В начале 70-х гг. ХХ века швейцарский психиатр К.-Г. Юнг предложил характеризовать психологические особенности личности, через понятия «экстраверсия» – «интроверсия».
Экстраверсия указывает на такие психологические особенности человека, когда он сосредотачивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных интересов или принижения личной значимости.
Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.
Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, своем внутреннем мире.
Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.
Свойства темперамента (индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости, напряженность волевых усилий и т.д.) являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях необходимо учитывать свойства темперамента.
В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа.
Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические особенности) представлены на рис. 10.11.
Приведенные на рисунке 9 основные типы темперамента достаточно важно учитывать в процессе делового общения.
1. Сангвиник. Это человек подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
В трудовой деятельности сангвиника отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. У него быстрый темп речи, богатая мимика. Его легко можно увлечь работой, если она требует смекалки, быстроты выполнения, разнообразных действий. Однако его деятельность требуется постоянно контролировать так как он, с удовольствием взявшись за дело, быстро к нему охладевает. Сангвиник легко усваивает самые сложные объяснения начальника, улавливает его настроение, понимает смысл указаний и распоряжений руководителя. Он охотно работает в коллективе. Быстро сходится с незнакомыми людьми.
Рис. 10.11. Классификация типов темперамента личности
2. Холерик. Характеризуется быстротой, порывистостью, страстностью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
Холерик нередко бывает агрессивным. Живой, несдержанный, он может стать прекрасным помощником руководителя, если направить его энергию в правильном направлении. Однако его необходимо постоянно тактично контролировать и сдерживать. Холерик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными. Он постоянно, в любом деле стремится к успеху, к тому, чтобы добиться большего, чем товарищи, и нуждается в систематической похвале. В случае неудач у холерика вероятны срывы, непродуманные действия, после которых часто появляется раскаяние. В трудовой деятельности холерика следует направлять на сдерживание чувств, но не резкими замечаниями, а с глазу на глаз или замечанием, сделанным в замедленном темпе спокойным, тихим голосом, не унижая его достоинства, не оскорбляя его чувства.
3. Флегматик. Это человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями. Для флегматика характерны внешне слабо выраженные душевные состояния.
На рабочем месте флегматик неохотно выполняет новую, незнакомую работу. Но то, что он привык делать, у него получается хорошо, и выполняет свои функции он с удовольствием. Флегматик с трудом включается в работу, которую не выполнял раньше, не любит новые инструменты, оборудование, к которому не привык. Он нуждается в дополнительном времени для адаптации к новым условиям работы. Его занимают проблемы качества выполнения любой работы при отсутствии желания сделать больше, чем предусмотрено заданием. Флегматика не следует упрекать в медлительности. Его целесообразно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности.
4. Меланхолик. Человек легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружение.
Меланхолик нуждается в идеальных условиях для работы. Успешно трудится в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий и быстрых реакций. Однако часто невнимателен, так как вспоминает старые обиды, оскорбления, думает в возможной неудаче. Может работать успешно, если бодр и весел, но очень быстро бодрость сменяется апатией, вялостью, что сказывается на успехе выполнения задания. Меланхолик быстро утомляется, глубоко переживает даже незначительные промахи. Представитель меланхолического темперамента больше, чем кто-либо другой, нуждается в хорошем внимательном отношении коллег по трудовому коллективу. Для него большую роль играет эстетическое оформление рабочего места, цеха, комнаты отдыха.
Темперамент в «чистом» виде встречается крайне редко. Жизненные обстоятельства, среда, общение, воспитание могут изменить ту или иную его черту, поэтому тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которой он зависит, может несколько меняться в зависимости от условий жизни. Таким образом, в трудовом коллективе не столько важно знать, какой темперамент у коллеги по работе, сколько необходимо наблюдать за каждым сотрудником и, в соответствии с более выраженными чертами его темперамента, организовывать его трудовую деятельность.
Интересный пример приводит М.И. Станкин по учету темперамента в процессе трудовой деятельности.
Несколько лет тому назад в академии МВД защищалась кандидатская диссертация. Первый пожарный в стране стал кандидатом психологических наук. С помощью существующих методик, начальник пожарной команды из Самары выявил темперамент каждого своего подчиненного и проследил, как работают представители каждого темперамента в разных условиях.
– Перед пожарной командой две основных задачи – профилактика загорания и борьба с огнем, – докладывал диссертант. – В ходе профилактики надо внимательно осмотреть самые потаенные уголки, например на чердаках зданий. Убедиться, что там нет тряпок, стружек, опасных в смысле загорания предметов. С этой работой успешно справляются меланхолики и флегматики. Самый принципиальный холерик в лучшем случае два чердака пройдет, а на третьем пропустит много нарушений. Иная ситуация обнаруживается в ходе тушения пожара. Меланхолики и флегматики оказываются сзади, отходят на второй план. В огонь идут холерики и сангвиники. Я соответственно разделил обязанности между представителями разного темперамента. И в последние годы моя команды лучшая в России, - под аплодисменты закончил диссертант.
Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека. Ни один элемент личности (ее направленности, способности и т.д.) не предопределен темпераментом, но динамические особенности проявления всех свойств личности в определенной степени зависят от него.
Практическое задание
Тест Г.Айзенка
«Темперамент личности»
Тест может использоваться для определения базовых личностных качеств и особенностей работников, которые необходимо учитывать в процессе руководства коллективом, для обеспечения психологической совместимости и повышения эффективности взаимодействия сотрудников, особенно в условиях сплоченных рабочих групп и команд.
Инструкция
В адаптивном тесте Г. Айзенка 57 вопросов, с помощью которых исследуются некоторые ваши личностные характеристики, а не умственные способности. Для того чтобы вы могли правильно определить свое место в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма (высокой эмоциональной устойчивостью), необходимо давать искренние ответы на все вопросы теста. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить лишь «да» или «нет», не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Среднего значения на ответы не предусмотрено. Ответы следует записывать на отдельном листе бумаги, отмечая, например, номера тех вопросов, на которые дан положительный ответ. При групповой работе, а также в случаях, когда требуется заключение экспериментатора о результатах тестирования, ответы рекомендуется записывать в протоколе занятий, форма протокола представлена в таблице 10.6.
Таблица 10.6.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЙ
Фамилия, имя, отчество_______________________ Дата_____________
Возраст_________ Образование__________ Профессия______________
№ п/п | Ответ | № п/п | Ответ | № п/п | Ответ | |||
да | нет | Да | нет | да | нет | |||
1 7 12 15 | 20 21 22 38 | 39 40 41 57 |
Опросник
1. Часто ли вы используете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вы отказываетесь от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникали ли у вас когда-нибудь чувства, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли вас терзает чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напряжены до предела?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему с мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?
32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, что вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что вы раздражительны?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
50. Могли ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли , что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Подведение итогов
Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого по ключу по таблице 10.7.
Таблица 10.7.
Ключ к тесту
Внутренние факторы.
К основным внутренним факторам, характеризующим поведение личности, относятся:
1. Природные свойства личности, его индивидуально - психологические особенности. Они закладываются от рождения и характеризуются той или иной степенью выраженности:
· активности, которая выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов трудового коллектива полезна для него, способствует росту результативности, однако она требует постоянного контроля, поскольку, перейдя некий предел, становится разрушительной. Крайним выражением активности является, с одной стороны: большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи. А с другой стороны: вялость, пассивность психической деятельности, речи, жестикуляции.
· эмоциональности, которая может быть высокой или низкой. Внешне эмоциональность выражается в эмоциях, которые могут быть положительными (радость, удовольствие) или отрицательными (страх). Первые вызывают стремление человека продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые – избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных. Устойчивые и продолжительные эмоции, возникающие у человека по отношению к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, называются чувствами. Чувства (например, преданность организации) можно в определенной степени формировать, направляя, таким образом, поведение личности в нужную сторону.
s первичности или вторичности. В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как:
Сила | Проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок. |
Уравновешенность | Проявляется в неизменности поведения. При этом, в случае неуравновешенности, будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность. |
Подвижность | Выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к быстрой смене ситуации. Лицам с первичными свойствами характера это легко удается. Они быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому. |
2. Система мотивов личности включает в себя:
· потребности, к которым относятся биологические, психологические и социальные;
· интересы – осознание соответствующей потребности;
· чувства по отношению к различным сторонам жизни и конкретным объектам;
· убеждения, ценности.
Система мотивов личности имеет одно из решающих значений для организации делового общения, а также для достижения делового и профессионального успеха.
Внешние факторы.
К внешним факторам, влияющим на поведение работников, относятся: круг общения личности, роль личности, статус личности.
1. Круг общения личности, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяют три круга общения, представленных на рис. 10.16.
Рис. 10.16. Общение личности
В каждом конкретном круге общения складывается своя микросреда, во многом определяющая взаимодействие лиц в процессе трудовой деятельности.
При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в глазах нового руководителя. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.
2. Роль личности характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются:
· способом получения;
· направленностью;
· степенью определенности;
· формализацией эмоциональности.
Роль личности диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других. На ролевое поведение влияют:
· характер личности;
· истолкование им своей роли, ее приемлемость;
· соответствие роли возможностям и желаниям личности.
3. Статус личности, который может быть обусловлен происхождением человека или его профессионально-должностным положением.
В соответствии с этим статус личности бывает:
· Формальный, который определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач. Формальный статус отражает место личности в профессионально-должностной иерархии и обеспечивает совокупность условий, связанных с данной должностью.
Служебное положение (статус) руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.
· Неформальный определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как пол, возраст, знания, опыт, культура, связи, нравственные качества. Неформальный статус получил название авторитет.
Авторитет формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной информации. Сознательная фальсификация распространяемой информации, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении личности о самом себе.
На практике авторитету личности могут угрожать следующие ситуации:
· неблагоприятный морально-психологический климат в организации;
· целенаправленная деятельность соперников по подрыву авторитета;
· случайные неудачи и т.п.
Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, поскольку своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитету, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае возможны следующие изменения в поведении личности:
· уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;
· блокирование нежелательной информации;
· подкуп (например, в виде ослабления требований);
· угрозы и шантаж по отношению к окружающим;
· дистанцирование от других сотрудников (высокомерное поведение и т.д.);
· запутывание многословными рассуждениями;
· раздача невыполнимых обещаний и т.д.
Практическое задание
Тест
«Ведущий или ведомый?»
Каждый из нас подвержен влиянию других людей и, в свою очередь, сам влияет на них с той или иной целью. Руководители, политики, педагоги, врачи, журналисты делают это в силу специфики своей профессии. Если вы хотите знать, обладаете ли вы способностью влиять на окружающих, испытайте себя с помощью теста, разработанного польскими психологами.
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя варианты «да» или «нет».
Опросник
1. Как, по-вашему, подошла ли вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?
3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где вы сами хотели его добиться?
6. Любите ли вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?
7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли вы менять мебель в квартире?
11. Нравиться ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?
13. Нравится ли вам демонстрировать в своей компании, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?
Подведите итоги
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете 5 баллов за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и за ответ «нет» на вопросы: 2,8,9. Оцените свой результат.
Если вы набрали от 65 до 50 баллов, то вы – человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибку, учить их, чтобы пробуждать в них интерес к внешнему миру. Тех, кто не разделяет ваши принципы, вы способны убеждать без особых церемоний. Вы это умеете. Однако вам надо следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе вы превратитесь в фанатика и тирана.
Если вы набрали от 49 до 35 баллов, то вы обладаете некоторым влиянием на других, способность влияния выражена умеренно.
Если вы набрали от 34 до 0 баллов, то, увы, вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенным.
Резюме
· Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.
· Сознание личности – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Сознание взаимосвязано с деятельностью человека. Использование сознания позволяет личности в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого процесса имелся в его представлении.
· В процессе трудовой деятельности человек должен проявлять волю. К волевым относятся все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий.
· Черты личности формируются под влиянием различных факторов, но при этом любая личность характеризуется следующими особенностями: общими качествами, специфическими свойствами, подготовленностью к деятельности, направленностью, складом характера, биологически обусловленными особенностями, психологическими особенностями, психическим состоянием.
· Всякая трудовая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Такие особенности личности называются способностями, которые складываются из совокупности черт, необходимых для выполнения конкретного вида деятельности.
· Степень реализации способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит от полученного образования и данного от природы уровня мышления. Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
· Для эффективной трудовой деятельности важна эмоциональная сфера личности, коллектива, руководителя. Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальника и коллег по работе, оказывает активное влияние на формирование активности сотрудника, деловых интересов и потребностей.
· Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Темперамент характеризуется экстраверсией и интроверсией. По классификации Гиппократа выделяют следующие типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
· Характер – устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение.
· Организовать эффективную трудовую деятельность возможно только с учетом характеров сотрудников. К основным типам характера относятся: гиперактивный, аутистический, лабильно-циклоидный, демонстративный, «застревающий», психастенический, конформный, неустойчивый.
· Поведение – это форма взаимодействия личности с окружающей средой. На поведение влияют различные факторы: природные свойства личности, мотивы (внутренние факторы), а также круг общения, роль и статус личности (внешние факторы).
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение понятия «личность». Дайте краткую характеристику структуры личности.
2. Охарактеризуйте понятие деятельности человека, его действий и поступков.
3. Приведите характеристику основных механизмов мотивации личности.
4. Перечислите волевые качества человека, укажите, в чем они проявляются.
5. Охарактеризуйте основные типы направленности личности.
6. Назовите группы, в которые можно объединить способности.
7. Установите взаимосвязь между способностями, задатками и навыками.
8. Сформулируйте определение понятия «мышления». Дайте характеристику типов мышления. Какое влияние оказывает тип мышления на деловые отношения?
9. Охарактеризуйте эмоциональную сферу человека. Укажите, какое влияние она оказывает на деловое общение.
10. Дайте определение понятия «темперамент». Охарактеризуйте типы темперамента (по классификации Гиппократа). Назовите психологические особенности экстравертов и интровертов.
11. Назовите основные элементы структуры характера.
12. Перечислите основные типы характера личности, дайте их краткую характеристику, проанализируйте их влияние на трудовую деятельность.
13. Перечислите внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение личности.
ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником. Дайан Рейвич |
10.1. Характеристика и типы личности в трудовой деятельности
Индивидуальные особенности личности оказывают большое влияние на процессы управленческой деятельности на предприятиях и в организациях. Они обусловлены генетическими факторами, такими как:
· физиологическое состояние организма;
· особенности высшей нервной деятельности;
· память;
· эмоции;
· чувства,
а также социально-культурным влиянием:
· ролью и статусом в рабочем коллективе;
· образованием;
· опытом;
· привычками;
· кругом общения и т.п.
Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию поведения подчиненных и целенаправленному воздействию на них, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят в тупик.
Для объяснения поведения сотрудников в управленческой деятельности важно выяснить предпосылки, на основе которых подчиненные ведут себя определенным образом, т.е. те критерии или ориентиры, которые сотрудники, как личности, используют для сведения множества возможностей к единственно реальному действию.
Черты личности формируются под влиянием различных факторов, но при этом любая личность характеризуется определенными особенностями, представленными в таблице. 10.1.
Таблица 10.1.
Основные характеристики личности
Характеристика личности | Особенности характеристики личности |
Общие качества. | Это уровень интеллекта, общий кругозор и эрудиция, ум и сообразительность, внимание и организованность, работоспособность, наблюдательность, общительность и т. д. |
Специфические свойства. | Под такими свойствами понимаются способности к тому или иному виду деятельности. |
Подготовленность к деятельности. | Характеризуется совокупностью умений, знаний, квалификации, навыков, привычек к определенному виду деятельности. |
Направленность. | Включает устойчивые, независимые от ситуации мотивы, определяющие отношения и активность человека. |
Склад характера. | Является устойчивым состоянием человека, который выражается в определенных психических свойствах, определяющих поведение человека. |
Биологически обусловленные особенности. | К биологическим особенностям личности относится, прежде всего, темперамент, который определяется психическими свойствами человека, влияющими на его поведение. |
Психологические особенности. | Это диапазон деятельности личности, которая может быть общей, видовой и специальной; стилем работы и динамикой изменения психики. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте, эмоциях, а динамика психики характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью. |
Психическое состояние. | Характеризуется стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода времени. К ним относятся возбуждение, апатия, депрессия и проч. |
Следует отметить, что основные особенности человека и его поведение в определенной степени зависят от пола личности. Зависимость психологических различий между мужчинами и женщинами, выявлены А.А. Демченко, В.И. Задоркиным и В.Ф. Скляровым и представлены в табл. 10.2.
Таблица 10.2
Психологические различия между мужчинами и женщинами.
Характеристика | Мужчины | Женщины |
Способ преодоления препятствий. | Интеллект, сила | Хитрость, ловкость |
Ориентированность на проблемы. | Перспективная | Текущая |
Потребность в эмоциональных стимулах. | Пониженная | Повышенная |
Основа решений. | Рассудочность | Чувственность |
Характер. | Замкнутый | Открытый |
Отношение к внешнему виду. | Реалистичное, критичное | Идеализированное, интуитивное |
Поведение. | Сдержанное | Эмоциональное |
Преобладающий тип мышления. | Словесно-логическое | Наглядно-действенное |
Объект внимания. | Содержание | Форма |
Наблюдательность и точность. | Пониженные | Повышенные |
Ориентированность. | Деловая | Личная |
Отношение к другим. | Прямолинейное | Гибкое |
Действие словесного поощрения. | Расслабляющее | Возбуждающее |
Реакция на критику. | Агрессивная | Спокойная |
В управленческой деятельности для получения позитивных результатов важно с высокой степенью достоверности определять основные элементы личности человека, которые являются составляющими личностных характеристик. К ним относятся направленность, способности, типы мышления, темперамент, характер и восприятие, представленные на рис. 10.1.
Знание элементов личности помогает найти правильный подход к людям и значительно облегчает процесс руководства ими.
Направленность, как подструктура личности, включает в себя различные побуждения. Все они взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему.
Следует отметить, что в мотивационной сфере личности один из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют опорную роль. Основную линию поведения определяют доминирующие мотивы.
Рис. 10.1. Основные характеристики личности.
В зависимости от сферы проявлений различают следующие типы направленности, представленные на рис. 10.2.
Все типы направленности одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.
1. Идейно-моральная направленность. Проявляется в моральном облике личности. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеалами, составляющими сущность его убеждений. В содержание идейно-моральной направленности входит мировоззрение личности, которое представляет собой систему взглядов, представлений о мире, об окружающих человека предметах и явлениях в природе и обществе. Мышление и воля человека позволяют перейти мировоззрению в убеждения – высшую форму направленности личности. Убеждения определяют моральные качества человека, а они в свою очередь регулируют поступки и проявляются в совести, чести, долге личности.
2. Гуманистическая направленность. Выражается в восприятии другого человека, как высшей мировой ценности. Люди гуманистической направленности полностью отдаются порученному делу и живут ради других людей. В соответствии с этими позициями гуманистическая направленность подразделяется на следующие виды:
Индивидуалистическая направленность | Характеризует личность, которая тяготеет к автономии, стремится к независимости от коллектива, предпочитает работать изолированно от других членов коллектива. |
Альтруистическая направленность | проявляется в бескорыстной самоотдаче, помощи нуждающимся в ней людям, что является смыслом существования такой личности. |
Рис. 10.2. Основные виды направленности личности.
3. Профессиональная направленность. Проявляется в устойчивом стремлении заниматься определенной профессией и совершенствоваться в ней.
4. Бытовая направленность. Выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических индивидуальных устремлениях.
5. Направленность на взаимодействие (на общение). Означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы вне зависимости от их содержания, цели деятельности и собственной роли в ней, т.е. попросту работать в команде.
6. Направленность личности на задачу (деловая направленность). Предполагает, что человек делает упор на достижение цели, например успешное решение стоящей перед ним проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и т.п. Для него более важным оказывается, что он делает, а не как он делает.
7. Направленность на себя (личная направленность). Состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других. В коллективе такие лица пытаются переложить работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.
8. Эгоистическая направленность. Является разновидностью направленностью на себя. Она характеризует личность непримиримую ко всему, что расходится с ее взглядами на жизнь. При высокой требовательности к другим представитель этого вида направленности снижает требования к себе, имея при этом высокую самооценку. Эгоистическая направленность может перерастать в эгоцентризм – полную влюбленность в себя, неприятием других жизненных позиций, точек зрения.
Человек с эгоцентрической направленностью готов на предательство, измену, о других судит по себе, считая всех окружающих жадными, лицемерными личностями, подменяющими долг соображениями личной выгоды.
9. Депрессионная направленность. Отличается заниженной самооценкой, неуверенностью в себе и в собственных силах.
У такой личности в коллективе роль отстающего, плетущегося в задних рядах. Естественно, это не приносит ему удовлетворения, поэтому, зачастую, такие люди компенсируют свои слабости стремлением добиться успеха на другом поприще. Следует помнить, что коллектив такой человек рассматривает как ценность и готов на многое, чтобы повысить свой авторитет, завоевать уважение товарищей по работе.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.