Суицидальная направленность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеризуется низкой оценкой собственной личности и своего окружения.

Человек с суицидальной направленностью агрессивен к себе и к обществу. Это не обязательно ведет к самоубийству, но может привести к алкоголизму, наркомании, сексуальной распущенности, преступлениям. Одна из частых причин такого поведения – столкновение детских иллюзий со взрослой реальностью. Воспитанные с детства убеждения о справедливости, честности, порядочности и т.д. приводят к разочарованию, когда человек сталкивается с противоположными проявлениями.

При характеристике направленности личности выделяют следующие качества:

 

Уровень направленности Это общественная значимость направленности личности. Низкий уровень направленности проявляется в ориентировке исключительно на узколичные интересы и безразличии к делам общества.
Широта направленности Это круг интересов личности. Она включает профессиональные, технические, художественные, спортивные другие интересы. Это может быть сочетание различных интересов или отсутствие ярко выраженной линии интересов. Широкая направленность подразумевает не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.
Интенсивность направленности Связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от смутных, нечетких влечений до полной убежденности. Высокая интенсивность различных форм направленности проявляется как страсть – стойкое длительное психическое состояние, доминирующее над остальными побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
Действенность направленности Определяет активность реализации целей направленности в деятельности. Равнодушное отношение к реализации собственных планов, желаний свидетельствует о пассивности личности, низком качестве ее направленности.
Устойчивость направленности Основные взгляды личности сохраняются десятилетиями, часто формируются на всю жизнь. Однако, расширяя кругозор, получая новые сведения, человек может изменить свое отношение к той или иной проблеме, личности, событию, коллективу людей и т.д. Действительно, хотя устойчивость взглядов очень ценное качество, однако полная неизменность своих позиций в быстро меняющемся окружающем мире приводит к негативным последствиям.

 

Изучая содержание направленности личности, необходимо выявить, какие цели человек ставит перед собой, к чему стремится в трудовой деятельности, общественной работе, что считает главным в личной жизни. О многом говорят занятия и увлечения в свободное время, отношение к профессии, самовоспитанию и т.д.

Следует помнить, что профессию люди вынуждены выбирать, не только по призванию, но и своим возможностям. Нередко те, кто стремится к творческим или общественно значимым профессиям, вынуждены заниматься неинтересным для них, но хорошо оплачиваемым трудом. Таким образом маскируется подлинная направленность личности, появляются интересы, которые могут мешать основной профессиональной деятельности.

Однако направленность личности, способности к выполнению работы можно мотивировать и воспитать. Общая направленность трудового коллектива, энтузиазм в коллективной работе, взаимопомощь, в процессе выполнения профессиональной деятельности, успехи в выполняемой работе – все это способствует формированию профессиональных навыков, личной положительной направленности на выполнение трудовых обязанностей.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Такие индивидуально-психологические особенности личности называются способностями. Способности человека складываются из совокупности черт, необходимых для ус пешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться определенного результата.

Любая способность имеет структуру, в которую входят определенные психические качества, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. При этом способности разных людей в одной и той же деятельности могут иметь различную структуру, благодаря индивидуальному своеобразию и сочетанию психических качеств. Например, у одних людей в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, а у других – память на математическое содержание и гибкое оперирование им и т.д.

Особенно велика роль социального опыта в развитии таких способностей, как организаторские, коммуникативные, управленческие. Иногда приходится заниматься какой-либо деятельностью, не имея нужных способностей к ней. В этих случаях человек вынужден сознательно или бессознательно компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По наблюдениям Е.П. Ильина (1983), компенсация может осуществляться через приобретение знания или умения, либо через формирование определенного стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных способностей компенсируется широтой знаний или высокой работоспособностью; недостаточные организаторские способности – высоким уровнем самоорганизации и т.д.

Важно отметить, что компенсируемость способностей относится даже к тем способностям, для развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. Например, экспериментально удавалось выработать музыкальный слух у детей, у которых было констатировано отсутствие музыкальных способностей. С помощью специальных упражнений они научились различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем они это делали ранее. Однако такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: ребенок демонстрирует слух почти такой же, какой характерен для людей с чувствительным от рождения к высоте звука органом слуха.

Подтверждением этого факта также является исследования ученых, проведенные по выявлению музыкального слуха у европейцев и вьетнамцев. Если у европейского населения приблизительно одна треть не имеет музыкального слуха, то у вьетнамцев обнаружена 100% музыкальность. Это объясняется, прежде всего, особенностями вьетнамского и европейских языков. Вьетнамский относится к тональным языкам, а европейские – к тембровым. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем возрасте родной речью, одновременно развивают и музыкальный слух, чего не происходит с европейскими детьми.

 

Способности объединяют в следующие группы:

1. Природные (естественные),  которые тесно связаны с врожденными задатками. Они формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

2. Специфические человеческие способности (представлены на рис. 10.3.) имеют общественно историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Их формирование более сложное, а роль врожденных задатков в их развитии менее заметна. Среди специфических человеческих способностей различают общие и специальные.

Общие способности.

Определяют успешность в самых различных видах деятельности и общения. К ним относятся интеллект, совершенная речь, точность ручных движений и тому подобное. Они присущи в той или иной мере всем людям и лежат в основе остальных способностей.

 

 


Рис. 10.3. Специфические человеческие способности.

Специфические способности. Определяют успехи в отдельных, специфических видах деятельности и общения. К ним можно отнести музыкальность, рисование, способность к литературному творчеству, математические способности, способности к спорту, технике и т.д. В их формировании более заметна роль определенных задатков и их развитие.

Обычно общие и специальные способности взаимно дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Для успешного выполнения любой деятельности необходимы как общие, так и специальные способности, которые подразделяются на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды. Элементарные способности присущи всем людям, хотя и в разной степени их выраженности.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 253.