Юридический
Философии права и социальных наук
Согласовано
Утверждено
ПредседательУМКфакультета
на заседании кафедры
2
от
Ямщикова С.Л.
Зав.кафедрой
Шергенг Н.А.
Рабочаяпрограммадисциплины(модуля)
дисциплина
Философия права
Цикл М1.Б,базоваячасть, М1.Б.1
Циклдисциплиныиегочасть(базовая,вариативная,дисциплинаповыбору)
Направление подготовки
40.04.01
Юриспруденция
код
Наименование ОП ВО направления подготовки или специальности
Профиль (и) подготовки
Юрист в правоохранительной деятельности
Разработчик(составитель)
Д.ф.н., профессор
Шергенг Н.А.
Г.
Ученаястепень,ученоезвание,ФИО
подпись
дата
Стерлитамак2015
Оглавление
1.1.Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы.. 3
1.2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
2.Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 4
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 5
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 5
5.Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 10
6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю). 16
6.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 16
6.2.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 24
6.3.Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 28
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 31
7.1.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля). 31
7.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля). 32
7.3.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости). 32
8.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). 32
9.Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю). 33
1.Переченьпланируемыхрезультатовобученияподисциплине(модулю)
1.1.Переченьпланируемыхрезультатовосвоенияобразовательнойпрограммы
Выпускник,освоившийпрограммувысшегообразования,врамкахизучаемойдисциплины,долженобладатькомпетенциями,соответствующимивиду(видам)профессиональнойдеятельности,накоторый(которые) ориентированапрограмма:
1. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
4. способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
5. компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
1.2.Переченьпланируемыхрезультатовобученияподисциплине(модулю), соотнесенныхспланируемымирезультатамиосвоенияобразовательнойпрограммы
Планируемыерезультатыосвоенияобразовательнойпрограммы (компетенции) | Этапы формирования компетенции | Планируемыерезультатыобучения подисциплине(модулю) |
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)
| 1 этап: Знания | Обучающийся должен знать: закономерности, направления и течения философско-правового процесса, актуальные проблемы философии права и пути их решения |
2 этап: Умения | Обучающийся должен уметь: раскрывать методологическое и мировоззренческое значение философских положений для изучения общеюридических и специальных дисциплин; тесно увязать теоретический материал с практической деятельностью | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Обучающийся должен владеть: навыками последовательного, грамотного и логического изложения предлагаемых философско-правовых проблем | |
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2)
| 1 этап: Знания | Обучающийся должен знать: основные философско-правовые понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции. |
2 этап: Умения | Обучающийся должен уметь: оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Обучающийся должен владеть: навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета. | |
Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3)
| 1 этап: Знания | Обучающийся должен знать: сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; основы культуры поведения в коллективе, кооперации с коллегами по работе |
2 этап: Умения | Обучающийся должен уметь: оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-правовой точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Обучающийся должен владеть: навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета. | |
Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4) | 1 этап: Знания | Обучающийся должен знать: знать особенности устной публичной речи, приёмы убеждения, основные правила композиции и методы изложения материала, основы ораторского искусства |
2 этап: Умения | Обучающийся должен уметь: отвечать на поставленные перед ним юридические вопросы грамотно и в соответствии с правилами русского языка | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Обучающийся должен владеть: приёмами и методами публичного выступления | |
Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). | 1 этап: Знания | Обучающийся должен знать: основные принципы работы исследователя и применения научных методов в профессиональной деятельности |
2 этап: Умения | Обучающийся должен уметь: в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности | |
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) | Обучающийся должен владеть: Навыками письменной и устной речи, правильного оформления результатов своей учебной и научной работы |
2.Местодисциплины(модуля)вструктуреобразовательнойпрограммы
Дисциплина реализуется в рамках базовой части
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин:социология права
Дисциплина изучается наI курсе вI семестре (ОДО)
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет3 зачетные единицы(з.е.),108 академических часов.
Объем дисциплины |
Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | 28 | 18 |
лекций | 6 | 2 |
практических | 20 | 14 |
лабораторных | ||
контроль самостоятельной работы (КСР) | 2 | 2 |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | 80 | 86 |
Учебных часов на контроль: | ||
зачет | 4 |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Очная форма
№ П/п | Наименование раздела /темы дисциплины |
Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
СРС | |||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
1 | Раздел 1. Предмет и задачи философии права | ||||||
1.1 | Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления | 10 | 2 | 2 | 6 | ||
2 | Раздел 2. Методология философии права | ||||||
2.1 | Методология философии права | 10 | 2 | 2 | 6 | ||
3 | Раздел 3. Исторические типы философии права | 2 | |||||
3.1 | Философско-правовая мысль Древнего Востока | 10 | 2 | 2 | 6 | ||
3.2 | Философия права Античности и Средневековья | 8 | 2 | 6 | |||
3.3 | Философско-правовые учения в Западной Европе в XV-XVIII столетиях | 8 | 2 | 6 | |||
3.4 | Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII – середины XIX столетия | 6 | 2 | 4 | |||
3.5 | Философско-правовая мысль в России | 6 | 2 | 4 | |||
3.6 | Философия права XX столетия | 6 | 2 | 4 | |||
4 | Раздел 4. Основные проблемы философии права | ||||||
4.1 | Правовая онтология: природа и структура права | 8 | 2 | 6 | |||
4.2 | Правовая антропология. Гуманистическая природа права | 8 | 2 | 6 | |||
4.3 | Правовая аксиология: ценностные основы права | 8 | 8 | ||||
4.4 | Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права | 8 | 8 | ||||
4.5 | Институциональное измерение права. Философские проблемы права и власти в посттоталитарном обществе | 10 | 10 | ||||
ИТОГО: | 108 | 6 | 20 | 2 | 80 |
Заочная форма
№ П/п | Наименование раздела /темы дисциплины |
Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
СРС | |||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
1 | Раздел 1. Предмет и задачи философии права | ||||||
1.1 | Тема 1. Правовая сфера жизни общества как объект философского осмысления | 10 | 2 | 2 | 6 | ||
2 | Раздел 2. Методология философии права | ||||||
2.1 | Тема 2. Методология философии права | 8 | 2 | 6 | |||
3 | Раздел 3. Исторические типы философии права | 2 | |||||
3.1 | Тема 3. Философско-правовая мысль Древнего Востока | 8 | 2 | 6 | |||
3.2 | Тема 4. Философия права Античности и Средневековья | 8 | 2 | 6 | |||
3.3 | Тема 5. Философско-правовые учения в Западной Европе в XV-XVIII столетиях | 8 | 2 | 6 | |||
3.4 | Тема 6. Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII – середины XIX столетия | 8 | 2 | 6 | |||
3.5 | Тема 7. Философско-правовая мысль в России | 8 | 2 | 6 | |||
3.6 | Тема 8. Философия права XXстолетия | 6 | 6 | ||||
4 | Раздел 4. Основные проблемы философии права | ||||||
4.1 | Тема 9. Проблемы юридической онтологии, гносеологии, аксиологии | 6 | 6 | ||||
4.2 | Тема 10. Концепция общего блага и его философско-правовое значение | 6 | 6 | ||||
4.3 | Тема 11. Философско-правовой анализ соционормативной системы | 8 | 8 | ||||
4.4 | Тема 12. Философско-правовые концепции соотношения права и государства | 8 | 8 | ||||
4.5 | Тема 13. Философско-правовые проблемы постсоциалистического строя | 10 | 10 | ||||
ИТОГО: | 108 | 2 | 14 | 2 | 86 |
4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание | |||||
1 |
Выбор темы Тему реферата студент выбирает, основываясь на специально разработанную «Тематику рефератов». Студент может предложить свою тему реферату, предварительно согласовав её с преподавателем. Работа над рефератом Работу над рефератом нужно начинать с подборки и изучения монографической литературы, статей в философских, социологических и экономических журналах и других источников по избранной теме. Составив план работы, студент должен комплексно изучить каждый вопрос и систематически изложить его в тексте реферата. Ценность работы повышается, если студент использовал возможно более широкий круг литературы по данной теме и умело систематизировал собранный материал. 3. Требования к оформлению Объём реферата должен быть примерно 20-22 страниц печатного текста, который набирается на компьютере через 1,5 интервала 14-м шрифтом. Титульный лист оформляется в соответствии с представленным образцом. На второй странице, после титульного листа располагается «план» работы или «содержание». В него должны входить введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованной литературы Реферат следует оформлять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента. Текст реферата должен быть разделен на подзаголовки, выделяемые в соответствии с вопросами плана. Приводимые в тексте цитаты, а также статистические данные необходимо сопровождать примечаниями – ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, места, года издания, тома, страницы. Ссылки должны располагаться на соответствующем листе реферата. Рекомендации по подготовке доклада Доклад – это официальное сообщение, которое может быть посвящено заданной теме, содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Объем доклада, в зависимости от темы, может включать от одной до сотен страниц. Доклад может быть устным и письменным. И в том, и в другом случае докладчик представляет тему, развернутую в тексте, аудитории или какому-то определенному лицу. Для современного представления устного доклада, как правило, составляются тезисы – опорные пункты выступления докладчика (обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова, которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и т.п. В зависимости от ситуации объем тезисов может быть от 1 до 10 страниц. Чтобы выступление было интересным и понятным слушателям, к нему необходимо тщательно подготовиться. Как уже говорилось, и устный, и письменный доклад представляют аудитории некую проблему и мнение докладчика по поводу возможных путей и способов ее решения. Однако если после устного доклада слушатели могут задать вопросы непосредственно докладчику, то письменный вариант не всегда предполагает такую возможность. Письменный доклад должен включать все необходимое, чтобы быть максимально понятным не только лицу, которому он адресован, но и другим людям, которых заинтересует обозначенная в докладе тема. Поэтому письменный вариант доклада отличает более строгий стиль изложения (характерный для документа), нежели в устном варианте. Как правило, структура доклада выглядит следующим образом: 1.Введение. Указывается тема и цель доклада. Обозначается проблемное поле и вводятся основные термины доклада, а также тематические разделы содержания доклада. Намечаются методы решения представленной в докладе проблемы и предполагаемые результаты. 2. Основное содержание доклада. Последовательно раскрываются тематические разделы доклада: 2 – 3 главы по 2–4 параграфа. 3. Заключение. Приводятся основные результаты и суждения автора по поводу путей возможного решения рассмотренной проблемы, которые могут быть оформлены в виде рекомендаций. 4. Библиографический список. Содержит перечень использованной при подготовке к докладу литературы: 3-5 источников. Самостоятельная работа в форме эссе Цель написания эссе – развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, способности к саморазвитию,принятия культурных и социальных различий, формирование субъектной позиции студентов. Без сформированной субъектной позиции обучающегося процесс обучения социологии будет носить формальный характер, так как на занятиях важным моментом является выражение личной позиции по тому, или иному вопросу, аргументация личной точки зрения. Примерные темы эссе: 1. Предмет философии права. Дискуссии о предмете права. 2. Структура и функции философии права. Основные факторы, влияющие на современное право. 3. Философия права в системе основ государствоведения, конституционного права, политологии, философии, политической философии, обществоведения, правоведения, юриспруденции, регионоведения, регионологии и др наук 4. Методология философии права. 5. Правовая система современного общества. 6. Основные типы правопонимания. 7. Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей. 8. Философско-правовые идеи в Древнем Китае 9. Философия права в Древней Греции 10. Общая характеристика философии права в Средние века. 11. Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации. 12. Философия права эпохи Нового времени 13. Философско-правовые идеи философов немецкой классической философии 14. Марксисткая философия права 15. Философия права в XX в. Концепции неокантианства, неогегельянства, экзистенциализма, "возрожденного" естественного права, онтологии права, аналитической юриспруденции 16. Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-метологические основания. 17. Развитие философско-правовых идей российскими просветителями XVIII столетия. 18. Основные идеи русских философов права XIX века. 19. Философско-правовые взгляды представителей русского зарубежья. 20. Современный этап философско-правовых исследований в России 21. Понятие "общее благо" как фундаментальная категория философии права. 22. Идея "общего блага" в философско-правовых концепциях античности, средневековья, Нового и Новейшего времени. 23. Общее благо, равенство и справедливость. Государство и законы как формы выражения и утверждения общего блага. 24. Согласование и компромисс интересов в концепции общего блага 25. Формы социальной регуляции в обществе и виды социальных норм. Природа и смысл этих различных норм. 26. Философско-правовой анализ места, роли и специфики права и государства в системе социальной регуляции. 27. Особенности правового типа социальной регуляции. 28. Право и религия. Право и мораль. Право и нравственность. Право и политика 29. Философско-правовые учения о взаимосвязях права и государства. Трактовка права как продукта государства (этатистские концепции права). 30. Либертарно-юридическая концепция государства как правовой формы организации публичной власти свободных людей. 31. Взаимодействие права и государства: правовые формы организации государства и государственные формы признания, выражения и защиты права. 32. Смысл, цели и назначение права и государства в социальной жизни 33. Всемирно-исторический смысл процесса преодоления социализма и перехода к новому, постсоциалистическому социально-экономическому и государственно-правовому строю. 34. Различные концепции постсоциалистического строя: философско-правовой анализ. 35. Идеология и практика современных преобразований в России. Тенденции к становлению неразвитых (добуржуазных) форм, норм и отношений в сфере экономики, политики и права. 36. Философско-правовая характеристика реально складывающегося постсоциалистического права и государства. 6.Фондоценочныхсредствдляпроведенияпромежуточнойаттестацииобучающихсяподисциплине(модулю) П/п | Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание |
Число заданий за семестр |
Баллы | ||
Минимальный | Максимальный | ||||||
Модуль 1 | 50 | ||||||
Текущий контроль, В том числе | 25 | ||||||
1. | Работа на практических занятиях | ||||||
1.1 | Содержательное выступление | 2 | 5 | 0 | 10 | ||
1.2 | Дополнение, участие в обсуждениях | 1 | 5 | 0 | 5 | ||
1.3 | Подготовка и представление доклада | 5 | 1 | 0 | 5 | ||
1.4 | Подготовка и представление эссе | 5 | 1 | 0 | 5 | ||
Рубежный контроль, В том числе | 25 | ||||||
1. | Тестирование по модулю | 25 | 1 | 0 | 25 | ||
Модуль 2 | 50 | ||||||
Текущий контроль, В том числе | 25 | ||||||
1. | Работа на практических занятиях | ||||||
1.1 | Содержательное выступление | 2 | 5 | 0 | 10 | ||
1.2 | Дополнение, участие в обсуждениях | 1 | 5 | 0 | 5 | ||
1.3 | Терминологический диктант | 3 | 1 | 0 | 3 | ||
1.4 | Подготовка и представление реферата | 7 | 1 | 0 | 7 | ||
Рубежный контроль, В том числе | 25 | ||||||
1. | Тестирование по модулю | 25 | 1 | 0 | 25 | ||
Итоговый контроль | |||||||
Зачет | 0 | 0 | |||||
Посещаемость (вычитаются баллы за пропущенные занятия из общего числа набранных баллов) | |||||||
1. | Посещение лекционных занятий | -6 | |||||
2. | Посещение семинарских занятий | -12 | |||||
Поощрительные баллы | 10 | ||||||
1. | Участие в студенческой конференции | 5 | 1 | 5 | |||
2. | Публикация статей | 5 | 1 | 5 | |||
Итого | 0 | 100 (+10) |
Юридический | |||||||||||||
Кафедра |
Философии права и социальных наук | ||||||||||||
|
| ||||||||||||
Согласовано | Утверждено | ||||||||||||
ПредседательУМКфакультета | на заседании кафедры | ||||||||||||
| Протокол№ | 2 | от | 13.10.2015 г. | |||||||||
| Ямщикова С.Л. | Зав.кафедрой |
| ||||||||||
| Шергенг Н.А. | ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
Рабочаяпрограммадисциплины(модуля) | |||||||||||||
дисциплина | Философия права | ||||||||||||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 249. |