Медико-социальные и правовые основы  охраны материнства и детства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация системы охраны материнства и детства . Одной из основных проблем охраны здоровья матери и ребёнка в современных условиях, является здоровье женщин репродуктивного возраста. В России проживает 77 млн. женщин, из них 26 % - фертильного возраста (15-49 лет). Проблема охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства приобретают особую медико-социальную значимость. Это обусловлено тем, что сохранение репродуктивного здоровья населения обеспечивает рождение здоровых детей.

Основной целью социально-медицинской помощи женщинам и детям является сохранение и укрепление их здоровья и как следствие - снижение уровня материнской, младенческой, детской смертности и инвалидности, которые имеют социально-политическое значение и определяют уровень развития общества и здравоохранения.

Система охраны материнства и детства включает следующие этапы:

1. Оказание помощи женщине вне беременности, подготовка её к материнству;

2. Комплекс мероприятий по антенатальной охране плода;

3. Интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов;

4. Охрана здоровья новорождённого, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития;

5. Охрана здоровья ребёнка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического и нервно-психического развития, создание нужного иммунологического статуса;

6. Охрана здоровья детей школьного возраста.

Первый этап - оказание помощи женщине вне беременности, подготовка её к материнству. На данном этапе основными учреждениями системы охраны материнства и детства являются: женская консультация, которая организует свою работу в тесной связи с акушерско-гинекологическим стационаром; перинатальный центр; взрослые и детские поликлиники; консультации «Брак и семья» и другие лечебно-профилактические учреждения (медико-генетическая консультация, консультативно-диагностические центры, кожно-венерологические, противотуберкулёзные, онкологические диспансеры и др.).

Второй этап - комплекс мероприятий по антенатальной охране плода, который включает деятельность женских консультаций, отделений патологии беременных акушерских стационаров, специализированных отделений, санаториев для беременных. Основным учреждением, оказывающим помощь на этом этапе, является женская консультация. Сеть женских консультаций в нашей стране позволяет всем беременным женщинам находиться под наблюдением медперсонала. Женская консультация - это государственное (муниципальное) ЛПУ, обеспечивающее амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам, работу по планированию семьи и охране репродуктивного здоровья населения. Основными задачами женской консультации являются:

1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья женщины, предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

2. Оказание лечебно-диагностической акушерско-гинекологической помощи;

     3. Проведение работы по контрацепции и профилактике абортов;

4. Введение в практику работы современных методов диагностики и лечения осложнений беременности, заболевания родильниц и гинекологических больных, новых организационных форм работы, способствующих снижению невынашивания беременности, материнской и перинатальной смертности, гинекологической заболеваемости;

5. Проведение гигиенического воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни женщин и рационального планирования семьи;

6. Обеспечение женщин правовой защитой в соответствии с законодательством об охране материнства и детства.

7. Проведение реабилитационных мероприятий, выявление женщин, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и/или пребывания в санаториях-профилакториях, домах отдыха для беременных и выдача им соответствующих медицинских документов;

8. Экспертизу временной нетрудоспособности и выдачу листков нетрудоспособности (справок), а также направление в установленном порядке на медико-социальную экспертизу лиц со стойкой утратой трудоспособности;

9. Разработку мероприятий по охране труда и здоровья работниц - совместно с администрацией и общественными организациями прикреплённых промышленных предприятий;

10. Мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала консультации.

Третий этап - интранатальная охрана плода, в основе которой лежит рациональное ведение родов. Родильные дома, акушерские и гинекологические отделения областных, центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов  являются основными учреждениями, оказывающими стационарную акушерско-гинекологическую помощь. В качестве внедрения элементов «современных перинатальных технологий» получают развитие отделения (палаты) совместного пребывания матери и новорождённого. Период реформирования здравоохранения наиболее благоприятен для трансформации родильных домов в перинатальные центры. Центр призван осуществлять пренатальную диагностику угрожаемых и патологических состояний матери и плода, проводить при показаниях коррегирирующую терапию, родоразрешать женщин с «высоким риском» перинатальной патологии, своевременно диагностировать патологические состояния и выполнять интенсивную терапию новорождённых, в т. ч. недоношенных, а также реабилитационные мероприятия в амбулаторном отделении.

Четвёртый этап - охрана здоровья новорождённого. Целью данного этапа является контроль за правильностью вскармливания, наблюдение за физиологическим развитием, оказание лечебной помощи в отделениях новорождённых родильных домов и патологии новорождённых родильных домов и патологии новорождённых детских больниц. Родильные дома сообщают о выписке новорождённого в ту детскую поликлинику, где выписанный будет наблюдаться.

Пятый этап - охрана здоровья ребёнка в дошкольный период. Осуществляется контроль физического развития, питания, иммунологического статуса ребёнка, проводится динамическое наблюдение за детьми по определённому для каждого возраста плану. Медико-социальная помощь детям оказывается в различных учреждениях, относящихся к системе здравоохранения, образования и социальной защиты. Основные типы таких учреждений:

 - детская поликлиника (самостоятельная, в составе объединённой детской больницы);

 - детское отделение общей поликлиники или амбулатории сельских участковых больниц;

 - детская стоматологическая поликлиника;

 - детская больница общего профиля;

 - детская больница специализированная (инфекционная, психиатрическая, туберкулёзная, восстановительного лечения);

 - перинатальный центр;

 - детский диагностический центр;

- молочная кухня;

 - детские дошкольные учреждения (детские ясли, детский сад);

 - школьные учреждения, в том числе интернатного типа (для детей с ослабленным зрением, для детей со снижением слуха и др.);

 - детские санаторные учреждения;

- реабилитационные центры.

Ведущую роль в организации социально-медицинской помощи детям выполняет детская поликлиника. При диспансеризации детей относят к одной из пяти групп здоровья:

 1 группа - здоровые дети;

 2 группа - практически здоровые, но с риском возникновения патологии, а также часто и длительно болеющие простудными заболеваниями, реконвалесценты (после перенесённой пневмонии, гепатита, или других заболеваний), дети с факторами риска;

 3,4,5 - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации или декомпенсаци.

Шестой этап - охрана здоровья ребёнка в период школьного возраста. Цель - контроль физического развития, полового созревания, оценка функции основных систем растущего организма, выделение и коррекция отклонения в состоянии здоровья детей. Социально-медицинская работа на этом этапе осуществляется школьным врачом, врачами детской поликлиники, специалистами, привлечёнными из других учреждений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения).

Деятельность центров планирования семьи и репродукции . Основой нормативной правовой базы формирования служ­бы планирования семьи явились приказы Минздрава России "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи на­селению Российской Федерации" от 15 ноября 1991 г. № 186, "О проведении анкетирования пациентов центров планирования се­мьи и репродукции в 1997-1998 гг." от 26 ноября 1997 г. № 392. Этими документами определены основные направления дея­тельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения.

 Министерством Здравоохранения РФ 23 марта 1998 г. утверждено Указание «О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции» № 219-У. Согласно данному документу, «…основной задачей службы планирования семьи в нашей стране является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путём, особенно среди подростков и молодёжи - всё это обуславливает социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этих задач в России реализуется федеральная программа «Планирование семьи», в выполнении которой участвуют государственные и негосударственные структуры».

В 1994 г. в Красноярске открылся центр планирования семьи, основными направлениями деятельности которого являются:

Организационно-методическая работа:

1. Формирование структуры службы планирования семьи.

2. Анализ демографической ситуации, социологические исследования, определение потребности в различных видах помощи.

3. Подготовка кадров по планированию семьи.

4. Информационная работа.

5. Определение потребности в различных контрацептивных средствах и методах, подготовка рекомендаций по их закупке.

6. Распространение и контроль за бесплатной раздачей контрацептивов.

7. Организация продажи средств контрацепции и предметов гигиены.

Медицинская работа:

1. Подбор методов и средств контрацепции;

2. Консультирование и подготовка к проведению медицинской стерилизации женщин;

3. Реабилитация после родов, абортов, гинекологических операций;

4. Профилактические гинекологические осмотры;

5. Исследования молочных желёз;

6. Онкоцитологические исследования;

7. Исследование молочных желёз, направление в специализированные стационары при выявлении патологий.

В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Все­российская ассоциация "Планирование семьи" пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для ра­боты с подростками - медико-педагогических центров. Такие центры создаются в регионах распоряжением местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей.

Основными направлениями деятельности медико-педагогических центров яв­ляются:

· целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отноше­ния к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведе­нию подростков на уровне общества и семьи;

· оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи; индивидуаль­ный подбор контрацепции с последующим наблюдением; лече­ние и профилактика болезней, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику; решение проб­лем психосексуальных взаимоотношений; правовая помощь;

· подготовка и повышение квалификации кадров, работаю­щих в области планирования семьи и полового образования;

· обеспечение подростков и молодежи доступными средства­ми контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;

· работа с подростками и молодежью в организованных кол­лективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных ви­деофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;

· индивидуальная работа с трудными подростками, с неблаго­приятными семьями и инвалидами по оказанию помощи по пла­нированию семьи и социально-психологической адаптации в се­мье и обществе;

· амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции;

· привлечение средств массовой информации для распростра­нения и пропаганды идей планирования семьи в регионе.

Структура и штат центра определяются его руководителем с учетом предоставленных ему прав в соответствии с направлени­ями деятельности центра и потребностями региона. В штатное расписание медико-педагогического центра включаются: руко­водитель, администратор, бухгалтер, акушер-гинеколог, венеро­лог, уролог (андролог), акушерка (медсестра), преподаватель-методист по сексуальному образованию, социальный работник, психолог, лаборант, технический персонал.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику этапам системы охраны материнства и детства в России.

2. Какова роль программы «Планирование семьи» в охране материнства и детства?

3. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу деятельности по планированию семьи.

4. Перечислите задачи Центра планирования семьи.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 208.