Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. Ренессанс (фр. - возрождение) охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. На первый план выходят идеи гуманизма (от лат. humanus - человечный).
Понятием Возрождение, или Ренессанс, принято обозначать одну из наиболее ярких и привлекательных эпох в истории европейской культуры. Период продолжительностью немногим более двух столетий (XIV-XVI вв.) был отмечен многими научными открытиями; совершенствованием техники и технологии; расцветом всех видов искусства и литературы; становлением элитарной и национальных культур; высокой динамикой социально-политической жизни; коренными преобразованиями в области хозяйственно-экономической и финансовой деятельности; великими географическими открытиями; реформацией католической церкви и оформлением идеологии и практики протестантизма и т.д.
Родиной Возрождения стала Италия, где уже в XIV столетии сложились необходимые предпосылки формирования капиталистического способа производства. Богатые итальянские города - Генуя, Венеция, Пиза, Флоренция и др. - конкурируя между собой, контролировали наиболее выгодные торговые операции и демонстрировали уникальные и самобытные модели раннего капитализма.[11] Постепенно ренессансная культура охватила большинство стран Западной и Центральной Европы, став той исторической ретортой, в которой рождался новый европейский мир, со своими ценностями, идеалами, особенностями менталитета, мировоззрением.
Мощные трансформации, происходившие в мировоззрении людей этой эпохи, активизировали философскую мысль, предопределили ее гуманистическую направленность и антропоцентризм. Философия эпохи Возрождения актуализировала античные традиции индивидуального и общественного бытия человека. Интерес к античной, прежде всего греко-римской, древности формировал в общественном сознании представление о пространственных границах и временной направленности европейской культуры, возрождал образ активно-деятельностного индивида. Вместе с тем, Ренессанс не может рассматриваться как простое воскрешение античных идей. Столетия христианского господства в сфере идеологии заложили богатейшую философскую традицию анализа человеческой духовности. Поэтому философия, как и вся культура Возрождения, стала своеобразным синтезом важнейших достижений предшествующих эпох и современных реалий.
Глубина, масштабы и значение преобразований, происходивших в Европе того времени придавали универсальный характер творчеству ученых. Большинство из них работали в различных областях знания одновременно, но, занимаясь конкретной научной проблемой, они стремились к ее философскому и мировоззренческому осмыслению. Это была "эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".[12]
1 вопрос. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Гуманизм - термин латинского происхождения (человечность), восходящих к Цицерону (1 в. до н.э.) и обозначающий воспитание и образование человека как высшей ценности на лучших образцах духовной культуры Древней Греции - литературы, риторики, истории, философии. Соответственно эти научные дисциплины, возвышающие и облагораживающие человека, со временем стали называть гуманитарными.
В эпоху Возрождения, когда это понятие стало использоваться достаточно широко, его смысл усложняется и уточнить его можно в связи с понятием "антропоцентризм".
Антропоцентризм (от греч. - человек и латинского - центр) - принцип, согласно которому человек есть центр и цель мироздания. Антропоцентристские воззрения высказывались философами и античности, и средних веков, но в целом для древней философии в большей степени был характерен принцип космоцентризма, а для средневековой - теоцентризма. Онтологический статус принцип антропоцентризма приобретает только в эпоху Возрождения. Это означало, что в культуре произошло принципиально важное смещение базовых ценностей, обосновать, отстоять развить которые призваны представители новой интеллигенции - гуманисты. Поэтому применительно к эпохе Возрождения понятие гуманизм может быть истолковано в двух смыслах - узком и широком. В узком смысле слова гуманизм представляет собой течение интеллектуальной мысли и конкретную практическую деятельность, сосредоточенную в кружках или школах гуманистов. В широком смысле гуманизм - это своеобразная характеристика философской и в целом духовной культуры Возрождения, основанной на принципе антропоцентризма и сформировавшей новый образ человека. Рассмотрим эти смыслы подробнее.
Первые кружки гуманистов возникли в XIV-XV вв. в Италии, где для этого имелись необходимые условия. Во-первых, раннекапиталистическая экономика активизировала городскую жизнь, стимулировала формирование светской интеллигенции и интерес к умственному труду. Во-вторых, традиции древнеримской культуры не были утрачены. Многие образованные итальянцы хорошо знали произведения Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеки и др. латиноязычных авторов. Более широко, чем в других европейских странах здесь была распространена латынь.
Идейными вдохновителями гуманистического движения стали Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарка (1304-1374). Данте - поэт, ученый, мыслитель и политик - в своем творчестве впервые высказал мысль об органическом единстве небесного и земного бытия, о равнозначности духовного и телесного в человеке, о праве человека на интимно-личностное, эмоционально-чувственное переживание. Этой мысли автором "Божественной комедии" подчинены подробные бытовые зарисовки, тонкий психологический анализ душевных состояний героев, поощрение умственных занятий. Несомненной новацией в творчестве Данте стало обращение к античным поэтам и философам - Вергилию, Демокриту и др. как к своим учителям, что свидетельствовало об изменениях в трактовке времени. Античность отодвигалась в прошлое, которое фиксировалось хронологически, тем самым оттеняя настоящее как самостоятельный этап в истории. С другой стороны - она провозглашалась духовной родиной европейской культуры, а следовательно, требовала внимания к своим идеалам, их развития и современной интерпретации.
Франческо Петрарка в своих поэтических произведениях полемизировал со средневековыми авторами, проповедовавшими аскетизм в земной жизни. Он глубоко эмоционально описывал земную красоту человека и природы, многообразие и сложность чувств. Кроме того, Петрарка занимался серьезной научно-исследовательской работой, связанной с поиском, реставрацией и переводом на латинский язык произведений античных авторов. Философская позиция Петрарки определялась стремлением примирить идеалы раннего христианства и духовной мысли античности. В первоначальном христианстве его привлекал гуманизм, а в античности - моральная философия, традицию которой заложили Сократ и его ученик Платон. В этой связи Петрарка резко противопоставляет линии Платона и Аристотеля. Признавая заслуги Аристотеля в области логики, он, вместе с тем, резко критикует схоластический аристотелизм, сложившийся в средневековой философии.
Указанные особенности философского мировоззрения Петрарки были развиты его учениками и последователями - итальянскими гуманистами XIV-XV вв.: Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джаноццо Манетти, Леоном Батистой Альберти, Энео Сильвио Пикколомини, Лоренцо Валла, Георгием Гемистом Плифоном, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой и др. Гуманисты этого периода проделали большую работу по собиранию и переводу наследия античных философов. В частности, были очищены от позднейших наслоений и изданы труды Аристотеля ("Никомахова этика", "Политика"), большинство диалогов Платона, произведения Плутарха, Демосфена, других авторов, что способствовало изучению не только латинского, но и греческого языков. Особое значение гуманисты придавали распространению образования, с их помощью открывались новые учебные заведения. Деятельность гуманистов была организована на светских началах, они создавали кружки и общества со своими уставами, открытые для всех духовно ищущих представителей интеллигенции. По своему статусу эти кружки не имели отношения к церкви, т.к. гуманисты, отстаивая в целом ценности христианской религии, выступали как антиклерикалы, т.е. критиковали недостатки современной им церковной организации. Будучи людьми активными в своей социальной жизни, они не могли согласиться с образом пассивного и покорного человека, который традиционно формировала католическая церковь.
В конце XV и особенно в XVI вв. гуманистические движения стали усиливаться и в других странах Европы. Выдающимися гуманистами этого периода стали Пьетро Помпонаци (Италия); члены Оксфордского кружка - Джон Колет, Эразм Роттердамский, Томас Мор; Мишель Монтень и Пьер Шаррон (Франция). Такие произведения, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, "Утопия" Томаса Мора, "Опыты" М. Монтеня имеют непреходящее значение для европейской культуры.
Творчество гуманистов конца XV-XVI вв. отразило ведущие достижения культуры: изобретение книгопечатания и рост объема информации, радикальное изменение представлений о географической среде, прогресс в навигации, военном деле, широкое распространение практических знаний и светского образования. Иными словами, европейская культура со всей очевидностью создавала условия для мощного движения вперед, поэтому в общественном сознании зарождалась мысль о превосходстве ее над культурой не только средневековья, но и даже античности. Это превосходство требовало постоянного подтверждения, действенного участия широких слоев населения в реализации задач, диктуемых жизнью. Гуманисты призывали развивать индивидуальные способности человека, ориентировали его на активную деятельность в реальной, земной жизни, доказывали, что положение в обществе зависит от личных заслуг, а не обеспечивается рождением; осуждали догматизм и формализм в познании; отводили знанию и образованию решающую роль в воспитании человека; проводили идею свободы личности, воли по отношению к божественному провидению, судьбе, фортуне, случаю.
Таким образом, гуманисты внесли определяющий вклад в формирование нового образа человека в европейской философии. Этот образ был назван гуманистическим. В нем человеческая телесность получала равные права с духовностью; предметно-практическая, материальная деятельность определяла моральные ценности. Акцентирование идеалов разумной и свободной деятельности отражало интересы радикально настроенного городского населения, занимавшегося ремеслом, торговлей, интеллектуальным трудом.
Гуманистические идеалы, как уже было сказано выше, не только нашли реализацию в творчестве гуманистов, но и существенным образом характеризовали все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь они заявили о себе в духовной сфере, особенно в области религии и искусства.
Новый образ человека, сложившийся в эпоху Возрождения, во многом расходился с представлениями о нем, выработанными в христианской философии. Традиционные отношения человека к богу и католической церкви уже не соответствовали городскому образу жизни, целям и интересам свободной конкурентноспособной личности. Необходимо были изменения как на уровне вероучения, так и на уровне культово-церковной практики. Философское обоснование религиозных новаций присутствует в трудах всех крупных мыслителей этого периода, но наиболее ярко оно выразилось в идеях пантеизма, деизма, протестантизма, антитринитаризма.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир. Бог лишается персональных атрибутов, обезличивается, максимально приближается к человеку и растворяется в природе - "бог во всем" - такова идея пантеизма. Характеристики бога становятся абстрактно- философскими: абсолютность, бесконечность, предельное единство.
Ренессансный пантеизм связывают с именем Николая Кузанского - одного из самых значительных мыслителей, крупного религиозного деятеля, ученого XV века. Пантеизм Николая Кузанского сформировался под вилянием его занятий естественными науками и увлечения религиозно-мистической традицией средневековой философии, поэтому ему в одинаковой степени присущи и натурализм и мистицизм. Натуралистическая тенденция проявилась в представлениях о том, что Вселенная не имеет единого центра и границы, она не может погибнуть, ибо в ней растворен бог, что Земля - это благородная звезда, потому что на ней живет человек. Сам человек трактовался как микрокосм, который не только воспроизводит мир, но и несет в себе признаки максимального, т.е. божественного мира, что доказывается рациональными способностями человека и его предметно-практической деятельностью. Эти идеи Н. Кузанского способствовали утверждению в философии и науке принципа единства мира, его целостности и бесконечности, взаимосвязи явлений мира, его развития. Тем самым открывались перспективы изучения мира, прежде всего - мира природы. Не случайно, поэтому пантеистические идеи высказывали Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Б. Спиноза.
Протестантизм - одна из трех христианских конфессий, вероучение и светская идеология которой сложилась в процессе Реформации римско-католической церкви в XVI в. Протестантизм представлен в различных версиях, основными из которых являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Распространился в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Англии, Польше.
Теоретики протестантизма и практические организаторы Реформации - Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли и др. - выразили интересы зарождающейся буржуазии в упрощении и удешевлении культово-догматической составляющей христианской церкви. Они развили общую тенденцию отказа от средневековой религиозной концепции человека. В целом христианская модель человека сохранялась, но была существенно трансформирована в направлении расширения сфер приложения человеческой активности. Особое место отводилось производительной деятельности, профессиональной реализации личности, моральным регулятивам труда. Протестантская этика труда стала важной составляющей европейской культуры, позволившей ей реализовать широкомасштабные задачи прежде всего в области научно-технического прогресса.
Философские корни протестантизма связаны с деятельностью гуманистов, переосмыслением мистических концепций позднего средневековья, особенно Мейстера Экхарта; распространением пантеизма. Поскольку, согласно пантеизму, бог присутствует во всем, значит он присутствует и в душах верующих. Отсюда выводится основополагающий тезис протестантизма об оправдании верой: спасение достигается верой, а не соблюдением догм и обрядов. Следователь, но отдельному человеку не требуются посредники между ним и богом в лице церкви, его связь с богом определяется личной верой и степенью ответственности при выполнении индивидуальных и общественных обязанностей.
Важным следствием Реформации стали переводы на национальные языки Библии, что сопровождалось ее интерпретацией и уточнением. Эта работа способствовала развитию философской герменевтики.
Антитринитаризм (или унитаризм) - течение в христианстве, основанное на отрицании догмата троицы и утверждении единства божественного существа. В эпоху Возрождения антитринитарные настроения распространились в Италии, Испании (Мигель Сервет), Польше (Гжегож Павел, Фауст Социн), Венгрии, России. В Белоруссии значительную роль в организационном оформлении антитринитариев сыграл С. Будный. Антитринитаризм этой волны был одним из наиболее рационалистических течений в христианстве, т.к. выступал за свободное толкование Библии с позиций разума. Разум и совесть провозглашались наиболее ценными качествами человека.
Деизм (от лат. - бог) - религиозно-философская концепция, сочетающая идею Бога и рационализм. В эпоху Возрождения проявился в доктрине всеобщей, или естественной религии как основе конкретных монотеистических религиозных конфессий. Согласно деизму, Бог проявляет себя в акте творения, но затем не вмешивается в развитие мира, протекающее по разумным законам. Деистские идеи обосновали Жан Боден (Франция), Э.Г. Чербери (Англия).
Таким образом, гуманистическая парадигма способствовала переосмыслению понятия Бога. Богу отводится формальная функция творца всего сущего, а человеку - функция творца культуры, как материальной, так и духовной. Смещение ценностных акцентов с понятия Бога на человека, приближение человека к Богу означало изменение онтологического основания философии и культуры.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Художник эпохи Возрождения сумел распознать и подчеркнуть своеобразие человека, оригинальность и непохожесть на других становятся важнейшим признаком великой личности. Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения впервые формируется понятие личности как таковой. Преклонение перед человеком порождает особый эстетический настрой - культ красоты.
Гуманистический потенциал Возрождения ярко проявил себя в области искусства. Ослабление творящей функции бога усиливало творческие возможности человека. Бог творит мир, а человек - культуру, созданное словом (богом) приравнивалось к созданному руками человека. В художественной культуре усиливались тенденции реалистического отражения мира, само искусство приобретало светских характер. В живописи появился портретный жанр, отражающий индивидуальные черты человека, в литературе достойное место заняли чувства и эмоции человека, в архитектуре шел процесс создания нового стиля, основанного на переосмыслении древнеримских, романских и готических традиций. К концу эпохи Возрождения в Европе рождается новый культурный стиль - барокко, отразивший богатейшие возможности человека в различных областях деятельности и историчность, временность его бытия. Творчество великих художников А. Дюрера, Г. Гольбейна Младшего (Германия), Эль-Греко, Веласкеса, Рибейры (Испания), братьев ван Эйков, ван дер Вейдена, Луки Лейденского, П. Брейгеля, П.П. Рубенса (Нидерланды), Ф. Гальса, Рембрандта (Голландия), Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонароти, Рафаэля, Тициана (Италия), С. Руэ, Жака Калло, братьев Ленэн (Франция) способствовало формированию элитарной культуры Европы и национальных школ живописи. Аналогичные процессы происходили в других видах искусства. Литература представлена именами С. Бранта, Т. Мурнера, Г. Сакса (Германия), Мигеля Сервантеса, Лопе де Руэда, Лопе де Вега, Тирсо де Молина (Испания), Данте, Петрарки, Бокаччо, Торквато Тассо (Италия), Э. Спенсера, У. Шекспира, К. Марло, Бен-Джонсона (Англия), Д. Любелле, П. де Ронсара, Ф. Рабле, Сирано де Бержерака (Франция). Их творчество заложило основы национальных литературных языков, утверждению которых способствовало изобретение и распространение книгопечатания. Архитектура и скульптура развивалась в деятельности Браманте, Брунеллески (Италия), Ж. Гужона, Ж. Пилона (Франция) и др.
Многогранность художественного творчества в значительной степени объясняется установкой на индивидуализацию человека. В культуре формировались различные типы личности, которые конкурировали между собой, обеспечивая развитие творческого потенциала. Для деятелей искусства эпохи Возрождения было характерно участие в организации и теоретическом обосновании художественного процесса. Под их руководством создавались кружки и учебные заведения, где можно было не только обменяться мнениями, но и получить образование. Именно с этого времени Италия становится общепризнанным центром профессиональной подготовки в области искусства.
Вопросы теории и философии искусства разрабатывались Данте, Петраркой, Леоном Альберти. Последний, в своих книгах о зодчестве, живописи проанализировал понятия эстетического переживания, красоты, изложил научную теорию новой архитектуры и теорию искусства живописи. Глубокий философский подтекст присутствует в работах Н. Кузанского и Леонардо да Винчи. Исследуя природу искусства они подчеркивали, что она коренится в реальных - актуальных и потенциальных возможностях человека. Занятие искусством - это процесс, в котором важную роль играет не только творческая одаренность, божий дар, но и знание законов создания произведения, техники его исполнения. При этом образцом, эталоном служила математика. На основе познания количественных отношений объектов художник может выразить качественное своеобразие, передать индивидуальность, выразить свое отношение к изображаемым объектам.
Таким образом, в эпоху Возрождения философия развивалась в условиях доминирования принципов гуманизма и антропоцентризма, что привело к смене онтологических приоритетов. Идеализация духовной жизни человека, свойственная средневековой культуре, уступила место телесному, предметно-практическому, материально-производственному аспекту его бытия. Существенные изменения в онтологии предопределили развитие не только философской антропологии, философии религии и философии искусства, но и гносеологии, методологии, философии природы.
2 вопрос. Естественнонаучная и натурфилософская мысль Возрождения. Задача освоения природы, которая была сформулирована в эпоху Возрождения, могла быть эффективно разрешена только при помощи научного естествознания. Становление естественных наук сопровождалось активизацией в философии проблематики научно-познавательной деятельности, методологии, философии природы.
Успехи науки на данном этапе наиболее ярко проявились в астрономии, механике, математике. Дисциплинарное оформление астрономии началось благодаря исследованиям польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Коперник подверг критическому переосмыслению астрономическую картину мира Аристотеля - Птолемея, согласно которой Земля является неподвижным центром видимого мира. Эта теория, получившая название геоцентрической (от гр. Гея - Земля) подчеркивала центральное положение человека в космосе и соответствовала мировоззренческим основаниям не только античной, но и средневековой культуры, ибо человек является высшим творением бога. В условиях Возрождения, когда научные знания должны были обеспечивать не только идеологические, но и практические запросы человека, эта теория больше не могла удовлетворять научное сообщество как очевидно ложная и ограничивающая развитие познания. Коперник исследовал воззрения античных философов на Вселенную и обнаружил, что уже в древности существовала и другая точка зрения, которая не смогла победить в силу определенных особенностей в динамике ценностных оснований культуры. Это - традиция Аристарха Самосского, пифагорейцев, Платона, обосновывающая принцип гелиоцентризма (от гр. Гелиос - Солнце). Опираясь на эту точку зрения, Коперник переосмыслил весь опыт астрономии, накопившийся за тысячелетия, и в своей работе "Об обращениях небесных сфер" доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Восстановление идеи гелиоцентризма позволило объяснить смену дня и ночи, видимое движение звезд относительно Земли и Солнца относительно звезд, вращение Луны вокруг Земли, произвести реформу календаря (5 октября 1582 г. был введен новый - григорианский стиль). Однако для самого Коперника замена геоцентризма на гелиоцентризм не была самоцелью. Истинное революционное значение его теории состояло в другом. Коперник стремился восстановить логическую простоту и стройность планетной теории, построить математическую модель в основе которой лежал бы единый методологический принцип объяснения закономерностей движения планет. Этот принцип - подвижности Земли и центрального положения Солнца в системе планет - позволил увязать в единую систему совершенно различные на первый взгляд явления, т.е. соответствовал научной методологии: возможно меньшим числом причин обеспечить возможно большее число следствий. Обнаружение реальной физической (кинематической) причины, логическая стройность, закономерность и простота теории Коперника, использование развитого математического аппарата вычислений - все это создавало основы новой картины мира и стимулировало дальнейшее развитие науки. Поэтому открытия Коперника были оценены впоследствии не только как революция в естествознании, но и как универсальный переворот в культуре.
Некоторая ограниченность воззрений Коперника в области собственно астрономии, обусловленная данью традициям, осторожностью ученого, его видным положением в церковной иерархии, была преодолена уже через несколько десятилетий Джордано Бруно (1548-1600), который объединил методологический принцип Коперника и идею Николая Кузанского об изотропности (однородности) и бесконечности Вселенной. На этой основе Бруно представил гелиоцентризм как теорию типичной для Вселенной планетной системы и пришел к построению концепции о множественности планетных систем в бесконечной Вселенной. Высказав ряд оригинальных натурфилософских предположений, а именно: о различии расстояний до небесных тел, о классификации их на самосветящиеся и темные, о непрерывном обмене космическим веществом как причине изменений тел, о саморазвитии природы, об общей субстанциональной (материальной, вещественной) природе элементов, составляющих небесные тела и др., - Джордано Бруно на несколько столетий опередил развитие наблюдательных знаний и современную картину вечной, никем не сотворенной, вещественно единой бесконечной развивающейся Вселенной с множество обитаемых миров в ней.
Современник Д.Бруно - датский астроном Тихо Браге (1546-1601) вошел в историю науки тем, что главным делом своей жизни считал повышение точности астрономических наблюдений. До этого ученые опирались в основном на математические вычисления, Тихо Браге положил начало созданию приборного инструментария: квадрантов, диоптров и др., предложил усовершенствованную методику наблюдений и измерений. Одним из принципов этой методики была систематичность астрономических наблюдений. Сам Тихо Браге в течение 20 лет осуществил несколько тысяч наблюдений одного только Солнца, в течение 16 лет он сам, а затем вместе со своим учеником Кеплером, наблюдал и измерял положения Марса. Наблюдения и измерения Тихо Браге отличались высокой точностью и стали основой создания истинной механики неба.
Выдающуюся роль в становлении принципов современного естествознания сыграл Галилео Галилей (1564-1642). Он впервые построил экспериментально-математическую науку о движении - кинематику, совершив тем самым подлинно революционный переворот в механике. Идея специально поставленных научных опытов (эксперимент) и их математического описания была обоснована как важнейшая характеристика научного метода вообще. Экспериментальное естествознание давало возможность изучения объектов в изменяющихся условиях и значительно расширяло перспективы практического освоения природы. Использование научных знаний в реальной практике - таково одно из следствий методологических новаций Галилея. Его последователь Гюйгенс усилил и развил именно эту компоненту идейного наследия ученого. Он обосновал парадигму принципиально нового вида деятельности - инженерной, ставшей одним из признаков новоевропейской культуры. Гюйгенс начал традицию регулярного использования научных знаний в решении технических задач. Математизация естествознания - другая важнейшая составляющая методологии Галилея. Знания должны быть теоретически обоснованы, формализованы, доказаны, логически непротиворечивы и выражены в едином для всего научного сообщества языке. Эти задачи во многом позволяет разрешить математика, которую Галилей ставил на один уровень с философией: "Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики".[13]
Развитие научного метода познания позволило Галилею сделать важные открытия в астрономии. С помощью телескопа он подтвердил многие умозрительные выводы, в том числе и древних авторов, сделал вывод о звездном составе туманностей, показал что путем прямых наблюдений можно изучать не только движение, но и строение небесных тел, состав Вселенной. Изобретенный им телескоп открыл новую - оптическую эру в астрономии. Результаты, полученные Галилеем подтверждали теорию Коперника, которая до этого времени с большим трудом усваивалась учеными. Два открытия Галилея - обнаружение спутников у Юпитера и фаз у Венеры были первым и долгое время единственным фактическим доказательством истинности системы польского астронома. В своем сочинении - "Диалоге о двух главнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой" Галилей выступает приверженцем и последователем Коперника.
Современник Галилея и ученик Тихо Браге, немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер (1571-1630) изучал точные законы гелиоцентрического планетного мира, открыл три закона планетных движений: 1) об эллиптической форме орбит; 2) о характере изменения скорости при движении планеты по орбите - закон постоянства площадей; 3) об универсальной зависимости между периодами обращения планет и средними расстояниями их от Солнца. Эти законы доказывали, что движением планет управляет Солнце, т.е. сила физического характера, а не божественная воля или инерция. Тем самым Кеплер совершил революцию в области механики неба и физике в целом. Завершено формирование небесной и общей механики было в физической картине Исаака Ньютона. Работы Кеплера оказали существенное влияние на естественнонаучные и философские взгляды Р. Декарта и И. Канта.
Научные исследования Кеплера теснейшим образом были связаны с его натурфилософией. Он актуализировал и развил некоторые натурфилософские принципы, известные еще в древности: идею "мировой гармонии", поиск простых числовых отношений в мире, проблему закона и причины движения. Идея "гармонии мира" представлена у Кеплера как результат нового понимания философских и методологических основ науки. Пифагорейцы понимали ее как господство простых числовых отношений, Платон - как простоту основных законов, комбинацией которых можно объяснить сложные явления, Коперник - как принцип сведения возможно большего числа явлений к возможно меньшему числу причин, Тихо Браге - как разумную целесообразность в устройстве мира. Для Кеплера понятие "мировой гармонии" отражает принцип закономерности всех явлений в природе. При этом сама закономерность понималась не упрощенно, а как существование точных количественных отношений между измеряемыми характеристиками явлений, т.е. по мере углубления философского осмысления природы, Кеплер все большее значение придавал ее строго научному количественному изучению - наблюдению и измерению. Начав с общефилософское идеи о гармонии мира он пришел к выявлению его физических законов и причин.
Интерес к философии природы, в значительной степени детерминированный успехами естествознания, обнаруживается уже в творчестве Николая Кузанского (XV в.), Леонардо да Винчи (1452-1519), а в XVI в. становится определяющим для ренессансной мысли и приобретает характер натурфилософии. Натурфилософские идеи оформились в учениях Парацельса, Б. Телезио, Ф. Патриции, Д. Бруно, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано. Традиционно натурфилософия определяется как умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия Возрождения строилась на сочетании умозрительно постулируемых идей и принципов с результатами естествознания, тем более, что сами натурфилософы зачастую занимались изучением определенного аспекта природной реальности.
В основе натурфилософии эпохи Возрождения лежат пантеистические представления; идея тождества макрокосма (универсума, мира) и микрокосма (человека); концепция гилозоизма, признающая одушевленность космоса; принцип целостного рассмотрения природы. В целом эти идеи соответствовали принципу антропоцентризма и онтологически закрепляли его. В гносеологии натурфилософы обосновывали значение чувственного познания наряду с рациональным, что в некоторых случаях приводило к сенсуализму - приоритетности чувственного познания (Телезио, Парацельс).
Натурфилософия Возрождения восстановила ценностных статус философии природы в структуре философского знания, практически забытый в средневековой философии; мировоззренчески адаптировала важнейшие открытия в естествознании. Вместе с тем, в отдельных своих версиях она приняла характер фантастического и даже мистического миросозерцания, инструментально-магических методик воздействия на тело и душу человека.
Таким образом, в эпоху Возрождения были заложены основы методологии научного познания, обоснованы и апробированы важнейшие методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент; выдвинута идея соединения экспериментального естествознания с математикой, построенной на принципах логики и дедукции; конкретно-чувственные представления о важнейших атрибутах бытия - пространстве, времени и движении - преобразованы в абстрактно-логические. Тем самым на уровне духовной культуры и материальной практики создавались условия для принятия общественным сознанием относительно новых культурных ценностей - науки и техники.
3 вопрос. Социальная философия Возрождения. В XIV-XVI вв. в Европе происходили динамичные процессы становления национальных государств, их локализации в определенных границах, централизации власти в борьбе с сепаратистски настроенными или спорными пограничными территориями, усложнились межгосударственные отношения, начались первые колониальные захваты. Естественно, что в этих условиях социальная философия в значительной степени редуцируется к философии политики. Проблемы государственной власти и международных отношений доминируют в ней. Наряду с этим зарождается интерес к темпоральному (временному) аспекту бытия социальной системы, появляются сочинения, посвященные прошлому и будущему европейской культуры.
Важнейшей особенностью социально-философских концепций Возрождения была ориентация на образцы и идеалы античности, представленные в трудах Платона и Аристотеля.
В философии политики можно выделить две ее важнейшие интерпретации: научно-рациональную и утопическую. Первая связана с творчеством Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Д. Ботеро, А. Джентиле, Г. Гроция. Вторая представлена сочинениями Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Николо Макиавелли (1469-1527) является одним из глубоких и самостоятельных мыслителей Возрождения, политические взгляды которого формировались под непосредственным влиянием событий в его городе - Флоренции, в которых он принимал участие как политик и дипломат. Социально-политическая концепция Макиавелли отличается сочетанием рационально-теоретического подхода с практическими советами и рекомендациями в решении конкретных политических задач. Как философ Макиавелли обосновывает принцип предметности исследований, четкого разграничения философии политики и других областей знания, вводит в политическую науку понятия государства, политического интереса, исследует причины возникновения государства. Среди таких причин он называет несовершенство человеческой природы, которое естественно требует создания эффективного механизма по ограничению социально опасных форм поведения людей. Поэтому государство у него предстает как политический институт, созданный человеком, в функции которого входит защита национальных интересов, воспитания граждан, регулирование отношений между ними.
Представления о свободе воли отдельного человека и социальной необходимости, выраженной в образе фортуны, отражают конкретные политические реалии, в первую очередь - ситуацию политической раздробленности Италии. На фоне национально консолидирующихся государств (Франция, Англия, Испания, Португалия и др.) Италия переживала в конце XV-XVI вв. тяжелые времена. Неустойчивое равновесие между государственными образованиями, во главе которых стояли Венеция, Милан, Флоренция и Неаполь было нарушено, начались так называемые итальянские войны, длившиеся более полувека. Италия стала объектом борьбы между иностранными государствами. В этих условиях национальные интересы требовали объединения, сильной государственной власти, сконцентрированной в руках одного правителя. Правитель - государь - должен видеть главный национальный интерес и настойчиво проводить его, даже в том случае, когда избранные, но единственно возможные средства не будут отвечать этическим нормам. Основные социально-философские идеи Макиавелли изложены в его сочинениях "Государь" и "Рассуждения".
Франческо Гвиччардини (1482-1540) и Джованни Ботеро (1544-1617) в целом развивают идеи, аналогичные тем, которые высказывал Макиавелли, но с большей акцентировкой моральных и религиозных ценностей. В работах Альберико Джентиле (1552-1611) и Гуго Гроция (1583-1645) создаются необходимые предпосылки для утверждения теории естественного права и общественного договора, получившей дальнейшее развитие в творчестве Т. Гоббса (1588-1679), Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. По своему происхождению теория общественного договора восходит к античной традиции понимания государственности через индивидуально-рациональное начало в человеке. В условиях формирования новоевропейской культуры идея общественного договора явилась реализацией запроса становящегося буржуазного общества на легитимацию его ценностей - свободы предпринимательства и гражданского общества. Согласно данной концепции сущность государства трактуется через его происхождение в результате рационализации форм общественной жизни людей. Любой народ, считают создатели теории общественного договора, проходит в своем развитии две стадии: естественную, догосударственную и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь индивидов регулируется нормами естественного права, основанного на внутренней природе человека, на втором - юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести, достоинства и собственности граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав по организации и управлению обществом. Ограничение индивидуальных прав и свобод граждан происходит сознательно, на основе коллективного соглашения - общественного договора.
Начало утопической традиции в социальной философии было положено близким другом и последователем Эразма Роттердамского - Томасом Мором (1478-1532), английским юристом, философом, политическим деятелем. Его основное произведение - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия" - не представляет собой собственно философского сочинения. Это древнейший литературный жанр, в котором острые обличения реального общества соседствуют с фантазией, вымыслом, рисующим образ идеального будущего в его мельчайших подробностях, но без указания путей и средств его достижения. В переводе с греческого лова "утопия" обозначает "место, которого нет", или "то, что не находится в каком-нибудь месте". Интересна и этимология некоторых названий в "Утопии" Т. Мора. Столица Утопии - Амаурото в переводе с греческого обозначает "исчезающий", река - Анидра - лишенная воды, правитель Адем - правитель без народа.[14]
Вместе с тем, в произведении Т. Мора очевидно влияние Платона, стоиков, томизма, Эразма Роттердамского. Широкую популярность книги можно объяснить присутствующей в ней идеей об отмене частной собственности, равенства в потреблении и уровне жизни, примате общественного, коллективного над индивидуальным. Подобные мысли высказывались еще античными авторами. Их актуализация в эпоху Возрождения полностью совпала с потребностью общества в мечте, идеале, способном смягчить переживание негативных моментов, связанных с развитием буржуазного общества.
Вторым представителем раннего утопического коммунизма является итальянский поэт, философ, политический деятель Томмазо Кампанелла (1568-1639). Главный труд - "Город Солнца" - был написан им в период 27-летнего заключения в тюрьмах инквизиции по обвинению в ереси за руководство заговором с целью освобождения Южной Италии от власти испанцев. Как и у Т. Мора в "Утопии" в "Городе Солнца" отсутствует частная собственность, солярии (граждане) трудятся на общее благо с учетом индивидуальных склонностей. В распределении благ действует коммунистический принцип: каждый получает то, что ему нужно. Дети воспитываются обществом, семья отсутствует, частная жизнь и быт строго регламентируются. Подчеркивание приоритета общественного интереса над личностно-индивидуальным явилось реакцией на резкую индивидуализацию жизни в ренессансной культуре, что требовало активизации профессиональной деятельности, умения найти свое место в жесткой конкуренции, высокой степени личной ответственности. Наиболее активные слои городского населения Европы постепенно приспосабливались к этим требованиям, их интересы концептуализировал Н. Макиавелли. Но подавляющая часть остального населения - городские и деревенские низы - испытывала огромные трудности и страдания. Сочувствием к ним и проникнуты произведения утопистов, выступавших против социального расслоения, за общинный образ жизни, религиозность народа, нормы естественного права.
После Т. Мора утопии плодились как грибы. По-своему они были уместны в XVII, XVIII и даже в XIX вв., но их возникновения на ренессансной почве – это символ того, что с гуманизмом что-то неблагополучно. Ренессансный человек перестает доверять как истории (отсюда личные острова), так и человеческой природе (мотив мелочной регламентации общественной жизни).
От богоподобия человека не остается и следа. Маятник повернулся в противоположную сторону.
Человеческое в человеке можно удержать только тогда, когда есть живое ощущение Бога. Там, где его нет, непомерное самопревознесение перемешается с полным самоуничтожением.
Как указывалось выше, в эпоху Возрождения происходит изменение представлений о социальном времени, оно приобретает характер важнейшей категории культуры, в которой появляются исторический и профессионально-личностный аспекты. На этой основе становится возможным обозначить будущие контуры исторической науки и сформулировать некоторые проблемы философии и методологии истории.
Время в рассматриваемую эпоху впервые стало историчным, появились представления о конкретном, текущем его моменте, выразившееся в строгом счете времени, появлении понятий изменчивости, текучести, относительности. На ратушных башнях городов устанавливаются часы, регулирующие ритмы профессиональной деятельности. В сознании человека складывается вывод о том, что он должен многое успеть в отведенный ему момент времени, активность тем самым переносится в сферу земной, реальной жизни, труда.
Еще более значимо историчность сознания Возрождения проявилась в соотнесении своего времени с античностью и Средними веками. Первыми свое время как нечто новое осознали Данте и Петрарка, они открыли историческую перспективу и ретроспективу. Гуманисты проявили значительный интерес к истории, методике ее изучения, принципам изложения, осуществили критический анализ исторических сочинений. Секуляризация исторической мысли способствовала привлечению естественных причинных связей для объяснения событий, но при их недостатке использовалась традиционная схема объяснения с образом фортуны в основе.
Леонардо Бруни (1374-1444) предпринял первую попытку концептуального обоснования послебиблейской истории через категорию свободы: Рим пал вследствие утраты политической свободы его граждан; Италия обретет свободу начнет возрождение культуры благодаря независимым городам. Флавио Бьондо (XV в.) оформил новый подход к периодизации всеобщей истории, выделив в ней античность как золотое время, темные средние века и будущее время, которому предшествует настоящее. Лоренцо Валла (1407-1457) начал филологический анализ исторических источников, поставил проблему языка и понятийного аппарата исторических исследований. Франческо Патрици (1529-1597) провозгласил истину целью исторического исследования. Потребность в истине имеет общественный характер, ее получение должно опираться на научные методы. В своем сочинении "Десять диалогов об истории" - он разделяет историческую науку и философию, подчеркивая различие в их предметах: если философия - это наука об основаниях и причинах, то история - о действиях и их следствиях.
Для развития гуманистической историографии большое значение имела деятельность Павла Эмилия из Вероны, Полидора Виргилия из Англии, Луция Маринео из Испании, Гамотто Марцио из Венгрии, Филиппо Буонаккорзи из Польши. Во второй половине XVI в. во Франции сложилась яркая гуманистическая историографическая традиция во всех формах и жанрах. Первый трактат по истории цивилизаций принадлежит Луи Леруа, в нем высказана мысль о том, что каждая культура развивается и прогрессирует, но имеет свой предел. Франсуа Бодуэн, принадлежавший к одному из самым глубоких направлений во французской историографии - юридической школе, в своем произведении "Об обосновании всеобщей истории и ее соединении с юриспруденцией" показал, что история не жанр познавательной литературы, а гуманитарная наука. Как наука она должна иметь свой документальный материал и метод, но лишена их, поэтому ей нужно в своем становлении ориентироваться на юриспруденцию. Жан Боден также ставил историю в зависимость от юридических наук. Однако значение творчества Бодена этим не ограничивается.
Жан Боден и Поплиньер являются наиболее видными представителями не только теории, но и философии истории, их можно считать зачинателями исторической методологии и истории историографии как новых дисциплин. Жан Боден работал в университете Тулузы на юридическом факультете, занимался активной политической и государственной деятельностью, выступая за усиление королевской власти. Некоторые его работы с очевидно антиклерикальной направленностью не решались публиковать даже после смерти, в XVII в. они были опубликованы, а с XIX в. их популярность возросла. Основные работы: "Метод для многого познания истории", "О государстве", "Демономания колдунов" и др. В философии истории Жана Бодена центральной является теория прогресса, отвергающая представления о "золотом веке". Свидетельством восхождения человека ко все более совершенным формам цивилизации являются успехи науки, техники, торговли, географические открытия, связавшие в единую семью весь мир, смягчение нравов. А впереди человечество ждет еще множество открытий. Анализируя общие принципы человеческих действий в истории, Ж. Боден высказал свое отношение к революциям, показал, что они вызываются экономическими и социальными причинами, но революции, ведущие к уничтожению неравенства гибельны, для их предотвращения государство должно принимать меры, т.к. без частной собственности невозможно существование государства. Важный вклад внес Боден в обоснование принципов исторического познания, структуры и методов исторической науки, методики критики источников. Статус истории предъявляет большие требования к историку, - подчеркивал Боден, - он должен быть объективен, критичен, неподкупен, проницателен, красноречив, широко образован и хорошо осведомлен.
Выводы. Эпоха Возрождения изменила взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложила глубокий отпечаток на характер всей последующей философии и науки. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной почве, развив интерес к знаниям, к научному осмыслению мира. Все это дало мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложило основы опытного естествознания Нового времени.
Итак в эпоху Возрождения социально-философская мысль обратилась к анализу важнейших для того времени проблем общественного бытия в политической и социокультурной, исторической сферах жизни. Эти исследования закладывали фундамент политологии, философии политики, исторической науки и философии истории.
Завершая рассмотрение философии Возрождения необходимо еще раз отметить такие ее особенности, как:
· гуманизм и антропоцентризм;
· антисхоластическая и антиклерикальная направленность;
· ориентация на античные (греко-римские) образцы;
· универсальность интересов, разнообразие проблем, средств и форм их репрезентации.
Ренессансная философская мысль стала важным этапом в развитии духовной культуры Европы, ее историческое значение заключается в следующем:
· обосновала новый образ человека в культуре, акцентировала философско-антропологическую проблематику с точки зрения анализа потенциальных и актуальных возможностей человека не только в духовной, но и в материальной деятельности;
· ассимилировала достижения естествознания и реабилитировала онтологический статус материально-предметного мира, природы;
· в диалоге с античным и полемике со средневековым наследием сохранила преемственность в развитии рационально-теоретической культуры философского исследования;
· выработала оригинальные подходы в этике, философии истории, философии политики и эстетике.
Таким образом, философия и духовная культура Возрождения мировоззренчески подготовила основания для создания новоевропейской картины мира, базовыми ценностями которой стали гуманизм, научно-технический прогресс, гражданское общество, свобода.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Почему философия эпохи Возрождения носит антропоцентрический характер?
Как решается проблема Бога в философии Н. Кузанского?
Какие идеи Возрождения и Реформации оказали воздействие на идеологию и практику западного общества?
Какое влияние оказала смена мировоззренческих ориентиров (теоцентризма на антропоцентризм) на последующую европейскую культуру?
ЛИТЕРАТУРА
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1. М., 1986; Т. 2. М., 1988; Т. 3. М., 1992.
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. VI-XV вв. М.-Л., 1964.
Галилей Г. Пробирных дел мастер. М., 1987.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
Гуковский Н.А. Итальянское Возрождение. М., 1990.
История философии. Запад - Россия - Восток. М., 1996. Кн. 2.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Реале Дж., Атисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. С.-П., 1995.
Ревункова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. М., 1989.
Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
Соловьев Э. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 250.