Но содержательные ее части не исчерпываются только этими функциями. Следует выделить еще и онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, логическую, эвристическую, гуманистическую функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как онтология философия является учением о бытии. В качестве гносеологии философия изучает источники, формы и методы познания. Если философия изучает способы познания, то она выступает методологией. В качестве логики философия изучает взаимосвязь и взаимопереход идей. Аксиология – это учение о ценностях. Эвристика (буквально в переводе с греческого нахождение) занимается поисками путей творчества и их обоснования. Гуманистическая (от лат. gumanus – человечный) функция философии реализуется в философском учении о человеке, которое часто называется антропологией (от греч. antropos – человек). О каждой из этих функций много написано.

Отсюда, вывод: в чем же состоит назначение философии? Почему человек философствует? Немецкий философ М. Хайдеггер считал философию вопрошанием в поиске удела человека. По Хайдеггеру, философия есть ностальгия, тоска по тому, чтобы везде быть дома в мире, где нам суждено быть или не быть. А если быть, то каким?

Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать иначе, ибо это самый универсальный и необходимый способ существования. И на всем протяжении истории человечества человек стремился возвысить способ своего существования. И назначение философии в том, что в конечном счете она возвышает человека, обеспечивает универсальные условия для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения лучших условий состояния человечества.

И, приступая к изучению философии, следует исходить из того, что она представляет собой не просто набор истин, которые можно сосчитать и запомнить для сдачи зачета или экзамена. Философия – это динамичный, светящийся мир понятий и идей, проблем, вопросов, сомнений, верований. И научиться ориентироваться в этом мире очень непросто. Отсюда, необходимо вначале обратиться к истории философии, а потом перейти к систематическому курсу. При освоении исторического материала может возникнуть опасность принять за истину исторические заблуждения, которые уже давно преодолены в силу развития человеческой культуры. Но это мы можем встретить и в математике, и в физике.

Сложность же здесь в том, что философия на протяжении многих веков пользуется такими словами, как истина, красота, благо, идея... Но смысл их меняется по мере развития философии. Для их понимания необходимо знать то, что уже подвергалось осмыслению, сделанные неудачные и удачные выводы. Как показывает практика, тот, кто не знает истории развития философских идей, рискует повторить неудачи прошлого. И этого следует избегать.

Экскурс в историю философии поможет выйти и на современные сложнейшие философские проблемы, выводящие нас на жизнь. Но, обращаясь к выдающимся философам разных эпох, отчетливо видно, как и в своих ошибках они могли быть важными, фактически стимулируя мысль на новые открытия. И как справедливо заметил А.Ф. Лосев, история философии – это база духовной культуры в целом.

Таким образом, философия – это живое знание. Она не сводится только к сумме теоретических положений, которые можно перенести из одной головы в другую. Философия – это жизнь в строгом и точном смысле этого слова, – жизнь, в которой нет готовых образцов и стереотипов, нет шаблонов, на которые можно оглядываться и следовать им. Все что можно свести к такому набору шаблонов и стереотипов, к сумме готовых и законченных знаний – все это нефилософское в философии.

Вместе с тем, при изучении философии вам бросится в глаза, что учебник сообщает сложившиеся и устоявшиеся категории философского мышления, тенденции и традиции веками сложившейся философской мысли. Они же могут породить иллюзию того, что философию можно выучить на манер физики, математики, а не выстрадать.

А между тем философские истины, их поиски доступны лишь «живому» человеку, пытающемуся познать самого себя, свое место в мире, человеку, мучающемуся вечными вопросами своего бытия, сомневающемуся, ищущему. И данная лекция ставит своей целью провести точку зрения, согласно которой философия должна не только передавать знания, но будить человека, его душу, его мысль. Размышления о философских проблемах дают человеку возможность творческого включения в сложившийся жизненный процесс, зажигая огонь мышления. И благодаря ему может произойти «второе рождение» человека – рождение его в духе.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Можно ли утверждать, что каждый человек философ?

Мышление на уровне мифа: история или реальность?

Философия и религия, их сходство и различие.

Что обозначает слово «философия» и кто его автор?

Является ли философия наукой?

Как Вы формулируете основной вопрос философии?

Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит того, – значит ответить на основной вопрос философии»?

Чем можно объяснить наличие противоречивых точек зрения на сущность и значение философии?

Какова перспектива философии?

Каково место философии в общей системе знаний и должна ли философия быть партийной наукой?

 

ЛИТЕРАТУРА

Виндельбанд Д. Что такое философия? СПБ. 1997.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию? М., 1990.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9.

Никифоров А.Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Философия и мировоззрение. М., 1990.

Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Чанышев А.П. Начало философии. М., 1992.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

 

 

 

 



ПО ФИЛОСОФИИ

     
 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.