Санкт-Петербург предлагает широкие возможности выбора мест приложения труда и более высокие заработки по сравнению с Гатчинским муниципальным районом. Также отмечаются и обратные трудовые миграции из Санкт-Петербурга (особенно характерные для сетевых структур, имеющих экономические связи с предприятиями и организациями Санкт-Петербурга), но в меньшем масштабе. Ежедневная трудовая маятниковая миграция в Санкт-Петербург составляет около 25-40 тысяч человек (около 18-30 % численности населения в трудоспособном возрасте).
Ситуация осложняется тем, что уровень зарплат в Гатчинском районе не может конкурировать с зарплатами Санкт-Петербурга.
Уровень жизни населения
Сравнение показателей индекса роста реальной и фактической заработной платы по поселениям позволило выделить две группы поселений: поселения, в которых отмечается небольшой реальный рост средних зарплат и поселения, в которых рост средних зарплат не соответствует уровню инфляции. В целом можно отметить, что до 2013 года рост заработной платы по всем поселениям отвечал уровню инфляции и только в 2014 году кризисные явления отразились на 6 поселениях, где отмечается даже снижение фактического среднего уровня зарплат, а не рост (что связано с динамикой курса валют и в целом кризисными явлениями, которые отразились на развитии крупных и средних производств). При этом, лидерами по среднему уровню заработной платы по крупным и средним предприятиям являются Большеколпанское, Коммунарское, Гатчинское, Сусанинское и Веревское поселения, в которых отмечается значение показателя выше среднего по району. В том числе Гатчинское и Веревское поселения вошли в число муниципальных образований, на которых наиболее сильно отразились кризисные явления с характерным отсутствием реального роста доходов населения начиная с 2014 года с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации. По темпам роста заработной платы в лидерах поселения – Сусанинское, Войсковицкое, Большеколпанское. Отрицательнцю динамику показало лишь Елизаветинское поселение.
Для сравнения уровня жизни населения Российской Федерации Госкомстатом проводится сравнительная характеристика Индекса стоимости жизни по городам (табл. 5). Город Гатчина, включенный в данный рейтинг, является вторым по Ленинградской области после г.Выборга по стоимости жизни в 2017 году.
Таблица 3.
Индекс стоимости жизни по отдельным городам Российской Федерации по официальным данным Госкомстата (сравнительная характеристика для городов Ленинградской области
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | |
Российская Федерация | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Волхов | 0,94 | 0,96 | 0,95 | 0,95 | 0,98 | 1.01 |
Выборг | 1,09 | 1,08 | 1,08 | 1,05 | 1,05 | 1,03 |
Гатчина | 1,01 | 1,03 | 1,03 | 1,02 | 1,03 | 1,07 |
Кингисепп | 1,01 | 0,99 | 1,01 | 1,06 | 1,07 | 1,10 |
Кириши | 1,01 | 1,01 | 1,00 | 0,99 | 0,99 | 0,98 |
Тихвин | 0,99 | 1,00 | 1,02 | 1,03 | 1,03 | 1,03 |
Тосно | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,03 | 1,05 | 1,05 |
Предпринимательская среда
По своей природе предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.
Внешняя среда охватывает широкий круг элементов, образуя своеобразное системно–организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность.
Структура экономического комплекса характеризуется следующими основными базовыми показателями: структура отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг и структура занятости населения. В настоящее время данные показатели рассчитываются только по крупным и средним предприятиям.
Экономический комплекс Гатчинского муниципального района носит многоотраслевой характер. Гатчина является ведущим промышленным центром Ленинградской области. В соответствии с данными Паспортов Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина», наибольший удельный вес в структуре отгруженных товаров собственного производства приходится на обрабатывающие производства (72-80%), в то время как в структуре занятости на данный вид деятельности приходится порядка 30 %.
Важную роль в развитии реального сектора экономики Гатчинского муниципального района играет научно-инновационный комплекс. По виду деятельности «научные исследования и разработки» по Гатчинскому району занято 2,9 тыс. человек, что составляет 3,4 % от общей численности занятых в экономике по крупным и средним предприятиям.
В данной сфере реализуются крупные инвестиционные проекты, способные в перспективе стать важнейшим фактором развития инновационной экономики. В связи с тем, что развитие научно-инновационного потенциала относится к федеральному и региональному уровням, для муниципального района данный фактор носит внешний характер – в качестве потенциала реализации возможностей развития.
Динамика объема отгруженных товаров собственного производства (2013-2017 годы) |
Лидирующие позиции по объемам отгрузки товаров собственного производства среди обрабатывающих предприятий занимают «производство бумаги и бумажных изделий» 28,6% и «производство пищевых продуктов» 21,7%.
За 2017 год объем отгрузки товаров собственного производства по виду деятельности «производство пищевых продуктов» снизился на 7,4% относительно 2016 года.
Промышленный комплекс
Важнейшее место в экономике Гатчинского муниципального района занимает стабильно развивающийся многоотраслевой промышленный комплекс, в основе которого развитие обрабатывающих производств. Большая часть доходов бюджета района формируется за счет поступлений от промышленных предприятий. В совокупном районном продукте доля промышленности составляет более 90 %. Таким образом, развитие промышленных предприятий оказывает значительное влияние на процесс социально-экономического развития Гатчинского муниципального района.
В современных условиях практически каждое предприятие занимается диверсификацией производства, инвестирует средства в расширение, реконструкцию и модернизацию существующего производства. Наиболее крупные предприятия расположены в г.Гатчина, г.Коммунар, а также Большеколпанском, Новосветском и Веревском поселениях. Ряд предприятий Гатчинского муниципального района, являются лучшими в своей отрасли не только в Ленинградской области, но и в России.
Среди лидеров можно отметить следующие:
- ООО «Галактика» - одно из самых высокотехнологичных предприятий пищевой промышленности в Европе. ООО «Галактика» входит в группу компаний «Галактика», являющуюся лидером молочной отрасли региона.
- ОАО «Гатчинский хлебокомбинат» - входит в холдинговую компанию «Петрохлеб» и является одним из крупнейших комбинатов холдинга по производству хлебобулочных и кондитерских изделий Ленинградской области.
- На территории МО «Город Коммунар» осуществляют свою деятельность такие предприятия целлюлозобумажной промышленности, как ЗАО «Кнауф Петроборд» (бывший ОАО «СПб КПК»), ОАО «БФ Коммунар» и ОАО «Илим Гофра».
- ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод» - один из лидеров российской комбикормовой промышленности является ведущим предприятием отрасли Северо-Западного региона.
- ОАО «218 авиационный ремонтный завод» - одно из крупных предприятий по ремонту авиационных двигателей в России. Устойчивое финансовое положение «218-АРЗ», высокий рейтинг в авиаремонтной сети РФ дает дополнительные возможности для развития предприятия и повышает интерес к нему на внутреннем и внешнем рынках.
- ОАО «Завод «Буревестник» - многопрофильное предприятие, специализирующееся на выпуске судовой арматуры, теплообменных аппаратов, арматуры для нефтегазодобывающей промышленности и арматуры топливно-энергетического комплекса, и других товаров народного потребления.
- ОАО «Завод «Кризо» - одно из старейших петербургских предприятий (год основания 1883, с 1964 г. расположен на территории г.Гатчина) специализируется на выпуске уникальных радиоэлектронных комплексов для отечественного судостроения и оказании сервисных услуг по ремонту.
Агропромышленный комплекс
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, процентов |
Свиноводство представлено подотраслью в ОАО «Племенной завод» Пламя» (поголовье свиней 7,1 тыс. голов). Птицеводство представлено основными предприятиями: ЗАО «Агрокомплекс «Оредеж», ООО «Леноблптицепром», ЗАО ППФ «Войсковицы», ООО «Перепелочка». Поголовье птицы на предприятиях более 3 млн. голов.
Производство яиц более 605 млн. шт. 10 предприятий производят 62 тыс. тонн молока (прирос 103% к 2016 году). Кроме того, на территории муниципального района расположен ГУ ЛНИИСХ РСХА «Белогорка», специализирующийся на фундаментальных научных исследованиях в области селекции и семеноводства.
Развитие сельскохозяйственного комплекса играет также важную социальную роль в развитии сельской местности, в том числе в качестве мест приложения труда сельского населения, самозанятости. Удельный вес сельского хозяйства в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, составляет 7,9 % (прирост на 1,3% по сравнению с 2015 годом).
Малое предпринимательство
Особая роль в развитии экономики принадлежит малому и среднему бизнесу Гатчинского муниципального района. Развитие малого предпринимательства имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, росту доли квалифицированного персонала, увеличению налоговых поступлений в бюджет района. В последние годы в Гатчинском муниципальном районе в сфере малого и среднего предпринимательства наблюдался устойчивый рост большинства основных показателей деятельности. За период 2015 – 2017 годы число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось с 8465 единиц до 9014 единиц. На 10 тысяч человек населения Гатчинского муниципального района приходится 369 субъектов малого и среднего предпринимательства, что выше среднего показателя по Ленинградской области (353 субъектов на 10 тысяч человек).
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц |
На территории Гатчинского муниципального района услуги бизнес-инкубирования реализуются на 4-х площадках (3 в г. Гатчина и 1 в гп. Тайцы). Количество субъектов, расположенных в бизнес-инкубаторах – 59 единиц (104 рабочих места) на 01.01.2018.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Гатчинском муниципальном районе осуществляется в рамках действующих муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными мероприятиями программ является имущественная, финансовая, консультационная и образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Также в рамках программ проводятся конкурсы профессионального мастерства среди предпринимателей района в сфере парикмахерского искусства и в сфере общественного питания, профессиональные праздники, освещение актуальных вопросов по развитию малого бизнеса в средствах массовой информации и на официальном сайте Гатчинского муниципального района.
Таблица 4.
Динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства
(без индивидуальных предпринимателей)
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Средне-годовой индекс % | |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, млн.руб. | |||||
Гатчинский муниципальный район | 21507,9 | 22017,5 | 18919,1 | 18469,2 | 110,1 |
МО «Город Гатчина» | 7788,5 | 8829,4 | 6813,3 | 8461,2 | 104,9 |
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 36,2 | 40,1 | 36,0 | 45,8 | |
Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) , млн.руб. | |||||
Гатчинский муниципальный район | 896,7 | 1169,8 | 455,9 | 744,8 | 114,2 |
МО «Город Гатчина» | 189,3 | 103,8 | 30,3 | 152,4 | 195,7 |
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 21,1 | 8,9 | 6,6 | 20,5 | |
Среднесписочная численность работников (человек) | |||||
Гатчинский муниципальный район | 9799 | 10605 | 7332 | 7485 | 102,0 |
МО «Город Гатчина» | 4033 | 4629 | 3133 | 3428 | 97,3 |
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 41,1 | 43,6 | 42,7 | 45,8 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников (тыс.рублей) | |||||
Гатчинский муниципальный район | 21,1 | 21,9 | 23,3 | 27,1 | 106,2 |
МО «Город Гатчина» | 18,4 | 19,4 | 20,4 | 23,6 | 108,8 |
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 87,2 | 88,6 | 87,6 | 87,1 |
На территории Гатчинского муниципального района функционируют две организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства: «Муниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» Гатчинского муниципального района (МФ ПМСП) и Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства – микрокредитная компания МО «Город Гатчина» (МСП Фонд).
С 2017 года в Гатчинском районе действует центр народно-художественных промыслов и ремесел, в 2018 году одним из приоритетных направлений развития также является социальное предпринимательство, включающее в себя деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми.
Сегодня на повестке дня стоит вопрос акселерации малого бизнеса. Необходимы меры по стимулированию микропредприятий, что бы было выгодно вкладывать деньги в капитализацию, в масштабирование своего бизнеса, в увеличение количества рабочих мест, в повышение объема производства, внедрение новых технологий и переходу в разряд малого, а затем среднего бизнеса. Отсутствие массового перехода говорит о невозможности в ближайшем будущем обеспечить темпы роста экономики выше, чем в среднем в мировой экономике.
Основные проблемы, сдерживающие успешное развитие малого предпринимательства:
-недостаточность собственных финансовых средств (первоначальный капитал, капитал на модернизацию и развитие) для развития предпринимательства;
- проблемы с получением кредитных ресурсов и высокая % ставка банков;
- высокий уровень конкуренции и неравнозначные условия с сетевыми предприятиями в сфере торговли (эта проблема наиболее актуальна для поселений района);
- снижение платежеспособного спроса населения;
- недостаточная квалификация самих предпринимателей и наемных работников.
В качестве мер, направленных на преодоление проблем, можно отметить реализацию мероприятий муниципальных программ на территории Гатчинского муниципального района, направленных на поддержку предпринимательства, в том числе включающих поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления субсидий за счет местного и областного бюджетов; обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; патентную систему налогообложения, а также «налоговые каникулы»; организацию муниципальных ярмарок и выставок с привлечением предпринимателей района; возмещение затрат за счет средств областного бюджета на приобретение автолавок; разработку новых программ по поддержке предпринимательства на муниципальном уровне и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года на областном уровне.
Инвестиции
В последние годы на территории Гатчинского муниципального района отмечается относительно устойчивый уровень инвестиционной активности, однако нельзя не упомянуть, начиная с 2016 года, об отрицательном тренде – снижение объемов инвестиций. Инвестиции в основной капитал по организациям Гатчинского муниципального района, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 2017 год составили 6 649,3 млн. рублей, темп роста 90% к аналогичному периоду 2016 года:
- 22,5% от общего объема инвестиций составляют инвестиции в строительство.
- 17,9,0% от общего объема составляют инвестиции в профессиональную, научную и техническую деятельность.
- 12,4% от общего объема составляют инвестиции в «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов».
- 9,0% от общего объема инвестиций инвестировали в свое развитие обрабатывающие производства.
- 6,2% от общего объема составляют инвестиции в сельское хозяйство.
В структуре инвестиций 38,0% составляют собственные средства предприятий и организаций; 62,0 % - привлеченные средства, из которых 59,4% – бюджетные средства; 3,2% – кредиты банков; 1,5% - заемные средства других организаций.
Гатчинский муниципальный район активно участвует в реализации проекта Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области по внесению данных об инвестиционных площадках, расположенных на территории района в единой системе по инвестиционному развитию Ленинградской области «ИРИС» (https://map.lenoblinvest.ru), которая позволит потенциальному инвестору найти необходимую площадку для своего инвестиционного проекта.
Инвестиционная деятельность также имеет значительные территориальные различия. Основной объем инвестиций за последние 4 года пришелся на 4 поселения: Гатчинское ГП, Большеколпанское СП, Коммунарское ГП и Войсковицкое ГП (94% общего объема накопленных инвестиций). При этом в экономику Гатчинского ГП вложено более 60 % всех инвестиций Гатчинского муниципального района.
В развитии показателей экономического потенциала можно отметить связь между инвестиционными накоплениями и более высокими показателями объемов отгруженных товаров собственного производства. При этом, удельный вес налоговых поступлений в составе доходной части бюджета не имеет такой сильной зависимости от объемов отгруженных товаров собственного производства, что подтверждается характером налоговых статей – это преимущественно налоги на имущество (от 22 % до 92 % налоговых доходов местных бюджетов).
Туризм
Мировой опыт показывает, что туристская отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство и правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики.
2015 год | 2016 год | 2017 год | |
Кол-во туристов (с ночевкой) | 11927 | 12552 | 13180 |
Кол-во экскурсантов (без ночевки) | 318015 | 365420 | 401962 |
Гатчинский район обладает высоким потенциалом в сфере развития въездного, внутреннего, социального, религиозного, культурно-исторического и экологического туризма. Район большими туристскими ресурсами, многие имения и памятные места сохранились до наших дней и располагают к совершению познавательных и тематических экскурсий, велосипедных прогулок и туров, пешеходных и водных походов.
Гатчина на протяжении последних лет уверенно входит в тройку лидеров - городов по посещаемости в Ленинградской области. Ежегодно число туристов растет.
Уникальная история Гатчины как императорской резиденции, центра императорской охоты и колыбели Российской военной авиации привлекает внимание туристов со всей России.
На территории Гатчинского муниципального района располагаются свыше 100 объектов показа, среди них: 15 усадебно-парковых комплексов, 27 храмов разных конфессий, 11 музеев различного уровня, 4 памятника природы и 3 природных заказника.
Туристская отрасль может предложить гостям Гатчинского района разнообразные программы посещения Гатчины и района: познавательно-экскурсионные туры, этнографические и краеведческие, религиозно-паломнические, спортивно-оздоровительные, по интересам (охота, рыбалка и т.д.), экологические, бизнес-туры, а также комбинированные программы.
Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на ее территории туристско-рекреационного комплекса, отвечающего современным требованиям.
На протяжении 2012-2017 годов администрацией Гатчинского муниципального района проводилась планомерная организационная работа в направлении содействия развитию туризма: организовано взаимодействие с турфирмами Петербурга, создана база данных краеведов и экскурсоводов, проведены рекламные туры и семинары, разработаны новые туристические маршруты.
В 2017 году в помощь путешественникам а Гатчине был открыт Информационно-туристский центр, который создал реестр туристических достопримечательностей и их карты-схемы, разработал ряд экскурсионных маршрутов, среди которых «Дворянских гнёзд забытые аллеи», «Старинные усадьбы: второе дыхание» и другие. Тематические экскурсии по знаковым гатчинским местам пользуются популярностью среди турфирм Санкт-Петербург.
Также одним из главных событий стало включение культурных объектов Гатчины и района в маршруты межрегионального проекта «Серебряное ожерелье», среди которых «Дворянские усадьбы» и «Города воинской славы». В настоящий момент рассматривается возможность включения культовых объектов Гатчинского района в маршрут «По святым местам».
В Гатчине и Гатчинском районе активно развивается событийный туризм – стали уже традиционными и любимыми гостями такие праздники как:
- «Пушкинский праздник»;
- Праздник ингерманландских финнов «Юханнус»;
- День рождения Куприна;
- «Ночь музеев»;
- Реконструкция Клястицкого сражения.
Динамично развивается совместный проект администрации Гатчинского муниципального района и Гатчинского музея-заповедника для развития туризма в гатчинском регионе – «Выходные в Гатчине». В рамках проекта разработана и реализуется программа не только разовая, экскурсионная, а рассчитанная не на один день пребывания. Такие проекты как «Ночь света», «Ночь музыки», «Оперетта парк» - стали яркими события в культурной жизни Ленинградской области.
Начиная с 2017 года идет реализация крупного инвестиционного проекта, в рамках которого в с. Рождествено полным ходом идет строительство единственного в России многофункционального межмузейного центра. В 2018 году будут начаты работы по благоустройству территории у музея «Дом станционного смотрителя» в д. Выра.
Индивидуально | Группа | |
Проживание в 2-х местном номере | 1000 р. | 600 р. |
Питание (обед +ужин) | 1200 р. | 600 р. |
Экскурсия пешеходная по Гатчине (от 1 до 20 чел.) | 1950 р. | 1000 р. |
Входные билеты в Гатчинский Дворец + экскурсия | 470 р. | 470р. |
Сувениры | 500 р. | 500р. |
Итого : | 4720 р. | 2270 р. |
Культурный туризм становится сегодня самым популярным видом отдыха. Отправляясь в тур, люди хотят не просто осмотреть достопримечательности, но и увидеть яркие, красочные события, тематически связанные с их поездкой: фестивали, концерты, спектакли, исторические реконструкции. А в идеале – самим принять участие, скажем, в костюмированных постановках или мастер-классах по изготовлению сувениров. Именно такие туристические программы создает и предлагает своим гостям Гатчинский район.
Например, вошла в активную фазу работа по переформатированию экскурсии по объектам знаменитого «Пушкинского кольца» в полноценную туристическую поездку, включающую: просмотр постановок, тематически связанных с произведениями Пушкина и организуемых непосредственно на музейной территории; знакомство с народным бытом и традициями; участие в конкурсах и импровизированных инсталляциях; отдых на лоне природы в одном из загородных гостевых комплексов.
Гатчинский район так же обладает этнографическим потенциалом с проживанием на ее территории народов разных культур (ижоры, ингерманландские финны и др.), часть из которых до сих пор сохранили своеобразные черты своего быта.
Однако, большинство объектов культурно-исторического наследия Гатчины и района сегодня малопривлекательно для современных туристов, требующих от отрасли новых стандартов комфорта. Опять же, в районе находится немало исторических объектов, требующих реставрации – более половины объектов культурного наследия, находящихся в собственности, требуют неотложных мер по консервации или реставрации. К негативным факторам развития отрасли можно отнести плохую пешеходную доступность до мест показа объектов, дефицит мест размещения и гостеприимства: к примеру, на территории района имеется всего 15 отелей и хостелов, 6 гостевых домов, не хватает парковочных мест для туристических автобусов – их всего семьдесят.
Потребительский рынок
Развитие потребительского рынка и сферы услуг ориентированно на удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Состояние потребительского рынка Гатчинского района характеризуется, как стабильное с высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам и оказываемым услугам населению.
Сеть предприятий потребительского рынка представлена предприятиями розничной, оптовой торговли, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания.
Развитию рынка способствует оснащение предприятий новым технологическим оборудованием, совершенствование производства, применение прогрессивных форм и методов
обслуживания, открытие новых объектов.
На территории района функционируют 42 торгово-развлекательных комплекса и центра (23 на территории МО «Город Гатчина»), количество объектов торговли в них составляет -1091 (865 на территории МО «Город Гатчина»).
В Гатчинском районе продолжают активно осуществлять деятельность торговые сети, количество которых на отчетный период составило:
-розничной торговли: 143 сети в 383 предприятиях, в том числе на территории МО «Город Гатчина» 141 сеть в 277 предприятиях,
-общественное питание: 18 сетей в 28 предприятиях, в том числе на территории МО «Город Гатчина» 18 сетей в 27 предприятиях.
В отдаленных и труднодоступных населенных пунктах городских и сельских поселений осуществляется обслуживание населения 28 автомагазинами продовольственной и непродовольственной группы товаров. Администрациями поселений разрабатываются маршруты движения автомагазинов, часы обслуживания, периодичность, а также ассортимент продаваемых товаров.
Нестационарная сеть торговых объектов размещается в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов, разработанных и утвержденных в каждом поселении.
На территории Гатчинского муниципального района развивается ярмарочная торговля. В соответствии с справочной общедоступной системой ярмарочных площадок Ленинградской области на территории Гатчинского муниципального района зарегистрировано 17 ярмарочных площадок, в том числе на территории МО «Город Гатчина» 8 ярмарочных площадок. За 2017 года проведено 56 ярмарок с общим количеством торговых мест- 1822, их них на территории МО «Город Гатчина» 33 ярмарки с общим количеством торговых мест 1555.
Одним из показателей успешной работы отрасли является оборот розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Оборот наблюдаемых Петростатом предприятий, не относящихся к малому предпринимательству (включая средние), численность работников которых превышает 15 человек за 2017 года составил:
Таблица 5
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Средне-годовой индекс % | |
Розничная торговля (млн.руб.) | 10145,8 | 12992,3 | 13562,4 | 14877,2 | 114,1 |
Общественное питание (млн.руб.) | 119,8 | 135,3 | 128,2 | 132,6 | 103,7 |
Объем платных услуг населению (млн.руб.) | 3408,6 | 3320,7 | 3560,4 | 3667,4 | 102,5 |
Рост оборота розничной торговли, общественного питания, объема платных услуг населению говорит о стабильном развитии потребительского рынка Гатчинского муниципального района.
Основными проблемами отрасли являются: отсутствие свободных денежных средств у субъектов малого и среднего предпринимательства для развития модернизации, высокие ставки по кредитам, слабое развитие предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения в сельских поселениях, вследствие низкой платежеспособности населения, отсутствия спроса и невысокой рентабельности.
Социальная среда
Социальная среда – окружающие человека совокупность материальных и духовных условий его существования и деятельности индивидов и социальных групп. Развитие социальной инфраструктуры оказывает прямое воздействие на экономические результаты деятельности человека.
1.5.1 Система образования
Система образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области представлена 105 муниципальным образовательным учреждением, из них:
40 - общеобразовательная школа, 54 – дошкольных образовательных учреждения, 11 – учреждений дополнительного образования;
Сеть образовательных учреждений Гатчинского муниципального района обеспечивает доступность качественного образования различным категориям детей и подростков, образовательное пространство района сформировано с учётом запросов населения района и ориентировано на образовательные возможности обучающихся. Ежегодно осуществляется работа по созданию оптимальных условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, по обеспечению гарантий доступности и по повышению качества образования на основе реализации идей модернизации образования.
Система дошкольного образования Гатчинского муниципального района включает 65 образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, из них: 54 – муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 5 – общеобразовательных школ, реализующих программы дошкольного образования, 2 – начальные школы - детский сад, 3 – негосударственных дошкольных образовательных учреждения, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования (частные детские сады «Планета детства», «Творец» и ИП «Копцева»), 1 – дошкольное образовательное учреждение Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в Гатчинском муниципальном районе функционируют 7 учреждений различной организационно-правовой формы, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (ИП). Негосударственные дошкольные образовательные учреждения и учреждения (ИП), оказывающие услуги в дошкольном образовании, не решают проблему снижения очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, так как посещение детьми данных учреждений является временным до получения места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Возрастающая потребность в дошкольном образовании способствовала развитию новых форм организации дошкольного образования: досуговые центры, частные группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, в том числе с использованием ресурса индивидуальных предпринимателей, группы кратковременного пребывания, центры социально-игровой поддержки - с дошкольными группами.
Охват детей дошкольным образованием с 2006 года увеличился с 53 % в 2006 году до 80 % в 2017 г. С 2012 года введена электронная система записи детей и комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с использованием автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад».
В целом уровень обеспеченности населения местами в учреждениях детского дошкольного образования составляет 80 % от нормативного (дети от 1 года до 7 лет), а охват детского населения от 3 до 7 лет – 99,9%. Все дети старше 3-х лет, желающие пойти в детский сад, местами обеспечены. В последние годы отмечается положительная динамика развития учреждений детского дошкольного образования, в том числе отмечается снижение очередей в детские сады, обновление возрастной структуры кадрового состава (всего 10 % педагогических работников пенсионного возраста). Однако все еще сохраняются дефицит педагогических кадров и очереди в детские сады.
Материально-техническая база учреждений детского дошкольного образования характеризуется достаточно высоким уровнем обеспеченности (в среднем до 95 %), но при этом процент износа достаточно высок (до 80 %).
Таблица 6
Динамика основных показателей развития учреждений детского дошкольного образования
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Обеспеченность дошкольными учреждениями (% от норматива) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 70,5 | 72 | 73,5 | 75 | 79,4 | 79,5 | 80 |
в том числе по сельской местности | 92,3 | 92,3 | 92,3 | 92,3 | 92,3 | 93 | 93 |
в том числе по городской местности | 58,8 | 59,5 | 61,9 | 64,3 | 75,6 | 75 | 75 |
МО «Город Гатчина» | 53,3 | 53,3 | 56,7 | 60,0 | 76,7 | 80 | 80 |
Наличие очереди в дошкольные учреждения на 01.09., чел. | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 6159 | 5665 | 4048 | 3818 | 3481 | 3594 | 3761 |
в том числе по сельской местности | 2600 | 1366 | 1167 | 926 | 1374 | 1181 | 1112 |
в том числе по городской местности | 3559 | 4299 | 2881 | 2892 | 2107 | 2413 | 2649 |
МО «Город Гатчина» | 3142 | 3289 | 2138 | 2259 | 1565 | 1700 | 1791 |
Удельный вес кадров в дошкольных образовательных учреждениях 60 лет и старше, % | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 8 | 9 | 10 | 9 | 9 | 10 | 10 |
в том числе по сельской местности | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 7 | 8 |
в том числе по городской местности | 3 | 5 | 6 | 5 | 5 | 12 | 11,5 |
МО «Город Гатчина» | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 10 | 11 |
Наличие дефицита педагогических кадров в детских дошкольных учреждениях (% от нормативов) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 18,2% | 19% | 19,8% | 20,5% | 21,5% | 20% | 20% |
в том числе по сельской местности | 20,2% | 21,2% | 21,8% | 22,4% | 23% | 23% | 23% |
в том числе по городской местности | 16,1% | 16,8% | 17,7% | 18,6% | 20% | 20% | 20% |
МО «Город Гатчина» | 10,7% | 11% | 11,9% | 12,4% | 13,2% | 13% | 12% |
Показатели обеспеченности учебно-материальной базы дошкольных образовательных учреждений (% от потребности) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 88 | 90 | 91 | 92 | 92 | 92 | 93 |
в том числе по сельской местности | 87 | 89 | 90 | 91 | 91 | 91 | 92 |
в том числе по городской местности | 88 | 90 | 91 | 92 | 92 | 92 | 93 |
МО «Город Гатчина» | 89 | 91 | 92 | 93 | 93 | 93 | 93 |
Процент износа материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 93,7 | 93,7 | 93,7 | 89,8 | 85,2 | 80 | 80 |
в том числе по сельской местности | 100 | 100 | 100 | 46,9 | 44,4 | 44 | 44 |
в том числе по городской местности | 93,7 | 93,7 | 93,7 | 42,9 | 40,7 | 40 | 40 |
МО «Город Гатчина» | 100 | 100 | 100 | 82 | 80 | 80 | 80 |
Развитие системы общего образования Гатчинского муниципального района осуществлялось в соответствии с основными направлениями государственной политики и в соответствии с Муниципальной программой Гатчинского муниципального района Ленинградской области «Современное образование в Гатчинском муниципальном районе 2015-2017 г.г.» через реализацию долгосрочных целевых программ, мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», Комплексов мер по модернизации общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В системе образования Гатчинского муниципального района функционирует 40 муниципальных общеобразовательных учреждение. В том числе:
· начальные общеобразовательные учреждения – 4 (включая 2 учреждения -начальная школа/детский сад);
· основные общеобразовательные учреждения – 7;
· средние общеобразовательные учреждения – 29, в том числе: 1 лицей, 2 гимназии, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Кроме ого функционирует 3 негосударственные общеобразовательные учреждения.
С 01.09.2017 года реализуются федеральные государственные образовательные стандарты для 86% обучающихся
· на уровне начального общего образования – в 40 школах,
· на уровне основного общего образования - в 21 школах,
· на уровне среднего общего образования – в 8 школах.
Соотношение муниципальных городских и сельских школ составляет: 18 городских и 22 сельских, т.е. 55% общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности.
С 2013 года в соответствии с новым законом об образовании дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах по адаптированным программам. В 2017 году обучение по адаптированным программам было организовано для 629 обучающихся:
- в специальных коррекционных классах для 292 обучающихся. Такие классы организованы в четырех школах Гатчинского района: в МБОУ «Гатчинская СОШ № 11» и МБОУ «Вырицкая СОШ №1» созданы классы для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью; в МБОУ «Войсковицкая СОШ № 1» и МБОУ «Сиверская ООШ» есть классы для детей с задержкой психического развития:
- в рамках инклюзивного образования для 287 обучающихся (т.е. обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных классах).
- в рамках организации индивидуального обучения на дому для 50 обучающихся, в том числе со сложными дефектами.
Таким образом, реализовано право обучающихся и их родителей на получение образования по адаптированным программам. В 32 школах организовано обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением ПМПК и заявлением родителей (законных представителей).
Организовано обучение по программам общего и дополнительного образования, включая детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей с использованием электронного и дистанционного обучения. В районе созданы условия для обучения 17 детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет реализовать право на получение качественного образования 100% детей этой категории от общего числа детей-инвалидов, которым данная технология обучения показана.
Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2017 году составило 18 562 чел.( в 2016 году- 18 153 чел.), из них: 70% обучаются в городских, 30 % - в сельских школах. В Гатчинском муниципальном районе сохраняется тенденция увеличения количества школьников, особенно в г. Гатчина и Коммунар. Наметилась тенденция в увеличении числа школьников и в сельской местности (в 2016 году- 5315 чел.; в 2017 году - 5 601чел.). В связи с ежегодным ростом числа школьников и необходимостью ликвидировать занятия во вторую смену стоит острая необходимость в строительстве новых школ.
Мониторинг результатов обучения, осуществляемый комитетом образования Гатчинского муниципального района, позволяет сделать вывод, что уровень успеваемости на протяжении многих лет остаётся стабильным. Процент обучающихся, освоивших учебные программы, в 2017 году соответствует 99 %, успеваемость - 42,4%. Стабильно высокие показатели имеют обучающиеся:
· среди школ повышенного уровня: МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»,
· среди начальных школ: МБОУ «Гатчинская НОШ № 5»;
· среди городских средних школ: МБОУ «Гатчинская СОШ № 8»;
· среди сельских средних школ: МБОУ «Таицкая СОШ»;
· среди основных школ: МБОУ «Терволовская ООШ».
О качестве предоставляемых образовательных услуг общеобразовательными учреждениями района свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ по основным предметам и предметам по выбору выше среднеобластных показателей.
Таблица 7
Численность работников
2016 г. | 2017 г. | |
численность работников | 1917 | 1989 ( на 72 чел. больше) |
из них педагогические работники | 1264 | 1293 (на 29 чел. больше) |
стаж работы педагогических работников свыше 20 лет | 738 (58%) | 705 (54%) |
число педагогических работников от 55 лет | 365 (29%) | 406 (31%) |
Анализ кадрового состава показывает, что происходит старение педагогических кадров. Педагогические работники, стаж которых свыше 20 лет, составляет 54%, а педагогические работнике пенсионного возраста составляют 31%. Отмечается рост дефицита педагогических кадров.
За последние три года существенно обновлена материально-техническая база образовательных учреждений, однако выделение финансовых средств для поддержания МТБ учреждений явно недостаточно.
Наблюдается материальный износ зданий подведомственных учреждений. Из-за недостатка финансирования на протяжении многих лет отделка помещений и инженерных сетей учреждений требует капитального ремонта.
Таблица 8
Динамика основных показателей развития учреждений основного образования
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Обеспеченность общеобразовательными учреждениями (% от нормативов) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 87,5 | 90,0 | 90,0 | 90,0 | 92,5 | 92,5 | 92,5 |
в том числе по сельской местности | 95,0 | 97,5 | 97,5 | 97,5 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по городской местности | 92,5 | 92,5 | 92,5 | 92,5 | 92,5 | 92,5 | 92,5 |
МО «Город Гатчина» | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 |
Удельный вес кадров в общеобразовательных учреждениях 60 лет и старше, % | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 30 | 29 | 26 | 21 | н/д | н/д | 21 |
в том числе по сельской местности | 17 | 14 | 13 | 13 | н/д | н/д | 24 |
в том числе по городской местности | 13 | 15 | 13 | 8 | н/д | н/д | 20 |
МО «Город Гатчина» | 23 | 20 | 16 | 17 | н/д | н/д | 21 |
Наличие дефицита педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях (% от нормативов) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 6% | 6,2% | 6,5% | 6,5% | 6,9% | 7,0% | 7,2% |
в том числе по сельской местности | 6,3% | 6,6% | 6,8% | 6,8% | 7,1% | 7,3 % | 7,4 % |
в том числе по городской местности | 5,7% | 5,8% | 6,1% | 6,2% | 6,7% | 6,7 % | 6,8 % |
МО «Город Гатчина» | 3,8% | 3,8% | 4,0% | 4,1% | 4,3% | 4,4 % | 4,6 % |
Показатели обеспеченности учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений (% от потребности) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 9,8 | 9,8 | 9,8 | 9,8 | 7,5 | 99 | 99 |
в том числе по сельской местности | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 96 | 96 |
в том числе по городской местности | 7,4 | 7,4 | 7,4 | 7,4 | 5,0 | 99 | 99 |
МО «Город Гатчина» | 18,2 | 18,2 | 18,2 | 18,2 | 20,0 | 99 | 99 |
Процент износа материально-технической базы общеобразовательных учреждений | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 90,2 | 90,2 | 90,2 | 90,2 | 92,5 | 5,5 | 5,5 |
в том числе по сельской местности | 56,1 | 56,1 | 56,1 | 56,1 | 57,5 | 6,5 | 6,5 |
в том числе по городской местности | 34,1 | 34,1 | 34,1 | 34,1 | 35,0 | 3,0 | 3,0 |
МО «Город Гатчина» | 72,7 | 72,7 | 72,7 | 72,7 | 80,0 | 3,0 | 3,0 |
В системе дополнительного образования Гатчинского муниципального района функционирует 11 образовательных учреждений дополнительного образования, на базе которых обучаются 13 820 человека по программам дополнительного образования, что составляет 45,9 %, с учётом обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, подведомственных комитету культуры. Охват обучающихся за счет учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений составляет 79 % от общего числа обучающихся. 42,6 % детей и подростков занимается в детско-юношеских спортивных школах. 53,2 % всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования занимаются в кружках и секциях на базе общеобразовательных учреждений. Наиболее востребованы в районе образовательные программы дополнительного образования спортивной направленности (44,4 %) и художественного творчества (22,9 %). В объединениях социально-педагогической, естественно-научной и культурологической направленностей занимаются 19,6 %, охват детей техническим творчеством составляет 8,14 %. Занятость детей и подростков услугами дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений во второй половине дня составляет более 50% обучающихся от общего количества школьников.
В учреждениях дополнительного образования творческой и спортивной направленности реализуются программы для одарённых детей, а также для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Возрастная структура кадрового состава характеризуется высокой долей педаогов пенсионного возраста (31 %), при этом уровень дефицита педагогических кадров оценивается в 12,5 %.
Уровень износа материально-технической базы учреждений дополнительного образования составляет до 75 %, при этом 54,5 % учреждений не имеют собственных зданий (аренда помещений).
Таблица 9
Динамика основных показателей развития учреждений дополнительного образования
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Охват детей услугами дополнительного образования (% от детей школьного возраста) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 75 | 74 | 72 | 72 | 73 | 72 | 79,01 |
в том числе по сельской местности | 31 | 30 | 30 | 28 | 29 | 27,3 | 15,51 |
в том числе по городской местности | 44 | 44 | 42 | 44 | 44 | 52 | 63,5 |
МО «Город Гатчина» | 37 | 37 | 37 | 39 | 38 | 39 | 41 |
Удельный вес кадров в учреждениях дополнительного образования 60 лет и старше, % | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 29 | 31 | 31 | 26 | 31 | 29 | 31 |
в том числе по сельской местности | 12 | 8 | 11 | 6 | 3 | 10 | 5 |
в том числе по городской местности | 17 | 23 | 22 | 20 | 28 | 18 | 25 |
МО «Город Гатчина» | 15 | 20 | 19 | 17 | 25 | 13 | 20 |
Наличие дефицита педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования (% от нормативов) | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 11,6% | 11,8% | 12% | 12,3% | 12,5% | 12,8% | 13 % |
в том числе по сельской местности | 11,3% | 11,5% | 11,7% | 11,8% | 12% | 12,2% | 12,4 % |
в том числе по городской местности | 11,8% | 12% | 12,4% | 12,7% | 13% | 13,3% | 13,6% |
МО «Город Гатчина» | 7,9% | 7,9% | 8,3% | 8,4% | 8,6% | 8,8 % | 9,1% |
Уровень износа материально-технической базы, % | |||||||
Гатчинский муниципальный район* | 75% | 75% | 75% | 75% | 5 - 75% | 5 - 75% | 5 - 75% |
в том числе по сельской местности | 2-50% | 2-50% | 2-50% | 2-50% | 2-50% | 2-50% | 2-50% |
в том числе по городской местности | 3 -100% | 3 -100% | 3-100% | 3 -100% | 3 -100% | 3 -100% | 3 -100% |
МО «Город Гатчина» | 2- 100% | 2-100% | 2- 100% | 2-100% | 2 - 100 % | 2 - 100 % | 2 - 100 % |
*Данные даны с учетом, что 54,5 % учреждений не имеют собственных зданий (аренда помещений); 5 - учреждений имеют здания |
Физическая культура и спорт
Динамика нормативного уровня обеспеченности населения объектами спорта и физической культуры носит положительный характер, не смотря на сохранение дефицита по всем видам спортивных сооружений. Спортивные залы имеются во всех муниципальных образованиях района, но в ряде случаев они расположены в приспособленных помещениях (Елизаветинское, Кобринское, Пудостьское, Сяськелевское сельские поселения). Плоскостные сооружения, как в большинстве районов страны, имеются повсеместно, плавательные бассейны – только в трёх городских.
Наибольший дефицит спортивных сооружений, в сравнении с нормативно необходимым, наблюдается в следующих городских и сельских поселениях: Вырицкое, Коммунарское, Сиверское, Таицкое, Веревское, Кобринское, Пудомягское, Сусанинское, где пропускная способность спортсооружений в 10 и более раз ниже норматива. Уровень обеспеченности площадью спортивных залов в Веревском, Кобринском, Пудомягском, Сусанинском сельских поселениях недотягивает до 20 % от нормативного.
Обеспеченность учреждений физической культуры и спорта материально-технической базой составляет 50 % от действующих нормативов, уровень износа материально-технической базы учреждений физ.культуры и спорта составляет 30 %.
Уровень обеспеченности площадью спортивных залов в Веревском, Кобринском, Пудомягском, Сусанинском сельских поселениях недотягивает до 20 % от нормативного.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов |
Таблица 10
Спортивные сооружения и их характеристики
Показатель | Ед. измерения | Гатчинский муниципальный район, всего | МО «Город Гатчина» | ||
2014 г. | 2018г. | 2014 г. | 2018г. | ||
Спортивные залы | объектов | 78 | 79 | 28 | 28 |
м2 площади пола | 21015 | 23538 | 9378 | 9378 | |
Плоскостные сооружения | объектов | 93 | 117 | 28 | 31 |
м2 | 203598 | 234541 | 55805 | 55805 | |
Плавательные бассейны | объектов | 9 | 9 | 5 | 5 |
м2 зеркала воды | 1493 | 1451 | 875 | 875 | |
Единовременная пропускная способность | чел. | 5729 | 6395 | 2330 | 2421 |
Культурно-досуговая сфера
На территории Гатчинского муниципального района функционирует 38 муниципальных учреждений культурно-досугового типа (юридические лица), из них:
-21 учреждений культурно-досугового типа (с 11-ю сельскими домами культуры и клубами и 30-ю библиотеками);
-2 библиотечных системы (с 7-ю филиалами);
-1 межпоселенческая библиотека;
-1 городская библиотека;
-9 бюджетных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (из них – 1 детская художественная школа, 5 школ искусств, 3 детских музыкальных школы);
-1 музей;
-1 кинотеатр;
-1 МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений культуры»;
-1 информационно-туристский центр.
В целом, динамика развития учреждений клубного типа характеризуется небольшим снижением проектной вместимости. При этом уровень обеспеченности учреждений материально-технической базой растет и в настоящее время составляет 75 %.
Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2017 №95-р изменилась система расчёта норматива обеспеченности учреждениями культуры, где расчет производится из численности населения на единицу объекта.
Невысокие показатели нормативной обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа обусловлены следующими факторами:
- сохранение недостаточно современного метода оценки норматива (оцениваются только посадочные места в зрительских залах) при активном развитии коммерческих современных форм досугово-развлекательных учреждений, не учитываемых в данном показателе;
- опережающие темпы роста численности населения (особенно заметен по городской местности) по отношению к темпам развития сети учреждений культурно-досугового типа;
- территориальная близость Санкт-Петербурга и высокий уровень развития транспортных пассажирских связей обусловили возможности для получения жителями Гатчинского муниципального района услуг культурно-досугового комплекса в Санкт-Петербурге.
Тем не менее, показатели развития учреждений культурно-досугового типа играют важное значение в создании условий развития сферы досуга и отдыха как местного населения (уровень жизни), так и туристов и рекреантов («отдыхающие выходного дня»).
Показатели обеспеченности кадровым потенциалом также характеризуются высоким уровнем кадров в возрасте старше 60 лет (около 30 %), не смотря на снижение дефицита кадров, он все еще составляет более 10 %.
Таблица 11
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Количество посадочных мест в учреждениях клубного типа (в % от нормативного) | |||||
Гатчинский муниципальный район | 7428 (38 %) | 7388 (37,5 %) | 7260 | 6850 | 6850 |
в т.ч. по сельской местности | 4730 (21,5-61,9 %) | 4730 (21,4-61,4 %) | 4600 | 4270 | 4270 |
в т.ч. по городской местности | 2698 (22,7 %) | 2658 (22,2 %) | 2660 | 2580 | 2580 |
в т.ч. МО «Город Гатчина» | 779 (10,2 %) | 779 (10,1 %) | 953 | 953 | 953 |
Уровень обеспеченности учреждений материально-технической базой (%) | |||||
Гатчинский муниципальный район | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
в т.ч. по сельской местности | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
в т.ч. по городской местности | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
в т.ч. МО «Город Гатчина» | 81 | 86 | 86 | 86 | 86 |
Процент износа материально-технической базы | |||||
Гатчинский муниципальный район | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 |
в т.ч. по сельской местности | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
в т.ч. по городской местности | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
в т.ч. МО «Город Гатчина» | 19 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Уровень удовлетворенности потребителями услуг в культурно-досуговой сфере качеством предоставляемых услуг | |||||
Гатчинский муниципальный район | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
в т.ч. по сельской местности | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
в т.ч. по городской местности | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
в т.ч. МО «Город Гатчина» | 92 | 93 | 93 | 93 | 93 |
БИБЛИОТЕКИ
Книжный фонд
Показатели обеспеченности библиотек материально-технической базой (% от действующих нормативов)
Процент износа материально-технической базы
Уровень удовлетворенности потребителями услуг в культурно-досуговой сфере качеством предоставляемых услуг, %
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Количество кадров в учреждениях культуры
Удельный вес кадров в учреждениях старше 60 лет, %
Доля основного персонала с высшим образованием (% от основного персонала)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 500.