Занятость по видам экономической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Санкт-Петербург предлагает широкие возможности выбора мест приложения труда и более высокие заработки по сравнению с Гатчинским муниципальным районом. Также отмечаются и обратные трудовые миграции из Санкт-Петербурга (особенно характерные для сетевых структур, имеющих экономические связи с предприятиями и организациями Санкт-Петербурга), но в меньшем масштабе. Ежедневная трудовая маятниковая миграция в Санкт-Петербург составляет около 25-40 тысяч человек (около 18-30 % численности населения в трудоспособном возрасте).

Ситуация осложняется тем, что уровень зарплат в Гатчинском районе не может конкурировать с зарплатами Санкт-Петербурга.



Уровень жизни населения

 Сравнение показателей индекса роста реальной и фактической заработной платы по поселениям позволило выделить две группы поселений: поселения, в которых отмечается небольшой реальный рост средних зарплат и поселения, в которых рост средних зарплат не соответствует уровню инфляции. В целом можно отметить, что до 2013 года рост заработной платы по всем поселениям отвечал уровню инфляции и только в 2014 году кризисные явления отразились на 6 поселениях, где отмечается даже снижение фактического среднего уровня зарплат, а не рост (что связано с динамикой курса валют и в целом кризисными явлениями, которые отразились на развитии крупных и средних производств). При этом, лидерами по среднему уровню заработной платы по крупным и средним предприятиям являются Большеколпанское, Коммунарское, Гатчинское, Сусанинское и Веревское поселения, в которых отмечается значение показателя выше среднего по району. В том числе Гатчинское и Веревское поселения вошли в число муниципальных образований, на которых наиболее сильно отразились кризисные явления с характерным отсутствием реального роста доходов населения начиная с  2014 года с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации. По темпам роста заработной платы в лидерах поселения – Сусанинское, Войсковицкое, Большеколпанское. Отрицательнцю динамику показало лишь Елизаветинское поселение. 

Для сравнения уровня жизни населения Российской Федерации Госкомстатом проводится сравнительная характеристика Индекса стоимости жизни по городам (табл. 5). Город Гатчина, включенный в данный рейтинг, является вторым по Ленинградской области после г.Выборга по стоимости жизни в 2017 году.

Таблица 3.

Индекс стоимости жизни по отдельным городам Российской Федерации по официальным данным Госкомстата (сравнительная характеристика для городов Ленинградской области

  2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015г. 2016г. 2017г.
Российская Федерация 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
Волхов 0,94 0,96 0,95 0,95 0,98 1.01
Выборг 1,09 1,08 1,08 1,05 1,05 1,03
Гатчина 1,01 1,03 1,03 1,02 1,03 1,07
Кингисепп 1,01 0,99 1,01 1,06 1,07 1,10
Кириши 1,01 1,01 1,00 0,99 0,99 0,98
Тихвин 0,99 1,00 1,02 1,03 1,03 1,03
Тосно 1,04 1,04 1,04 1,03 1,05 1,05

 

 

Предпринимательская среда

 

По своей природе предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей и подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Внешняя среда охватывает широкий круг элементов, образуя своеобразное системно–организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность.

Структура экономического комплекса характеризуется следующими основными базовыми показателями: структура отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг и структура занятости населения. В настоящее время данные показатели рассчитываются только по крупным и средним предприятиям.

Экономический комплекс Гатчинского муниципального района носит многоотраслевой характер. Гатчина является ведущим промышленным центром Ленинградской области. В соответствии с данными Паспортов Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина», наибольший удельный вес в структуре отгруженных товаров собственного производства приходится на обрабатывающие производства (72-80%), в то время как в структуре занятости на данный вид деятельности приходится порядка 30 %.

Важную роль в развитии реального сектора экономики Гатчинского муниципального района играет научно-инновационный комплекс. По виду деятельности «научные исследования и разработки» по Гатчинскому району занято 2,9 тыс. человек, что составляет 3,4 % от общей численности занятых в экономике по крупным и средним предприятиям.

В данной сфере реализуются крупные инвестиционные проекты, способные в перспективе стать важнейшим фактором развития инновационной экономики. В связи с тем, что развитие научно-инновационного потенциала относится к федеральному и региональному уровням, для муниципального района данный фактор носит внешний характер – в качестве потенциала реализации возможностей развития.

Динамика объема отгруженных товаров собственного производства (2013-2017 годы)  
Роль экономического комплекса Гатчинского муниципального района в экономике Ленинградской области отражается и в обрабатывающих производствах и в сельскохозяйственном. За 2017 год объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств снизился по сравнению с 2016 г. на 2,4% Отрыв от лидера промышленного производства – Кингисеппского муниципального района – составил в 3 раза. По объёму отгруженных товаров предприятиями сельскохозяйственного комплекса Гатчинский муниципальный район занял 3 место из 14 муниципальных районов Ленинградской области, удельный вес производства сельскохозяйственной продукции района составил 6,8 %, что в 7 раз ниже показателя лидера сельхозпроизводства по Ленинградской области – Кировского муниципального района. Данные позиции Гатчинский муниципальный район сохраняет на протяжении последних лет. Не смотря на стабильную динамику роста показателя «объем отгруженных товаров собственного производства…» по Гатчинскому муниципальному району, на фоне Ленинградской области удельный вес района носит неустойчивый характер как в абсолютном выражении (показатель района составляет 5,5-6,1% от областного), так и в расчете на душу населения (38,8-43,9% от среднеобластного значения). В том числе, «объем отгруженных товаров собственного производства...» по обрабатывающим производствам также демонстрирует неустойчивую динамику, не смотря на реализацию ряда крупных инвестиционных проектов в данной сфере (удельный вес Гатчинского муниципального района: 6,2-7,4 % от областного показателя), а по виду деятельности «сельскохозяйственное производство…» удельный вес Гатчинского муниципального района в Ленинградской области имеет тенденцию к снижению (от 8,0% до 6,6 % в общем объеме производства Ленинградской области). Среди предприятий обрабатывающих производств 88,4% отгрузки приходится на предприятия, расположенные: в МО «Город Гатчина» (44%), МО город Коммунар (27,9%), Большеколпанском сельском поселении (16,5%).

Лидирующие позиции по объемам отгрузки товаров собственного производства среди обрабатывающих предприятий занимают «производство бумаги и бумажных изделий» 28,6% и «производство пищевых продуктов» 21,7%. 

За 2017 год объем отгрузки товаров собственного производства по виду деятельности «производство пищевых продуктов» снизился на 7,4% относительно 2016 года.

 

Промышленный комплекс

Важнейшее место в экономике Гатчинского муниципального района занимает стабильно развивающийся многоотраслевой промышленный комплекс, в основе которого развитие обрабатывающих производств. Большая часть доходов бюджета района формируется за счет поступлений от промышленных предприятий. В совокупном районном продукте доля промышленности составляет более 90 %. Таким образом, развитие промышленных предприятий оказывает значительное влияние на процесс социально-экономического развития Гатчинского муниципального района.

В современных условиях практически каждое предприятие занимается диверсификацией производства, инвестирует средства в расширение, реконструкцию и модернизацию существующего производства. Наиболее крупные предприятия расположены в г.Гатчина, г.Коммунар, а также Большеколпанском, Новосветском и Веревском поселениях. Ряд предприятий Гатчинского муниципального района, являются лучшими в своей отрасли не только в Ленинградской области, но и в России.

Среди лидеров можно отметить следующие:

- ООО «Галактика» - одно из самых высокотехнологичных предприятий пищевой промышленности в Европе. ООО «Галактика» входит в группу компаний «Галактика», являющуюся лидером молочной отрасли региона.

- ОАО «Гатчинский хлебокомбинат» - входит в холдинговую компанию «Петрохлеб» и является одним из крупнейших комбинатов холдинга по производству хлебобулочных и кондитерских изделий Ленинградской области.

- На территории МО «Город Коммунар» осуществляют свою деятельность такие предприятия целлюлозобумажной промышленности, как ЗАО «Кнауф Петроборд» (бывший ОАО «СПб КПК»), ОАО «БФ Коммунар» и ОАО «Илим Гофра».

- ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод» - один из лидеров российской комбикормовой промышленности является ведущим предприятием отрасли Северо-Западного региона.

- ОАО «218 авиационный ремонтный завод» - одно из крупных предприятий по ремонту авиационных двигателей в России. Устойчивое финансовое положение «218-АРЗ», высокий рейтинг в авиаремонтной сети РФ дает дополнительные возможности для развития предприятия и повышает интерес к нему на внутреннем и внешнем рынках.

- ОАО «Завод «Буревестник» - многопрофильное предприятие, специализирующееся на выпуске судовой арматуры, теплообменных аппаратов, арматуры для нефтегазодобывающей промышленности и арматуры топливно-энергетического комплекса, и других товаров народного потребления.

- ОАО «Завод «Кризо» - одно из старейших петербургских предприятий (год основания 1883, с 1964 г. расположен на территории г.Гатчина) специализируется на выпуске уникальных радиоэлектронных комплексов для отечественного судостроения и оказании сервисных услуг по ремонту.

 

Агропромышленный комплекс

Доля прибыльных сельскохозяйственных                                                                                                         организаций в общем их числе, процентов  
Агропромышленный комплекс Гатчинского муниципального района по производственным и экономическим показателям стабильно занимает ведущее место в Ленинградской области. По итогам работы в 2017 года район входит в тройку ведущих производителей основных видов продукции сельского хозяйства. Основные направления деятельности: в животноводстве – производство молока, мяса, в растениеводстве – производство зерна и картофеля. Удельный вес производимой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в структуре Ленинградской области составляет – зерно - более 14 %, овощи – 2,5 %, молоко – 11 %, яйцо – 18 %, мясо всех видов – 3 %.

Свиноводство представлено подотраслью в ОАО «Племенной завод» Пламя» (поголовье свиней 7,1 тыс. голов). Птицеводство представлено основными предприятиями: ЗАО «Агрокомплекс «Оредеж», ООО «Леноблптицепром», ЗАО ППФ «Войсковицы», ООО «Перепелочка». Поголовье птицы на предприятиях более 3 млн. голов.                         

Производство яиц более 605 млн. шт. 10 предприятий производят 62 тыс. тонн молока (прирос 103% к 2016 году). Кроме того, на территории муниципального района расположен ГУ ЛНИИСХ РСХА «Белогорка», специализирующийся на фундаментальных научных исследованиях в области селекции и семеноводства.

Развитие сельскохозяйственного комплекса играет также важную социальную роль в развитии сельской местности, в том числе в качестве мест приложения труда сельского населения, самозанятости. Удельный вес сельского хозяйства в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, составляет 7,9 % (прирост на 1,3% по сравнению с 2015 годом).

 

 

Малое предпринимательство

Особая роль в развитии экономики принадлежит малому и среднему бизнесу Гатчинского муниципального района. Развитие малого предпринимательства имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, росту доли квалифицированного персонала, увеличению налоговых поступлений в бюджет района. В последние годы в Гатчинском муниципальном районе в сфере малого и среднего предпринимательства наблюдался устойчивый рост большинства основных показателей деятельности. За период 2015 – 2017 годы число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось с 8465 единиц до 9014 единиц. На 10 тысяч человек населения Гатчинского муниципального района приходится 369 субъектов малого и среднего предпринимательства, что выше среднего показателя по Ленинградской области (353 субъектов на 10 тысяч человек).

Число субъектов малого и среднего предпринимательства                                                                                          в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц  
В настоящее время по показателям развития малого предпринимательства Гатчинский муниципальный район занимает лидирующие позиции в Ленинградской области: второе место по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (13,9%), второе место по объему инвестиций в основной капитал после Всеволожского муниципального района (16,3%).

                                                                           

На территории Гатчинского муниципального района услуги бизнес-инкубирования реализуются на 4-х площадках (3 в г. Гатчина и 1 в гп. Тайцы). Количество субъектов, расположенных в бизнес-инкубаторах – 59 единиц (104 рабочих места) на 01.01.2018.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Гатчинском муниципальном районе осуществляется в рамках действующих муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными мероприятиями программ является имущественная, финансовая, консультационная и образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Также в рамках программ проводятся конкурсы профессионального мастерства среди предпринимателей района в сфере парикмахерского искусства и в сфере общественного питания, профессиональные праздники, освещение актуальных вопросов по развитию малого бизнеса в средствах массовой информации и на официальном сайте Гатчинского муниципального района.                                                                                    


Таблица 4.

Динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства

(без индивидуальных предпринимателей)

  2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Средне-годовой индекс %
 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, млн.руб.

Гатчинский муниципальный район 21507,9 22017,5 18919,1 18469,2 110,1
МО «Город Гатчина» 7788,5 8829,4 6813,3 8461,2 104,9
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 36,2 40,1 36,0 45,8  
 

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) , млн.руб.

Гатчинский муниципальный район 896,7 1169,8 455,9 744,8 114,2
МО «Город Гатчина» 189,3 103,8 30,3 152,4 195,7
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 21,1 8,9 6,6 20,5  
 

Среднесписочная численность работников (человек)

Гатчинский муниципальный район 9799 10605 7332 7485 102,0
МО «Город Гатчина» 4033 4629 3133 3428 97,3
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 41,1 43,6 42,7 45,8  
 

Среднемесячная начисленная заработная плата работников (тыс.рублей)

Гатчинский муниципальный район 21,1 21,9 23,3 27,1 106,2
МО «Город Гатчина» 18,4 19,4 20,4 23,6 108,8
МО «Город Гатчина» в % от ГМР 87,2 88,6 87,6 87,1  

На территории Гатчинского муниципального района функционируют две организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства: «Муниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» Гатчинского муниципального района (МФ ПМСП) и Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства – микрокредитная компания МО «Город Гатчина» (МСП Фонд).

С 2017 года в Гатчинском районе действует центр народно-художественных промыслов и ремесел, в 2018 году одним из приоритетных направлений развития также является социальное предпринимательство, включающее в себя деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос акселерации малого бизнеса.  Необходимы меры по стимулированию микропредприятий, что бы было выгодно вкладывать деньги в капитализацию, в масштабирование своего бизнеса, в увеличение количества рабочих мест, в повышение объема производства, внедрение новых технологий и переходу в разряд малого, а затем среднего бизнеса. Отсутствие массового перехода говорит о невозможности в ближайшем будущем обеспечить темпы роста экономики выше, чем в среднем в мировой экономике.

Основные проблемы, сдерживающие успешное развитие малого предпринимательства:

-недостаточность собственных финансовых средств (первоначальный капитал, капитал на модернизацию и развитие) для развития предпринимательства;

- проблемы с получением кредитных ресурсов и высокая % ставка банков;

- высокий уровень конкуренции и неравнозначные условия с сетевыми предприятиями в сфере торговли (эта проблема наиболее актуальна для поселений района);

- снижение платежеспособного спроса населения;

- недостаточная квалификация самих предпринимателей и наемных работников.

В качестве мер, направленных на преодоление проблем, можно отметить реализацию мероприятий муниципальных программ на территории Гатчинского муниципального района, направленных на поддержку предпринимательства, в том числе включающих поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления субсидий за счет местного и областного бюджетов; обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; патентную систему налогообложения, а также «налоговые каникулы»; организацию муниципальных ярмарок и выставок с привлечением предпринимателей района; возмещение затрат за счет средств областного бюджета на приобретение автолавок; разработку новых программ по поддержке предпринимательства на муниципальном уровне и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года на областном уровне.

 


Инвестиции

В последние годы на территории Гатчинского муниципального района отмечается относительно устойчивый уровень инвестиционной активности, однако нельзя не  упомянуть, начиная с 2016 года, об отрицательном тренде – снижение объемов инвестиций. Инвестиции в основной капитал по организациям Гатчинского муниципального района, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за 2017 год составили 6 649,3 млн. рублей, темп роста 90% к аналогичному периоду 2016 года:

- 22,5% от общего объема инвестиций составляют инвестиции в строительство.

- 17,9,0% от общего объема составляют инвестиции в профессиональную, научную и техническую деятельность.

- 12,4% от общего объема составляют инвестиции в «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов».

- 9,0% от общего объема инвестиций инвестировали в свое развитие обрабатывающие производства.

- 6,2%  от общего объема составляют инвестиции в сельское хозяйство.

В структуре инвестиций 38,0% составляют собственные средства предприятий и организаций; 62,0 % - привлеченные средства, из которых 59,4% – бюджетные средства; 3,2% – кредиты банков; 1,5% - заемные средства других организаций.

Гатчинский муниципальный район активно участвует в реализации проекта Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области по внесению данных об инвестиционных площадках, расположенных на территории района в единой системе по инвестиционному развитию Ленинградской области  «ИРИС» (https://map.lenoblinvest.ru), которая позволит потенциальному инвестору найти необходимую площадку для своего инвестиционного проекта.

Инвестиционная деятельность также имеет значительные территориальные различия. Основной объем инвестиций за последние 4 года пришелся на 4 поселения: Гатчинское ГП, Большеколпанское СП, Коммунарское ГП и Войсковицкое ГП (94% общего объема накопленных инвестиций). При этом в экономику Гатчинского ГП вложено более 60 % всех инвестиций Гатчинского муниципального района.

В развитии показателей экономического потенциала можно отметить связь между инвестиционными накоплениями и более высокими показателями объемов отгруженных товаров собственного производства. При этом, удельный вес налоговых поступлений в составе доходной части бюджета не имеет такой сильной зависимости от объемов отгруженных товаров собственного производства, что подтверждается характером налоговых статей – это преимущественно налоги на имущество (от 22 % до 92 % налоговых доходов местных бюджетов).

 

Туризм

Мировой опыт показывает, что туристская отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство и правильное использование имеющихся туристско-рекреационных возможностей может оказаться одним из наиболее эффективных рычагов структурной перестройки экономики.

  2015 год 2016 год 2017 год
Кол-во туристов  (с ночевкой) 11927 12552 13180
Кол-во экскурсантов (без ночевки) 318015 365420 401962

Гатчинский район обладает высоким потенциалом в сфере развития въездного, внутреннего, социального, религиозного, культурно-исторического и экологического туризма. Район большими туристскими ресурсами, многие имения и памятные места сохранились до наших дней и располагают к совершению познавательных и тематических экскурсий, велосипедных прогулок и туров, пешеходных и водных походов.                                                          

Гатчина на протяжении последних лет уверенно входит в тройку лидеров - городов по посещаемости в Ленинградской области. Ежегодно число туристов растет.

Уникальная история Гатчины как императорской резиденции, центра императорской охоты и колыбели Российской военной авиации привлекает внимание туристов со всей России.

На территории Гатчинского муниципального района располагаются свыше 100 объектов показа, среди них: 15 усадебно-парковых комплексов, 27 храмов разных конфессий, 11 музеев различного уровня, 4 памятника природы и 3 природных заказника.

Туристская отрасль может предложить гостям Гатчинского района разнообразные программы посещения Гатчины и района: познавательно-экскурсионные туры, этнографические и краеведческие, религиозно-паломнические, спортивно-оздоровительные, по интересам (охота, рыбалка и т.д.), экологические, бизнес-туры, а также комбинированные программы.

Важнейшим условием, определяющим процесс формирования, становления и развития туристской отрасли в качестве значимой отрасли территориальной специализации, является формирование на ее территории туристско-рекреационного комплекса, отвечающего современным требованиям.

На протяжении 2012-2017 годов администрацией Гатчинского муниципального района проводилась планомерная организационная работа в направлении содействия развитию туризма: организовано взаимодействие с турфирмами Петербурга, создана база данных краеведов и экскурсоводов, проведены рекламные туры и семинары, разработаны новые туристические маршруты.                                                                                                      

В 2017 году в помощь путешественникам а Гатчине был открыт Информационно-туристский центр, который создал реестр туристических достопримечательностей и их карты-схемы, разработал ряд экскурсионных маршрутов, среди которых «Дворянских гнёзд забытые аллеи», «Старинные усадьбы: второе дыхание» и другие. Тематические экскурсии по знаковым гатчинским местам пользуются популярностью среди турфирм Санкт-Петербург.

Также одним из главных событий стало включение культурных объектов Гатчины и района в маршруты межрегионального проекта «Серебряное ожерелье», среди которых «Дворянские усадьбы» и «Города воинской славы». В настоящий момент рассматривается возможность включения культовых объектов Гатчинского района в маршрут «По святым местам».

В Гатчине и Гатчинском районе активно развивается событийный туризм – стали уже традиционными и любимыми гостями такие праздники как:

- «Пушкинский праздник»;

- Праздник ингерманландских финнов «Юханнус»;

- День рождения Куприна;

- «Ночь музеев»;

- Реконструкция Клястицкого сражения.

Динамично развивается совместный проект администрации Гатчинского муниципального района и Гатчинского музея-заповедника для развития туризма в гатчинском регионе – «Выходные в Гатчине». В рамках проекта разработана и реализуется программа не только разовая, экскурсионная, а рассчитанная не на один день пребывания. Такие проекты как «Ночь света», «Ночь музыки», «Оперетта парк» - стали яркими события в культурной жизни Ленинградской области.

Начиная с 2017 года идет реализация крупного инвестиционного проекта, в рамках которого в с. Рождествено полным ходом идет строительство единственного в России многофункционального межмузейного центра. В 2018 году будут начаты работы по благоустройству территории у музея «Дом станционного смотрителя» в д. Выра.

  Индивидуально Группа
Проживание в 2-х местном номере 1000 р. 600 р.
Питание (обед +ужин) 1200 р. 600 р.
Экскурсия пешеходная по Гатчине (от 1 до 20 чел.) 1950 р. 1000 р.
Входные билеты в Гатчинский Дворец + экскурсия 470 р. 470р.
Сувениры 500 р. 500р.
Итого : 4720 р. 2270 р.

 

Культурный туризм становится сегодня самым популярным видом отдыха. Отправляясь в тур, люди хотят не просто осмотреть достопримечательности, но и увидеть яркие, красочные события, тематически связанные с их поездкой: фестивали, концерты, спектакли, исторические реконструкции. А в идеале – самим принять участие, скажем, в костюмированных постановках или мастер-классах по изготовлению сувениров. Именно такие туристические программы создает и предлагает своим гостям Гатчинский район.

Например, вошла в активную фазу работа по переформатированию экскурсии по объектам знаменитого «Пушкинского кольца» в полноценную туристическую поездку, включающую: просмотр постановок, тематически связанных с произведениями Пушкина и организуемых непосредственно на музейной территории; знакомство с народным бытом и традициями; участие в конкурсах и импровизированных инсталляциях; отдых на лоне природы в одном из загородных гостевых комплексов.

Гатчинский район так же обладает этнографическим потенциалом с проживанием на ее территории народов разных культур (ижоры, ингерманландские финны и др.), часть из которых до сих пор сохранили своеобразные черты своего быта.

Однако, большинство объектов культурно-исторического наследия Гатчины и района сегодня малопривлекательно для современных туристов, требующих от отрасли новых стандартов комфорта. Опять же, в районе находится немало исторических объектов, требующих реставрации – более половины объектов культурного наследия, находящихся в собственности, требуют неотложных мер по консервации или реставрации. К негативным факторам развития отрасли можно отнести плохую пешеходную доступность до мест показа объектов, дефицит мест размещения и гостеприимства: к примеру, на территории района имеется всего 15 отелей и хостелов, 6 гостевых домов, не хватает парковочных мест для туристических автобусов – их всего семьдесят.

 

Потребительский рынок

Развитие потребительского рынка и сферы услуг ориентированно на удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.

Состояние потребительского рынка Гатчинского района характеризуется, как стабильное с высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам и оказываемым услугам населению.

Сеть предприятий потребительского рынка представлена предприятиями розничной, оптовой торговли, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания.

Развитию рынка способствует оснащение предприятий новым технологическим оборудованием, совершенствование производства, применение прогрессивных форм и методов

обслуживания, открытие новых объектов.

На территории района функционируют 42 торгово-развлекательных комплекса и центра (23 на территории МО «Город Гатчина»), количество объектов торговли в них составляет -1091 (865 на территории МО «Город Гатчина»).

В Гатчинском районе продолжают активно осуществлять деятельность торговые сети, количество которых на отчетный период составило:

-розничной торговли: 143 сети в 383 предприятиях, в том числе на территории МО «Город Гатчина» 141 сеть в 277 предприятиях,

-общественное питание: 18 сетей в 28 предприятиях, в том числе на территории МО «Город Гатчина» 18 сетей в 27 предприятиях.

В отдаленных и труднодоступных населенных пунктах городских и сельских поселений осуществляется обслуживание населения 28 автомагазинами продовольственной и непродовольственной группы товаров. Администрациями поселений разрабатываются маршруты движения автомагазинов, часы обслуживания, периодичность, а также ассортимент продаваемых товаров.

Нестационарная сеть торговых объектов размещается в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов, разработанных и утвержденных в каждом поселении.

На территории Гатчинского муниципального района развивается ярмарочная торговля. В соответствии с справочной общедоступной системой ярмарочных площадок Ленинградской области на территории Гатчинского муниципального района зарегистрировано 17 ярмарочных площадок, в том числе на территории МО «Город Гатчина» 8 ярмарочных площадок. За 2017 года проведено 56 ярмарок с общим количеством торговых мест- 1822, их них на территории МО «Город Гатчина» 33 ярмарки с общим количеством торговых мест 1555.

Одним из показателей успешной работы отрасли является оборот розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Оборот наблюдаемых Петростатом предприятий, не относящихся к малому предпринимательству (включая средние), численность работников которых превышает 15 человек за 2017 года составил:

Таблица 5

  2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Средне-годовой индекс %
Розничная торговля (млн.руб.) 10145,8 12992,3 13562,4 14877,2 114,1
Общественное питание (млн.руб.) 119,8 135,3 128,2 132,6 103,7
Объем платных услуг населению (млн.руб.) 3408,6 3320,7 3560,4 3667,4 102,5

 

Рост оборота розничной торговли, общественного питания, объема платных услуг населению говорит о стабильном развитии потребительского рынка Гатчинского муниципального района.

Основными проблемами отрасли являются: отсутствие свободных денежных средств у субъектов малого и среднего предпринимательства для развития модернизации, высокие ставки по кредитам, слабое развитие предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения в сельских поселениях, вследствие низкой платежеспособности населения, отсутствия спроса и невысокой рентабельности.

 





Социальная среда

 

 Социальная среда – окружающие человека совокупность материальных и духовных условий его существования и деятельности индивидов и социальных групп.            Развитие социальной инфраструктуры оказывает прямое воздействие на экономические результаты деятельности человека.


1.5.1 Система образования

Система образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области представлена 105 муниципальным образовательным учреждением, из них:

40 - общеобразовательная школа, 54 – дошкольных образовательных учреждения, 11 – учреждений дополнительного образования;

Сеть образовательных учреждений Гатчинского муниципального района обеспечивает доступность качественного образования различным категориям детей и подростков, образовательное пространство района сформировано с учётом запросов населения района и ориентировано на образовательные возможности обучающихся. Ежегодно осуществляется работа по созданию оптимальных условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, по обеспечению гарантий доступности и по повышению качества образования на основе реализации идей модернизации образования.

Система дошкольного образования Гатчинского муниципального района включает 65 образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, из них: 54 – муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 5 – общеобразовательных школ, реализующих программы дошкольного образования, 2 – начальные школы - детский сад, 3 – негосударственных дошкольных образовательных учреждения, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования (частные детские сады «Планета детства», «Творец» и ИП «Копцева»), 1 – дошкольное образовательное учреждение Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в Гатчинском муниципальном районе функционируют 7 учреждений различной организационно-правовой формы, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (ИП). Негосударственные дошкольные образовательные учреждения и учреждения (ИП), оказывающие услуги в дошкольном образовании, не решают проблему снижения очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, так как посещение детьми данных учреждений является временным до получения места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Возрастающая потребность в дошкольном образовании способствовала развитию новых форм организации дошкольного образования: досуговые центры, частные группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, в том числе с использованием ресурса индивидуальных предпринимателей, группы кратковременного пребывания, центры социально-игровой поддержки - с дошкольными группами.

Охват детей дошкольным образованием с 2006 года увеличился с 53 % в 2006 году до 80 % в 2017 г. С 2012 года введена электронная система записи детей и комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с использованием автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад».

В целом уровень обеспеченности населения местами в учреждениях детского дошкольного образования составляет 80 % от нормативного (дети от 1 года до 7 лет), а охват детского населения от 3 до 7 лет – 99,9%. Все дети старше 3-х лет, желающие пойти в детский сад, местами обеспечены. В последние годы отмечается положительная динамика развития учреждений детского дошкольного образования, в том числе отмечается снижение очередей в детские сады, обновление возрастной структуры кадрового состава (всего 10 % педагогических работников пенсионного возраста). Однако все еще сохраняются дефицит педагогических кадров и очереди в детские сады.

Материально-техническая база учреждений детского дошкольного образования характеризуется достаточно высоким уровнем обеспеченности (в среднем до 95 %), но при этом процент износа достаточно высок (до 80 %).

 

Таблица 6

Динамика основных показателей развития учреждений детского дошкольного образования

  2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Обеспеченность дошкольными учреждениями (% от норматива)

Гатчинский муниципальный район 70,5 72 73,5 75 79,4 79,5 80
в том числе по сельской местности 92,3 92,3 92,3 92,3 92,3 93 93
в том числе по городской местности 58,8 59,5 61,9 64,3 75,6 75 75
МО «Город Гатчина» 53,3 53,3 56,7 60,0 76,7 80 80

Наличие очереди в дошкольные учреждения на 01.09., чел.

Гатчинский муниципальный район 6159 5665 4048 3818 3481 3594 3761
в том числе по сельской местности 2600 1366 1167 926 1374 1181 1112
в том числе по городской местности 3559 4299 2881 2892 2107 2413 2649
МО «Город Гатчина» 3142 3289 2138 2259 1565 1700 1791

Удельный вес кадров в дошкольных образовательных учреждениях 60 лет и старше, %

Гатчинский муниципальный район 8 9 10 9 9 10 10
в том числе по сельской местности 5 4 4 4 4 7 8
в том числе по городской местности 3 5 6 5 5 12 11,5
МО «Город Гатчина» 2 3 4 4 4 10 11

Наличие дефицита педагогических кадров в детских дошкольных учреждениях (% от нормативов)

Гатчинский муниципальный район 18,2% 19% 19,8% 20,5% 21,5% 20% 20%
в том числе по сельской местности 20,2% 21,2% 21,8% 22,4% 23% 23% 23%
в том числе по городской местности 16,1% 16,8% 17,7% 18,6% 20% 20% 20%
МО «Город Гатчина» 10,7% 11% 11,9% 12,4% 13,2% 13% 12%

Показатели обеспеченности учебно-материальной базы дошкольных образовательных учреждений (% от потребности)

Гатчинский муниципальный район 88 90 91 92 92 92 93
в том числе по сельской местности 87 89 90 91 91 91 92
в том числе по городской местности 88 90 91 92 92 92 93
МО «Город Гатчина» 89 91 92 93 93 93 93

Процент износа материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений

Гатчинский муниципальный район 93,7 93,7 93,7 89,8 85,2 80 80
в том числе по сельской местности 100 100 100 46,9 44,4 44 44
в том числе по городской местности 93,7 93,7 93,7 42,9 40,7 40 40
МО «Город Гатчина» 100 100 100 82 80 80 80

 

Развитие системы общего образования Гатчинского муниципального района осуществлялось в соответствии с основными направлениями государственной политики и в соответствии с Муниципальной программой Гатчинского муниципального района Ленинградской области «Современное образование в Гатчинском муниципальном районе 2015-2017 г.г.» через реализацию долгосрочных целевых программ, мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», Комплексов мер по модернизации общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В системе образования Гатчинского муниципального района функционирует 40 муниципальных общеобразовательных учреждение. В том числе:

· начальные общеобразовательные учреждения – 4 (включая 2 учреждения -начальная школа/детский сад);

· основные общеобразовательные учреждения – 7;

· средние общеобразовательные учреждения – 29, в том числе: 1 лицей, 2 гимназии, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Кроме ого функционирует 3 негосударственные общеобразовательные учреждения.

С 01.09.2017 года реализуются федеральные государственные образовательные стандарты для 86% обучающихся

· на уровне начального общего образования – в 40 школах,

· на уровне основного общего образования - в 21 школах,

· на уровне среднего общего образования – в 8 школах.

 

Соотношение муниципальных городских и сельских школ составляет: 18 городских и 22 сельских, т.е. 55% общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности.

     С 2013 года в соответствии с новым законом об образовании дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах по адаптированным программам. В 2017 году обучение по адаптированным программам было организовано для 629 обучающихся:

- в специальных коррекционных классах для 292 обучающихся. Такие классы организованы в четырех школах Гатчинского района: в МБОУ «Гатчинская СОШ № 11» и МБОУ «Вырицкая СОШ №1» созданы классы для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью; в МБОУ «Войсковицкая СОШ № 1» и МБОУ «Сиверская ООШ» есть классы для детей с задержкой психического развития:

- в рамках инклюзивного образования для 287 обучающихся (т.е. обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных классах).

- в рамках организации индивидуального обучения на дому для 50 обучающихся, в том числе со сложными дефектами.

   Таким образом, реализовано право обучающихся и их родителей на получение образования по адаптированным программам. В 32 школах организовано обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением ПМПК и заявлением родителей (законных представителей).

Организовано обучение по программам общего и дополнительного образования, включая детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей с использованием электронного и дистанционного обучения. В районе созданы условия для обучения 17 детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет реализовать право на получение качественного образования 100% детей этой категории от общего числа детей-инвалидов, которым данная технология обучения показана.

  Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2017 году составило 18 562 чел.( в 2016 году- 18 153 чел.), из них: 70% обучаются в городских, 30 % - в сельских школах. В Гатчинском муниципальном районе сохраняется тенденция увеличения количества школьников, особенно в г. Гатчина и Коммунар. Наметилась тенденция в увеличении числа школьников и в сельской местности (в 2016 году- 5315 чел.; в 2017 году - 5 601чел.). В связи с ежегодным ростом числа школьников и необходимостью ликвидировать занятия во вторую смену стоит острая необходимость в строительстве новых школ.

Мониторинг результатов обучения, осуществляемый комитетом образования Гатчинского муниципального района, позволяет сделать вывод, что уровень успеваемости на протяжении многих лет остаётся стабильным. Процент обучающихся, освоивших учебные программы, в 2017 году соответствует 99 %, успеваемость - 42,4%. Стабильно высокие показатели имеют обучающиеся:

· среди школ повышенного уровня: МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»,

· среди начальных школ: МБОУ «Гатчинская НОШ № 5»;

· среди городских средних школ: МБОУ «Гатчинская СОШ № 8»;

· среди сельских средних школ: МБОУ «Таицкая СОШ»;

· среди основных школ: МБОУ «Терволовская ООШ».

     О качестве предоставляемых образовательных услуг общеобразовательными учреждениями района свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ по основным предметам и предметам по выбору выше среднеобластных показателей.

Таблица 7

Численность работников

  2016 г. 2017 г.
численность работников 1917 1989 ( на 72 чел. больше)
из них педагогические работники 1264 1293 (на 29 чел. больше)
стаж работы педагогических работников свыше 20 лет 738 (58%) 705 (54%)
число педагогических работников от 55 лет 365 (29%) 406 (31%)

Анализ кадрового состава показывает, что происходит старение педагогических кадров. Педагогические работники, стаж которых свыше 20 лет, составляет 54%, а педагогические работнике пенсионного возраста составляют 31%. Отмечается рост дефицита педагогических кадров.

За последние три года существенно обновлена материально-техническая база образовательных учреждений, однако выделение финансовых средств для поддержания МТБ учреждений явно недостаточно.

Наблюдается материальный износ зданий подведомственных учреждений. Из-за недостатка финансирования на протяжении многих лет отделка помещений и инженерных сетей учреждений требует капитального ремонта.

    Таблица 8

Динамика основных показателей развития учреждений основного образования

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Обеспеченность общеобразовательными учреждениями (% от нормативов)

Гатчинский муниципальный район 87,5 90,0 90,0 90,0 92,5 92,5 92,5
в том числе по сельской местности 95,0 97,5 97,5 97,5 100 100 100
в том числе по городской местности 92,5 92,5 92,5 92,5 92,5 92,5 92,5
МО «Город Гатчина» 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0

Удельный вес кадров в общеобразовательных учреждениях 60 лет и старше, %

Гатчинский муниципальный район 30 29 26 21 н/д н/д 21
в том числе по сельской местности 17 14 13 13 н/д н/д 24
в том числе по городской местности 13 15 13 8 н/д н/д 20
МО «Город Гатчина» 23 20 16 17 н/д н/д 21

Наличие дефицита педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях (% от нормативов)

Гатчинский муниципальный район 6% 6,2% 6,5% 6,5% 6,9% 7,0% 7,2%
в том числе по сельской местности 6,3% 6,6% 6,8% 6,8% 7,1% 7,3 % 7,4 %
в том числе по городской местности 5,7% 5,8% 6,1% 6,2% 6,7% 6,7 % 6,8 %
МО «Город Гатчина» 3,8% 3,8% 4,0% 4,1% 4,3% 4,4 % 4,6 %

Показатели обеспеченности учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений (% от потребности)

Гатчинский муниципальный район 9,8 9,8 9,8 9,8 7,5 99 99
в том числе по сельской местности 2,4 2,4 2,4 2,4 2,5 96 96
в том числе по городской местности 7,4 7,4 7,4 7,4 5,0 99 99
МО «Город Гатчина» 18,2 18,2 18,2 18,2 20,0 99 99

Процент износа материально-технической базы общеобразовательных учреждений

Гатчинский муниципальный район 90,2 90,2 90,2 90,2 92,5 5,5 5,5
в том числе по сельской местности 56,1 56,1 56,1 56,1 57,5 6,5 6,5
в том числе по городской местности 34,1 34,1 34,1 34,1 35,0 3,0 3,0
МО «Город Гатчина» 72,7 72,7 72,7 72,7 80,0 3,0 3,0

 

В системе дополнительного образования Гатчинского муниципального района функционирует 11 образовательных учреждений дополнительного образования, на базе которых обучаются 13 820 человека по программам дополнительного образования, что составляет 45,9 %, с учётом обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, подведомственных комитету культуры. Охват обучающихся за счет учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений составляет 79 % от общего числа обучающихся. 42,6 % детей и подростков занимается в детско-юношеских спортивных школах. 53,2 % всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования занимаются в кружках и секциях на базе общеобразовательных учреждений. Наиболее востребованы в районе образовательные программы дополнительного образования спортивной направленности (44,4 %) и художественного творчества (22,9 %). В объединениях социально-педагогической, естественно-научной и культурологической направленностей занимаются 19,6 %, охват детей техническим творчеством составляет 8,14 %. Занятость детей и подростков услугами дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений во второй половине дня составляет более 50% обучающихся от общего количества школьников.

  В учреждениях дополнительного образования творческой и спортивной направленности реализуются программы для одарённых детей, а также для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возрастная структура кадрового состава характеризуется высокой долей педаогов пенсионного возраста (31 %), при этом уровень дефицита педагогических кадров оценивается в 12,5 %.

Уровень износа материально-технической базы учреждений дополнительного образования составляет до 75 %, при этом 54,5 % учреждений не имеют собственных зданий (аренда помещений).

Таблица 9

Динамика основных показателей развития учреждений дополнительного образования

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Охват детей услугами дополнительного образования (% от детей школьного возраста)

Гатчинский муниципальный район 75 74 72 72 73 72 79,01
в том числе по сельской местности 31 30 30 28 29 27,3 15,51
в том числе по городской местности 44 44 42 44 44 52 63,5
МО «Город Гатчина» 37 37 37 39 38 39 41

Удельный вес кадров в учреждениях дополнительного образования 60 лет и старше, %

Гатчинский муниципальный район 29 31 31 26 31 29 31
в том числе по сельской местности 12 8 11 6 3 10 5
в том числе по городской местности 17 23 22 20 28 18 25
МО «Город Гатчина» 15 20 19 17 25 13 20

Наличие дефицита педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования (% от нормативов)

Гатчинский муниципальный район 11,6% 11,8% 12% 12,3% 12,5% 12,8% 13 %
в том числе по сельской местности 11,3% 11,5% 11,7% 11,8% 12% 12,2% 12,4 %
в том числе по городской местности 11,8% 12% 12,4% 12,7% 13% 13,3% 13,6%
МО «Город Гатчина» 7,9% 7,9% 8,3% 8,4% 8,6% 8,8 % 9,1%

Уровень износа материально-технической базы, %

Гатчинский муниципальный район* 75% 75% 75% 75% 5 - 75% 5 - 75% 5 - 75%
в том числе по сельской местности 2-50% 2-50% 2-50% 2-50% 2-50% 2-50% 2-50%
в том числе по городской местности 3 -100% 3 -100% 3-100% 3 -100% 3 -100% 3 -100% 3 -100%
МО «Город Гатчина» 2- 100% 2-100% 2- 100% 2-100% 2 - 100 % 2 - 100 % 2 - 100 %

*Данные даны с учетом, что 54,5 % учреждений не имеют собственных зданий (аренда помещений); 5 - учреждений имеют здания

 


Физическая культура и спорт

Динамика нормативного уровня обеспеченности населения объектами спорта и физической культуры носит положительный характер, не смотря на сохранение дефицита по всем видам спортивных сооружений. Спортивные залы имеются во всех муниципальных образованиях района, но в ряде случаев они расположены в приспособленных помещениях (Елизаветинское, Кобринское, Пудостьское, Сяськелевское сельские поселения). Плоскостные сооружения, как в большинстве районов страны, имеются повсеместно, плавательные бассейны – только в трёх городских.

Наибольший дефицит спортивных сооружений, в сравнении с нормативно необходимым, наблюдается в следующих городских и сельских поселениях: Вырицкое, Коммунарское, Сиверское, Таицкое, Веревское, Кобринское, Пудомягское, Сусанинское, где пропускная способность спортсооружений в 10 и более раз ниже норматива. Уровень обеспеченности площадью спортивных залов в Веревском, Кобринском, Пудомягском, Сусанинском сельских поселениях недотягивает до 20 % от нормативного.

Обеспеченность учреждений физической культуры и спорта материально-технической базой составляет 50 % от действующих нормативов, уровень износа материально-технической базы учреждений физ.культуры и спорта составляет 30 %.       

Уровень обеспеченности площадью спортивных залов в Веревском, Кобринском, Пудомягском, Сусанинском сельских поселениях недотягивает до 20 % от нормативного.


Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, процентов  
Обеспеченность учреждений физической культуры и спорта материально-технической базой составляет 50 % от действующих нормативов, уровень износа материально-технической базы учреждений физ. культуры и спорта составляет 30 %.

 

Таблица 10

Спортивные сооружения и их характеристики

Показатель

Ед. измерения

Гатчинский муниципальный район, всего

МО «Город Гатчина»

2014 г. 2018г. 2014 г. 2018г.

Спортивные залы

объектов 78 79 28 28
м2 площади пола 21015 23538 9378 9378

Плоскостные сооружения

объектов 93 117 28 31
м2 203598 234541 55805 55805

Плавательные бассейны

объектов 9 9 5 5
м2 зеркала воды 1493 1451 875 875
Единовременная пропускная способность чел. 5729 6395 2330 2421

 

 


Культурно-досуговая сфера

На территории Гатчинского муниципального района функционирует 38 муниципальных учреждений культурно-досугового типа (юридические лица), из них:

-21 учреждений культурно-досугового типа (с 11-ю сельскими домами культуры и клубами и 30-ю библиотеками);

-2 библиотечных системы (с 7-ю филиалами);

-1 межпоселенческая библиотека;

-1 городская библиотека;

-9 бюджетных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (из них – 1 детская художественная школа, 5 школ искусств, 3 детских музыкальных школы);

-1 музей;

-1 кинотеатр;

-1 МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений культуры»;

-1 информационно-туристский центр.

В целом, динамика развития учреждений клубного типа характеризуется небольшим снижением проектной вместимости. При этом уровень обеспеченности учреждений материально-технической базой растет и в настоящее время составляет 75 %.

Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2017 №95-р изменилась система расчёта норматива обеспеченности учреждениями культуры, где расчет производится из численности населения на единицу объекта.

Невысокие показатели нормативной обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа обусловлены следующими факторами:

- сохранение недостаточно современного метода оценки норматива (оцениваются только посадочные места в зрительских залах) при активном развитии коммерческих современных форм досугово-развлекательных учреждений, не учитываемых в данном показателе;

- опережающие темпы роста численности населения (особенно заметен по городской местности) по отношению к темпам развития сети учреждений культурно-досугового типа;

- территориальная близость Санкт-Петербурга и высокий уровень развития транспортных пассажирских связей обусловили возможности для получения жителями Гатчинского муниципального района услуг культурно-досугового комплекса в Санкт-Петербурге.

Тем не менее, показатели развития учреждений культурно-досугового типа играют важное значение в создании условий развития сферы досуга и отдыха как местного населения (уровень жизни), так и туристов и рекреантов («отдыхающие выходного дня»).

Показатели обеспеченности кадровым потенциалом также характеризуются высоким уровнем кадров в возрасте старше 60 лет (около 30 %), не смотря на снижение дефицита кадров, он все еще составляет более 10 %.

Таблица 11

  2014 2015 2016 2017 2018

Количество посадочных мест в учреждениях клубного типа (в % от нормативного)

Гатчинский муниципальный район 7428 (38 %) 7388 (37,5 %) 7260 6850 6850
в т.ч. по сельской местности 4730 (21,5-61,9 %) 4730 (21,4-61,4 %) 4600 4270 4270
в т.ч. по городской местности 2698 (22,7 %) 2658 (22,2 %) 2660 2580 2580
в т.ч. МО «Город Гатчина» 779 (10,2 %) 779 (10,1 %) 953 953 953

Уровень обеспеченности учреждений материально-технической базой (%)

Гатчинский муниципальный район 75 75 75 75 75
в т.ч. по сельской местности 75 75 75 75 75
в т.ч. по городской местности 75 75 75 75 75
в т.ч. МО «Город Гатчина» 81 86 86 86 86

Процент износа материально-технической базы

Гатчинский муниципальный район 32 32 32 32 32
в т.ч. по сельской местности 30 30 30 30 30
в т.ч. по городской местности 35 35 35 35 35
в т.ч. МО «Город Гатчина» 19 10 10 10 10

Уровень удовлетворенности потребителями услуг в культурно-досуговой сфере качеством предоставляемых услуг

Гатчинский муниципальный район 90 90 90 90 90
в т.ч. по сельской местности 90 90 90 90 90
в т.ч. по городской местности 90 90 90 90 90
в т.ч. МО «Город Гатчина» 92 93 93 93 93

БИБЛИОТЕКИ

Книжный фонд

Гатчинский муниципальный район 729258 733300 750850 755709 760000 в т.ч. по сельской местности 265729 267800 276300 268614 258000 в т.ч. по городской местности 463529 465500 422860 434806 435000 в т.ч. МО «Город Гатчина» 153184 155200 174100 175721 176500

Показатели обеспеченности библиотек материально-технической базой (% от действующих нормативов)

Гатчинский муниципальный район 75 75 75 75 75 в т.ч. по сельской местности 70 70 70 70 70 в т.ч. по городской местности 80 80 80 80 80 в т.ч. МО «Город Гатчина» 87 87 87 87 87 Гатчинский муниципальный район 75 75 75 75 75

Процент износа материально-технической базы

Гатчинский муниципальный район 35 35 35 35 35 в т.ч. по сельской местности 30 30 30 30 30 в т.ч. по городской местности 40 40 40 40 40 в т.ч. МО «Город Гатчина» 12 10 10 10 10

Уровень удовлетворенности потребителями услуг в культурно-досуговой сфере качеством предоставляемых услуг, %

Гатчинский муниципальный район 70-80 70-80 70-80 70-80 70-80 в т.ч. по сельской местности 70-80 70-80 70-80 70-80 70-80 в т.ч. по городской местности 70-80 70-80 70-80 70-80 70-80 в т.ч. МО «Город Гатчина» 90-92 90-92 90-92 90-92 90-92

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Количество кадров в учреждениях культуры

Гатчинский муниципальный район 476 465 536 546 546 в т.ч. по сельской местности 202 201 204 193 190 в т.ч. по городской местности 274 264 332 335 211 в т.ч. МО «Город Гатчина» 206 193 169 190 190 Гатчинский муниципальный район 476 465 536 546 546

Удельный вес кадров в учреждениях старше 60 лет, %

Гатчинский муниципальный район 32,5 32 32 32 32 в т.ч. по сельской местности 39 39 39 39 39 в т.ч. по городской местности 35 35 35 35 35 в т.ч. МО «Город Гатчина» 31 26 26 26 26

Доля основного персонала с высшим образованием (% от основного персонала)

Гатчинский муниципальный район   56.4 58 57 57 в т.ч. по сельской местности   40.8 52.1 50.4 50 в т.ч. по городской местности   64.4 61.3 59.8 59 в т.ч. МО «Город Гатчина»   56.5 73.7 72 72

Дата: 2018-11-18, просмотров: 442.