Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.
Потребительские ценности условно классифицируют по категориям [11]:
· базовые ценности;
· постоянные ценности;
· временные ценности;
· сопутствующие ценности;
· привнесенные ценности;
· универсальные ценности.
Эти показатели характеризуют продукцию на все протяжении её жизненного цикла. Они определяют базовое потребительское качество, которое является основой для сравнения с продукцией конкурентов.
Кроме требований к качеству продукции в настоящее время выдвигаются требования к выполнению обязательных условий безопасности и экологической чистоты. Эти требования невозможны без сертификации продукции.
Оценка качества – это систематичная проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Чтобы ответить на вопрос, каково качество продукции, необходимо сравнить значение показателей качества одного и другого вида продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше. Основной формой проверки качества является контроль. Он включает два элемента:
· получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции – о ее качественных и количественных характеристиках);
Для потребительской оценки необходимо выполнить анализ товаров (продуктов) в табличной форме, рассмотрев все потребительские свойства: ингредиенты, упаковку, срок годности, вкусовые качества, свои ощущения при эксплуатации (например, сухость рук после использования крема для рук, его способность увлажнять кожу и т.д.).
Самое главное на этом этапе работы – показать, что Качество продукции (объекта) – совокупность свойств (характеристик) продукции (объекта), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Наиболее универсальными являются требования: назначения, безопасности, экологичности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» требования для обеспечения безопасности продукции работ или услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также совместимости и взаимозаменяемости продукции, устанавливаемые техническими регламентами, (на переходных этапах – государственными стандартами), являются обязательными для соблюдения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. К обязательным требованиям относят и методы контроля, соответствие продукции требования маркировки, как способу информации об опасности продукции и о правилах обращения с товаром.
В этом разделе необходимо выполнить анализ пяти различных марок товара / продуктов питания. Можно работать парами, в этом случае необходимо проанализировать (продегустировать) десять товарных марок продукта.
Понятно, что в хлебе не должно быть посторонних включений, колбаса не должна иметь запах жареной рыбы, а мех на шапке должен держаться крепко и не выпадать. То есть, основной показатель качества для покупателя - это возможность использовать товар для тех целей, для которых он предназначен.
Важно помнить: если анализируется сок, то дегустировать нужно только один вид сока, например, только яблочный или только апельсиновый сок различных торговых марок разнообразных фирм-производителей. Если для анализа выбирается шампунь для волос, то все рассматриваемые шампуни должны быть однотипны по эксплуатационным свойствам, т.е. предназначены только для сухих или только для жирных волос и т.д. Шоколад так же должен быть либо молочным, либо только горьким. Главное – товары должны быть одинаковы по своим основным свойствам и различаться только торговой маркой и фирмой-производителем!!!
Результаты своих наблюдений необходимо свести в табличную форму. Итоговая таблица может иметь примерный вид, приведенный ниже.
Последняя строка будет красноречиво говорить о качестве: соответствие требованиям ГОСТ или ТУ определяет количественные и качественные характеристики товара (продукта).
В зависимости от вида товара или продукта питания эту таблицу можно видоизменять: расширять рассматриваемые показатели свойств, дополнять своими наблюдениями в результате эксплуатации товара и т.д.
Таблица 1 – Анализ потребительских свойств продукта
Торговая марка продукта | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 | Образец №5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Фирма-производитель | |||||
Ингредиенты | |||||
Калорийность | |||||
Срок годности | |||||
Наличие ГМО | |||||
Наличие Е разрешенных | |||||
Наличие Е запрещенных |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вкусовые ощущения | |||||
Органолептический вид | |||||
Соответствие ГОСТ, НД | |||||
Внешний вид, упаковка (фото) |
Качество товара (продукта) определяется с помощью органолептического метода. Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.
Наибольший риск возникает у потребителей при приобретении пищевых товаров из-за невнимательного обращения с маркировкой о сроках годности и незнания внешних признаков недоброкачественности товара. Спрашивайте продавца о сроках годности и перепроверяйте сообщение на маркировке.
Важно: На маркировке информация обязательно должна быть на русском языке. Реализация продуктов с маркировкой на других языках запрещена Законом.
Покупая импортный товар, особенно косметику, бытовую химию, средства для строительных работ без предварительного знакомства с информацией, представленной на упаковках, вы очень рискуете. Все эти средства, как правило, не только хороши по своим потребительским свойствам, но и опасны для здоровья, а иногда и для жизни при неправильном их употреблении.
Информация о товаре должна содержать:
· название нормативного документа, требованиям которого должен соответствовать товар (государственного стандарта);
· перечень основных свойств товара, а для продуктов питания - состав;
· цену и условия приобретения товара (работы, услуги);
· дату изготовления и срок годности либо дату реализации;
· гарантийные обязательства изготовителя (исполнителя);
· правила и условия эффективного использования товара (работы, услуги);
· наименование и адрес изготовителя.
По товарам (работам, услугам), подлежащим обязательной сертификации, должна быть предоставлена информация об их сертификации.
Сертификат соответствия - это государственное удостоверение, подтверждающее соответствие товара государственным стандартам и безопасность его для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды.
Что касается продуктов питания, товар, реализуемый в розничной торговле, должен иметь на этикетке (упаковке) следующие данные, изложенные в доступной для восприятия форме на государственном или другом понятном покупателю языке:
название пищевого продукта
масса (объем)
состав, включая перечень использованных при изготовлении других продуктов питания, пищевых добавок, красителей и пр.
калорийность
дата изготовления
срок годности и условия хранения
наименование и адрес изготовителя
Помните! Ваше право на получение необходимой, доступной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) регламентировано Законом РФ “О защите прав потребителей”!
6.7 Анализ состояния качества товара (продукта) по каждому виду (наименованию) с точки зрения соответствия ГОСТ и НД
Целью раздела является проверка соответствия товара (продукта) требованиям ГОСТ или ТУ.
Соответствие стандарту оценивает, удовлетворяет ли нормам продукт, изготовленный так, как описано в руководстве. Другими словами, соответствие стандарту определяет качество как продукт, который действует в соответствии с намерениями изготовителей.
Необходимо проанализировать информацию на упаковке товара (продукта) о соответствии её НД, ГОСТ и сравнить свои ощущения и наблюдения с нормативными показателями. То есть необходимо выполнить потребительскую экспертизу товара (продукта). Чаще всего просматривается общая закономерность – соответствие товара требованиям низкокачественных ТУ говорит о низком качестве самого товара.
Уважаемые потребители! Только ВЫ своим кошельком можете сделать правильный выбор и реально регулировать чистоту потоков пищевых товаров на рынке РБ. Будьте внимательны и попытайтесь уйти от ценового соблазна.
При формулировке выводов по этому разделу, необходимо ответить на вопросы:
1. Чем обусловлена объективная необходимость повышения качества продукции в современных условиях?
2. По каким направлениям может осуществляться повышение качества продукции?
3. Из каких операций состоит оценка уровня качества продукции?
6.8 Выявление содержания вредных ГМО, «Е» для организма
человека
Дата: 2018-11-18, просмотров: 439.