Форма проведения: круглый стол, тематическая дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Особенности предмета экспертного исследования и основные понятия.
2. Критерии экспертной оценки.
3. Последовательность экспертного анализа и установление причинной зависимости.
4. СПЕ психологических воздействий на личность.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины „Методика проведения психологической экспертизы” предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.
Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.
В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графика консультаций, утвержденного кафедрой.
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
№ п/п | Название темы | Часы |
1. | Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности. | 6 |
2. | Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта) | 6 |
3. | Тема 3. Психологическая экспертиза сексуального поведения. | 6 |
4. | Тема 4. Психологическая экспертиза СМИ и рекламной продукции. | 6 |
5. | Тема 5. Психологическая экспертиза профессиональной деятельности психолога. | 6 |
6. | Тема 6. Психологическая экспертиза педагогического процесса, детских игр, игрушек и воспитательного процесса. | 6 |
7. | Тема 7. Психологическая экспертиза трудовых коллективов на предприятиях. | 8 |
8. | Тема 8. СПЭ эмоциональных состояний, патологического аффекта. | 8 |
9. | Тема 9. СПЭ способности давать показания. СПЭ обвиняемых лиц с психопатическими аномалиями личности и психическим инфантилизмом. | 8 |
10. | Тема 10. СПЭ несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии. | 8 |
11. | Тема 11. СПЭ по определению беспомощного состояния. СПЕ сексуальных преступлений. | 8 |
12. | Тема 12. Посмертная СПЭ психического состояния при самоубийстве. | 8 |
Индивидуальные контрольные задания:
ИКЗ состоит из двух частей: общетеоретической (обобщение научно-теоретического материала по отдельным вопросам курса) и специальной (эмпирической).
Общетеоретическая часть. Предлагается к теоретическому анализу следующие задачи.
1. Место психологической экспертизы в общей классификации экспертных наук.
2. Этапы и задачи психологической экспертизы.
3. Основные задачи эксперта-психолога при проведении трудовой экспертизы.
4. Охарактеризуйте основные проблемы, требующие психологической экспертизы.
5. Психологические требования к эксперту-психологу.
6. Основные задачи эксперта-психолога при участии в проведении медико-педагогической экспертизы.
7. Проблема взаимодействия психолога с представителями смежных профессий.
8. Функции эксперта-психолога.
9. Основные задачи эксперта-психолога при проведении психолого-сексологической экспертизы.
10. Необходимые условия для проведения экспертизы.
11. Компетенция (права и обязанности) эксперта-психолога.
12. Основные задачи эксперта-психолога при проведении экспертизы деятельности психолога.
13. Источники и правила сбора фактической информации.
14. Экспертное заключение.
15. Основные задачи эксперта-психолога при проведении экспертизы СМИ.
16. Методология гуманистической экспертизы образования.
17. Экспертиза психологического и социологического инструментария, применяемого в учебных заведениях Министерства образования и науки Украины.
18. Экспертиза в социальном управлении (определение характера социального взаимодействия объекта и субъекта управления, предоставление вариантов решения социальных проблем), экспертиза конфликтов в организации или между организациями.
19. Требования к оформлению и представления материалов, полученных в результате экспертизы.
20. Содержание отчета: краткое изложение проблемы и формулировка цели экспертизы, состав коллектива экспертов, полный перечень источников информации, общая характеристика источников проблемной ситуации, экспертные оценки, экспертные предложения.
21. Требования к отчету: научное обоснование (непредвзятость оценок, объективность и достоверность результатов), четкость и ясность формулировок и рекомендаций.
22. Требования к оформлению документов, связанных с проведением психологической экспертизы (решение, сертификат, договор, плановая калькуляция, календарный план и др).
23. Основные вопросы, которые решает психолог при проведении трудовой экспертизы.
24. Применение эксперимента в работе психолога-эксперта.
25. Разработка концепции и плана проведения экспертизы.
26. Особенности применения контент-анализа в процессе экспертизы.
Специальная (эмпирическая) часть. Заключается в разработке методологии и проведении психологической экспертизы конкретно выбранного студентом материала, который может быть представлен в виде:
· Рекламной продукции
· Печатной продукции (текста произведения, статьи, и т. п)
· Психологической программы (диагностической, консультативной)
· Педагогической программы
· Детских игр и воспитательного процесса
· И другой, предварительно согласованной с преподавателем
· Структура и содержание специальной части ІКЗ должен включать следующие блоки:
· Аргументирование использования выбранной методологии (объект, предмет, методы и задачи экспертизы) с использованием схем, таблиц, и тому подобное.
· Экспертное заключение соответствующего образца;
· Приложения: первичный материал, другое.
· Список использованных источников
ИКЗ выполняется студентом постепенно в течение семестра в соответствии с модульно-тематического плана. Желательно, чтобы студент выполнял специальную часть ИКЗ сразу после завершения соответствующей темы.
ИКЗ должно быть надлежащим образом оформлено и предоставлено на проверку преподавателю не менее чем за две недели до итогового контроля.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
О сновная литература
1. Кофанов А.В. Криміналістика: питання і відповіді.- К.: ЦУЛ, 2011. – 280с.-12шт.
2. Шепитько В.Ю. Криминалистика: Курс лекций. Издание третье.- Х.:ООО «Одисснй», 2006 -368с- 3 шт.
3.Лунев В.Е. Конспет лекций по курсу “Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии” (Электронная версия). Макеевка, МЭГИ, 150 с.)
Дополнительная литература
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. П. Авдулова. – М. : Академия, 2009. – 208 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/NFeB/iqQY1aLx2
2. Алексеева, Л. В. Юридическая психология: учебное пособие / Л. В. Алексеева. – М. : Проспект, 2010. — 312 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5Pd5/8hU8VY63C
3. Астапов, В. М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/HWp2/HHgfZvzZq
4. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 160 с: – [Электронный ресурс] – Режим доступа: ил https://cloud.mail.ru/public/WL5k/5cUKjjdPr
5. Гуревич, П. С. Психология рекламы: Учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 287 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – https://cloud.mail.ru/public/JkPD/245r2ZWpm
6. Жордан, И. Искусство быть свидетелем, Или как вести себя на допросе / И. Жордан. – М. : Академия, 2015. – 432 с. https://cloud.mail.ru/public/DPoC/YNQBTYumM
7. Образцов, В. А. Криминалистическая психология / В. А. Образцов, С. Н. Богомолова. – М. : Издательство: Юнити-Дана, 2010. – 448 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6fqy/s6CcY7emL
8. Щадриков, В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. – М. : Логос, 2011. – 168 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/EUWu/XzepiM8CC
9. Сафуанов, Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата / Ф. С. Сафуанов. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 421 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Серия : Бакалавр. Академический курс. https://cloud.mail.ru/public/Ly22/zmd2NZipZ
10. Смычёк, В. Б. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / В. Б. Смычек. – Мн.: Юнипак, 2005. – 420 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/66iV/znQvkyqs3
Периодическая
1. Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/
2. Современная зарубежная психология – научный психологический журнал. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml
3. Московский психологический журнал. – Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/
4. Психологический журнал - издание Института психологии РАН. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html
5. Психология. Пермь – интернет-версия ежемесячного научно-познавательного журнала для психологов и педагогов. – Режим доступа: http://psyperm.narod.ru/Ob_izdanii.htm
6. Национальный психологический журнал. – Режим доступа: http://npsyj.ru/articles/volumes/
7. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – научный журнал факультетапсихологии МГУ. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive.html
8. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html
Интернет-ресурсы
1. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Методические указания;
2. Материалы по видам занятий;
3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Психорисунок и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
2. Тест визуальной стимуляции и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
3. Проективний перечень и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
4. Тест “Дополните предложения ” и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
5. Метод ассоциаций и представлений и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
6. Метод тематических образов и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
7. Шкала сексуальных возбудителей и ее использование в психолого-сексологическом исследовании.
8. Тест сексуального взаимодействия и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
9. Опросник Айзенка установок к сексу и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
10. Шкала супружеской связи и ее использование в психолого-сексологическом исследовании.
Темы для рефератов
1. Студентам необходимо определить методологию и методику проведения экспертиз на примере:Социально-психологической экспертизы программ телеканала “Сети НН” “Вечер трудного дня”, “Полдень трудного дня” (эксперты Аврамцев В.В., Волков Э.Н). Социально-психологической экспертизы программ токшоу “Окна”, которые транслировались ТК СТС и ТК ТНТ в августе-декабре 2002 года (эксперт Волков Э.Н)
2. Заключение психологической экспертизы по материалам публикаций и вспомогательных текстов Лунева Михаила Сергеевича
3. Этические нормы проведения психологических экспертиз.
4. Психолого-медицинская экспертиза.
5. Патопсихологическая экспертиза.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 437.