ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

««МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ ПСИХОЛОГИИ»

 

направление подготовки: 37.03.01 Психология

квалификация выпускника: академический бакалавр

 

Рекомендована кафедрой психологии

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

Макеевка – 2017 год


Рабочая программа дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

 

 

„01” сентября 2017 года 23 с.

 

 

Разработчик:

ст. преподаватель кафедры психологии Богрова К.Б.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры психологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

 

Председатель ПМК ___________ _____________ (Бондарь Л.С.)

“01” сентября 2017 года

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

 

Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Рядинская Е.Н.)

“01” сентября 2017 года

 

 

ÓДОНАГРА, 2017 год


1. Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения

очно-заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 4

Укрупненная группа 37.00.00 – «Психологические науки»

Дисциплина по выбору

Направление подготовки: 37.03.01 Психология

 



Семестр

 Общее количество часов – 144

7

7

Лекции

Недельных часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 4

самостоятельной работы студента – 5,6

квалификационный уровень:

академический бакалавр

30 ч.

30 ч.

Практические

30 ч.

-

Самостоятельная работа

84 ч.

114ч.

Индивидуальные задания:

- ч.

Вид контроля: экзамен

         

 

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень дисциплин вариативной части направления подготовки: 37.03.01 Психология, определяющих общий профессиональный кругозор психолога как специалиста, и вносит вклад в формирование практических навыков студентов как будущих профессионалов.

Изучение дисциплины базируется на курсах «Юридическая психология», «Психофизиология», «Возрастная психология», «Психодиагностика» и др.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Целью учебной дисциплины является получение студентами знаний по основной проблематике и основ методики проведения психологической экспертизы, в частности принципов, методов психологической экспертизы и формирование умения использовать знания на практике в различных отраслях психологии.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

- усвоить методологию психологической экспертизы,

- получить информацию и освоить практические навыки по особенностям использования диагностических методов психологического исследования,

- освоение технологии проведения судебно-психологической экспертизы.

Изучение данного курса формирует у студентов представление о теоретико-методологических основах построения психологических экспертиз и необходимых этических правилах; получение целостной системы знаний о видах психологических экспертиз и используемых психологических методах; рассмотрение сфер применения практики психологических экспертиз.

Дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является общей теоретической и методологической основой для всех психологических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра психологии.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных областях психологии» студент должен обладать следующими компетенциями:

 профессиональными:

способностью и готовностью к: 

· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

· способностью и готовностью к: постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной

· области психологии (ПК-8);

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

- содержание основных понятий психологической экспертизы;

- современные экспертные программы в психологической практике, в том числе в судебные;

- особенности организации и проведения психологической экспертизы, написание экспертного заключения (акта)

- методику психологической экспертизы сексуального поведения;

- методику психологической экспертизы СМИ и рекламной продукции

- методику психологической экспертизы деятельности психолога

- методику психологической экспертизы педагогического процесса

- методику психологической экспертизы детских игр и воспитательного процесса

- методику психологической экспертизы динамики групп на предприятиях

- методики СПЭ.

Уметь:

- применить теоретические знания к решению практических проблем психологической (судебной) экспертизы;

- проводить экспертизу, разрабатывать программу исследования, обосновывать содержание и оформлять экспертное заключение (акт).



Содержание учебного материала

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности.

История вопроса. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задания. Предмет и объект судебно-психологической экспертизы. Сфера компетенции судебно-психологической экспертизы. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Этапы психологических исследований в рамках СПЭ. Методология экспертизы.

Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на этапах предварительного следствия. Психолингвистическая экспертиза. Полиграф на современном этапе и основные направления внедрения полиграфа. Подготовка к проверки на полиграфе и ее качественные особенности. Опросник для проверки на полиграфе. Критические, нейтральные и контрольные вопросы. Методика вопросов: нейтрально-целевой метод, метод с 5 контрольными вопросами, тест с тайными вопросами. Условия работы с полиграфом.

 

Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта)

Содержание основных вопросов, к которым сводится изучения темы выглядит следующим образом: понятие о психологической экспертизе; виды психологических экспертиз; правила организации и проведения экспертизы; методическое и инструментальное обеспечение психологической экспертизы; особенности написания экспертного заключения (акта).

С целью овладения темой, студенты должны обратить внимание на такие вопросы и основные понятия: психологическая экспертиза, экспертная деятельность психолога, требования к личности эксперта-психолога, правила проведения экспертизы, методы психологической экспертизы, методы интерпретации экспертных данных, принципы экспертного анализа, экспертное заключение (акт), оформление экспертного заключения (акта), комментарии и предложения как форма предоставления результатов экспертизы.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности. 12 3 3     6 12 2       10 Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта) 12 3 3     6 12 2       10 Итого по модулю 1 24 6 6     12 24 4       20

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности.

Форма проведения: круглый стол, тематическая дискуссия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие психологической экспертизы.

2. История возникновения психологической экспертной практики.

3. Основные сферы профессиональной деятельности эксперта-психолога.

 

Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта)

Форма проведения: круглый стол, тематическая дискуссия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Междисциплинарный характер деятельности эксперта-психолога.

2. Юридические аспекты проведения психологических экспертиз.

3. Профессиональный этический кодекс эксперта-психолога.

4. Написание экспертного заключения (акта)

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

Темы рефератов и сообщений

1. Специфика проведения анализа материалов дела

2. Специфика роли эксперта сексолога

3. Оценка поведения подэкспертного лица

4. сексологических анамнез

5. Психорисунок и его использование в психолого-сексологическом исследовании

6. Тест визуальной стимуляции и его использование в психолого-сексологическом исследовании

7. Проективный перечень и его использование в психолого-сексологическом исследовании

8. Тест "Дополните предложение" и его использование в психолого-сексологическом исследовании

9. Метод ассоциаций и представлений и его использование в психолого-сексологическом исследовании

10. Метод тематических образов и их использование в психолого-сексологическом исследовании

11. Шкала сексуальных возбудителей и ее использование в психолого-сексологическом исследовании

12. Тест сексуального взаимодействия и его использование в психолого-сексологическом исследовании

13. Опросник Айзенка установок к сексу и его использование в психолого-сексологическом исследовании

14. Шкала семейной связи и ее использование в психолого-сексологическом исследовании

Задание:

Законспектировать: главы 7 - 9 раздела 3 "Методология работы эсперта-сексолога", из книги "Судебная сексология" Збигнев Стратович. Пер. с польск. - М .: Юридическая литература, 1991.

Законспектировать: главы 1 - 6 раздела 3 "Методология работы эсперта-сексолога", из книги "Судебная сексология" Збигнев Стратович. Пер. с польск. - М .: Юридическая литература, 1991.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Психологическая экспертиза радиопрограмм и аудиальной продукции

2. Контент-анализ и его использование в экспертизе печатных изданий

3. Примеры психологических экспертиз ЗМЫ, психолого-правовые последствия

Групповые дискуссии. Студенты обсуждают собственные проведены экспертизы с целью распространения опыта, уточнения, актуализации проблемных вопросов.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Психологические особенности педагогического, учебно-воспитательного процесса

2. Негативные влияния образовательных программ

3. Сертификация психолого-педагогических программ в Украине и за рубежом

4. Развивающее образовательная среда

5. Объект и предмет психолого-педагогической экспертизы, критерии экспертизы

Студентам необходимо определить методологию и методику проведения экспертизы на примере:

- Заключения комиссии департамента образования по материалам служебного расследования результатов работы Центра духовного и физического здоровья "Радуга" на областном собрании органов ученического самоуправления заведений начального образования "Лидер" в августе 1999 года.

- Экспертизы "Психолого-педагогическое проектирование и экспертиза образовательного учреждения" (по профессором Пановым В.И.)

- Материалов экспертизы, освещены в статье "Психолого-педагогические условия организации психологически безопасного образовательной среды в детском экологическом центре" (эксперт А.В. Столбовая),

работой с детьми.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Психологическая экспертиза регрессивных и кризисных явлений на предприятиях

2. Психологическая экспертиза стратегических планов предприятий

3. Психологическая экспертиза в процессе определения профпригодности

4. Карьера, прогноз карьеры

5. Экспертиза социально-психологического климата коллективов

6. Психофизиологический профессиональный отбор

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.

Периодическая

1. Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/

2. Современная зарубежная психология – научный психологический журнал. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml

3. Московский психологический журнал. – Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/

4. Психологический журнал - издание Института психологии РАН. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html

5. Психология. Пермь – интернет-версия ежемесячного научно-познавательного журнала для психологов и педагогов. – Режим доступа: http://psyperm.narod.ru/Ob_izdanii.htm

6. Национальный психологический журнал. – Режим доступа: http://npsyj.ru/articles/volumes/

7. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – научный журнал факультетапсихологии МГУ. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive.html

8. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html

 

Интернет-ресурсы

1. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Методические указания;

2. Материалы по видам занятий;

3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)

 

 

Контрольные вопросы для самоподготовки

 

1. Психорисунок и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

2. Тест визуальной стимуляции и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

3. Проективний перечень и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

4. Тест “Дополните предложения ” и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

5. Метод ассоциаций и представлений и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

6. Метод тематических образов и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

7. Шкала сексуальных возбудителей и ее использование в психолого-сексологическом исследовании.

8. Тест сексуального взаимодействия и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

9. Опросник Айзенка установок к сексу и его использование в психолого-сексологическом исследовании.

10. Шкала супружеской связи и ее использование в психолого-сексологическом исследовании.

Темы для рефератов

1. Студентам необходимо определить методологию и методику проведения экспертиз на примере:Социально-психологической экспертизы программ телеканала “Сети НН” “Вечер трудного дня”, “Полдень трудного дня” (эксперты Аврамцев В.В., Волков Э.Н). Социально-психологической экспертизы программ токшоу “Окна”, которые транслировались ТК СТС и ТК ТНТ в августе-декабре 2002 года (эксперт Волков Э.Н)

2. Заключение психологической экспертизы по материалам публикаций и вспомогательных текстов Лунева Михаила Сергеевича

3. Этические нормы проведения психологических экспертиз.

4. Психолого-медицинская экспертиза.

5. Патопсихологическая экспертиза.



По шкале ECTS

По государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета A 90-100 «Отлично» (5)

зачтено

отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей B 80-89

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) C 75-79 хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) D 70-74

«Удовлетворитель­но»

(3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков E 60-69 достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии FX 35-59 «Неудовлетвори­тельно» (2) не зачтено с возможностью повторной сдачи неудовлетворительно – с возможностью повторной аттестации F 0-34 «Неудовлетвори­тельно» не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины неудовлетворительно – с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией)

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института, лаборатория экспериментальной психологии, НКПЦ.

Для обеспечения дисциплины необходимы:

1. Учебные пособия

2. Слайды, презентации лекций

3 Компьютерные демонстрации

4. Мультимедийное оборудование.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов

Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.

Мультимедийное оборудование.

Свободно-распространяемое программное обеспечение.

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

««МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ ПСИХОЛОГИИ»

 

направление подготовки: 37.03.01 Психология

квалификация выпускника: академический бакалавр

 

Рекомендована кафедрой психологии

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

Макеевка – 2017 год


Рабочая программа дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

 

 

„01” сентября 2017 года 23 с.

 

 

Разработчик:

ст. преподаватель кафедры психологии Богрова К.Б.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры психологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

 

Председатель ПМК ___________ _____________ (Бондарь Л.С.)

“01” сентября 2017 года

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

 

Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Рядинская Е.Н.)

“01” сентября 2017 года

 

 

ÓДОНАГРА, 2017 год


1. Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

очная форма обучения

очно-заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 4

Укрупненная группа 37.00.00 – «Психологические науки»

Дисциплина по выбору

Направление подготовки: 37.03.01 Психология

 



Семестр

 Общее количество часов – 144

7

7

Лекции

Недельных часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 4

самостоятельной работы студента – 5,6

квалификационный уровень:

академический бакалавр

30 ч.

30 ч.

Практические

30 ч.

-

Самостоятельная работа

84 ч.

114ч.

Индивидуальные задания:

- ч.

Вид контроля: экзамен

         

 

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень дисциплин вариативной части направления подготовки: 37.03.01 Психология, определяющих общий профессиональный кругозор психолога как специалиста, и вносит вклад в формирование практических навыков студентов как будущих профессионалов.

Изучение дисциплины базируется на курсах «Юридическая психология», «Психофизиология», «Возрастная психология», «Психодиагностика» и др.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Целью учебной дисциплины является получение студентами знаний по основной проблематике и основ методики проведения психологической экспертизы, в частности принципов, методов психологической экспертизы и формирование умения использовать знания на практике в различных отраслях психологии.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

- усвоить методологию психологической экспертизы,

- получить информацию и освоить практические навыки по особенностям использования диагностических методов психологического исследования,

- освоение технологии проведения судебно-психологической экспертизы.

Изучение данного курса формирует у студентов представление о теоретико-методологических основах построения психологических экспертиз и необходимых этических правилах; получение целостной системы знаний о видах психологических экспертиз и используемых психологических методах; рассмотрение сфер применения практики психологических экспертиз.

Дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является общей теоретической и методологической основой для всех психологических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра психологии.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных областях психологии» студент должен обладать следующими компетенциями:

 профессиональными:

способностью и готовностью к: 

· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

· способностью и готовностью к: постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной

· области психологии (ПК-8);

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

- содержание основных понятий психологической экспертизы;

- современные экспертные программы в психологической практике, в том числе в судебные;

- особенности организации и проведения психологической экспертизы, написание экспертного заключения (акта)

- методику психологической экспертизы сексуального поведения;

- методику психологической экспертизы СМИ и рекламной продукции

- методику психологической экспертизы деятельности психолога

- методику психологической экспертизы педагогического процесса

- методику психологической экспертизы детских игр и воспитательного процесса

- методику психологической экспертизы динамики групп на предприятиях

- методики СПЭ.

Уметь:

- применить теоретические знания к решению практических проблем психологической (судебной) экспертизы;

- проводить экспертизу, разрабатывать программу исследования, обосновывать содержание и оформлять экспертное заключение (акт).



Содержание учебного материала

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности.

История вопроса. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задания. Предмет и объект судебно-психологической экспертизы. Сфера компетенции судебно-психологической экспертизы. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Этапы психологических исследований в рамках СПЭ. Методология экспертизы.

Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на этапах предварительного следствия. Психолингвистическая экспертиза. Полиграф на современном этапе и основные направления внедрения полиграфа. Подготовка к проверки на полиграфе и ее качественные особенности. Опросник для проверки на полиграфе. Критические, нейтральные и контрольные вопросы. Методика вопросов: нейтрально-целевой метод, метод с 5 контрольными вопросами, тест с тайными вопросами. Условия работы с полиграфом.

 

Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта)

Содержание основных вопросов, к которым сводится изучения темы выглядит следующим образом: понятие о психологической экспертизе; виды психологических экспертиз; правила организации и проведения экспертизы; методическое и инструментальное обеспечение психологической экспертизы; особенности написания экспертного заключения (акта).

С целью овладения темой, студенты должны обратить внимание на такие вопросы и основные понятия: психологическая экспертиза, экспертная деятельность психолога, требования к личности эксперта-психолога, правила проведения экспертизы, методы психологической экспертизы, методы интерпретации экспертных данных, принципы экспертного анализа, экспертное заключение (акт), оформление экспертного заключения (акта), комментарии и предложения как форма предоставления результатов экспертизы.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 421.