КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор
_________________
«__»____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
««МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ ПСИХОЛОГИИ»
направление подготовки: 37.03.01 Психология
квалификация выпускника: академический бакалавр
Рекомендована кафедрой психологии
Протокол № 1 от 01.09.2017 г.
Макеевка – 2017 год
Рабочая программа дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология
„01” сентября 2017 года 23 с.
Разработчик:
ст. преподаватель кафедры психологии Богрова К.Б.
Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры психологии
Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года
Председатель ПМК ___________ _____________ (Бондарь Л.С.)
“01” сентября 2017 года
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии
Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года
Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Рядинская Е.Н.)
“01” сентября 2017 года
ÓДОНАГРА, 2017 год
1. Общая информация о дисциплине
Описание дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 4 | Укрупненная группа 37.00.00 – «Психологические науки» | Дисциплина по выбору | ||
Направление подготовки: 37.03.01 Психология | ||||
|
Семестр
Общее количество часов – 144
7
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения:
аудиторных – 4
самостоятельной работы студента – 5,6
квалификационный уровень:
академический бакалавр
30 ч.
Практические
30 ч.
Самостоятельная работа
84 ч.
Индивидуальные задания:
- ч.
Вид контроля: экзамен
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень дисциплин вариативной части направления подготовки: 37.03.01 Психология, определяющих общий профессиональный кругозор психолога как специалиста, и вносит вклад в формирование практических навыков студентов как будущих профессионалов.
Изучение дисциплины базируется на курсах «Юридическая психология», «Психофизиология», «Возрастная психология», «Психодиагностика» и др.
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Целью учебной дисциплины является получение студентами знаний по основной проблематике и основ методики проведения психологической экспертизы, в частности принципов, методов психологической экспертизы и формирование умения использовать знания на практике в различных отраслях психологии.
В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:
- усвоить методологию психологической экспертизы,
- получить информацию и освоить практические навыки по особенностям использования диагностических методов психологического исследования,
- освоение технологии проведения судебно-психологической экспертизы.
Изучение данного курса формирует у студентов представление о теоретико-методологических основах построения психологических экспертиз и необходимых этических правилах; получение целостной системы знаний о видах психологических экспертиз и используемых психологических методах; рассмотрение сфер применения практики психологических экспертиз.
Дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является общей теоретической и методологической основой для всех психологических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра психологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных областях психологии» студент должен обладать следующими компетенциями:
профессиональными:
способностью и готовностью к:
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
· способностью и готовностью к: постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной
· области психологии (ПК-8);
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
- содержание основных понятий психологической экспертизы;
- современные экспертные программы в психологической практике, в том числе в судебные;
- особенности организации и проведения психологической экспертизы, написание экспертного заключения (акта)
- методику психологической экспертизы сексуального поведения;
- методику психологической экспертизы СМИ и рекламной продукции
- методику психологической экспертизы деятельности психолога
- методику психологической экспертизы педагогического процесса
- методику психологической экспертизы детских игр и воспитательного процесса
- методику психологической экспертизы динамики групп на предприятиях
- методики СПЭ.
Уметь:
- применить теоретические знания к решению практических проблем психологической (судебной) экспертизы;
- проводить экспертизу, разрабатывать программу исследования, обосновывать содержание и оформлять экспертное заключение (акт).
Содержание учебного материала
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности.
История вопроса. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задания. Предмет и объект судебно-психологической экспертизы. Сфера компетенции судебно-психологической экспертизы. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Этапы психологических исследований в рамках СПЭ. Методология экспертизы.
Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на этапах предварительного следствия. Психолингвистическая экспертиза. Полиграф на современном этапе и основные направления внедрения полиграфа. Подготовка к проверки на полиграфе и ее качественные особенности. Опросник для проверки на полиграфе. Критические, нейтральные и контрольные вопросы. Методика вопросов: нейтрально-целевой метод, метод с 5 контрольными вопросами, тест с тайными вопросами. Условия работы с полиграфом.
Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта)
Содержание основных вопросов, к которым сводится изучения темы выглядит следующим образом: понятие о психологической экспертизе; виды психологических экспертиз; правила организации и проведения экспертизы; методическое и инструментальное обеспечение психологической экспертизы; особенности написания экспертного заключения (акта).
С целью овладения темой, студенты должны обратить внимание на такие вопросы и основные понятия: психологическая экспертиза, экспертная деятельность психолога, требования к личности эксперта-психолога, правила проведения экспертизы, методы психологической экспертизы, методы интерпретации экспертных данных, принципы экспертного анализа, экспертное заключение (акт), оформление экспертного заключения (акта), комментарии и предложения как форма предоставления результатов экспертизы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности.
Форма проведения: круглый стол, тематическая дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Понятие психологической экспертизы.
2. История возникновения психологической экспертной практики.
3. Основные сферы профессиональной деятельности эксперта-психолога.
Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта)
Форма проведения: круглый стол, тематическая дискуссия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Междисциплинарный характер деятельности эксперта-психолога.
2. Юридические аспекты проведения психологических экспертиз.
3. Профессиональный этический кодекс эксперта-психолога.
4. Написание экспертного заключения (акта)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
Темы рефератов и сообщений
1. Специфика проведения анализа материалов дела
2. Специфика роли эксперта сексолога
3. Оценка поведения подэкспертного лица
4. сексологических анамнез
5. Психорисунок и его использование в психолого-сексологическом исследовании
6. Тест визуальной стимуляции и его использование в психолого-сексологическом исследовании
7. Проективный перечень и его использование в психолого-сексологическом исследовании
8. Тест "Дополните предложение" и его использование в психолого-сексологическом исследовании
9. Метод ассоциаций и представлений и его использование в психолого-сексологическом исследовании
10. Метод тематических образов и их использование в психолого-сексологическом исследовании
11. Шкала сексуальных возбудителей и ее использование в психолого-сексологическом исследовании
12. Тест сексуального взаимодействия и его использование в психолого-сексологическом исследовании
13. Опросник Айзенка установок к сексу и его использование в психолого-сексологическом исследовании
14. Шкала семейной связи и ее использование в психолого-сексологическом исследовании
Задание:
Законспектировать: главы 7 - 9 раздела 3 "Методология работы эсперта-сексолога", из книги "Судебная сексология" Збигнев Стратович. Пер. с польск. - М .: Юридическая литература, 1991.
Законспектировать: главы 1 - 6 раздела 3 "Методология работы эсперта-сексолога", из книги "Судебная сексология" Збигнев Стратович. Пер. с польск. - М .: Юридическая литература, 1991.
Темы рефератов и сообщений
1. Психологическая экспертиза радиопрограмм и аудиальной продукции
2. Контент-анализ и его использование в экспертизе печатных изданий
3. Примеры психологических экспертиз ЗМЫ, психолого-правовые последствия
Групповые дискуссии. Студенты обсуждают собственные проведены экспертизы с целью распространения опыта, уточнения, актуализации проблемных вопросов.
Темы рефератов и сообщений
1. Психологические особенности педагогического, учебно-воспитательного процесса
2. Негативные влияния образовательных программ
3. Сертификация психолого-педагогических программ в Украине и за рубежом
4. Развивающее образовательная среда
5. Объект и предмет психолого-педагогической экспертизы, критерии экспертизы
Студентам необходимо определить методологию и методику проведения экспертизы на примере:
- Заключения комиссии департамента образования по материалам служебного расследования результатов работы Центра духовного и физического здоровья "Радуга" на областном собрании органов ученического самоуправления заведений начального образования "Лидер" в августе 1999 года.
- Экспертизы "Психолого-педагогическое проектирование и экспертиза образовательного учреждения" (по профессором Пановым В.И.)
- Материалов экспертизы, освещены в статье "Психолого-педагогические условия организации психологически безопасного образовательной среды в детском экологическом центре" (эксперт А.В. Столбовая),
работой с детьми.
Темы рефератов и сообщений
1. Психологическая экспертиза регрессивных и кризисных явлений на предприятиях
2. Психологическая экспертиза стратегических планов предприятий
3. Психологическая экспертиза в процессе определения профпригодности
4. Карьера, прогноз карьеры
5. Экспертиза социально-психологического климата коллективов
6. Психофизиологический профессиональный отбор
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.
Периодическая
1. Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/
2. Современная зарубежная психология – научный психологический журнал. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/jmfp/index.shtml
3. Московский психологический журнал. – Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/
4. Психологический журнал - издание Института психологии РАН. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html
5. Психология. Пермь – интернет-версия ежемесячного научно-познавательного журнала для психологов и педагогов. – Режим доступа: http://psyperm.narod.ru/Ob_izdanii.htm
6. Национальный психологический журнал. – Режим доступа: http://npsyj.ru/articles/volumes/
7. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – научный журнал факультетапсихологии МГУ. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive.html
8. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html
Интернет-ресурсы
1. Развитие личности. – Режим доступа: http://rl-online.ru/articles.html
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Методические указания;
2. Материалы по видам занятий;
3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Психорисунок и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
2. Тест визуальной стимуляции и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
3. Проективний перечень и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
4. Тест “Дополните предложения ” и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
5. Метод ассоциаций и представлений и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
6. Метод тематических образов и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
7. Шкала сексуальных возбудителей и ее использование в психолого-сексологическом исследовании.
8. Тест сексуального взаимодействия и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
9. Опросник Айзенка установок к сексу и его использование в психолого-сексологическом исследовании.
10. Шкала супружеской связи и ее использование в психолого-сексологическом исследовании.
Темы для рефератов
1. Студентам необходимо определить методологию и методику проведения экспертиз на примере:Социально-психологической экспертизы программ телеканала “Сети НН” “Вечер трудного дня”, “Полдень трудного дня” (эксперты Аврамцев В.В., Волков Э.Н). Социально-психологической экспертизы программ токшоу “Окна”, которые транслировались ТК СТС и ТК ТНТ в августе-декабре 2002 года (эксперт Волков Э.Н)
2. Заключение психологической экспертизы по материалам публикаций и вспомогательных текстов Лунева Михаила Сергеевича
3. Этические нормы проведения психологических экспертиз.
4. Психолого-медицинская экспертиза.
5. Патопсихологическая экспертиза.
По шкале ECTS
По государственной шкале
Определение
зачтено
«Хорошо» (4)
«Удовлетворительно»
(3)
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института, лаборатория экспериментальной психологии, НКПЦ.
Для обеспечения дисциплины необходимы:
1. Учебные пособия
2. Слайды, презентации лекций
3 Компьютерные демонстрации
4. Мультимедийное оборудование.
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов
Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.
Мультимедийное оборудование.
Свободно-распространяемое программное обеспечение.
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор
_________________
«__»____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
««МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАЗНЫХ ОТРАСЛЯХ ПСИХОЛОГИИ»
направление подготовки: 37.03.01 Психология
квалификация выпускника: академический бакалавр
Рекомендована кафедрой психологии
Протокол № 1 от 01.09.2017 г.
Макеевка – 2017 год
Рабочая программа дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология
„01” сентября 2017 года 23 с.
Разработчик:
ст. преподаватель кафедры психологии Богрова К.Б.
Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры психологии
Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года
Председатель ПМК ___________ _____________ (Бондарь Л.С.)
“01” сентября 2017 года
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии
Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года
Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Рядинская Е.Н.)
“01” сентября 2017 года
ÓДОНАГРА, 2017 год
1. Общая информация о дисциплине
Описание дисциплины
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 4 | Укрупненная группа 37.00.00 – «Психологические науки» | Дисциплина по выбору | ||
Направление подготовки: 37.03.01 Психология | ||||
|
Семестр
Общее количество часов – 144
7
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения:
аудиторных – 4
самостоятельной работы студента – 5,6
квалификационный уровень:
академический бакалавр
30 ч.
Практические
30 ч.
Самостоятельная работа
84 ч.
Индивидуальные задания:
- ч.
Вид контроля: экзамен
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень дисциплин вариативной части направления подготовки: 37.03.01 Психология, определяющих общий профессиональный кругозор психолога как специалиста, и вносит вклад в формирование практических навыков студентов как будущих профессионалов.
Изучение дисциплины базируется на курсах «Юридическая психология», «Психофизиология», «Возрастная психология», «Психодиагностика» и др.
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Целью учебной дисциплины является получение студентами знаний по основной проблематике и основ методики проведения психологической экспертизы, в частности принципов, методов психологической экспертизы и формирование умения использовать знания на практике в различных отраслях психологии.
В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:
- усвоить методологию психологической экспертизы,
- получить информацию и освоить практические навыки по особенностям использования диагностических методов психологического исследования,
- освоение технологии проведения судебно-психологической экспертизы.
Изучение данного курса формирует у студентов представление о теоретико-методологических основах построения психологических экспертиз и необходимых этических правилах; получение целостной системы знаний о видах психологических экспертиз и используемых психологических методах; рассмотрение сфер применения практики психологических экспертиз.
Дисциплина «Методика проведения психологической экспертизы в разных отраслях психологии» является общей теоретической и методологической основой для всех психологических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра психологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины «Методика проведения психологической экспертизы в разных областях психологии» студент должен обладать следующими компетенциями:
профессиональными:
способностью и готовностью к:
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
· способностью и готовностью к: постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной
· области психологии (ПК-8);
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
- содержание основных понятий психологической экспертизы;
- современные экспертные программы в психологической практике, в том числе в судебные;
- особенности организации и проведения психологической экспертизы, написание экспертного заключения (акта)
- методику психологической экспертизы сексуального поведения;
- методику психологической экспертизы СМИ и рекламной продукции
- методику психологической экспертизы деятельности психолога
- методику психологической экспертизы педагогического процесса
- методику психологической экспертизы детских игр и воспитательного процесса
- методику психологической экспертизы динамики групп на предприятиях
- методики СПЭ.
Уметь:
- применить теоретические знания к решению практических проблем психологической (судебной) экспертизы;
- проводить экспертизу, разрабатывать программу исследования, обосновывать содержание и оформлять экспертное заключение (акт).
Содержание учебного материала
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Тема 1. Общие вопросы психологической (судебной) экспертизы. История привлечения психологических знаний в следственной и судебной деятельности.
История вопроса. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задания. Предмет и объект судебно-психологической экспертизы. Сфера компетенции судебно-психологической экспертизы. Порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Этапы психологических исследований в рамках СПЭ. Методология экспертизы.
Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на этапах предварительного следствия. Психолингвистическая экспертиза. Полиграф на современном этапе и основные направления внедрения полиграфа. Подготовка к проверки на полиграфе и ее качественные особенности. Опросник для проверки на полиграфе. Критические, нейтральные и контрольные вопросы. Методика вопросов: нейтрально-целевой метод, метод с 5 контрольными вопросами, тест с тайными вопросами. Условия работы с полиграфом.
Тема 2. Организация и проведение психологической экспертизы. Написание экспертного заключения (акта)
Содержание основных вопросов, к которым сводится изучения темы выглядит следующим образом: понятие о психологической экспертизе; виды психологических экспертиз; правила организации и проведения экспертизы; методическое и инструментальное обеспечение психологической экспертизы; особенности написания экспертного заключения (акта).
С целью овладения темой, студенты должны обратить внимание на такие вопросы и основные понятия: психологическая экспертиза, экспертная деятельность психолога, требования к личности эксперта-психолога, правила проведения экспертизы, методы психологической экспертизы, методы интерпретации экспертных данных, принципы экспертного анализа, экспертное заключение (акт), оформление экспертного заключения (акта), комментарии и предложения как форма предоставления результатов экспертизы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 421.