Анкетирование обучающихся 11-13 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа (Приложение 4).

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 18, 19).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 9, 17, 22).

Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий                              (№ вопросов: 17, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет наличие свободного времени и способ его проведения, импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 7, 8,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24).

 

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс_____________________

 

  Всегда Часто Редко Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня 0 1 2 3
2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга 3 2 1 0
3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
4. Родители меня не понимают 3 2 1 0
5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое 3 2 1 0
6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю 0 1 2 3
7. У меня много свободного времени 2 1 0 1

 

8. В свободное время я:

  Всегда Часто Редко Никогда
Посещаю секции, кружки, студии 0 1 2 3
Читаю книги 0 1 2 3
Играю в компьютерные игры 3 2 0 0
Провожу время в интернете 3 2 0 1
Смотрю телевизор 3 2 0 1
Провожу время с друзьями на улице 3 2 0 1
Ничем не занимаюсь 3 2 0 1

 

9. Для меня примером для подражания являются:

  Всегда Часто Редко Никогда
Родители 0 1 2 3
Друзья 3 2 0 1

 

  Всегда Часто Редко Никогда
10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться 3 2 1 0
11. Я чувствую себя беспомощным 3 2 1 0
12. Я чувствую вялость, безразличие 3 2 1 0
13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное 3 2 1 0
14. Я злюсь на весь мир 3 2 1 0
15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня 3 2 1 0
16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо 0 1 2 3

 

17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:

  Никогда Редко Часто Всегда
родителям 3 2 1 0
друзьям 2 1 0 0
учителям 2 1 0 0
родственникам 2 1 0 0

 

18. В моей семье относятся к:

  Отрицательно Нейтрально Положительно
курению сигарет 0 1 2
употреблению пива 0 1 2
употреблению других алкогольных напитков 0 2 3
употреблению наркотиков, в том числе спайсов 0 3 4

 

19. В моей семье:

  Никогда Редко Часто Всегда
курят 0 1 2 3
употребляют алкоголь 0 1 3 4
употребляют наркотики 0 3 4 5

 

20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:

курить (никогда (0), после 18 лет (1), младше 18 лет (2)

употреблять алкоголь (никогда (0), после 21 года (1), младше 21 года (2)

употреблять наркотики (никогда (0), любой положительный ответ (3)

 

21. Я считаю, что для организма:

  Очень вредно Скорее вредно, чем полезно Скорее полезно, чем вредно Полезно
курение сигарет 0 1 2 3
употребление пива 0 1 2 3
употребление других алкогольных напитков 0 2 3 4
употребление наркотиков, спайсов 0 3 4 5

 

22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:

  Да Нет
курят 3 0
употребляют алкоголь 4 0
употребляют наркотики 5 0

 

23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:

а) безразлично (1); б) одобряю (2); в) осуждаю (0).

 

24. Я пробовал (-а):

  Да Нет
курить 3 0
алкоголь 4 0
наркотики 5 0

 

25. По сравнению с одноклассниками я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

 

26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (2); б) редко (1); в) никогда (0).

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
27. Педагоги поощряют мои старания 3 2 1 0
28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах 3 2 1 0

29. В последнее время учебные предметы для меня:

а) очень интересны (0); б) интересны (1); в) малоинтересны (2); г) совсем не интересны (3).

 

30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

 

Обработка результатов анкетирования:

    Высокий риск Средний риск Низкий риск
1 Семейный 32-47 17-31 8-16
2 Психологический 52-80 21-51 6-20
3 Ближайшего окружения 12-17 8-11 5-7
4 Образовательный 14-18 9-13 6-8
Общий риск 107-162 42-106 25-41

 

Полученные данные должны быть использованы для организации дифференцированной профилактической работы, учитывающей личностные особенности и социальные характеристики обучающихся, особенности образовательной среды и уровень распространенности употребления ПАВ среди обучающихся конкретного учреждения образования.

Специалисты СППС обязаны проводить с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, коррекционную работу с целью оказания им помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования у них адекватного представления о себе, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им, ценить и беречь семью, формирования активной гражданской позиции, развития семейных ценностей и навыков здорового образа жизни.

При проведении вторичной профилактики с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, рекомендуется проведение как индивидуальных, так и групповых форм работы.

В целях методической поддержки специалистов рекомендуется использовать пособия с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь», а также издания УО РИПО:

Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.

Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 215 с.

Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

Решительное НЕТ табакокурению: пособие для учителей и кл. рук. (с электронным приложением) / авт.-сост. И.В. Залуцкий, С.В. Петрович, Т.Н. Глинская. – Минск : НИО, 2007. – 72 с.

Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.

Богословская, В.С. «Программа «САН (самочувствие, активность, настроение)»: пособие для психологов, соц. педагогов, воспитателей / В.С. Богословская, А.И. Янчий. – Минск : НИО, 2007. – 120 с.

Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. сред. образования / Е.И. Луговцова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.

Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ / С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – Минск : РИПО, 2013. – 263с.;

Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сб. метод. материалов/под ред. О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой. – Минск : РИПО, 2015. – 324 с.;

Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования сб. метод. материалов / сост. : Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян ; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – Минск : РИПО, 2015. – 235с.

 

Заключение

1. Информация о результатах проведенного психосоциального анкетирования направляется учреждениями образования в управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно не позднее 1 декабря (Приложение                    6 – 7);

управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно                                 до 15 декабря представляют сводную информацию о результатах психосоциального анкетирования в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома;

управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома ежегодно до 1 января направляют в Министерство образования сводную аналитическую информацию о результатах психосоциального анкетирования.

2. Результаты проведения анкетирования в каждой возрастной группе используются для проведения вторичной профилактики зависимого поведения специалистами СППС учреждения образования и специалистами соответствующего профиля (из учреждения здравоохранения, внутренних дел).

3. Результаты анкетирования в старшей группе (учащиеся 16-18 лет) являются наиболее достоверными, поскольку анкета усилена опросником, предназначенным для выявления психологических особенностей, предопределяющих склонность к формированию химической зависимости. Анкета выявляет социальные факторы риска, а также степень употребления ПАВ обучающимися. Поэтому при выявлении высокой степени риска, по итогам проведения опросника и анкеты, следует рекомендовать родителям обучающихся обратиться за консультацией в учреждения здравоохранения.

4. По желанию родителей специалист СППС при желании родителей может проводить диагностику с родителями и консультировать их в рамках своей компетентности по вопросам профилактики формирования химической зависимости у детей.0,0,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Список использованных источников:

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь // adu.by/wp-content/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.

2. Кулганов, В.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб. : Питер, 2014. – 304 с.

3. Хриптович, В.А. Разработка личностного опросника для подростков «Риск химической зависимости» / В.А. Хриптович // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. Вып. 13 / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 234–241.

4. Корчагина, Г.А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях / Г.А. Корчагина, Е.В. Фадеева, Н.И. Зенцова. – М. : ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Минздрава России, 2013. – 56 с.

5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами // Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 336 с.

6. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб. : Речь, 2007. – 128 с.

7. Полякова, О.Б. Особенности психодиагностики и психопрофилактики наркозависимости. – М. : МПСУ, 2015. – 216 с.



Приложения

Приложение 1

Примерная форма письменного заявления (согласия) обучающегося и его законных представителей на участие в проведении психосоциального анкетирования и (в случае необходимости) последующего медицинского осмотра

Руководителю учреждения образования «Наименование»

_______________________________

Фамилия И.О. обучающегося

(законных представителей)

Заявление.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 964.