При проведении психосоциального анкетирования рекомендуется использовать опросник и анкету (Приложение 2). Применение двух методик для данной возрастной категории позволяет учесть весь спектр психологических и социальных факторов риска, характерных для данной возрастной категории, и обеспечить большую достоверность полученных результатов.
Опросник дает возможность выявить наличие психологического фактора риска, оказывающего непосредственное влияние на формирование у обучающихся аддиктивных жизненных установок [3]. Этот фактор включает: тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел, низкий самоконтроль поведения, слабоволие, недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность, неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих, отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.
Обработка результатов опросника:
В обратных утверждениях 1 балл соответствует 5; 2 балла соответствуют 4; 4 балла соответствуют 2 и 5 баллов соответствуют 1.
Прямые утверждения: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 53.
Обратные утверждения: 1, 2, 3, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 23, 24, 30, 31, 35, 37, 45, 48, 51.
Результат свыше 130 баллов указывает на психологический риск формирования химической зависимости от ПАВ. Количество набранных баллов в зоне риска может варьироваться от 130 до 265 баллов. Дополнительная шкала позволит дифференцировать степень личностного риска формирования химической зависимости.
130-160 – признаки склонности;
161-200 – признаки повышенной склонности;
201-265 – признаки высокой вероятности.
Дополнительно можно выявить особенности психологической склонности к формированию химической зависимости согласно следующим шкалам:
1. Шкала «Импульсивность» обнаруживает тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел. Для импульсивных подростков характерны низкий самоконтроль поведения, слабоволие.
2. Шкала «Слабость Сверх-Я» выявляет недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность. Такие подростки проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения. Они могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.
3. Шкала «Дезадаптированность» выявляет неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов.
4. Шкала «Враждебность как стиль родительского отношения» определяет восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих. Подросток находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением.
5. Шкала «Безрассудность» характеризует подростков как недостаточно спокойных и рассудительных, нетерпеливых, несдержанных. Они чувствуют себя несчастным из-за кажущейся неудовлетворенности, им всего всегда мало.
6. Шкала «Общая склонность к зависимостям» определяет отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.
7. Шкала «Социальная желательность» указывают на то, что подросток стремится представить себя в наилучшем свете, дает неискренние ответы.
№ | Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
1 | Импульсивность | 4, 6, 7, 13, 25, 26, 27, 38, 42, 47 | 10, 17, 24, 30, 35, 45 |
2 | Слабость «Сверх-Я» | 9, 12, 44, 49, 53 | 15, 23, 31, 51 |
3 | Дезадаптированность | 5, 19, 21, 29, 32, 39, 40, 50, 52 | |
4 | Враждебность родителей | 20, 33, 41, 46 | |
5 | Безрассудность | 16, 22, 28 | 37 |
6 | Склонность к зависимостям | 8, 36, 43 | |
7 | Социальная желательность | 34 | 1, 2, 3, 11, 14, 18, 48 |
Для выявления социального фактора риска формирования химической зависимости предлагается анкета, определяющая роль семейного, ближайшего окружения и образовательного факторов риска.
Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16).
АНКЕТА
Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс (группа)_________________________________________________________________
Всегда | Часто | Редко | Никогда | |
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня | 0 | 1 | 2 | 3 |
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям | 0 | 1 | 2 | 3 |
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга | 3 | 2 | 1 | 0 |
4. Мне кажется, что родители меня не любят | 3 | 2 | 1 | 0 |
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности | 0 | 1 | 2 | 3 |
Да | Нет | |
6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям | 0 | 2 |
7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя | 0 | 2 |
8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков | 0 | 2 |
9. Если я выпью пива, вина или другого спиртного, мои родители:
а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).
10. В моей семье относятся к:
Отрицательно | Нейтрально | Положительно | |
курению сигарет | 0 | 1 | 2 |
употреблению пива | 0 | 1 | 2 |
употреблению других алкогольных напитков | 0 | 2 | 3 |
употреблению наркотиков, в том числе спайсов | 0 | 3 | 4 |
11. В моей семье:
Никогда | Редко | Часто | Всегда | |
курят | 0 | 1 | 2 | 3 |
употребляют алкоголь | 0 | 1 | 3 | 4 |
употребляют наркотики | 0 | 3 | 4 | 5 |
12. Мое отношение к:
Положительное | Нейтральное | Отрицательное | |
курению сигарет | 2 | 1 | 0 |
употреблению пива | 2 | 1 | 0 |
употреблению других алкогольных напитков | 3 | 2 | 0 |
употреблению наркотиков, спайсов | 5 | 3 | 0 |
13. Я считаю, что для организма:
Очень вредно | Скорее вредно, чем полезно | Скорее полезно, чем вредно | Полезно | |
курение сигарет | 0 | 1 | 2 | 3 |
употребление пива | 0 | 1 | 2 | 3 |
употреблению других алкогольных напитков | 0 | 2 | 3 | 4 |
употребление наркотиков, спайсов | 0 | 3 | 4 | 5 |
14. Я сам (-а):
Никогда не употреблял (-а) | Раньше употреблял (-а), но бросил (-а) | Иногда употребляю | Ежедневно употребляю | |
сигареты | 0 | 1 | 2 | 3 |
пиво | 0 | 1 | 2 | 3 |
другие алкогольные напитки | 0 | 2 | 3 | 4 |
наркотики, спайсы | 0 | 3 | 4 | 5 |
Всегда | Часто | Иногда | Никогда | |
15. Я чувствую себя одиноким | 3 | 2 | 1 | 0 |
16. Я злюсь на весь мир | 3 | 2 | 1 | 0 |
17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности | 0 | 1 | 2 | 3 |
18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей | 0 | 1 | 2 | 3 |
19. В моем классе (группе):
Никто | 1-2 человека | Около половины | Большин- ство | |
курят | 0 | 1 | 2 | 3 |
употребляют пиво | 0 | 1 | 2 | 3 |
употребляют другие алкогольные напитки | 0 | 2 | 3 | 4 |
употребляют наркотики, спайсы | 0 | 3 | 4 | 5 |
20. Среди моих друзей:
Никто | 1-2 человека | Около половины | Большин- ство | |
курят | 0 | 1 | 2 | 3 |
употребляют пиво | 0 | 1 | 2 | 3 |
употребляют другие алкогольные напитки | 0 | 2 | 3 | 4 |
употребляют наркотики, спайсы | 0 | 3 | 4 | 5 |
21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:
Очень легко | Довольно легко | Довольно сложно | Невозможно | |
сигареты | 3 | 2 | 1 | 0 |
пиво | 3 | 2 | 1 | 0 |
другие алкогольные напитки | 4 | 3 | 2 | 0 |
спайсы | 5 | 4 | 3 | 0 |
наркотики | 5 | 4 | 3 | 0 |
22. Я знаю взрослых людей, которые:
Да | Нет | |
употребляли (употребляют) наркотики | 2 | 0 |
продавали (продают) наркотики | 2 | 0 |
23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).
24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).
Всегда | Часто | Иногда | Никогда | |
25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу | 0 | 1 | 2 | 3 |
26. Педагоги поощряют мои старания | 0 | 1 | 2 | 3 |
27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах | 0 | 1 | 2 | 3 |
28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:
а) да (0); б) нет (2).
29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).
30. В последнее время учебная деятельность для меня:
а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).
Обработка результатов анкетирования:
Высокий риск | Средний риск | Низкий риск | ||
1 | Семейный | 34-46 | 18-33 | 6-17 |
2 | Психологический | 38-48 | 17-37 | 6-16 |
3 | Ближайшего окружения | 43-60 | 23-42 | 8-22 |
4 | Образовательный | 17-22 | 11-16 | 6-10 |
Общий риск | 129-176 | 66-128 | 26-65 |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 333.