Анкетирование обучающихся 16-18 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При проведении психосоциального анкетирования рекомендуется использовать опросник и анкету (Приложение 2). Применение двух методик для данной возрастной категории позволяет учесть весь спектр психологических и социальных факторов риска, характерных для данной возрастной категории, и обеспечить большую достоверность полученных результатов.

Опросник дает возможность выявить наличие психологического фактора риска, оказывающего непосредственное влияние на формирование у обучающихся аддиктивных жизненных установок [3]. Этот фактор включает: тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел, низкий самоконтроль поведения, слабоволие, недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность, неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих, отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.

Обработка результатов опросника:

В обратных утверждениях 1 балл соответствует 5; 2 балла соответствуют 4; 4 балла соответствуют 2 и 5 баллов соответствуют 1.

Прямые утверждения: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 53.

Обратные утверждения: 1, 2, 3, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 23, 24, 30, 31, 35, 37, 45, 48, 51.

Результат свыше 130 баллов указывает на психологический риск формирования химической зависимости от ПАВ. Количество набранных баллов в зоне риска может варьироваться от 130 до 265 баллов. Дополнительная шкала позволит дифференцировать степень личностного риска формирования химической зависимости.

130-160 – признаки склонности;

161-200 – признаки повышенной склонности;

201-265 – признаки высокой вероятности.

Дополнительно можно выявить особенности психологической склонности к формированию химической зависимости согласно следующим шкалам:

1. Шкала «Импульсивность» обнаруживает тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел. Для импульсивных подростков характерны низкий самоконтроль поведения, слабоволие.

2. Шкала «Слабость Сверх-Я» выявляет недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность. Такие подростки проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения. Они могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.

3. Шкала «Дезадаптированность» выявляет неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов.

4. Шкала «Враждебность как стиль родительского отношения» определяет восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих. Подросток находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением.

5. Шкала «Безрассудность» характеризует подростков как недостаточно спокойных и рассудительных, нетерпеливых, несдержанных. Они чувствуют себя несчастным из-за кажущейся неудовлетворенности, им всего всегда мало.

6. Шкала «Общая склонность к зависимостям» определяет отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.

7. Шкала «Социальная желательность» указывают на то, что подросток стремится представить себя в наилучшем свете, дает неискренние ответы.

 

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
1 Импульсивность 4, 6, 7, 13, 25, 26, 27, 38, 42, 47 10, 17, 24, 30, 35, 45
2 Слабость «Сверх-Я» 9, 12, 44, 49, 53 15, 23, 31, 51
3 Дезадаптированность 5, 19, 21, 29, 32, 39, 40, 50, 52  
4 Враждебность родителей 20, 33, 41, 46  
5 Безрассудность 16, 22, 28 37
6 Склонность к зависимостям 8, 36, 43  
7 Социальная желательность 34 1, 2, 3, 11, 14, 18, 48

 

Для выявления социального фактора риска формирования химической зависимости предлагается анкета, определяющая роль семейного, ближайшего окружения и образовательного факторов риска.

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).

Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16).

АНКЕТА

Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________

Класс (группа)_________________________________________________________________

 

  Всегда Часто Редко Никогда
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня 0 1 2 3
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям 0 1 2 3
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга 3 2 1 0
4. Мне кажется, что родители меня не любят 3 2 1 0
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
  Да Нет
6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям 0 2
7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя 0 2
8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков 0 2

 

9. Если я выпью пива, вина или другого спиртного, мои родители:

а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).

 

10. В моей семье относятся к:

  Отрицательно Нейтрально Положительно
курению сигарет 0 1 2
употреблению пива 0 1 2
употреблению других алкогольных напитков 0 2 3
употреблению наркотиков, в том числе спайсов 0 3 4

 

11. В моей семье:

  Никогда Редко Часто Всегда
курят 0 1 2 3
употребляют алкоголь 0 1 3 4
употребляют наркотики 0 3 4 5

 

12. Мое отношение к:

  Положительное Нейтральное Отрицательное
курению сигарет 2 1 0
употреблению пива 2 1 0
употреблению других алкогольных напитков 3 2 0
употреблению наркотиков, спайсов 5 3 0

 

13. Я считаю, что для организма:

  Очень вредно Скорее вредно, чем полезно Скорее полезно, чем вредно Полезно
курение сигарет 0 1 2 3
употребление пива 0 1 2 3
употреблению других алкогольных напитков 0 2 3 4
употребление наркотиков, спайсов 0 3 4 5

 

14. Я сам (-а):

  Никогда не употреблял (-а) Раньше употреблял (-а), но бросил (-а) Иногда употребляю Ежедневно употребляю
сигареты 0 1 2 3
пиво 0 1 2 3
другие алкогольные напитки 0 2 3 4
наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
15. Я чувствую себя одиноким 3 2 1 0
16. Я злюсь на весь мир 3 2 1 0
17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности 0 1 2 3
18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей 0 1 2 3

 

19. В моем классе (группе):

  Никто 1-2 человека Около половины Большин- ство
курят 0 1 2 3
употребляют пиво 0 1 2 3
употребляют другие алкогольные напитки 0 2 3 4
употребляют наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

20. Среди моих друзей:

  Никто 1-2 человека Около половины Большин- ство
курят 0 1 2 3
употребляют пиво 0 1 2 3
употребляют другие алкогольные напитки 0 2 3 4
употребляют наркотики, спайсы 0 3 4 5

 

21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:

  Очень легко Довольно легко Довольно сложно Невозможно
сигареты 3 2 1 0
пиво 3 2 1 0
другие алкогольные напитки 4 3 2 0
спайсы 5 4 3 0
наркотики 5 4 3 0

 

22. Я знаю взрослых людей, которые:

  Да Нет
употребляли (употребляют) наркотики 2 0
продавали (продают) наркотики 2 0

 

23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:

а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).

 

24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:

а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).

 

  Всегда Часто Иногда Никогда
25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу 0 1 2 3
26. Педагоги поощряют мои старания 0 1 2 3
27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах 0 1 2 3

 

28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:

а) да (0); б) нет (2).

 

29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:

а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).

 

30. В последнее время учебная деятельность для меня:

а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).

 

Обработка результатов анкетирования:

    Высокий риск Средний риск Низкий риск
1 Семейный 34-46 18-33 6-17
2 Психологический 38-48 17-37 6-16
3 Ближайшего окружения 43-60 23-42 8-22
4 Образовательный 17-22 11-16 6-10
Общий риск 129-176 66-128 26-65

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 333.