Игра в педагогическом процессе детского сада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игра в педагогическом процессе детского сада.

Приложение № 1.

Примерные варианты создания игровой мотивации в образовательной деятельности с детьми на разных возрастных этапах:

Ранний и младший дошкольный возраст
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (что-то сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. 2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. 3. Дети предлагают свои варианты. 4. Вы говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву. 5. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, «высказывает» свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. 6. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. 7. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний дошкольный возраст
1. В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации. 2. Первый тип как для предыдущей возрастной группы, но на новом содержании. 3. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. 4. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мышки и предлагает детям стать ее друзьями-мышатами (игра-превращение). 5. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо узнать, где спрятался кот), а затем учебная (научимся ориентироваться на плоскости). 6. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу образовательной деятельности, обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями.
Старший дошкольный возраст
1. Главное - не персонажи, а сюжеты (передал письмо - самого персонажа нет, а есть письмо). 2. Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). 3. В ходе образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли. 4. Игры с правилами, дети следят за выполнением правил. 5. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (с фишками). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша. 6. Интересен сам воспитатель в роли (Сказочница, Бабушка-Загадушка, жительница Неизвестной планеты, Фея и др.) Правила построения мотивации: § Учёт возраста (в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес постепенно вытесняет игровую мотивацию). § Мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес. § Завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение образовательной деятельности.

Приложение № 2.

(материалы из опыта работы педагогов ГБДОУ № 45 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

 

Примерное (ориентировочное) содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми II младшей группы по теме «В гостях у сказки»

(может меняться с учетом интересов и предложений детей)

Основные задачи:

· Расширять представления детей о народных сказках; учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, героям, отрывкам, модели.

· Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение персонажей сказок, побуждать к сопереживанию.

· Познакомить детей с материалами, используемыми при изготовлении театральных  кукол, декораций, атрибутов к играм-драматизациям.  

· Пополнять и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, развивать интонационную выразительность речи.

· Развивать умение детей вступать в ролевой диалог, согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

· Развивать координацию движений, пластическую выразительность при передаче образа героя.

· Развивать слуховое внимание, образное мышление, воображение и фантазию.

· Формировать умение определять и называть количество (сколько персонажей),  величину (больше - меньше, выше – ниже) и местоположение героев сказок, предметов, декораций  («в»; «на»; «под»; «за»; «рядом – около» и т.д.)

· Поощрять отражение полученных впечатлений в разных видах детской деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной и др.)

· Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

· Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

· Воспитывать у детей интерес к сказкам, любовь к родному языку через знание русских народных сказок.

Итоговые события:

1. Выставка детских работ «В гостях у сказки».

2. Игры-путешествия по сказкам.

Образовательные области Совместная образовательная деятельность с детьми
Речевое развитие Игры-диалоги: «Давайте познакомимся», «Телефон» (с героями сказок); «Как Колобок встретился с зайчиком», «Как лягушка-квакушка разговаривала с мышкой-норушкой» и др. Коммуникативная игра: «Радиопередача» («Я включаю радио, и мы слышим, как дед зовет бабку тянуть репку» и др.) Игры-имитации: «Веселый/грустный» (колобок, медведь, дедушка и др.), «У лисички рыжий хвост…», «Что он делает – покажем и обязательно расскажем». Словесные дидактические игры и упражнения: «Скажи, какой/какая?», «Назови и опиши», «Расскажи, кто и где?» (предлоги), «Грустные – веселые». Пальчиковые игры: «Репка», «Замок» («Теремок»). Свободное общение: «Моя любимая сказка», «Как спасти Колобка?» Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Любимые русские сказки для малышей от Совы-говорушки». Чтение и рассказывание сказок; пересказ отдельных эпизодов; рассматривание картин и иллюстраций; общение по содержанию сказок. Создание модели сказок с помощью цветных кружков: («Кто сначала, кто потом»). Просмотр кукольного представления/наблюдение за работой артистов/рассматривание декораций, театральных кукол.
Познавательное развитие Беседа: «Наши любимые герои сказок». Рассказ воспитателя: «Как живет в лесу заяц/медведь/лиса/волк («дом», еда, «любимые занятия» и др.), «Какие бывают дома». Дидактические игры: «Угадай сказку», «Кто, где живет?», «Сказочные и лесные звери», «Сказочные и настоящие дома». Развивающие интеллектуальные игры: «Сложи теремок» («Чудесный квадрат» Воскобовича); «Сложи картинку-сказку», «Построй дом» («Сложи квадрат», «Сложи узор» Никитина); пазлы, разрезные картинки по сказкам. Рассматривание/обследование театральных кукол (материал). Игры-экспериментирования с бумагой, картоном, тканью, деревом (тонет, рвется, мнется и др.) Рассматривание, обследование, опробование: репка, колобок. Рассматривание, обследование: «Какие бывают книжки?» (толстые, тонкие, большие, маленькие и др.) Решение проблемно-игровых ситуаций по ФЭМП в играх-путешествиях по сказкам («Выбери теремок для героев сказки», «По какой дорожке быстрее убежит Колобок?», «За какой ёлкой спрячется герой?», «Сколько ёлок около избушки?», «Где чей домик?» и др.) Конструирование: «Новый теремок».
Социально-коммуникативное развитие Игры-драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка». Режиссерские игры (1-2 персонажа настольных театров): «Оживление картинки», «Покажи, как» («Как Машенька идет по лесу и поет песенку», «Как Колобок убегал от волка», «Как Колобок катился по лесной дорожке и встретил лису» и др.) Игры-превращения: «Лиса и лисята», «Зайчиха и зайчата», «Медведица и медвежата». Сюжетно-ролевые игры: «Гости» («Теремок» - «Угостим гостей чаем»); «Семья» («Репка» - «Приготовим суп/салат из репки», «Испечем колобок»). Игры со строительным материалом: «Теремок» (с обыгрыванием в режиссерской игре). Чтение/рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок на новый лад»/общение: «Как в доме нужно жить дружно?» Решение проблемно-игровых ситуаций: «Помочь Колобку, чтобы лиса его не съела», «Помочь жителям теремка, чтобы медведь не развалил теремок»/общение: «Как мы помогаем друг другу?» Беседа: «Если вместе, если дружно» («Репка»). Рассказ воспитателя: «Как репка попала к нам на стол?» Беседа: «Кто строит дома?» Рассказ повара: «Как я испекла колобок». Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» («Вырастим репку», «Испечем колобок»). Рассматривание иллюстраций/беседа: «Почему с Колобком случилась неприятность?» («Колобок») Рассказывание сказки /показ с помощью настольного театра/беседа: «Почему с козлятами случилась неприятность? («Волк и семеро козлят»)
Художественно-эстетическое развитие   Рисование: «Теремок», «Выросла Репка», «Сказка в гости к нам спешит» (по замыслу). Лепка: «Катится колобок по дорожке», «Теремок» (барельеф). Аппликация: «Приглашение в театр». Художественный труд: народная кукла «Зайчик» (из носового платка). Музыкально-ритмическая гимнастика: «Колобок». Музыкально/дидактическая игра: «Волшебное радио» (угадывание различных звуков аудиозаписи: рычание медведя, мяуканье кошки, лай собаки, шум ветра и т.д.)
Физическое развитие Сюжетная утренняя гимнастика: «Мишка», «Зайка», «Колобок». Хороводные игры: «Колобок - румяный бок», «Зайка серенький сидит», «Заинька, выйди в круг». Подвижные игры: «Петух и лиса»; «У медведя во бору». Пальчиковые игры/физкультминутки: «Рыжая лисичка!», «Шла лисица», «Зайки серые», «Зелёная толстушка». Свободное общение: «Почему полезна репка?» Дидактическая игра: «Полезные овощи – полезные фрукты».
Создание условий для самостоятельной деятельности Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания (на выбор). Потешка: «Заинька попляши». Русские народные сказки: «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Волк и семеро козлята», «Три медведя». Поэзия: А.Блок «Зайчик», И.Токмакова «Медведь». Проза: К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», В. Берестов «Здравствуй сказка», С. Маршак «Тихая сказка». Центр театрализованных игр: маски лисы, зайца, медведя, волка; плоскостные фигуры лубяного и ледяного домиков и теремка, различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр рукавичек и др.; игровое поле для режиссерских игр. Центр сюжетно-ролевых игр: угощение для игр «Гости» (пирожки, баранки, колобки), «Семья» (репки – муляжи и предметы-заместители). Центр строительно-конструктивных игр: фотографии, схемы и иллюстрации для строительства жилых/сказочных домов, игрушки (жители) для обыгрывания. Центр продуктивных видов деятельности: репродукции картин художников со сказочными сюжетами и иллюстрации к сказкам.
Взаимодействие с семьей Разработка памятки для родителей: «Как вырастить книголюба?» Семейный проект: «Театр рукавичек». Гость группы: «Играем в народные игры», «Играем в театр». Создание выставки русских народных сказок для чтения малышам. Рекомендации к просмотру мультфильмов-сказок вместе с детьми.

 

 

Приложение № 3.

Воспитатель:

Спасибо, ребята, что и мне передали свое хорошее настроение. И у меня сейчас настроение весеннее, радостное…

Прислушайтесь, к нам кто-то идет. «Глазки закрываются - чудо начинается…» (воспитатель накидывает на плечи платок).

Сказушка-рассказушка (общение):

Здравствуйте, ребятушки! Я - Сказушка-рассказушка, в гости в группу к вам пришла, клубочек волшебный принесла. Он приглашает вас в путешествие по сказкам. Хотите отправиться в путь? (…)

Есть на свете много сказок, мы их любим, мы их ждем.

С ними вместе мы сегодня в мир волшебный попадем.

Катись, клубочек, впереди и нас в сказку приведи.

(дети идут за клубочком и подходят к фланелеграфу, на котором выложены силуэты деревьев – лес)

Сказушка-рассказушка (общение):

Смотрите, сказочный лес. Дети, а кто живет в сказочном лесу? (…) В этом лесу живут не простые, а сказочные звери, и у каждого из них есть свое сказочное имя. А вы их знаете? (…) Сейчас я начну, а вы продолжите (используется прием «волшебная палочка»).

Припев:

Прыг, скок, колобок, вкусненький, румяненький,
Он похож на пирожок с изюминкою маленькой.

Повстречался он с медведем на тропинке, на лесной.
Мишка очень рассердился, топнул лапою большой:
Ты от бабушки ушёл и от дедушки ушёл,
Покатился, заблудился, непослушный ты такой!

Сказушка-рассказушка (общение):

Вам понравилось путешествие? С какими сказками мы сегодня встретились? В какой сказке вам понравилось больше всего? Почему?

Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад:

Покрутились, повернулись, в детский сад опять вернулись.

 

 





Приложение № 4.

 

Примерное содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме « Здравствуй, детский сад»

(на выбор воспитателя)

Варианты тем недели:

  1. День знаний.
  2. Мой любимый детский сад.
  3. Девочки и мальчики.
  4. Кто работает в детском саду?

Основные задачи:

Ø Формировать положительное отношение к детскому саду как ближайшему социуму; представление о себе как члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими детьми играх и занятиях; первичные гендерные представления.

Ø Формировать представления детей о школе, о том, зачем необходимо учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях, о личностных качествах ученика.

Ø Совершенствовать умение свободно ориентироваться, использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающей ребенка в детском саду.

Ø Обогащать представления о труде взрослых, работающих в детском саду; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ø Развивать культуру общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать заботу и внимание к младшим.

Ø Формировать связную речь как средство общения, развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных событиях и фактах, высказывать свое мнение о разных сторонах действительности.

Ø Развивать у детей самостоятельность во всех видах деятельности; умение работать в команде, договариваться, помогать друг другу.

Ø Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

Итоговые события:       

  1. Праздничный концерт ко «Дню воспитателя».
  2. Изготовление цветика-семицветика с пожеланиями детей.

 

Образовательные области Совместная образовательная деятельность с детьми
Речевое развитие Беседы: «Как я провел лето?», «Мы стали на год старше». Игры-интервью: «Давайте познакомимся» (рассказы о себе, детском саде). Составление описательных рассказов: «Моя любимая игра», «Мой друг», «Какой я друг», «Школьные принадлежности». Отгадывание («Угадай, что я загадала?») и сочинение описательных загадок об игрушках, школьных принадлежностях. Свободное общение: «Почему так называют дом, в котором мы живем?»; «За что я люблю детский сад?»; «Что я знаю о школе?», «Чем детский сад отличается от школы?». Написание письма заболевшему другу, детям детского сада другого города («Наша жизнь день за днем»). Словесные дидактические игры и упражнения: «Какой, какая, какое, какие?» (детский сад, группа, настроение, дети, мальчики, девочки), «Закончи предложение», «Потому что…», «Радио», «Я знаю пять имен…», «Угадай, о ком идет речь?», «Назови ласково», «Один-много» (девочка, девочки, девочек). Чтение/общение/рассматривание иллюстраций: В. Драгунский «Всё тайное становится явным», «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово», А. Барто «Веревочка», В. Катаев «Цветик-семицветик». Чтение/игры-инсценировки на основе эпизодов: А Толстой «Буратино», Ш.Перро «Мальчик с пальчик», М.Валек «Мудрецы». Чтение/заучивание: З. Александрова «Школа», Г.Сапгир «Считалки, скороговорки».  Просмотр отрывков из мультфильма/ обсуждение/игры-инсценировки: «История игрушек».
Познавательное развитие Беседы: «Как я провел лето?», «Зачем нужна школа?», «Зачем нужен детский сад?», «Чем детский сад отличается от школы?». Рассказ-беседа: «Как живут дети в детских садах других стран»; «Как я ходила в школу». Проектная деятельность: «Наша новая старшая группа». Создание в группе лаборатории «Почемучка»: опыты, игры-экспериментирования (свойства бумаги). Экскурсия в другие группы детского сада: «Чем похожи/ чем отличаются наши группы?» Совместное создание плана группы. Дидактические игры и упражнения: «Что для школы, что для детского сада», «Четвертый лишний», «Для Коли и для Оли». Сюжетно-дидактическая игра «Лесная школа», «Школа» (урок математики) с решением проблемно-игровых заданий по РЭМП. Создание схем/чертежей/конструирование из строительного материала: «Детский сад», «Школа». Рассматривание картин, иллюстраций о школе. Рассказ воспитателя: «История одной игрушки».
Социально-коммуникативное развитие Экскурсия к соседнему детскому саду (отметить, что общего в облике зданий; в чем отличие территории, детских площадок). Создание модели предварительного планирования/сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Школа»; игры-спутники «Семья», «Магазин школьных принадлежностей», «Библиотека». Режиссерская игра на основе эпизодов: «История игрушек», «Приключения Буратино». Решение проблемных ситуаций из жизни детского сада: «Что такое хорошо/что такое плохо?», «Как правильно поступить?», «Что было бы, если …» Коммуникативные игры: «Вежливые слова», «Ласковое имя» (с мячом), «Волшебный стул», «Волшебные очки» (комплименты), «Представь свое имя в движении», «Переходы», «Пирамида любви» (строим с помощью рук, называя то, что любим), «Услышь свое имя», «Люб ли тебе сосед?», «Кого не стало?», «Узнай по голосу», «Передача чувств». Специальное моделирование ситуации общения: «Учимся честно говорить о поступке». Придумывание и разыгрывание игр-инсценировок (правила культурного поведения - эпизоды из жизни группы). Мини-проект: «Создаем книгу правил нашей группы».  Концерт, посвященный «Дню воспитателя». Презентация группы родителям воспитанников (перед родительским собранием), детям других групп. Игры-имитации на определение профессии: «Где мы были - мы не скажем, а что делали (видели) – покажем». Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?» Экскурсии по детскому саду (на пищеблок, в медицинский кабинет, прачечную, спортивный зал и др.); наблюдение за трудом взрослых. Специальное моделирование ситуаций общения - интервью с работниками детского сада; создание альбома «Кто работает в детском саду». Отгадывание и сочинение описательных загадок о профессиях людей, работающих в детском саду. Экскурсии в школьную библиотеку (знакомство с профессией «библиотекарь»). Беседы: «Кто работает в детском саду?», «Мы - дежурим» (новые правила). Совместное обновление рубрики: «Устами девочек»»/Устами мальчиков» - «За что я люблю детский сад?» Игра-фантазирование: «Детский сад будущего». Свободное общение: «Почему так называют дом, в котором мы живем?», «За что я люблю детский сад?», «Мальчики и девочки: чем мы похожи/чем отличаемся?», «Какими должны быть девочки?»/ «Какими должны быть мальчики?», «Что такое дружба?». Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр из бумаги, картона, ткани и природного материала; «Книжкина больница». Трудовая акция: «Сделаем группу красивее». Труд в природе: «Сеем семена цветов». Решение проблемных ситуаций: «Дорога в детский сад» (правила пешехода). Моделирование проблемно-игровых ситуаций: «Встреча Незнайки с незнакомцем», «Незнайка потерялся».
Художественно-эстетическое развитие   Изготовление оформления для группового помещения к «Дню воспитателя», презентации группы. Рисование: «Наш общий дом – детский сад» (портреты детей и взрослых), «Герб нашей группы». Художественный труд, аппликация: «Поздравительная открытка» для работников детского сада, «Цветик-семицветик» с пожеланиями детей. Лепка: «История игрушек». Создание макета/игрового поля для режиссерской игры «История игрушек». Игры-фантазирования: «Рисование и рассказывание нарисованной истории» (превращение букв и цифр). Подготовка концерта ко «Дню воспитателя». Слушание: Г.Струве «Музыка»; В.Ребиков «Игра в солдатики»; Т.Кореева «Моя любимая кукла»; Г. Левкодимова «Кто поет?», «Рассказ папы»; П.И.Чайковский «Нянина сказка». Упражнения на развитие слуха и голоса: Е. Тиличеева «В школу», «Качели». Пение: А.Филиппенко «Праздничный вальс», «Детский сад», «Наша воспитательница»; В.Герчик «Песенка друзей», «Хорошо у нас в саду», С.Разоренов «Мы – дружные ребята», И.Пономарева «Детский сад», А.Александрова «К нам гости пришли», Е.Тиличеева «Громко-тихо запоем», Е.Гомонова «Доброта», Ф.Лещинская «Большая стирка». Танцевальная деятельность: «Найди себе пару» латв. нар.мелодия, обраб. Т.Потапенко; Р.Петерсон «Заводные игрушки»; Т. Ломова «Поспи и попляши» («Игра с куклой»); М.Качубина «Мишка с куклой пляшут полечку»; «Веселые дети» лит. мелодия в обр. Т.Ломовой. Игровая деятельность: «Пусть делают так, как я» англ. нар.мелодия; Е.Тиличеева «Кто скорее уложит кукол спать», «Спите куклы»; «Найди игрушку», латв. нар. песня, обр. Г.Фрида; А. Гречанинов, И.Лабади «Имена».
Физическое развитие Тематические комплексы ОРУ: «Детский сад, детский сад!», «Веселая тренировка в парах». Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Не попадись», «Быстрее по местам!», «Найди свою пару», «Чья команда быстрее соберётся?», «Кто самый меткий?», «Ловишки с лентой», «Кого назвали, тот ловит мяч». Эстафета: «Весёлые соревнования». Пальчиковая гимнастика: «Дружат в нашей группе». Спортивные игры: «Городки», «Футбол». Физкультурный досуг: «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки/мальчишки». Проект «Рецепты здоровья» (создание меню для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»). Беседа: «Когда у меня хорошее настроение?», «Берегите глазки».
Создание условий для самостоятельной деятельности Центр речевой активности: Сюжетные картины, иллюстрации для рассматривания и общения по теме «Школа», «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила культурного поведения); альбом фото «Наш детский сад», «Наша группа». Экран настроений. Кубики с буквами В.Воскобовича. Дидактические игры: «Скоро в школу», «Так и не так», «Что для школы, что для детского сада», «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы?», «Что сначала, что потом», «Для Коли и для Оли»; маршрутная игра «Приключения Буратино». Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий и рассказывания («Приключение Буратино»). Игрушечный микрофон для игр-интервью. Книжный уголок: Тематическая выставка: школьные принадлежности, «Азбука», «Веселая математика». Книги для чтения и рассматривания: С. Маршак «1 сентября», «Из чего же сделаны наши мальчишки». А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино». В. Драгунский «Всё тайное становится явным», «Друг детства». В. Осеева «Волшебное слово». А. Барто «Первоклассница», «Сонечка». А.Толстой «Буратино». Ш.Перро «Мальчик с пальчик». Центр логико-математического развития: Интеллектуальные развивающие игры: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Танграмм, игры В.Воскобовича, Б.Никитина. Счетные линейки, счеты, счетные палочки, пеналы с геометрическими фигурами. Набор кубиков, карточек с числами и числовыми фигурами, магнитных цифр. Набор планов пространств: детского сада, группы, участка. Логические таблицы. Часы. Центр природы и экспериментирования: Лаборатория «Почемучка»: наборы для экспериментирования. Календарь отрывной, настенный. Центр строительно-конструктивных игр: Деревянные настольные и напольные наборы конструктора и игрушки для обыгрывания построек. Схемы для создания построек: «Школа», «Детский сад». Игровой макет «Улицы города» (перекресток), набор дорожных знаков, светофор для обыгрывания сюжета «Мой путь из дома до детского сада». Центр творческих игр: Куклы мальчик и девочка в школьной форме, игрушечные копии парт. Игровые поля, настольные ширмы-задники, куски цветной ткани для моделирования пространства для режиссерских игр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов: «История игрушек», «Золотой ключик или Приключения Буратино». Модели предварительного планирования сюжетных игр (алгоритмы): «Детский сад», «Школа», «Библиотека». Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа»: наборное полотно с буквами и цифрами, доска, мел, рабочие тетради, школьные принадлежности. Центр продуктивных видов деятельности: Фотографии на тему «Школа», «Детский сад» (архитектура); набор открыток, плакатов: «День знаний». Книги-раскраски для выполнения творческих заданий. Изобразительный материал, материал для декорирования открыток-поздравлений работникам детского сада (нитки, фантики, кусочки обоев, тесьма и др.) Центр музыкальной деятельности: Детские музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные); копии музыкальных инструментов для обыгрывания сюжета «Музыкальная школа», «Школа: урок пения». Игрушечный микрофон. Центр двигательной активности: Атрибуты для подвижных игр (мячи маленькие и средние, ленты, обручи, стойки, флажки), атрибуты для спортивных игр «Городки», «Футбол», скакалки.
Взаимодействие с семьей Разработка маршрута выходного дня: «Музей игрушки»/«Музей кукол». Создание папки-передвижки: «Мы стали на год старше». Семейный проект: «Я стал/стала на год старше: мои достижения». Гость группы: «Моя мама работает в детском саду», «Моя мама – учитель». Организационное родительское собрание: «Ребенок 6-го года жизни: какой он?». Родительская гостиная/устный педагогический журнал: «Воспитание мальчика и воспитание девочки».

 

 

 

 

Приложение № 5.

 

 

(материалы из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 31 «Кораблик» г. Выборг Ленинградской области)

Обоснование выбора темы

День рождения – любимый праздник наших детей. Поэтому эта тема близка и интересна каждому ребенку. Самый лучший в мире крокодил из известного мультфильма пел: «К сожалению, день рождения только раз в году». А так ли это на самом деле? Конечно, у каждого из нас только один день рождения. А в семье? У нас есть братья и сестры, родители, бабушки и дедушки... Как много праздников набирается! А в группе? …. Пожалуй, если внимательно посмотреть на этот вопрос, можно выяснить, что чуть не каждый день у любого из нас есть повод поздравить кого-то из родных или знакомых, пожелать здоровья и сделать маленький подарок. Поздравив человека с днем рождения, мы доставим ему радость. Совсем не обязательно всем дарить подарки, чаще всего, бывает достаточно теплых слов и добрых пожеланий. Именно эти открытия и делает ребенок на пути социализации.

День I. Утренний сбор:

Мотивация выбора темы.

Вечерний сбор:

Воспитатель:

- Как вы думаете, получил Мишка наше пригласительное письмо?

- Да. (хором)

- Мы хотим, чтобы он его получил. (Андрей)

Дети обращают внимание, что кто-то стучится в дверь. Воспитатель открывает дверь, «входит» Мишка (большой игрушечный медведь).

- Ура, пришел (хором).

Дети бегут к мишке, обнимают его, здороваются.

Воспитатель:

- Что мы хотим узнать от Мишки?

- Почему он зимой спит? (Тимофей)

- Когда у него день рождения? (Богдан)

Игра в педагогическом процессе детского сада.

Приложение № 1.

Примерные варианты создания игровой мотивации в образовательной деятельности с детьми на разных возрастных этапах:

Ранний и младший дошкольный возраст
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (что-то сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. 2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. 3. Дети предлагают свои варианты. 4. Вы говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву. 5. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, «высказывает» свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. 6. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. 7. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний дошкольный возраст
1. В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации. 2. Первый тип как для предыдущей возрастной группы, но на новом содержании. 3. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. 4. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мышки и предлагает детям стать ее друзьями-мышатами (игра-превращение). 5. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо узнать, где спрятался кот), а затем учебная (научимся ориентироваться на плоскости). 6. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу образовательной деятельности, обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями.
Старший дошкольный возраст
1. Главное - не персонажи, а сюжеты (передал письмо - самого персонажа нет, а есть письмо). 2. Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). 3. В ходе образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли. 4. Игры с правилами, дети следят за выполнением правил. 5. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (с фишками). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша. 6. Интересен сам воспитатель в роли (Сказочница, Бабушка-Загадушка, жительница Неизвестной планеты, Фея и др.) Правила построения мотивации: § Учёт возраста (в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес постепенно вытесняет игровую мотивацию). § Мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес. § Завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение образовательной деятельности.

Приложение № 2.

(материалы из опыта работы педагогов ГБДОУ № 45 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

 

Примерное (ориентировочное) содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми II младшей группы по теме «В гостях у сказки»

(может меняться с учетом интересов и предложений детей)

Основные задачи:

· Расширять представления детей о народных сказках; учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, героям, отрывкам, модели.

· Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение персонажей сказок, побуждать к сопереживанию.

· Познакомить детей с материалами, используемыми при изготовлении театральных  кукол, декораций, атрибутов к играм-драматизациям.  

· Пополнять и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, развивать интонационную выразительность речи.

· Развивать умение детей вступать в ролевой диалог, согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

· Развивать координацию движений, пластическую выразительность при передаче образа героя.

· Развивать слуховое внимание, образное мышление, воображение и фантазию.

· Формировать умение определять и называть количество (сколько персонажей),  величину (больше - меньше, выше – ниже) и местоположение героев сказок, предметов, декораций  («в»; «на»; «под»; «за»; «рядом – около» и т.д.)

· Поощрять отражение полученных впечатлений в разных видах детской деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной и др.)

· Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

· Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

· Воспитывать у детей интерес к сказкам, любовь к родному языку через знание русских народных сказок.

Итоговые события:

1. Выставка детских работ «В гостях у сказки».

2. Игры-путешествия по сказкам.

Образовательные области Совместная образовательная деятельность с детьми
Речевое развитие Игры-диалоги: «Давайте познакомимся», «Телефон» (с героями сказок); «Как Колобок встретился с зайчиком», «Как лягушка-квакушка разговаривала с мышкой-норушкой» и др. Коммуникативная игра: «Радиопередача» («Я включаю радио, и мы слышим, как дед зовет бабку тянуть репку» и др.) Игры-имитации: «Веселый/грустный» (колобок, медведь, дедушка и др.), «У лисички рыжий хвост…», «Что он делает – покажем и обязательно расскажем». Словесные дидактические игры и упражнения: «Скажи, какой/какая?», «Назови и опиши», «Расскажи, кто и где?» (предлоги), «Грустные – веселые». Пальчиковые игры: «Репка», «Замок» («Теремок»). Свободное общение: «Моя любимая сказка», «Как спасти Колобка?» Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Любимые русские сказки для малышей от Совы-говорушки». Чтение и рассказывание сказок; пересказ отдельных эпизодов; рассматривание картин и иллюстраций; общение по содержанию сказок. Создание модели сказок с помощью цветных кружков: («Кто сначала, кто потом»). Просмотр кукольного представления/наблюдение за работой артистов/рассматривание декораций, театральных кукол.
Познавательное развитие Беседа: «Наши любимые герои сказок». Рассказ воспитателя: «Как живет в лесу заяц/медведь/лиса/волк («дом», еда, «любимые занятия» и др.), «Какие бывают дома». Дидактические игры: «Угадай сказку», «Кто, где живет?», «Сказочные и лесные звери», «Сказочные и настоящие дома». Развивающие интеллектуальные игры: «Сложи теремок» («Чудесный квадрат» Воскобовича); «Сложи картинку-сказку», «Построй дом» («Сложи квадрат», «Сложи узор» Никитина); пазлы, разрезные картинки по сказкам. Рассматривание/обследование театральных кукол (материал). Игры-экспериментирования с бумагой, картоном, тканью, деревом (тонет, рвется, мнется и др.) Рассматривание, обследование, опробование: репка, колобок. Рассматривание, обследование: «Какие бывают книжки?» (толстые, тонкие, большие, маленькие и др.) Решение проблемно-игровых ситуаций по ФЭМП в играх-путешествиях по сказкам («Выбери теремок для героев сказки», «По какой дорожке быстрее убежит Колобок?», «За какой ёлкой спрячется герой?», «Сколько ёлок около избушки?», «Где чей домик?» и др.) Конструирование: «Новый теремок».
Социально-коммуникативное развитие Игры-драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка». Режиссерские игры (1-2 персонажа настольных театров): «Оживление картинки», «Покажи, как» («Как Машенька идет по лесу и поет песенку», «Как Колобок убегал от волка», «Как Колобок катился по лесной дорожке и встретил лису» и др.) Игры-превращения: «Лиса и лисята», «Зайчиха и зайчата», «Медведица и медвежата». Сюжетно-ролевые игры: «Гости» («Теремок» - «Угостим гостей чаем»); «Семья» («Репка» - «Приготовим суп/салат из репки», «Испечем колобок»). Игры со строительным материалом: «Теремок» (с обыгрыванием в режиссерской игре). Чтение/рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок на новый лад»/общение: «Как в доме нужно жить дружно?» Решение проблемно-игровых ситуаций: «Помочь Колобку, чтобы лиса его не съела», «Помочь жителям теремка, чтобы медведь не развалил теремок»/общение: «Как мы помогаем друг другу?» Беседа: «Если вместе, если дружно» («Репка»). Рассказ воспитателя: «Как репка попала к нам на стол?» Беседа: «Кто строит дома?» Рассказ повара: «Как я испекла колобок». Дидактическая игра: «Что сначала, что потом» («Вырастим репку», «Испечем колобок»). Рассматривание иллюстраций/беседа: «Почему с Колобком случилась неприятность?» («Колобок») Рассказывание сказки /показ с помощью настольного театра/беседа: «Почему с козлятами случилась неприятность? («Волк и семеро козлят»)
Художественно-эстетическое развитие   Рисование: «Теремок», «Выросла Репка», «Сказка в гости к нам спешит» (по замыслу). Лепка: «Катится колобок по дорожке», «Теремок» (барельеф). Аппликация: «Приглашение в театр». Художественный труд: народная кукла «Зайчик» (из носового платка). Музыкально-ритмическая гимнастика: «Колобок». Музыкально/дидактическая игра: «Волшебное радио» (угадывание различных звуков аудиозаписи: рычание медведя, мяуканье кошки, лай собаки, шум ветра и т.д.)
Физическое развитие Сюжетная утренняя гимнастика: «Мишка», «Зайка», «Колобок». Хороводные игры: «Колобок - румяный бок», «Зайка серенький сидит», «Заинька, выйди в круг». Подвижные игры: «Петух и лиса»; «У медведя во бору». Пальчиковые игры/физкультминутки: «Рыжая лисичка!», «Шла лисица», «Зайки серые», «Зелёная толстушка». Свободное общение: «Почему полезна репка?» Дидактическая игра: «Полезные овощи – полезные фрукты».
Создание условий для самостоятельной деятельности Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания (на выбор). Потешка: «Заинька попляши». Русские народные сказки: «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Волк и семеро козлята», «Три медведя». Поэзия: А.Блок «Зайчик», И.Токмакова «Медведь». Проза: К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», В. Берестов «Здравствуй сказка», С. Маршак «Тихая сказка». Центр театрализованных игр: маски лисы, зайца, медведя, волка; плоскостные фигуры лубяного и ледяного домиков и теремка, различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр рукавичек и др.; игровое поле для режиссерских игр. Центр сюжетно-ролевых игр: угощение для игр «Гости» (пирожки, баранки, колобки), «Семья» (репки – муляжи и предметы-заместители). Центр строительно-конструктивных игр: фотографии, схемы и иллюстрации для строительства жилых/сказочных домов, игрушки (жители) для обыгрывания. Центр продуктивных видов деятельности: репродукции картин художников со сказочными сюжетами и иллюстрации к сказкам.
Взаимодействие с семьей Разработка памятки для родителей: «Как вырастить книголюба?» Семейный проект: «Театр рукавичек». Гость группы: «Играем в народные игры», «Играем в театр». Создание выставки русских народных сказок для чтения малышам. Рекомендации к просмотру мультфильмов-сказок вместе с детьми.

 

 

Приложение № 3.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 340.