Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В _________ патриархом был провозглашен __________________ - энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Вес­ной ______________ патриарх начал _____________________________. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с право­славными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник ______________, главой которого стал про­топоп ______________________ Отделившиеся - _________________________________________ - на­столько не переносили своих прежних братьев по вере _______________________________, что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

Основную часть сторонников ________________________ составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви. Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя ______________________________________ Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (______________________ было заменено _____________________, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). ________________________________________________________. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался ___________________________________________________________. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалим­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В ____________ в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был ___________________.

 

Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 (1 час)

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.

4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.

5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- II

Порядок выполнения задания 1:

Используя учебную литературу (§42), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия, дайте определение понятию «опричнина».

Задание № 1.

Иван Грозный, желая получить возможность начать широкомасштабные _________________, совершил необычный шаг. В конце __________г. он со свитой и приближенными покинул Москву и в начале ___________г. поселился в Александровой слободе. Царь объявил, что отказывается от престола из-за непокорности бояр. В царской грамоте напоминалось __________________________________ вовремя его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления. В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что про­тив простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ требо­вал, чтобы царь не оставлял ____________________, начинались волнения.

Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александро­ву слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Главным усло­вием своего возвращения царь назвал __________________, с помощью которых он сможет искоренить в государстве _____________. Иван IV со­здал особый двор, в который пошли специально отобранные им дворяне. Все земли были разделены на две части: _________________________. Москву тоже разделили на _______________________________. _______________была опальной землей и управлялась Боярской думой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. ________________________ царь управлял лично при помощи опричной боярской думы. Опрични­кам щедро раздавали вотчины и поместья, которые отбирали у прежних владельцев, вынужденных переселяться в иные места. Сразу же после возвращения царя в Москву были казнены многие видные бояре. В 1566 г. царь назначил митрополитом Соловецкого игумена __________________, происходившего из рода бояр Колыче­вых. Филипп почти сразу потребовал отмены опричнины. Некото­рое время царь обуздывал ярость, но затем вновь начались казни. Филипп ходатайствовал за осужденных. Вскоре его лишили сана, заточили в тверской Отрочь монастырь, где позже он был заду­шен опричником _______________________________________.

Иван Грозный расправился с семейством и самим двоюрод­ным братом Владимиром Андреевичем Старицким, которого по­дозревал в намерении ______________________. В 1569 г. царь возглавил ____________________________ против Новгорода. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному погрому. Затем был казнен и ряд руководителей опричнины.

Опричнина –_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), укажите даты событий Смутного времени.

Задание № 2

Хронология событий Смутного времени:

1. Восстание И. Болотникова -

2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –

3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –

4. Второе ополчение –

5. Избрание Михаила Романова на царство –

6. Неурожай и голод –

7. Первое ополчение –

8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –

9. Поход Владислава и Деулинское перемирие –

10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –

11. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –

12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –

13. Столбовский мир –

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§44, пункт «Народные восстания»), ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века (5) заполните таблицу «Народные движения 1613-1682 гг.», указав причины и последствия народных бунтов XVII века:

Задание № 3

Дата: 2018-11-18, просмотров: 466.