Археологические памятники палеолита на территории России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Археологические памятники палеолита на территории России.

Неолитическая революция на территории современной России.

 (1 час)

 

 Цели: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы; сформировать представление о местах наиболее известных археологических находок на территории России.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В.,    Лубченко Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования.– М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 5. Неолитическая революция и ее последствия.

2. http://allrefs.net Стоянки палеолита на территории России.

3. http://www.gumer.info/ Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Порядок выполнения задания 1:

Используя материалы Интернет – ресурсов, вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Задание №1.

Стоянки палеолита на территории России.

Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около_______________________________. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены _________________________________________________________________из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена. Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании ____________________________________________в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой____________________________: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество____________________________________________________________, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти __________________________________________культур. К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гг.XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней.

Порядок выполнения задания 2:

Используя учебную литературу (§5), ответьте вопросы.

Задание №2.

В.1. Почему современные ученые считают родиной земледелия Переднею Азию? Приведите конкретный пример, подтверждающий данную версию.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В.2. Каковы последствия неолитической революции? Выпишите их.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Великая греческая колонизация и ее последствия. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры.

(1 час)

 

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В.,    Лубченко Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования.– М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 6. У истоков цивилизации.

2. http://gigabaza.ru/doc/46815.html

3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija. Падение Римской империи.

4. http://www.syl.ru/article. Предпосылки возникновения новой религии.

5. http://www.gumer.info/ Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Порядок выполнения задания 1:

Используя учебную литературу (§6), вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Задание №1.

Задание №2.

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы, составьте план-схему: «Падение Западной Римской империи», определив основные причины кризиса Римской империи.

Задание №3.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Порядок выполнения задания 4:

Проанализировав материалы Интернет-источников по теме: «Возникновение христианства», ответьте на приведенный вопрос, указав предпосылки возникновения христианства и ее становления как мировой религии.

Задание №4.

В.1. Какие предпосылки возникновения христианства называют современные ученые?

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Принятие христианства славянскими народами. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Структура и сословия средневекового общества. Повседневная жизнь горожан в Средние века. Крестовые походы, их последствия. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Культурное наследие европейского Средневековья.

(1 час)

 

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 14, 16-21.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Kitaj-v-srednie-veka/001-Kitaj-v-srednie-veka.html (Китай в Средние века).

4. Kultura-Kitaja-v-Srednie-veka.html (Культура Китая в Средние века)

5. http://fb.ru/article/213097/karl-martell-kratkaya-biografiya-reformyi-i-deyatelnost-voennaya-reforma-karla-martella (Карл Мартелл: краткая биография, реформы и деятельность. Военная реформа Карла Мартелла).

6. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- I

Порядок выполнения задания 1:

Используя приведенный ниже текст (приложение № 1), учебную литературу (§ 14), Интернет – ресурсы (2), заполните таблицу «Сравнение двух религий». В таблице, подчеркните те черты, которые отличают ислам от христианства.

Задание №1.

Таблица «Сравнение двух религий»

 

Вопросы Ислам Христианство
Место, время и условия возникновения    
Представления верующих об основателе вероучения    
Главная Священная книга    
Представления о боге    
Представление о строении мира    
Представление о центре земного мира    
Представление о начале и конце истории    
Представление о человеке и цели его жизни    
Правила отношения к Богу      
Правила объединения с единоверцами    
Правила отношений с людьми      
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих      

Порядок выполнения задания 2:

Используя учебную литературу (§17), составьте схему: «Три сословия феодального общества», определив название сословий, права и обязанности представителей сословий.

Задание №2.

Задание №3.

Гуситские войны.

 Важным событием позднего Средневековья стали_______________________________. Их центром была___________________________, которая входила в состав ________________________________ империи, являясь одной из ее наи­более развитых частей. Свое название войны получили по имени _____________________, выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, _____________________ обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В _____________________г. Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.

Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения. ___________________ становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В _________ г. началась война _______________ и ________________, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря. ___________________ требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы — _______________________ (их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Вой­ско таборитов во главе с _____________________________ научилось побеждать ры­царскую конницу. В ___________ г. Папа Римский объявил ____________________ по­ход против ___________________________. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. _______________________ сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между _________________ и ______________________. Объединенные силы ______________________ и _____________________ в _________ г. разбили таборитов в битве у _____________.

В ходе ________________________ войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу _________ в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались _______________ и ________________________. Это обеспечива­ло быстрое развитие страны.

Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Принятие христианства славянскими народами. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Структура и сословия средневекового общества. Повседневная жизнь горожан в Средние века. Крестовые походы, их последствия. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Культурное наследие европейского Средневековья.

(1 час)

 

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 14, 16-21.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Kitaj-v-srednie-veka/001-Kitaj-v-srednie-veka.html (Китай в Средние века).

4. Kultura-Kitaja-v-Srednie-veka.html (Культура Китая в Средние века)

5. http://fb.ru/article/213097/karl-martell-kratkaya-biografiya-reformyi-i-deyatelnost-voennaya-reforma-karla-martella (Карл Мартелл: краткая биография, реформы и деятельность. Военная реформа Карла Мартелла).

6. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- II

Порядок выполнения задания 1:

Используя приведенный ниже текст (приложение № 2), Интернет - ресурсы (2), заполните таблицу «Принятие христианства славянскими народами».

Задание №1.

Таблица. Принятие христианства славянскими народами

Название страны Дата образования Имя правителя, принявшего христианство По какому образцу принято
Моравия      
Болгария        
Чехия        
Польша        

Вывод:

 

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав текст учебника (§16) и материалы Интернет-ресурса (5) ответьте на приведенный вопрос, указав значение военной (бенефициальной) реформы Карла Мартелла.

Задание №2

В.1. Назовите причины проведения военной (бенефициальной) реформы Карла Мартелла в 30-е гг. VIII в., каково ее значение для становление Франкской империи?

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 3:

Используя учебную литературу (§21), составьте кластер по теме: «Культурное наследие европейского Средневековья».

Задание №3.

Культурное наследие европейского Средневековья.

Богословие и наука Развитие образования, университетская система

Культурное насл едие европейского Средневековья

Дата Событие Результат
Основные направления (стили) в архитектуре Скульптура

ИТОГИ:

Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Принятие христианства славянскими народами. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Структура и сословия средневекового общества. Повседневная жизнь горожан в Средние века. Крестовые походы, их последствия. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Культурное наследие европейского Средневековья.

(1 час)

 

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 14, 16-21.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Kitaj-v-srednie-veka/001-Kitaj-v-srednie-veka.html (Китай в Средние века).

4. Kultura-Kitaja-v-Srednie-veka.html (Культура Китая в Средние века)

5. http://fb.ru/article/213097/karl-martell-kratkaya-biografiya-reformyi-i-deyatelnost-voennaya-reforma-karla-martella (Карл Мартелл: краткая биография, реформы и деятельность. Военная реформа Карла Мартелла).

6. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- III

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (3,4), составьте таблицу: «Китайская культура в Средние века». Ответьте на вопрос: На развитие каких государств повлияла культура Средневекового Китая, в чем это проявлялось?

Задание №1.

Таблица. Китайская культура в Средние века.

Направления Культуры Достижения Значение
Художественные Ремёсла    
Изобретения    
Литература    
Искусство (архитектура и скульптура, живопись)    
Развитие науки и образования    

Вопрос: На развитие каких государств повлияла культура Средневекового Китая, в чем это проявлялось?

Ответ:

 

Порядок выполнения задания 2:

Используя учебную литературу (§18), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Задание №2.

Задание №2.

Крестовые походы и их последствия  
В году Папа Римский призвал к походу в . Этот поход получил название - , так как участники похода .  

 


Группы населения, участвовавшие в походах Причины участия
Годы Поход Результат

Причины неудачи крестовых походов:

ИТОГИ:


Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Владимиро-Суздальское княжество. Деревянное и каменное зодчество. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Куликовская битва, ее значение. Образование единого Русского государства и его значение.

 (1 час)

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Порядок выполнения задания 1:

А) Используя Интернет-ресурсы (2-3), заполните таблицу: «Теории происхождения государства у восточных славян».

Б) Используя учебную литературу (§22), ответьте на тестовые вопросы.

Задание № 1(А).

Задание № 1(Б).

Вопрос: Выберите вариант ответа:
1) Центрами Древнерусского государства были:   а) Тверь и Смоленск, б) Новгород и Псков, в) Киев и Новгород, г) Москва и Суздаль.
2) Государство у восточных славян сложилось в:   а) 8-9 вв., б) 9-10 вв., в) 10-11 вв., г) 7-8 вв.
3) Полюдье – это:   а) запись событий по годам, б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, в) соседская община, г) штраф.
4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с:   а) призванием варягов, б) объединением Киева и Новгорода, в) государственной деятельностью княгини Ольги, г) княжением Олега Вещего.
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:   а) Новгород, б) Константинополь, в) Киев, г) Псков.
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:   а) Рюрик в 862 г., б) Олег в 882 г., в) Аскольд при участии Дира в 865 г., г) Игорь в 945 г.

 

Порядок выполнения задания 2:

А) Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.

Б) Используя учебную литературу (§23), заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси».

Задание № 2(А).

Князь_________________, внук ________________________, сын___________________________, не зря получил почётное прозвище ________________,ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________________. Тогда же им была пожалована церкви ________________своих доходов на постройку первого _______________ храма на Руси – церкви ______________________________,названной____________________.Народные_____________называют князя _________________________, потому что он не только совершал __________________ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «____________________________» – линию оборонительных пунктов против ______________________________________.

Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников-печенегов, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 980, княгиня Ольга.

Задание № 2(Б).

Задание №3.

Задание №4.

1. В чем причины возвышения Московского княжества?

2. Какой город являлся основным соперником Московского княжества в борьбе за объединение русских земель?

3. Каковы итоги Куликовской битвы?

4. При каком правителе из династии Рюриковичей (Имя, годы правления) завершится процесс объединения Русского государства, ознаменовавший окончание феодальной раздробленности и ордынского ига?

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:____________________________________

Дата:_______________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 (1 час)

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.

4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.

5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- I

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:

1. Что означает понятие «опричнина»?

2. Определите причины и цели опричнины?

3. С какими событиями связано начало опричнины?

4. Определите итоги опричнины?

Задание № 1

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать.

Задание № 2

«События Смутного времени»

Смутное время – это

 

Исторический деятель Кто такой? Что сделал? (1) Что с ним произошло? (2)
Борис Годунов      
Лжедмитрий I      
Василий Шуйский        
Иван Болотников      
Прокопий Ляпунов      
Лжедмитрий II      
Сигизмунд III      
Владислав      
Марина Мнишек      
Филарет      
Козьма Минин      
Дмитрий Пожарский      
Михаил Романов      

Порядок выполнения задания 3:

Используя учебную литературу (§45), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Задание № 3.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 (1 час)

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.

4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.

5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- II

Порядок выполнения задания 1:

Используя учебную литературу (§42), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия, дайте определение понятию «опричнина».

Задание № 1.

Иван Грозный, желая получить возможность начать широкомасштабные _________________, совершил необычный шаг. В конце __________г. он со свитой и приближенными покинул Москву и в начале ___________г. поселился в Александровой слободе. Царь объявил, что отказывается от престола из-за непокорности бояр. В царской грамоте напоминалось __________________________________ вовремя его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления. В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что про­тив простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ требо­вал, чтобы царь не оставлял ____________________, начинались волнения.

Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александро­ву слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Главным усло­вием своего возвращения царь назвал __________________, с помощью которых он сможет искоренить в государстве _____________. Иван IV со­здал особый двор, в который пошли специально отобранные им дворяне. Все земли были разделены на две части: _________________________. Москву тоже разделили на _______________________________. _______________была опальной землей и управлялась Боярской думой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. ________________________ царь управлял лично при помощи опричной боярской думы. Опрични­кам щедро раздавали вотчины и поместья, которые отбирали у прежних владельцев, вынужденных переселяться в иные места. Сразу же после возвращения царя в Москву были казнены многие видные бояре. В 1566 г. царь назначил митрополитом Соловецкого игумена __________________, происходившего из рода бояр Колыче­вых. Филипп почти сразу потребовал отмены опричнины. Некото­рое время царь обуздывал ярость, но затем вновь начались казни. Филипп ходатайствовал за осужденных. Вскоре его лишили сана, заточили в тверской Отрочь монастырь, где позже он был заду­шен опричником _______________________________________.

Иван Грозный расправился с семейством и самим двоюрод­ным братом Владимиром Андреевичем Старицким, которого по­дозревал в намерении ______________________. В 1569 г. царь возглавил ____________________________ против Новгорода. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному погрому. Затем был казнен и ряд руководителей опричнины.

Опричнина –_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), укажите даты событий Смутного времени.

Задание № 2

Хронология событий Смутного времени:

1. Восстание И. Болотникова -

2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –

3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –

4. Второе ополчение –

5. Избрание Михаила Романова на царство –

6. Неурожай и голод –

7. Первое ополчение –

8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –

9. Поход Владислава и Деулинское перемирие –

10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –

11. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –

12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –

13. Столбовский мир –

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§44, пункт «Народные восстания»), ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века (5) заполните таблицу «Народные движения 1613-1682 гг.», указав причины и последствия народных бунтов XVII века:

Задание № 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.

 (1 час)

Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.

4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.

5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ВАРИАНТ- III

Порядок выполнения задания 1:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятию «опричнина». 

2. Как она осуществлялась? 

3. Какими были её последствия?

Задание № 1

Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Порядок выполнения задания 2:

Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), дайте определение понятия «Смутное время», выделив три признака явления.

Задание № 2

Смутное время – это период__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________имевший следующие особенности:

1)

2)

3)

Порядок выполнения задания 3:

Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§49, пункт «Культура России XVII века»), составьте таблицу «Новые тенденции в русской культуре XVII в.».

Задание № 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Археологические памятники палеолита на территории России.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 455745.