ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Археологические памятники палеолита на территории России.
Неолитическая революция на территории современной России.
(1 час)
Цели: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы; сформировать представление о местах наиболее известных археологических находок на территории России.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.– М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 5. Неолитическая революция и ее последствия.
2. http://allrefs.net Стоянки палеолита на территории России.
3. http://www.gumer.info/ Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Порядок выполнения задания 1:
Используя материалы Интернет – ресурсов, вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Задание №1.
Стоянки палеолита на территории России.
Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около_______________________________. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены _________________________________________________________________из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена. Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании ____________________________________________в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой____________________________: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество____________________________________________________________, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти __________________________________________культур. К одной из этих культур, распространившейся на значительной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Владимиром. В 60-х гг.XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготовленных также из бивней.
Порядок выполнения задания 2:
Используя учебную литературу (§5), ответьте вопросы.
Задание №2.
В.1. Почему современные ученые считают родиной земледелия Переднею Азию? Приведите конкретный пример, подтверждающий данную версию.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В.2. Каковы последствия неолитической революции? Выпишите их.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:____________________________________
Дата:_______________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Великая греческая колонизация и ее последствия. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.– М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 6. У истоков цивилизации.
2. http://gigabaza.ru/doc/46815.html
3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija. Падение Римской империи.
4. http://www.syl.ru/article. Предпосылки возникновения новой религии.
5. http://www.gumer.info/ Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Порядок выполнения задания 1:
Используя учебную литературу (§6), вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Задание №1.
Задание №2.
Порядок выполнения задания 3:
Используя Интернет-ресурсы, составьте план-схему: «Падение Западной Римской империи», определив основные причины кризиса Римской империи.
Задание №3.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 4:
Проанализировав материалы Интернет-источников по теме: «Возникновение христианства», ответьте на приведенный вопрос, указав предпосылки возникновения христианства и ее становления как мировой религии.
Задание №4.
В.1. Какие предпосылки возникновения христианства называют современные ученые?
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:____________________________________
Дата:_______________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Принятие христианства славянскими народами. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Структура и сословия средневекового общества. Повседневная жизнь горожан в Средние века. Крестовые походы, их последствия. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Культурное наследие европейского Средневековья.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 14, 16-21.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Kitaj-v-srednie-veka/001-Kitaj-v-srednie-veka.html (Китай в Средние века).
4. Kultura-Kitaja-v-Srednie-veka.html (Культура Китая в Средние века)
5. http://fb.ru/article/213097/karl-martell-kratkaya-biografiya-reformyi-i-deyatelnost-voennaya-reforma-karla-martella (Карл Мартелл: краткая биография, реформы и деятельность. Военная реформа Карла Мартелла).
6. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ- I
Порядок выполнения задания 1:
Используя приведенный ниже текст (приложение № 1), учебную литературу (§ 14), Интернет – ресурсы (2), заполните таблицу «Сравнение двух религий». В таблице, подчеркните те черты, которые отличают ислам от христианства.
Задание №1.
Таблица «Сравнение двух религий»
Вопросы | Ислам | Христианство |
Место, время и условия возникновения | ||
Представления верующих об основателе вероучения | ||
Главная Священная книга | ||
Представления о боге | ||
Представление о строении мира | ||
Представление о центре земного мира | ||
Представление о начале и конце истории | ||
Представление о человеке и цели его жизни | ||
Правила отношения к Богу | ||
Правила объединения с единоверцами | ||
Правила отношений с людьми | ||
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих |
Порядок выполнения задания 2:
Используя учебную литературу (§17), составьте схему: «Три сословия феодального общества», определив название сословий, права и обязанности представителей сословий.
Задание №2.
Задание №3.
Гуситские войны.
Важным событием позднего Средневековья стали_______________________________. Их центром была___________________________, которая входила в состав ________________________________ империи, являясь одной из ее наиболее развитых частей. Свое название войны получили по имени _____________________, выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, _____________________ обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В _____________________г. Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.
Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения. ___________________ становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В _________ г. началась война _______________ и ________________, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря. ___________________ требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы — _______________________ (их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Войско таборитов во главе с _____________________________ научилось побеждать рыцарскую конницу. В ___________ г. Папа Римский объявил ____________________ поход против ___________________________. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. _______________________ сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между _________________ и ______________________. Объединенные силы ______________________ и _____________________ в _________ г. разбили таборитов в битве у _____________.
В ходе ________________________ войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу _________ в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались _______________ и ________________________. Это обеспечивало быстрое развитие страны.
Оценка:____________________________________
Дата:_______________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Принятие христианства славянскими народами. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Структура и сословия средневекового общества. Повседневная жизнь горожан в Средние века. Крестовые походы, их последствия. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Культурное наследие европейского Средневековья.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 14, 16-21.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Kitaj-v-srednie-veka/001-Kitaj-v-srednie-veka.html (Китай в Средние века).
4. Kultura-Kitaja-v-Srednie-veka.html (Культура Китая в Средние века)
5. http://fb.ru/article/213097/karl-martell-kratkaya-biografiya-reformyi-i-deyatelnost-voennaya-reforma-karla-martella (Карл Мартелл: краткая биография, реформы и деятельность. Военная реформа Карла Мартелла).
6. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ- II
Порядок выполнения задания 1:
Используя приведенный ниже текст (приложение № 2), Интернет - ресурсы (2), заполните таблицу «Принятие христианства славянскими народами».
Задание №1.
Таблица. Принятие христианства славянскими народами
Название страны | Дата образования | Имя правителя, принявшего христианство | По какому образцу принято |
Моравия | |||
Болгария | |||
Чехия | |||
Польша | |||
Вывод:
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав текст учебника (§16) и материалы Интернет-ресурса (5) ответьте на приведенный вопрос, указав значение военной (бенефициальной) реформы Карла Мартелла.
Задание №2
В.1. Назовите причины проведения военной (бенефициальной) реформы Карла Мартелла в 30-е гг. VIII в., каково ее значение для становление Франкской империи?
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 3:
Используя учебную литературу (§21), составьте кластер по теме: «Культурное наследие европейского Средневековья».
Задание №3.
Культурное наследие европейского Средневековья.
Богословие и наука | Развитие образования, университетская система |
Культурное насл едие европейского Средневековья |
Дата | Событие | Результат |
Основные направления (стили) в архитектуре | Скульптура |
ИТОГИ: |
Оценка:____________________________________
Дата:_______________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Принятие христианства славянскими народами. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Структура и сословия средневекового общества. Повседневная жизнь горожан в Средние века. Крестовые походы, их последствия. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Культурное наследие европейского Средневековья.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 14, 16-21.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Kitaj-v-srednie-veka/001-Kitaj-v-srednie-veka.html (Китай в Средние века).
4. Kultura-Kitaja-v-Srednie-veka.html (Культура Китая в Средние века)
5. http://fb.ru/article/213097/karl-martell-kratkaya-biografiya-reformyi-i-deyatelnost-voennaya-reforma-karla-martella (Карл Мартелл: краткая биография, реформы и деятельность. Военная реформа Карла Мартелла).
6. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ- III
Порядок выполнения задания 1:
Используя Интернет-ресурсы (3,4), составьте таблицу: «Китайская культура в Средние века». Ответьте на вопрос: На развитие каких государств повлияла культура Средневекового Китая, в чем это проявлялось?
Задание №1.
Таблица. Китайская культура в Средние века.
Направления Культуры | Достижения | Значение |
Художественные Ремёсла | ||
Изобретения | ||
Литература | ||
Искусство (архитектура и скульптура, живопись) | ||
Развитие науки и образования | ||
Вопрос: На развитие каких государств повлияла культура Средневекового Китая, в чем это проявлялось? Ответ:
|
Порядок выполнения задания 2:
Используя учебную литературу (§18), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Задание №2.
Задание №2.
Крестовые походы и их последствия |
В |
Группы населения, участвовавшие в походах | Причины участия |
Годы | Поход | Результат |
Причины неудачи крестовых походов: |
| |
Оценка:____________________________________
Дата:_______________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Владимиро-Суздальское княжество. Деревянное и каменное зодчество. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Куликовская битва, ее значение. Образование единого Русского государства и его значение.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Порядок выполнения задания 1:
А) Используя Интернет-ресурсы (2-3), заполните таблицу: «Теории происхождения государства у восточных славян».
Б) Используя учебную литературу (§22), ответьте на тестовые вопросы.
Задание № 1(А).
Задание № 1(Б).
Вопрос: | Выберите вариант ответа: |
1) Центрами Древнерусского государства были: | а) Тверь и Смоленск, б) Новгород и Псков, в) Киев и Новгород, г) Москва и Суздаль. |
2) Государство у восточных славян сложилось в: | а) 8-9 вв., б) 9-10 вв., в) 10-11 вв., г) 7-8 вв. |
3) Полюдье – это: | а) запись событий по годам, б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, в) соседская община, г) штраф. |
4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с: | а) призванием варягов, б) объединением Киева и Новгорода, в) государственной деятельностью княгини Ольги, г) княжением Олега Вещего. |
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение: | а) Новгород, б) Константинополь, в) Киев, г) Псков. |
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород: | а) Рюрик в 862 г., б) Олег в 882 г., в) Аскольд при участии Дира в 865 г., г) Игорь в 945 г. |
Порядок выполнения задания 2:
А) Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.
Б) Используя учебную литературу (§23), заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси».
Задание № 2(А).
Князь_________________, внук ________________________, сын___________________________, не зря получил почётное прозвище ________________,ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________________. Тогда же им была пожалована церкви ________________своих доходов на постройку первого _______________ храма на Руси – церкви ______________________________,названной____________________.Народные_____________называют князя _________________________, потому что он не только совершал __________________ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «____________________________» – линию оборонительных пунктов против ______________________________________.
Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников-печенегов, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 980, княгиня Ольга.
Задание № 2(Б).
Задание №3.
Задание №4.
1. В чем причины возвышения Московского княжества?
2. Какой город являлся основным соперником Московского княжества в борьбе за объединение русских земель?
3. Каковы итоги Куликовской битвы?
4. При каком правителе из династии Рюриковичей (Имя, годы правления) завершится процесс объединения Русского государства, ознаменовавший окончание феодальной раздробленности и ордынского ига?
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:____________________________________
Дата:_______________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.
4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ- I
Порядок выполнения задания 1:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:
1. Что означает понятие «опричнина»?
2. Определите причины и цели опричнины?
3. С какими событиями связано начало опричнины?
4. Определите итоги опричнины?
Задание № 1
Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать.
Задание № 2
«События Смутного времени»
Смутное время – это
| ||
Исторический деятель | Кто такой? | Что сделал? (1) Что с ним произошло? (2) |
Борис Годунов | ||
Лжедмитрий I | ||
Василий Шуйский | ||
Иван Болотников | ||
Прокопий Ляпунов | ||
Лжедмитрий II | ||
Сигизмунд III | ||
Владислав | ||
Марина Мнишек | ||
Филарет | ||
Козьма Минин | ||
Дмитрий Пожарский | ||
Михаил Романов |
Порядок выполнения задания 3:
Используя учебную литературу (§45), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Задание № 3.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.
4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ- II
Порядок выполнения задания 1:
Используя учебную литературу (§42), вставьте в приведенном ниже тексте пропущенные исторические термины и понятия, дайте определение понятию «опричнина».
Задание № 1.
Иван Грозный, желая получить возможность начать широкомасштабные _________________, совершил необычный шаг. В конце __________г. он со свитой и приближенными покинул Москву и в начале ___________г. поселился в Александровой слободе. Царь объявил, что отказывается от престола из-за непокорности бояр. В царской грамоте напоминалось __________________________________ вовремя его малолетства, расхищении казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в покрытии вины совершивших преступления. В другой грамоте, адресованной ко всему московскому люду, говорилось, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ требовал, чтобы царь не оставлял ____________________, начинались волнения.
Делегация бояр, дворян и духовенства прибыла в Александрову слободу и просила Ивана IV вернуться к власти. Главным условием своего возвращения царь назвал __________________, с помощью которых он сможет искоренить в государстве _____________. Иван IV создал особый двор, в который пошли специально отобранные им дворяне. Все земли были разделены на две части: _________________________. Москву тоже разделили на _______________________________. _______________была опальной землей и управлялась Боярской думой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. ________________________ царь управлял лично при помощи опричной боярской думы. Опричникам щедро раздавали вотчины и поместья, которые отбирали у прежних владельцев, вынужденных переселяться в иные места. Сразу же после возвращения царя в Москву были казнены многие видные бояре. В 1566 г. царь назначил митрополитом Соловецкого игумена __________________, происходившего из рода бояр Колычевых. Филипп почти сразу потребовал отмены опричнины. Некоторое время царь обуздывал ярость, но затем вновь начались казни. Филипп ходатайствовал за осужденных. Вскоре его лишили сана, заточили в тверской Отрочь монастырь, где позже он был задушен опричником _______________________________________.
Иван Грозный расправился с семейством и самим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким, которого подозревал в намерении ______________________. В 1569 г. царь возглавил ____________________________ против Новгорода. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному погрому. Затем был казнен и ряд руководителей опричнины.
Опричнина –_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), укажите даты событий Смутного времени.
Задание № 2
Хронология событий Смутного времени:
1. Восстание И. Болотникова -
2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –
3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –
4. Второе ополчение –
5. Избрание Михаила Романова на царство –
6. Неурожай и голод –
7. Первое ополчение –
8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –
9. Поход Владислава и Деулинское перемирие –
10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –
11. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –
12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –
13. Столбовский мир –
Порядок выполнения задания 3:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§44, пункт «Народные восстания»), ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века (5) заполните таблицу «Народные движения 1613-1682 гг.», указав причины и последствия народных бунтов XVII века:
Задание № 3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Опричнина, споры о ее смысле. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Культура России XVII века.
(1 час)
Цели : способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § 22-23, 27-29.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://www.encyclopaedia-russia.ru Энциклопедия истории России.
4. https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8 Романовы. Фильм первый.
5. ЭОР 7:Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ВАРИАНТ- III
Порядок выполнения задания 1:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§42, пункт «Опричнина»), ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «опричнина».
2. Как она осуществлялась?
3. Какими были её последствия?
Задание № 1
Ответы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порядок выполнения задания 2:
Проанализировав документальный фильм «Романовы. Фильм первый» о событиях смутного времени и начале правления династии Романовы (4), учебную литературу (§43-44), дайте определение понятия «Смутное время», выделив три признака явления.
Задание № 2
Смутное время – это период__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________имевший следующие особенности:
1)
2)
3)
Порядок выполнения задания 3:
Используя Интернет-ресурсы (2-3), учебную литературу (§49, пункт «Культура России XVII века»), составьте таблицу «Новые тенденции в русской культуре XVII в.».
Задание № 3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Археологические памятники палеолита на территории России.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 455862.