Флексия (- ) – изменяемая часть слова, которая является носителем реляционного (грамматического) значения и служит для связи слов в словосочетании и предложении (великолепный – прилаг., изм. ч. р.)
- (неизменяемые слова):
1) наречие;
2) деепричастие (- а, (-я ), - в, -вши, -ши);
3) простая сравнительная степень прилаг. (-ее/ -ей, -е, -ше);
4) слова КС(категории состояния);
5) несклоняемые сущ., прилаг.;
6) служебные части речи.
Все служебные части речи неизменяемы,
нечленимы, одноморфемны.
Основа ( ) - часть слова, в которой заключено его лексическое значение, без окончания у изменяемых слов или всё неизменяемое слово без некоторых формообразующих аффиксов.
Аффиксы, находящиеся за пределами основы:
1) суффиксы простой сравнительной степени прилагательных(наречий):
-ее(-ей ), - е, -ше (красивее);
2) суффиксы деепричастий: -а, -в, -вши, -ши(сдела в ) ;
3) суффикс глагола в прошедшем времени: - л (-о-) (выполнил ) ;
4) суффикс глагола в повелительном наклонении: -и-(-о-) (ид и ) ;
5) постфикс страдательного залога: -ся (-сь) (записыва j ется.)
Корень ( - -) - главная часть родственных слов, являющаяся носителем вещественного значения, которая сохраняется во всех однокоренных словах (очарование).
|
Префикс ( - )- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов или форм слова (по ехали).
Суффикс ( - -) -значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов или форм слова (супружеский).
Постфикс (- ) - значимая часть слова, которая стоит после окончания у изменяемых слов или в конце неизменяемого слова и служит для образования новых слов или форм слова.
Постфиксы встречаются (4):
1) у глаголов - ся(-сь): умываться;
причастий: умывающийся;
2) у глагольных форм
деепричастий: умываясь;
местоимений
3) у неопределённых -то, -либо, - нибудь
наречий
(кто-то, где-либо).
Интерфикс (- -) – асемантическая морфема, служащая для соединения двух основ в одну словоформу (пароход).
Особое положением интерфикса является его местоположение между корнем и суффиксом (жилец, певец, кофейный, африканский, сочинский, вчерашний), когда по морфонологическим причинам их соединение затруднено или невозможно.
Глоссарий к разделу «Словообразование»
Мотивированное слово - то слово, которое мы анализируем; слово, значение и звучание которого обусловлено (мотивировано) другими однокоренными словами (испытатель):
Мотивированная основа - это основа мотивированного слова, та его часть, которая получилась в результате словообразования.
Мотивирующее слово - это то слово, от которого образовано мотивированное слово (испытатель испытать)
Мотивирующая основа — это та часть мотивирующего слова, которая
непосредственно принимает участие в словообразовании:
испыта тель испытать;
подснежник снег.
Если новое слово образуется при помощи приставки или постфикса, то в процессе словопроизводства участвует все мотивирующее слово, например:
переделать делать;
радоваться радовать.
Мотивированные слова могут быть образованы не от одного, а от нескольких слов: пароход пар + ходить.
В этом случае используется термин «мотивирующая база». Мотивирующая база – это слова, сочетания или фразеологические единицы, от которых образовано мотивированное слово:
вечнозеленый вечно зеленый,
злободневный злоба дня.
Словообразовательный аффикс (элемент, средство, формант - в узком смысле слова) - это морфема, которая присоединяется к мотивирующей основе или к мотивирующему слову в целом в процессе словообразования (суффикс,приставка, постфикс):
прикарманить карман
|
песоч ница песок
Ф = -ниц- + система флексий (т.к. изм.) + морфонологический процесс -историческое чередование к//ч;
жилец жить
Ф = -ец- + система флексий (т.к. изм) + интерфиксация (-л-).
Комплексные единицы словообразования - это такие единицы, которые представляют собой совокупность лексических единиц, слов или некоторую схему построения производных слов. К ним относятся:
- словообразовательное гнездо;
- словообразовательная цепочка;
- словообразовательная модель;
- словообразовательная пара.
Словообразовательное гнездо - это совокупность однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной мотивации. Исходным является немотивированное слово.
Пример словообразовательного гнезда:
смелость
смело
смелый смельчак
смелеть посмелеть
осмелеть
осмелиться
В рамках словообразовательного гнезда можно выделить
словообразовательную пару . Это словообразовательная единица, которая
состоит из двух слов, находящихся в отношениях непосредственной
мотивации:
волчий волк
Словообразовательная цепочка - ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации. Каждая цепочка состоит из словообразовательных пар:
обласкива ни je обласкивать обласкать ласкать;
|
учитель ство учитель учить.
Словообразовательная модель - это схема образования слова, которая характеризуется
1) единством части речи мотивирующего слова;
2) единством словообразовательного элемента;
3) единством способа словообразования.
Например:
побережьjе берег
полесь j е лес
поверь j е вера
Данные слова образованы от существительных с помощью словообразовательных элементов приставки по-, суффикса -j- . Способ образования морфологический, аффиксальный, префиксально-суффиксальный.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1471.